Реализация регионального компонента в образовательном процессе (на примере МБДОУ № 104 г.Курска)
методическая разработка
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №104»в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Курска...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_regionalnogo_komponenta_v_obrazovatelnom_protsesse_v_dou.docx | 114.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в образовательном процессе
(на примере МБДОУ № 104 г.Курска)
Курск – 2019 г.
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Актуальность
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №104»в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми города Курска.
В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации: формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира , о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Принципы
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
- принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
- принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
- принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
- принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
- принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства
- принципа учета этнокультурной ситуации развития детей
Педагогические условия
Для эффективной реализации регионального компонента необходим так же ряд педагогических условий:
- Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
- Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
- Изучение методической литературы.
- План работы на год.
- Создание творческой группы.
- Составление разделов плана творческой группой.
- Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
- Организация и проведение педсовета по изучению программы.
- Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
- Консультации.
- Проведение семинарских занятий.
- Проведение мастер-классов, круглых столов.
- Самообразование.
3. Использование результатов работы
- Подготовка и проведение методических мероприятий (педсоветов, открытых просмотров).
- Оформление результатов работы.
- Написание творческих работ, проектов.
4. Мероприятия поддержки
- Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
- Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
- Взаимодействие с семьей.
- Создание мини-музея «Русская изба»
- Сотрудничество с краеведческим музеем, музеем юного защитника Родины.
5. Итоговый анализ
- Изучение результатов диагностики развития детей (текущий мониторинг).
- Диагностика развития детей (промежуточный мониторинг).
- Оформление результатов работы.
- Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению регионального компонента
Использование регионального компонента предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации основной образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса.
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению региональной программы
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
- Устав МДОУ «Детский сад №104 г. Курска
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г , № 22 – ФЗ.
- Концепция «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2016 - 2020 ГОДЫ" (с изменениями на: 04.06.2018)
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья».
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
- Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
- Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
- Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
- Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
- Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
- Расширять представления о природных богатствах курской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
- Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
- Формировать представление об исторических корнях города.
- Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
- Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о людях разных национальностей, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
- Формировать представление об основных профессиях жителей города.
- Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни, быту, культуре, традициям.
- Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
- использование программ и технологий по краеведению;
- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
- учет специфики организации и построения педагогического процесса;
- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Возрастные особенности усвоения программного материала дошкольниками по образовательной области «познавательное развитие» (региональный компонент)
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
•Знать имя, отчество родителей. •Знать где работают их родители. •Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями. •Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым. •Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых. •Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них. | •С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей. •Уметь рассказывать о своем родном городе. •Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.). •Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им. | •Знать свой домашний адрес, название города. •Иметь представление о символике города. •Знать название близлежащих улиц. •Иметь представление о жизни и быте русского народа. •Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них. •Знать профессии своих родителей. •Знать правила поведения в природе. •Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей. •Различать некоторые рода войск. | •Краткие сведения об истории города. •Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. •Знать герб, флаг Курской области и своего города. •Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ. •Иметь представление о родном крае; о русских людях, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д. •Стихи, произведения искусства курских поэтов и художников. •Правила безопасности поведения в природе и на улице города. •Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках г.Курска. •Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. |
Интеграция регионального компонента в образовательные области
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
- Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Курска, Курской области, их символика).
- Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
- «Наш город» и т.д.
2. Традиции
- Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Курского края. Для этого проводятся:
- Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
- Экскурсии в краеведческий музей г. Курска;
- Тематические досуги «Мой край», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
- Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
- «Неделя памяти» включающая:
- оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия, беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.
- Экскурсия к «Стелле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.
Интеграция регионального компонента в образовательную область «Познавательное развитие»
Курск сегодня, ознакомление с прошлым | |
Задачи | формы работы |
Знакомить детей с достопримечательностями Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материал | Младший и средний дошкольный возраст
вокруг детского сада, к зданиям, по улице города. Содружество с семьей:
|
Расширять знания детей о родном Курске, его культурных и исторических ценностях.
Продолжать знакомить детей с символикой Курск, его достопримечательностями, памятными местами города.
Развивать познавательный интерес к истории родного края на основе краеведческого материала. Закрепить представление об историей возникновения Курска | Старший дошкольный возраст
Оформление уголков ряжения
Экскурсии:
Участие в акциях (Бессмерный полк) Конкурсы: Рисунков «Мой родной Курск» Содружество с семьей Анкетирование «Знаете ли вы свой город»
|
«Ребенок открывает мир природы» | |
Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о природе участка ДОУ. Воспитывать с первых лет жизни социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу | Младший и средний дошкольный возраст
Покормим птиц
Конкурс «Скворечники для птиц» |
Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о флоре, фауне окрестностей города и о проблемах родного края, о географических и климатических особенностях своей местности, о зоне тайги с распространенными и редкими растениями, лекарственными травами, животным миром
Воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её | Старший дошкольный возраст
анкетирование «Что я знаю о природе Курского края» конкурс семейных традиций
|
Интеграция регионального компонента в образовательную область
«социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие»)
Задачи | формы работы |
Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе и профессиями их родителей.
