Конспект занятия по познавательному развитию " Приглашение туриста на малую Родину" с учетом регионального компонента по ФГОС
план-конспект занятия (старшая группа)

Синяк Марина Сергеевна

старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Приглашение туристов на малую Родину»

Составила:

Синяк М.С.

Цель:Закрепить знания о родном городе, как о Малой  Родине.

Задачи:

  • Формировать умение пользоваться картой.
  • Объяснить детям разницу в понятиях «Родина» и «малая родина».
  • Учить рассказывать о калмыцким народном творчестве: пословицы, песни, танец, музыкальные инструменты.
  • Познакомить с калмыцким национальным орнаментом.
  • Развивать воображение и эстетическое восприятие.
  • Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость   взаимодействия ребенка и воспитателя.
  • Обогащать словарный запас детей: кочевой, юрта, пиала, знакомство с национальными словами, скотоводы, домбра.

         Уточнить и закрепить общие представления о родном селе (достопримечательности, здания, река, улицы)

         Развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме;

        Формировать у детей чувство патриотизма и любви к малой Родине;

        Развивать связную речь, логическое мышление, двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа:  Конструктивные игры в свободное время. Чтение рассказов , сказок о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и зданий родного города, животных нашей степи, домашних животных.

Оборудование: макет, домбра, белые шарфы, слайды, куклы в национальных одеждах, пиалы, пиалы(папье-маше) для расписывания национальным орнаментом, кисти и гуашь, круглый столик, подушечки, дидактическая игра « Что нужно?»

                                              Ход занятия

Слышен гул самолета.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто прилетает к нам в гости часто на самолете? А пока к нам летят я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение». С каждым правильным ответом на экране будет открываться картинка.

Игра:

Мы с вами живем в стране, которая называется …..(Россия). (слайд №2 )

В ней проживает много разных…. (народов, людей).

Столица России…. (Москва).

Президент нашей страны …. Владимир Владимирович Путин).

Вы живете в Республике, которая называется …. (Калмыкия).

Вы родились в городе ….. (Элиста).

Стук в дверь. Входит Даша-путешественница

 - Здравствуйте,ребята, вы меня узнали? Я путешествую по нашей большой стране России  и прилетела в ваш город, говорят, сюда приезжает много туристов.

Воспитатель: Сегодня у нас будет непростое занятие, а занятие-приглашение, это я пригласила Дашу на нашу  малую Родину , туда, где мы родились,в республику Калмыкия.

- Как вы понимаете словосочетание «малая родина»?  Россия -  это страна, в которой мы с вами все родились и живем – это наша общая Родина. Но вы знаете, что в нашей стране очень много республик, областей и  краев. Вот они-то и являются малой родиной для людей, которые там родились. Вот вы родились Республике Калмыкия, г. Элиста – это ваша малая родина. К нам приезжает много туристов, они хотят познакомиться с нашей культурой, традициями и полюбоваться нашей уникальной природой

Давайте расскажем Даше о нашей малой родине?

(включить слайд  «Добро пожаловать в Калмыкию»)№1

-Мендт! Ирхитн, эржянявидн Хальмг Тангчур! Добро пожаловать в Республику Калмыкия!

(дети надевают на Дашу  белые шарф, а на себя калмыцкую одежду).

- Ребята, белые шарфы обозначают гостеприимство и желание видеть гостей, туристов у себя дома, в Калмыкии.Расскажите Даше, что на вас надето?

1 Ребенок: На мне одет калмыцкий национальный костюм. Шапочка называется «махла» , пояс – «бусе», платье –«терлек».

Есть, возможно, уголок красивей

Есть богаче, шире есть края.

Только мне из всей нашей России

Ближе к сердцу Калмыкия моя!

Калмыкия расположена по соседству с Ростовской областью (слайд).Вот возле Ростовской области изображены казаки, а со стороны Калмыкии –калмыки.Даша, в Калмыкии живут люди разных национальностей, коренные жители моей республики – это калмыки (слайд).

2 ребенок: Калмыкия – это степной край. Весной степь выглядит очень красиво, потому что только в калмыцкой степи можно увидеть такое изобилие и разнообразие тюльпанов. Тюльпаны занесены в Красную книгу, поэтому их рвать нельзя (слайд).

3 ребенок: Столица Калмыкии – город Элиста.( показывает на карте) Называют город Элисту – степная жемчужина, потому что он расположен среди бескрайних степных равнин и холмов. Элиста – очень красивый город, и он очень отличается от многих городов России. (слайды)

4 ребенок: Но символ Калмыкии – лотос, посмотрите какой он красивый, он даже изображен на флаге республики.(слайд).

Даша: А правда, что в Калмыкии говорят так, счастлив тот, кто хоть раз видел цветущий лотос?

Воспитатель:Да, Красивые нежные цветы этого растения как будто парят над гладью воды. Лепестки и листья покрыты тончайшим восковым налетом, который переливается перламутром, а капли воды на них сверкают, словно драгоценные камни.

Калмыки – степной народ, очень давно они были кочевыми. Слово «кочевой» произошло от слова «кочевать», то есть «переезжать».

5 ребенок. Раньше калмыки  жили в юртах ( кибитках) – так назывались их жилища.(слайд юрта)

Юрта очень быстро разбиралась, складывалась и грузилась на повозку. Потом перевозилась на другое место.

