Конспект занятия по познавательному развитию " Приглашение туриста на малую Родину" с учетом регионального компонента по ФГОС
план-конспект занятия (старшая группа)
старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_po_znakomstvu_s_natsionalnostyami1.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Приглашение туристов на малую Родину»
Составила:
Синяк М.С.
Цель:Закрепить знания о родном городе, как о Малой Родине.
Задачи:
- Формировать умение пользоваться картой.
- Объяснить детям разницу в понятиях «Родина» и «малая родина».
- Учить рассказывать о калмыцким народном творчестве: пословицы, песни, танец, музыкальные инструменты.
- Познакомить с калмыцким национальным орнаментом.
- Развивать воображение и эстетическое восприятие.
- Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и воспитателя.
- Обогащать словарный запас детей: кочевой, юрта, пиала, знакомство с национальными словами, скотоводы, домбра.
Уточнить и закрепить общие представления о родном селе (достопримечательности, здания, река, улицы)
Развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме;
Формировать у детей чувство патриотизма и любви к малой Родине;
Развивать связную речь, логическое мышление, двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Конструктивные игры в свободное время. Чтение рассказов , сказок о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и зданий родного города, животных нашей степи, домашних животных.
Оборудование: макет, домбра, белые шарфы, слайды, куклы в национальных одеждах, пиалы, пиалы(папье-маше) для расписывания национальным орнаментом, кисти и гуашь, круглый столик, подушечки, дидактическая игра « Что нужно?»
Ход занятия
Слышен гул самолета.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто прилетает к нам в гости часто на самолете? А пока к нам летят я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение». С каждым правильным ответом на экране будет открываться картинка.
Игра:
Мы с вами живем в стране, которая называется …..(Россия). (слайд №2 )
В ней проживает много разных…. (народов, людей).
Столица России…. (Москва).
Президент нашей страны …. Владимир Владимирович Путин).
Вы живете в Республике, которая называется …. (Калмыкия).
Вы родились в городе ….. (Элиста).
Стук в дверь. Входит Даша-путешественница
- Здравствуйте,ребята, вы меня узнали? Я путешествую по нашей большой стране России и прилетела в ваш город, говорят, сюда приезжает много туристов.
Воспитатель: Сегодня у нас будет непростое занятие, а занятие-приглашение, это я пригласила Дашу на нашу малую Родину , туда, где мы родились,в республику Калмыкия.
- Как вы понимаете словосочетание «малая родина»? Россия - это страна, в которой мы с вами все родились и живем – это наша общая Родина. Но вы знаете, что в нашей стране очень много республик, областей и краев. Вот они-то и являются малой родиной для людей, которые там родились. Вот вы родились Республике Калмыкия, г. Элиста – это ваша малая родина. К нам приезжает много туристов, они хотят познакомиться с нашей культурой, традициями и полюбоваться нашей уникальной природой
Давайте расскажем Даше о нашей малой родине?
(включить слайд «Добро пожаловать в Калмыкию»)№1
-Мендт! Ирхитн, эржянявидн Хальмг Тангчур! Добро пожаловать в Республику Калмыкия!
(дети надевают на Дашу белые шарф, а на себя калмыцкую одежду).
- Ребята, белые шарфы обозначают гостеприимство и желание видеть гостей, туристов у себя дома, в Калмыкии.Расскажите Даше, что на вас надето?
1 Ребенок: На мне одет калмыцкий национальный костюм. Шапочка называется «махла» , пояс – «бусе», платье –«терлек».
Есть, возможно, уголок красивей
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей нашей России
Ближе к сердцу Калмыкия моя!
Калмыкия расположена по соседству с Ростовской областью (слайд).Вот возле Ростовской области изображены казаки, а со стороны Калмыкии –калмыки.Даша, в Калмыкии живут люди разных национальностей, коренные жители моей республики – это калмыки (слайд).
2 ребенок: Калмыкия – это степной край. Весной степь выглядит очень красиво, потому что только в калмыцкой степи можно увидеть такое изобилие и разнообразие тюльпанов. Тюльпаны занесены в Красную книгу, поэтому их рвать нельзя (слайд).
3 ребенок: Столица Калмыкии – город Элиста.( показывает на карте) Называют город Элисту – степная жемчужина, потому что он расположен среди бескрайних степных равнин и холмов. Элиста – очень красивый город, и он очень отличается от многих городов России. (слайды)
4 ребенок: Но символ Калмыкии – лотос, посмотрите какой он красивый, он даже изображен на флаге республики.(слайд).
Даша: А правда, что в Калмыкии говорят так, счастлив тот, кто хоть раз видел цветущий лотос?
Воспитатель:Да, Красивые нежные цветы этого растения как будто парят над гладью воды. Лепестки и листья покрыты тончайшим восковым налетом, который переливается перламутром, а капли воды на них сверкают, словно драгоценные камни.
Калмыки – степной народ, очень давно они были кочевыми. Слово «кочевой» произошло от слова «кочевать», то есть «переезжать».
5 ребенок. Раньше калмыки жили в юртах ( кибитках) – так назывались их жилища.(слайд юрта)
Юрта очень быстро разбиралась, складывалась и грузилась на повозку. Потом перевозилась на другое место.