Познакомить детей с некоторыми профессиями (врач, воспитатель, строитель и др.)
Воспитывать в детях уважение к труду взрослых. | Младший и средний дошкольный возраст «Развиваем ценностное отношение к труду», «ОБЖ» Беседы, ООД: • Кто работает в детском саду? /пом.воспитателя, повар, врач, воспитатель, муз.руководитель, дворник/ • Зачем люди трудятся на кухне • Хочу быть как мама, хочу быть как папа • Кто работает в городе? /строитель, маляр, каменщик, шофер, продавец, парикмахер, милиционер, почтальон/ • Ситуации по ОБЖ • Конкурсы, выставки Экскурсии: (начиная со II полугодия средней группы) • Кто построил этот дом Встреча с интересными людьми: • Наш милый доктор • Главный повар |
Дать представление детям об основных профессиях людей, живущих в городе развивать интерес к труду родителей, родственников, знакомых. Показать значимость труда каждого человека в благополучии жителей Курска. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, гордиться героизмом и успехами известных людей, ветеранов. Создавать предпосылки для мотивации дальнейшего обучения с целью получения профессий для работы в родном городе. | Старший дошкольный возраст «Развиваем ценностное отношение к труду», «ОБЖ» Беседы, ООД • Кто работает в детском саду? /заведующая, методист, инструктор по физо, логопед, швея/ • Кто работает в городе? /архитектор, каменщик, маляр, кровельщик, железнодорожник, учитель, библиотекарь, пожарный, сотрудник ГИБДД, ветеринар, стоматолог/ • служба «01», «02», «03» всегда на страже города • Кем ты будешь, когда станешь взрослым • О видах спорта • Просмотр мультфильмов спортивной тематики • Об олимпиаде, ее символике Экскурсии: • В школу, библиотеку Встреча с интересными людьми: Содружество с семьей: • Сбор материала о профессиях родителей • Родительское собрание «Воспитание уважения к труду взрослых» • Выставка «Профессии разные важны, профессии разные нужны» • Стенд «Помни каждый гражданин –пожарный номер 01» |
Интеграция регионального компонента в образовательную область
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи | Задачи Темы и формы работы |
Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов. Способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города | Младший дошкольный возраст Тема «Приобщение к народным истокам, традициям города» • Знакомство с фольклором: детский,, хороводный • В гости к нам пришли игрушки • Чудесный русский сундучок • Лавка ремёсел • Бабушкины сказки • Дедушкины золотые руки • Музыкальный фольклор: детский, хороводный |
Знакомить детей с русским фольклором, с мастерами художественных промыслов, с творчеством местных поэтов, композиторов, художников способствовать общему развитию ребенка на основе любви, интереса к культуре города, формировать у детей навыки культурного поведения | Старший дошкольный возраст Тема «Приобщение к народным истокам, традициям города» • Сказки, сказания и фольклор русского народа • Мастера народных ремёсел • Традиции русского народа • Беседа о северном костюме • Знакомство с творчеством курского писателя Евгения Носова • Чтение фольклора, сказок Курской области • Чтение произведений: А. Фета, Н. Носова, А. Гайдара, Е. Полянского, Е. Медведева, А.М. Алферовой. • Музыкальный фольклор: детский, хороводный, бытовой, обрядовый • Знакомство с народными музыкальными инструментами Экскурсии: • Музыкальная школа • Библиотека • Краеведческий музей
Календарно-обрядовые праздники • Русские посиделки • Коляда - открывай ворота • Широкая масленица • Пасха Городские традиции • Фестиваль детского творчества • День города • 1 июня – день защиты детей Содружество с семьей: • Совместные физкультурные и музыкальные досуги • Старинные семейные традиции • Конкурс рисунков, сотворчество родителей с детьми Литературная гостиная «Курские писатели и поэты детям» |
Тематическое планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохранная акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | (рисование) «Портрет семьи» | (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Беседа «Друзья и дружбы» |
Январь | Проект «Мой родной город». | (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Акция «помоги растению». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш город». |
Июнь | Природоохранная акция «Посади цветок» | Экскурсия по району | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» знакомство с дикими животными курской области. | Беседа «Курск – моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Город Курск» здания и памятники города. | «Наша дружная семья». |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | (игра) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа г. Курска | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | (рисование) «Построим большой дом». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Природоохранная акция «Покорми птиц зимой». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в Сахалинских лесах. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о городе Курске. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Курской области. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к «Стелле памяти» посвященной Великой Отечественной Войне. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | (рисование) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к мемориалу «Курская дуга» | (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Курска». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Устное народное творчество. Знакомство детей с неповторимыми культурными литературными ценностями, созданными нашими предками | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Рассказ воспитателя «О Дне освобождения Курска». | Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. | «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г. Курска). |
Октябрь | Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». | Сюжетно-ролевая игра «МЧС». | Рассказ воспитателя «О символике родного края». | Рассматривание карты России, карты Курской области (местоположение г. Курска). |
Ноябрь | Беседа «Чем славится Курская область» (на основе наглядного материала). | Экскурсия к строительству нового дома. | «Поиграем в экономику» (что из чего сделано?) | Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери. |