Воспитатель: Даша, подойди сюда, и ребята покажут тебе, как выглядело стойбище калмыков. (дети подходят к макету и помогают воспитателю рассказывать).

Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался “войлоком”, вот он (показывают). Это, Даша, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Войлок очень прочный и теплый, поэтому в юрте всегда было сухо и тепло.

В центре каждой юрты был очаг, где всегда горел огонь и готовилась пища, дым выходил на улицу вот через это отверстие,  дымоход.

 А еще, Даша, калмыки всегда были (дети договаривают) скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы?

(Ответы детей)

Скотоводы – это люди, которые разводят скот.

Воспитатель: Посмотрите, каких животных вы здесь видите. (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово “скотоводы”.)

Даша: Ребята, где калмыки брали еду и одежду? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! Благодаря животным у калмыков всегда было мясо и молоко. Из молока лошадей калмыки делали «кумыс» - это очень сытный и полезный напиток, который придавал силы и укреплял здоровье.

Из шкур этих животных выделывали кожу, из шерсти - катали войлок, изготавливали одежду.

- Ребята, пригласите Дашу  за калмыцкий стол. Посмотрите и скажите, что вы заметили необычного? Правильно, подушки.(Садятся)В калмыцкой юрте не было стульев, поэтому калмыки садились вот на такие подушки или коврики. Женщины и мужчины садились по-разному. Мужчины – скрещивали ноги, женщины скромно соединяли ноги. Проходите и рассаживайтесь.

(Включить музыку – звучание домбры).

- Ребята, а вы где-нибудь слышали эту музыку? Это звучит домбра, калмыцкий национальный инструмент (показываю его) и на слайдах. Домбра всегда звучит на калмыцких праздниках. Посмотрите какой он. Чем-то напоминает русскую балалайку, только звучит по-особенному. (дети рассматривают инструмент и передают Даше)

Даша: Ребята, я знаю, что у вас есть один очень красивый калмыцкий танец, который называется «Шарка-барка». Что он обозначает?

Воспитатель: в переводе обозначает танец журавлей. Хочешь потанцевать? Ребята будут тебе  показывать движения, а ты повторяй.(на экране слайд танца, включить музыку ).

- Ребята, мы Даше устроили целый праздник с народной музыкой, с танцами, но чего-то еще не хватает. Как вы думаете, чего? Что люди еще готовят к празднику? О чем мы еще должны рассказать туристам? ( ответы детей)

- Правильно,  всегда готовят угощение. Ребята, калмыки очень любят встречать и угощать своих гостей. У калмыков есть такая поговорка:   «Человек, угощающий другого - угощает и себя.» ( слайды)

-Национальной едой калмыков является чай из молока – «джомба» и «борцоки» - круглые пышки, олицетворяющие  солнце.  Калмыки говорят: «Чай хоть и жидкий, но голова всех блюд.» (слайды)

Ни один калмыцкий праздник – будь то свадьба, именины, народные гулянья, никогда не обходятся без джомбы и борцоков.

Воспитатель предлагает детям рассказать Даше, из чего готовят Джомбу и борцоги: Дидактическая игра « Что нужно?»

                 (дети угощают Дашу настоящими борциками)

Даша: Ребята, спасибо вам большое, как много я узнала  вашей мало родине Калмыкии и Элисте, мне даже не хочется уезжать, но скоро прилетит самолет, можно мне взять что-нибудь с собой на память о вашем крае  как сувенир?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столике у вас стоят пиалы – это часть калмыцкой посуды. Калмыцкий чай поддается в пиалах. Пиалы украшаются  калмыцкимнациональным орнаментом.

Посмотрите как выглядиторнамент .(слайд).

-Ребята, пиалы, которые стоят на нашем столике еще не имеют украшений и я их украсить и подарить Даше на память.Проходите на свои места. Расписывать пиалы мы будем так, как это делали жители Калмыкии раньше, так же, сидя на подушечках. (поставить на середину стола  поднос с набором для рисования).Посмотрите, это уже расписанная пиала. На одной из пиал я вам покажу, как правильно нанести  орнамент, а потом и вы приступите к работе.

(дети под музыку расписывают пиалы и дарят их Даше).

Даша:Молодцы! Получилось очень красиво! Спасибо вам !Хандж,анав!

- Ну вот Даша, мы были рады видеть тебя у нас. Тебе понравилась  наша малая родина -  Калмыкия?

Дети: Мы были рады видеть тебя на наше земле, ждем в гости. Счастья тебе, мира и радости!

- Сянбяятн! До свидания, ребята!

-Сянбяятн! (дети выходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:- Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране;- формировать уважительное отношение к госуд...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

Конспект НОД по ФГОС с учетом регионального компонента в средней руппе на тему "Моя малая Родина".

Конспект НОД  по ФГОС  формирование целостной картины мира в средней группе....

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента

ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента Д/И «ЦЕПОЧКА ВРЕМЕНИ»Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, и настоящем времени. Активизировать...

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)

v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских  гор,  с животным миром....


 

Комментарии

Дживакова Саглара Леонидовна

Прекрасное интегрированное занятие, спасибо Марина Сергеевна