Реализация регионального компонента в образовательном процессе (на примере МБДОУ № 104 г.Курска)
методическая разработка

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №104»в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми  города Курска...

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

Реализация регионального компонента                                                                                     в образовательном процессе

(на примере МБДОУ № 104 г.Курска)

Курск – 2019 г.

Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Актуальность

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.          

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №104»в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми  города Курска.

В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО  содержание  образовательной области  «Познавательное развитие» предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира , о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных  ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и  народов мира.

Принципы

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей,  принятых  в обществе  и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства
  • принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

 

Педагогические условия

Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:

  • Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
  • Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения        и социума
  • Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и       семьи.
  • Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

  • Изучение методической литературы.
  • План работы на год.
  • Создание творческой группы.
  • Составление разделов плана творческой группой.
  • Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

  • Организация и проведение педсовета по изучению программы.
  • Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
  • Консультации.
  • Проведение семинарских занятий.
  • Проведение мастер-классов, круглых столов.
  • Самообразование.

3. Использование результатов работы

  • Подготовка и проведение методических мероприятий (педсоветов, открытых просмотров).
  • Оформление результатов работы.
  • Написание творческих работ, проектов.

4. Мероприятия поддержки

  • Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
  • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Создание мини-музея «Русская изба»
  • Сотрудничество с краеведческим музеем, музеем юного защитника Родины.

5. Итоговый анализ

  • Изучение результатов диагностики развития детей (текущий мониторинг).
  • Диагностика развития детей (промежуточный мониторинг).
  • Оформление результатов работы.
  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению регионального компонента

Использование регионального компонента предполагает следующее:

 1. Ознакомление дошкольников  с родным краем в ходе реализации основной образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.  

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.  

4. Взаимодействие с родителями.

 5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса.

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению  региональной программы

                                                               

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
  • Устав МДОУ «Детский сад №104 г. Курска
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г , № 22 – ФЗ.
  • Концепция «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2016 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 04.06.2018)

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
  • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
  • Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

  • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  • Расширять представления о природных богатствах курской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
  • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

  • Формировать представление об исторических корнях города.
  • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
  • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о людях разных национальностей, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

  • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
  • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, традициям.
  • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:  

  • комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
  • использование  программ и технологий по  краеведению;
  • создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
  • учет специфики организации и построения педагогического процесса;
  • использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «познавательное  развитие» (региональный компонент)

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

3-4

4-5

5-6

6-7

•Знать имя, отчество родителей.

•Знать где работают их родители.

•Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

•Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

•Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

•Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

•С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

•Уметь рассказывать о своем родном городе.

•Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).

•Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

•Знать свой домашний адрес, название города.

•Иметь представление о символике города.

•Знать название близлежащих улиц.

•Иметь представление о жизни и быте русского народа.

•Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

•Знать профессии своих родителей.

•Знать правила поведения в природе.

•Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

•Различать некоторые рода войск.

•Краткие сведения об истории города.

•Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

•Знать герб, флаг Курской области и своего города.

•Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

•Иметь представление о родном крае; о русских людях, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

•Стихи, произведения искусства курских поэтов и художников.

•Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

•Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках г.Курска.

•Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Интеграция регионального компонента в образовательные области

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Курска, Курской области, их символика).
  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
  • «Наш город» и т.д.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Курского края. Для этого проводятся:
  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
  • Экскурсии в краеведческий музей г. Курска;
  • Тематические досуги «Мой край», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

  • Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
  • Конкурс рисунков «Защитники Отечества».
  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
  • «Неделя памяти» включающая:
  • оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
  • Занятия, беседы.
  • Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
  • Экскурсия к «Стелле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

Интеграция регионального компонента в образовательную область «Познавательное развитие»

Курск сегодня, ознакомление с прошлым

Задачи

формы работы

  1. Национально-культурные и исторические особенности края. Формировать знания о родном городе Курск, его культурных и исторических ценностях

Знакомить детей с   достопримечательностями

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материал

Младший и средний дошкольный возраст

  • Образовательная деятельность, беседы
  • Экскурсии начиная со 2 полугодия средней группы:

вокруг детского сада, к зданиям, по улице города.

