Тема: «В гостях у Айгуль»
план-конспект занятия (средняя группа)

Зайнагатдинова Алия Фанилевна

Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательная: познакомить детей с убранством юрты – башкирского древнего жилья, кухонной утварью, сформировать умения у детей работать с солёным тестом; уточнять и расширять знание детей о башкирском национальном костюме, закреплять умения составлять орнамент из геометрических фигур.

Развивающие: развивать умение ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника, взрослого.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории и культуры башкирского народа.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Активизация словаря: бауырсак, юрта, пиала, курай, кулдэк, кашмау.

Предварительная работа: рассматривание башкирского национального костюма, разучивание пальчиковой игры на башкирском языке, знакомство с башкирскими национальными блюдами, игры: подвижная игра «Чья юрта быстрее соберется», «Спрячу я платочек».

Оборудование: башкирская юрта в раскрытом виде: кухонная утварь (самовар, чашки, ложки, коврики на полу, сундук с подушками; на полу, на большом ковре маленькие подушки, муляжи башкирских блюд на тарелках (бауырсак, вак бялиш, ус босмак, полотенце, дощечки по количеству детей, кусочки соленого теста, стеки, по две тарелочки для каждого ребенка, столы для работы, музыкальное сопровождение, платочек для игры «Спрячу я платочек».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «В гостях у Айгуль»

Доминирующая образовательная область: социально-коммуникативное.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интегрированные задачи:

Образовательная: познакомить детей с убранством юрты – башкирского древнего жилья, кухонной утварью, сформировать умения у детей работать с солёным тестом; уточнять и расширять знание детей о башкирском национальном костюме, закреплять умения составлять орнамент из геометрических фигур.

Развивающие: развивать умение ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника, взрослого.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории и культуры башкирского народа.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Активизация словаря: бауырсак, юрта, пиала, курай, кулдэк, кашмау.

Предварительная работа: рассматривание башкирского национального костюма, разучивание пальчиковой игры на башкирском языке, знакомство с башкирскими национальными блюдами, игры: подвижная игра «Чья юрта быстрее соберется», «Спрячу я платочек».

Оборудование: башкирская юрта в раскрытом виде: кухонная утварь (самовар, чашки, ложки, коврики на полу, сундук с подушками; на полу, на большом ковре маленькие подушки, муляжи башкирских блюд на тарелках (бауырсак, вак бялиш, ус босмак, полотенце, дощечки по количеству детей, кусочки соленого теста, стеки, по две тарелочки для каждого ребенка, столы для работы, музыкальное сопровождение, платочек для игры «Спрячу я платочек».

Ход занятия.

Дети под мелодию курая входят в группу. Их встречает (башкирская красавица) воспитатель, одетая в башкирский национальный костюм.

- hумыyыгыз, балалар! Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня я позвала вас в гости. Какие вы все нарядные! Я тоже оделась необычно. Красивый у меня костюм? (Да!)

-  Ответьте, костюм, какого народа  я одела? (Дети отвечают)

- Правильно. Посмотрите, я тут не одна в башкирском костюме.  (Девочки одетые в башкирские костюмы)

Башкирские красавицы очень любят наряжаться. Они надевают свои богато расшитые платья, по –башкирски «кулдэк», повторите ( дети повторяют) , «камзул», расшитый монетками, на голове у них «кашмау»- головной убор , сшитый узором из геометрических фигур. Нравится вам одежда наших башкирских красавиц? Хотите, мы тоже составим с вами узор из геометрических фигур на наборном полотне ? Я буду вам диктовать, а вы будете на наборном полотне выкладывать узор. Будьте внимательны.

Дидактическая игра «Красивый узор»

( дети выкладывают узор на наборном полотне под диктовку воспитателя, а затем сверяют с образцом узора с доски).

- Молодцы, ребята! А сейчас я хочу пригласить вас к себе домой. Посмотрите! Эта Юрта – мой дом. Юрта, это древнее жилище башкир, материал, из которого она изготовлена, называется войлок-кейез. (дать потрогать войлок, из которого сделана юрта) Он очень мягкий и тёплый.