Воспитатель: Даша, подойди сюда, и ребята покажут тебе, как выглядело стойбище калмыков. (дети подходят к макету и помогают воспитателю рассказывать).
Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался “войлоком”, вот он (показывают). Это, Даша, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Войлок очень прочный и теплый, поэтому в юрте всегда было сухо и тепло.
В центре каждой юрты был очаг, где всегда горел огонь и готовилась пища, дым выходил на улицу вот через это отверстие, дымоход.
А еще, Даша, калмыки всегда были (дети договаривают) скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы?
(Ответы детей)
Скотоводы – это люди, которые разводят скот.
Воспитатель: Посмотрите, каких животных вы здесь видите. (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово “скотоводы”.)
Даша: Ребята, где калмыки брали еду и одежду? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Благодаря животным у калмыков всегда было мясо и молоко. Из молока лошадей калмыки делали «кумыс» - это очень сытный и полезный напиток, который придавал силы и укреплял здоровье.
Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти - катали войлок, изготавливали одежду.
- Ребята, пригласите Дашу за калмыцкий стол. Посмотрите и скажите, что вы заметили необычного? Правильно, подушки.(Садятся)В калмыцкой юрте не было стульев, поэтому калмыки садились вот на такие подушки или коврики. Женщины и мужчины садились по-разному. Мужчины – скрещивали ноги, женщины скромно соединяли ноги. Проходите и рассаживайтесь.
(Включить музыку – звучание домбры).
- Ребята, а вы где-нибудь слышали эту музыку? Это звучит домбра, калмыцкий национальный инструмент (показываю его) и на слайдах. Домбра всегда звучит на калмыцких праздниках. Посмотрите какой он. Чем-то напоминает русскую балалайку, только звучит по-особенному. (дети рассматривают инструмент и передают Даше)
Даша: Ребята, я знаю, что у вас есть один очень красивый калмыцкий танец, который называется «Шарка-барка». Что он обозначает?
Воспитатель: в переводе обозначает танец журавлей. Хочешь потанцевать? Ребята будут тебе показывать движения, а ты повторяй.(на экране слайд танца, включить музыку ).
- Ребята, мы Даше устроили целый праздник с народной музыкой, с танцами, но чего-то еще не хватает. Как вы думаете, чего? Что люди еще готовят к празднику? О чем мы еще должны рассказать туристам? ( ответы детей)
- Правильно, всегда готовят угощение. Ребята, калмыки очень любят встречать и угощать своих гостей. У калмыков есть такая поговорка: «Человек, угощающий другого - угощает и себя.» ( слайды)
-Национальной едой калмыков является чай из молока – «джомба» и «борцоки» - круглые пышки, олицетворяющие солнце. Калмыки говорят: «Чай хоть и жидкий, но голова всех блюд.» (слайды)
Ни один калмыцкий праздник – будь то свадьба, именины, народные гулянья, никогда не обходятся без джомбы и борцоков.
Воспитатель предлагает детям рассказать Даше, из чего готовят Джомбу и борцоги: Дидактическая игра « Что нужно?»
(дети угощают Дашу настоящими борциками)
Даша: Ребята, спасибо вам большое, как много я узнала вашей мало родине Калмыкии и Элисте, мне даже не хочется уезжать, но скоро прилетит самолет, можно мне взять что-нибудь с собой на память о вашем крае как сувенир?
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столике у вас стоят пиалы – это часть калмыцкой посуды. Калмыцкий чай поддается в пиалах. Пиалы украшаются калмыцкимнациональным орнаментом.
Посмотрите как выглядиторнамент .(слайд).
-Ребята, пиалы, которые стоят на нашем столике еще не имеют украшений и я их украсить и подарить Даше на память.Проходите на свои места. Расписывать пиалы мы будем так, как это делали жители Калмыкии раньше, так же, сидя на подушечках. (поставить на середину стола поднос с набором для рисования).Посмотрите, это уже расписанная пиала. На одной из пиал я вам покажу, как правильно нанести орнамент, а потом и вы приступите к работе.
(дети под музыку расписывают пиалы и дарят их Даше).
Даша:Молодцы! Получилось очень красиво! Спасибо вам !Хандж,анав!
- Ну вот Даша, мы были рады видеть тебя у нас. Тебе понравилась наша малая родина - Калмыкия?
Дети: Мы были рады видеть тебя на наше земле, ждем в гости. Счастья тебе, мира и радости!
- Сянбяятн! До свидания, ребята!
-Сянбяятн! (дети выходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...
Конспект НОД по ФГОС с учетом регионального компонента в средней руппе на тему "Моя малая Родина".
Конспект НОД по ФГОС формирование целостной картины мира в средней группе....
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента Д/И «ЦЕПОЧКА ВРЕМЕНИ»Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, и настоящем времени. Активизировать...
КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)
v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских гор, с животным миром....
Конспект комплексного занятия "Моя Малая Родина" в средней группе с учетом регионального компонента по ФГОС.
Закрепить знания о родном селе, как о малой Родине....
Комментарии
Прекрасное интегрированное
Прекрасное интегрированное занятие, спасибо Марина Сергеевна