Содружество с семьей:

  • Анкетирование «Знаете ли вы  достопримечательности города»
  • День открытых дверей

Расширять знания детей о родном Курске, его культурных и исторических ценностях.

 

Продолжать знакомить детей с символикой Курск, его достопримечательностями, памятными местами города.

 

Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Закрепить представление об историей возникновения Курска

Старший дошкольный возраст  

  • Образовательная деятельность, беседы
  • Работа с картой Курска
  • фотоальбом «Курск», сюжетно-ролевая игра  
  • Драматизация народных сказок
  • Показ всех видов театра

 Оформление уголков ряжения

  • Встречи с артистами детских театров, с работниками  библиотеки

Экскурсии:

  • Азбука пешехода
  • В краеведческий музей
  • К Стелле «Никто не забыт, ничто не забыто»
  • В музей железнодорожного транспорта

Участие в акциях (Бессмерный полк) Конкурсы: Рисунков «Мой родной Курск»

Содружество с семьей  Анкетирование «Знаете ли вы свой город»

  • День открытых дверей
  •  Конкурс «Изготовление макета  Курска»

«Ребенок открывает  мир природы»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ.

Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу

Младший и средний дошкольный возраст

  • Образовательная деятельность, беседы
  • Акции  

Покормим птиц

  • Содружество с семьей

 Конкурс «Скворечники для птиц»

Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края, о географических и климатических особенностях своей местности, о зоне тайги с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром

 

Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её

Старший дошкольный возраст 

  • Образовательная деятельность, беседы
  • Наблюдение как способ познания многообразия природного мира Курской области
  • Знакомство с заповедником «Стрелецкая степь»
  • Компьютерные мини-презентации, мультимедийные показы фрагментов о природе, животном и растительном мире
  • Опытническая и экспериментальная работа
  • Проектная деятельность
  • Сбор гербариев, коллекций
  •  Конкурс. Акция. Выставка
  • Проект «Вторая жизнь бросового материала»
  • Выставка рисунков «Природа родного города»
  • Содружество с семьей

анкетирование «Что я знаю о природе Курского  края»

конкурс семейных традиций

  • туристические походы
  •  субботник «Озеленение участков д/сада»

Интеграция  регионального компонента в образовательную область      

«социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»)

Задачи

формы работы

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей.

 

Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.)

 

Воспитывать в детях уважение к труду взрослых.

Младший  и средний дошкольный возраст  «Развиваем ценностное отношение к труду», «ОБЖ»  

Беседы, ООД:

 • Кто работает в детском саду? /пом.воспитателя, повар, врач, воспитатель, муз.руководитель, дворник/

• Зачем люди трудятся на кухне

• Хочу быть как мама, хочу быть как папа

• Кто работает в городе? /строитель, маляр, каменщик, шофер, продавец, парикмахер, милиционер, почтальон/

• Ситуации по ОБЖ

• Конкурсы, выставки

Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы)  

• Кто построил этот дом

Встреча с интересными людьми:

 • Наш милый доктор

 • Главный повар

Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых. Показать значимость труда каждого человека в благополучии жителей Курска. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов. Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе.