- А теперь заглянем внутрь, что же там есть?

- В юрте есть колыбель, стол. Слева-стоит сундук с постельными принадлежностями. Посмотрите, вот стоит самовар-самауыр, пиалы-быяла для чая.

- Что-то мы засиделись. Ребята, я хочу с вами поиграть. Вот мой вышитый платочек. Поиграем в игру «Йэшерэм, йэшерэм яулыгымды»

Проводится башкирская игра «Спрячу, спрячу я платочек».

- Вот мы с вами повеселились, а сейчас, самое интересное. Башкиры очень гостеприимный народ. Они очень любят угощать своих гостей чаем и разными башкирскими блюдами.  Вы любите пить чай? А какие блюда башкирской кухни вы знаете? (Если дети затрудняются ответить, показываем картины).  

- И я хочу угостить вас чаем, но вот только к вашему приходу я немножко не успела приготовить угощение- бауырсак. Вы мне поможете?

- Посмотрите на столы. (На столах приготовленные кусочки солёного теста, дощечки для лепки, влажные салфетки, стеки)

 - А сейчас я предлагаю приготовим к чаю вкусное угощение.  Напечём с вами угощение, башкирское блюдо «Бауырсак», и угостим своих кукол. Посмотрите как выглядит это угощение «Бауырсак».  Вот я уже замесило тесто. (рассматривание угощения на тарелочке). На что похож «Бауырсак»?

Дети: - на палочки, колбаски.

- А теперь я вам покажу как мы будем из соленого теста лепить «колбаски». Берем тесто и кладем на ладошку, а другой ладошкой прижмем, и начинаем аккуратно скатывать из теста шар, а затем из шара раскатывать не большую "колбаску". Вот какая "колбаска" получилась у меня. А вы хотите тоже из теста сделать «колбаски».

Дети: -Да.

- Но сначала потренируем наши пальчики.

Был бармак- олатай,

Был бармак- олэсэй,

Был бармак-атай,

Был бармак – эсэй,

Был бармак – бэлэкэй

Исеме – сэтэкэй.

- Проходим на свои места. Спинки выпрямили, ножки подружили. Берем тесто, отщипываем кусочек, из него аккуратно скатываем шар, затем  из шара раскатываем «колбаску», палочку.

Самостоятельная работа.

- Вот какие молодцы, как хорошо все у вас получается.

- Вот сколько бауырсак вы слепили, давайте положим их также красиво горочкой на тарелку и у нас получится башкирское угощение «Бауырсак».

Рефлексия. Дети кладут горкой свои палочки. Можно так же украсить конфетками.

- Давайте все вместе повторим «Бауырсак».

- Вам понравилось в гостях? Как называется дом у башкир? (юрта)

Что мы делали сегодня из теста? (Бауырсак)

Приложение 1

Стихи детям

Башкортостан - моя земля и небо

Моя любовь, мой соловьиный край

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был

Мне жаль того, кому не пел курай!

Башкортостан – чудесная земля

Кругом сады, зеленые поля

На зорьке тихо солнце ясное встает

Как белый лебедь Агидель течет.

Башкортостан- ты Родина Моя!

Люблю твои широкие поля,

Леса, озера с чистою водой.

Горжусь красавицей такой!

Я люблю степной простор,

Вольный мой Башкортостан,

Я люблю седины гор,

Мудрый мой Башкортостан.

Я люблю твоих людей,

Добрый край Башкортостан,

Слава Родине моей,

В сердце ты Башкортостан!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по плаванию в старшей группе на тему "Маленькие волшебники"; в средней группе на тему: "В гостях у Феи моря"

Конспекты игрового занятия НОД по обучению детей плаванию в условиях крытого бассейна детского сада....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Сценарий развлечения в младших группах по ПДД «В гостях у Светофорика» Конспект развлечения в младших группах по правилам дорожного движения на тему «В гостях у светофорика»

Цели: расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре; понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов свето...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «В гостях у Айгуль» (с использованием блоков Дьенеша) в младшей группе

Конспект по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках регионального компонента через художественно-эстетическое развитие (театрализованная деятельность)...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...