Старший дошкольный возраст  

«Развиваем ценностное отношение к труду», «ОБЖ»

Беседы, ООД

• Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, инструктор по физо, логопед, швея/

 •  Кто работает в городе? /архитектор, каменщик,  маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/

• служба «01», «02», «03» всегда на страже города

 • Кем ты будешь, когда станешь взрослым

• О видах спорта

• Просмотр мультфильмов спортивной тематики • Об олимпиаде, ее символике

Экскурсии:

• В школу, библиотеку

Встреча с интересными людьми:

Содружество с семьей:

• Сбор материала о профессиях родителей

• Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых»

• Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны»

• Стенд  «Помни каждый гражданин –пожарный номер 01»

Интеграция регионального компонента  в образовательную область

«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи

Задачи Темы и формы работы

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города

Младший дошкольный возраст 

Тема «Приобщение к народным истокам,  традициям города»

• Знакомство с фольклором: детский,, хороводный

• В гости к нам пришли игрушки

• Чудесный русский сундучок

• Лавка ремёсел

• Бабушкины сказки

• Дедушкины золотые руки

• Музыкальный фольклор: детский, хороводный

Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре  города, формировать у детей навыки культурного поведения

Старший дошкольный возраст 

Тема «Приобщение к народным истокам,  традициям  города»

• Сказки, сказания и фольклор русского народа

 • Мастера народных ремёсел

• Традиции русского народа

• Беседа о северном костюме

• Знакомство с творчеством курского писателя Евгения Носова

 • Чтение фольклора, сказок Курской области

• Чтение произведений: А. Фета, Н. Носова, А. Гайдара, Е. Полянского, Е. Медведева, А.М. Алферовой.

• Музыкальный фольклор: детский, хороводный, бытовой, обрядовый

 • Знакомство с народными музыкальными инструментами

Экскурсии:

• Музыкальная школа

• Библиотека

• Краеведческий музей

 

Календарно-обрядовые праздники

 • Русские посиделки

• Коляда - открывай ворота • Широкая масленица • Пасха

Городские традиции

• Фестиваль детского творчества

• День города

• 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей:

• Совместные физкультурные и музыкальные досуги

• Старинные семейные традиции

• Конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми

Литературная гостиная «Курские писатели и поэты детям»

Тематическое планирование

II младшая группа (3–4 года)

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями)

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду»

Природоохранная акция «Сохраним цветок»

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь

Беседа «Моя семья»

Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»

(рисование) «Портрет семьи»

(занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся»

Ноябрь

«Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы).

Беседа «Хорошо у нас в саду»

Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала»

Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой»

Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Беседа «Друзья и дружбы»

Январь

Проект «Мой родной город».

 (конструирование) «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома».

Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

Февраль

«Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе.

(рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

«Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье.

Беседа «Как стать сильным?»

Март

«Я и моя мама».

(рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую».

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

Акция «помоги растению».

Апрель

«Рассказы о своей семье».

«Наши добрые дела». Труд взрослых

Беседа «Дом в котором мы живем».

Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

Май

Целевая прогулка к украшенной к празднику улице.

(рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».

Беседа «Наш город».

Июнь

Природоохранная акция «Посади цветок»

Экскурсия по району

Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Июль

Познавательное развитие «Труд воспитателя».

Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух».

«Друзья наши меньшие» знакомство с дикими животными курской области.

Беседа «Курск – моя родина».

Август

Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите».

Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Рассматривание фотоальбома «Город Курск» здания и памятники города.

«Наша дружная семья».

Средняя группа (4–5 лет)

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

«Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду.

(игра) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

Акция «Сохраним цветок»

«В нашем детском саду» Труд взрослых.

Октябрь

Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях.

Прохождение экологической тропы – природа

г. Курска

«Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье.

Проект «Мой родной город».

Ноябрь

Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города).

Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья»

С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения.

Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Декабрь

(рисование) «Построим большой дом».

Беседа «Мое здоровье».

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи.

Январь

Природоохранная акция «Покорми птиц зимой».

Проект «Дружат дети на планете».

Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду.

Досуг «Рота, подъем!»

Февраль

«Мы следопыты» – о жизни диких животных в Сахалинских лесах.

Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона.

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

«Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества».

Март

«Наша мама лучше всех».

«Город. Транспорт. пешеход».

«Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края)

Развлечение «Быть здоровыми хотим».

Апрель

«Мой город», рассматривание альбома о городе Курске.

«В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной.

Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Знакомство детей с флагом России и Курской области.

Май

Экскурсия по праздничным улицам города.

Рассказ воспитателя «О Дне Победы».

Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака.

Целевая прогулка к «Стелле памяти» посвященной Великой Отечественной Войне.

Июнь

Акция «Озелени участок»

(рисование) «Салют в честь праздника России».

Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

Июль

Экскурсия к мемориалу «Курская дуга»

 (рисования) «Мой детский сад».

Досуг «Преодоление препятствий».

Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Курска».

Август

Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края.

Устное народное творчество.

Знакомство детей с неповторимыми культурными литературными ценностями, созданными нашими предками

Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья».

«Мой край задумчивый и нежный».

 

Старшая группа (5–6 лет)

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Рассказ воспитателя «О Дне освобождения Курска».

Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть.

«Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г. Курска).

Октябрь

Мир природы «Хвойные и лиственные деревья».

Сюжетно-ролевая игра «МЧС».

Рассказ воспитателя «О символике родного края».

Рассматривание карты России, карты Курской области (местоположение г. Курска).

Ноябрь

Беседа «Чем славится

Курская область» (на основе наглядного материала).

Экскурсия к строительству нового дома.

«Поиграем в экономику» (что из чего сделано?)

Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь

Проект «Дети-волонтеры».

Экскурсия в краеведческий музей.

Природоохранная акция «Не рубите елочку».

Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь

Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева)

Изготовление с детьми и родителями герба г. Курска.

История возникновения

г. Курска.

 (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль

Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

Красная книга Курской области.  Дать детям  понятие «редкие» и «исчезающие» виды, раскрыть значение Красной книги в части сохранения растительного и животного мира

Акция «Подарки для Защитников Отечества».

Праздник День Защитника Отечества.

Март

Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта

Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Курска. Природоохранная акция «Берегите птиц».

Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

г. Курска».

Экскурсия в Центральную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми

г. Курска».

Апрель

Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город».

Здравствуй, город.

Познакомить детей с главными достопримечательностями родного города

«Кем работают наши родители».

Экскурсия к памятнику погибшим подводникам ПЛК «Курск»

Май

Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Курска.

Композиторы Курска. Познакомить детей с творчеством замечательных курских композиторов, их произведениями

Беседа «Национальная русского народа».

Викторина «Знаешь ли ты свой город?» Актуализировать и закрепить знания о природных и культурных памятниках

Июнь

«Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада).

«Дом, в котором я живу» выставка рисунков.

Досуг «Зарница».

«Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль

Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария.

Экскурсия в краеведческий музей.

Развлечение «Приключения капельки».

Познакомить с заповедником «Стрелецкая степь», с животными, занесенными в Красную книгу.

Август

Лепка из соленого теста народной игрушки.

Составление с детьми Красной книги г. Курска.

«Символика города» д/и

(«Собери герб», «Собери флаг»)

«Наша дружная семья» – беседа о людях, населяющих город.

 

Подготовительная группа (6–7 лет)

 

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Конкурс рисунков «Памятники героям» посвященным к Дню освобождения Курска.

Родные просторы (знакомство с местоположением г. Курска на карте).

«Край, в котором мы живем». Создание фотоальбома

Проект «Наше дерево».

Октябрь

«Как можно стать юным экологом». Беседа

Посещение Центральной библиотеки «Как все начиналось?» О происхождении Курска

Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города».

Экскурсия по близлежащим улицам

г. Курска. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

Ноябрь

 (комплексное занятие) «Символика Курской области» (изобразительная и музыкальная деятельность).

Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря.

«Кладовая

г. Курска» (полезные ископаемые области).

Спортивный досуг, посвященный Дню матери.

Декабрь

Беседа «Важные даты Курской области и

г. Курска».

Экскурсия в школу №1 (преемственность).

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку».

Творческая гостиная для детей и родителей Предметы прикладного искусства – народное творчество.

Январь

Русь святая и великая.

Дать знания о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке.

Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики».

Экскурсия в Центральную библиотеку. Знакомство с писателями Курска

Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с ветеранами города.

Февраль

Природоохранная акция «Помогите птицам зимой».

Оформление альбома «История детского сада «Гнездышко» в фотографиях».

Проект «Дети – волонтеры»

Праздник– День Защитника Отечества.

Март

Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны».

НОД

« Лекарственные растения Курской области»

Рассказ педагога о Героях Советского Союза: Ольшанском К.Ф., В.И. Крюкове

Апрель

Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья).

«Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей.

 (рисование) «Язык орнаментов».

Беседа «Архитектура родного города»

Май

Экскурсия к «Стелле памяти». посвященной ВОВ.

Рассказ педагога о заповедных местах Курской области

Викторина «Конкурс знатоков родного города».

«Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.

Июнь

День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Беседа «Красная книга Курской области».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».

Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Июль

Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе».

Досуг «Зарница».

Беседа «Зачем людям нужна вода?»

Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

Август

Государственная символика, символика города, Курской области (День флага).

Праздник курского народа (традиции, игры, обряды).

Досуг «Наши друзья деревья».

Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время.

Встреча с курским театром кукол

 

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.

Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.  Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.   В каждой группе оформляется  уголок краеведения. Содержание уголков подбирается  в соответствии с региональным компонентом, включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д.  

В детском саду оформляется  мини-музей «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Подбором предметов русского быта занимаются педагоги и родители. Мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

 

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.  При изучении краеведческих традиций края стараемся  эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем  практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.  

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Заведующий, старший воспитатель

2

Выставка фотоколлажей,  посвященных Курску

Сентябрь

Воспитатели, старший воспитатель

3

Выставка поделок из природного материала

Октябрь

Воспитатели

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, старший воспитатель

5

Концерт, посвященный Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели, муз. руководитель, старший воспитатель

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

7

Оформление стенда «Древо моей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

Воспитатели, родители, старший воспитатель

9

Досуг «Мой – папа».

Февраль

Физинструктор, родители

10

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

По плану ДОУ

Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор

11

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

воспитатели

12

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».

Апрель

Родители, воспитатели

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

Май- Июнь

Родители, воспитатели

14

Проект «Красная книга Курской области».

Июль

Родители, воспитатели, старший воспитатель

15

Участие в празднике «Мы – куряне» (игры и песни  курской области)

Август

Родители, воспитатели

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:  

  • Проявляет интерес к малой родине
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду окружении, но и на центральных улицах Курска
  • Знает и стремиться выполнять правила поведения в городе
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, коллекционирование
  • Проявляет инициативу в социально-значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков
  • Отражает свои впечатления о малой родине в самостоятельной    
  • деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх  

 

 Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
  • «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • книги о Стрелецкой степи;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты, атлас Курской области;
  • символика Курской области и г. Курска, глобус и т.д.

Воплощением программы в жизнь занимается воспитатель, а также психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, инструктор по физической культуре. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится воспитателем группы совместно с другими членами методического совета (чаще всего с дефектологом, если речь идёт о группе коррекции, или психологом).

Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий. В середине и в конце учебного года старший воспитатель детского сада проверяет диагностические карты, совместно с воспитателем намечают, если необходимо, изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка, а также составляют перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год.

Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции: название раздела; критерии оценивания; тематический контроль в начале учебного года; оценка в середине учебного года; контрольная оценка в конце учебного года.

Используемая литература

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  11. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  12. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  13. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  14. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий

АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...

Методическая разработка: Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников

Реализация регионального компонента в МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района осуществляется через знакомство детей от 3 до 7 лет с национально-культурными особенностями Хабаровского края (...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Реализация регионального компонента в образовательном процессе

Презентация разработана к семинару для воспитателей ДОУ. Содержит анимации. направленные на активизации педагогов. для их отображения необходимо скачивание презентации со страницы....

Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дае...

Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...

«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...