Декабрь | Проект «Дети-волонтеры». | Экскурсия в краеведческий музей. | Природоохранная акция «Не рубите елочку». | Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа). |
Январь | Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В.Осеева) | Изготовление с детьми и родителями герба г. Курска. | История возникновения г. Курска. | (д/и) «Вкусная и полезная пища». |
Февраль | Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). | Красная книга Курской области. Дать детям понятие «редкие» и «исчезающие» виды, раскрыть значение Красной книги в части сохранения растительного и животного мира | Акция «Подарки для Защитников Отечества». | Праздник День Защитника Отечества. |
Март | Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта | Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Курска. Природоохранная акция «Берегите птиц». | Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности г. Курска». | Экскурсия в Центральную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми г. Курска». |
Апрель | Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». | Здравствуй, город. Познакомить детей с главными достопримечательностями родного города | «Кем работают наши родители». | Экскурсия к памятнику погибшим подводникам ПЛК «Курск» |
Май | Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Курска. | Композиторы Курска. Познакомить детей с творчеством замечательных курских композиторов, их произведениями | Беседа «Национальная русского народа». | Викторина «Знаешь ли ты свой город?» Актуализировать и закрепить знания о природных и культурных памятниках |
Июнь | «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). | «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. | Досуг «Зарница». | «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе. |
Июль | Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. | Экскурсия в краеведческий музей. | Развлечение «Приключения капельки». | Познакомить с заповедником «Стрелецкая степь», с животными, занесенными в Красную книгу. |
Август | Лепка из соленого теста народной игрушки. | Составление с детьми Красной книги г. Курска. | «Символика города» д/и («Собери герб», «Собери флаг») | «Наша дружная семья» – беседа о людях, населяющих город. |
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Конкурс рисунков «Памятники героям» посвященным к Дню освобождения Курска. | Родные просторы (знакомство с местоположением г. Курска на карте). | «Край, в котором мы живем». Создание фотоальбома | Проект «Наше дерево». |
Октябрь | «Как можно стать юным экологом». Беседа | Посещение Центральной библиотеки «Как все начиналось?» О происхождении Курска | Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». | Экскурсия по близлежащим улицам г. Курска. Рассказ педагога о происхождении названий улиц. |
Ноябрь | (комплексное занятие) «Символика Курской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). | Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. | «Кладовая г. Курска» (полезные ископаемые области). | Спортивный досуг, посвященный Дню матери. |
Декабрь | Беседа «Важные даты Курской области и г. Курска». | Экскурсия в школу №1 (преемственность). | Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». | Творческая гостиная для детей и родителей Предметы прикладного искусства – народное творчество. |
Январь | Русь святая и великая. Дать знания о храмах, храмовом искусстве: иконах, живописи, архитектуре, музыке. | Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». | Экскурсия в Центральную библиотеку. Знакомство с писателями Курска | Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с ветеранами города. |
Февраль | Природоохранная акция «Помогите птицам зимой». | Оформление альбома «История детского сада «Гнездышко» в фотографиях». | Проект «Дети – волонтеры» | Праздник– День Защитника Отечества. |
Март | Праздник «Наши мамы». | «Все профессии нужны, все профессии важны». | НОД « Лекарственные растения Курской области» | Рассказ педагога о Героях Советского Союза: Ольшанском К.Ф., В.И. Крюкове |
Апрель | Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). | «Чем богат наш край» – экскурсия в краеведческий музей. | (рисование) «Язык орнаментов». | Беседа «Архитектура родного города» |
Май | Экскурсия к «Стелле памяти». посвященной ВОВ. | Рассказ педагога о заповедных местах Курской области | Викторина «Конкурс знатоков родного города». | «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. |
Июнь | День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). | Беседа «Красная книга Курской области». | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Игра – фестиваль «Загадки Лешего». |
Июль | Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». | Досуг «Зарница». | Беседа «Зачем людям нужна вода?» | Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город». |
Август | Государственная символика, символика города, Курской области (День флага). | Праздник курского народа (традиции, игры, обряды). | Досуг «Наши друзья деревья». Операция «Радость» – изготовление подарков для участников войны в мирное время. | Встреча с курским театром кукол |
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.
Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине. В каждой группе оформляется уголок краеведения. Содержание уголков подбирается в соответствии с региональным компонентом, включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы, открыток, фотографии и т. д.
В детском саду оформляется мини-музей «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа. Подбором предметов русского быта занимаются педагоги и родители. Мини-музей пополняется интересными экспонатами, которые попадают к нам из разных мест.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы, знакомим с народными играми т.е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ | Заведующий, старший воспитатель |
2 | Выставка фотоколлажей, посвященных Курску | Сентябрь | Воспитатели, старший воспитатель |
3 | Выставка поделок из природного материала | Октябрь | Воспитатели |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». | Ноябрь | Воспитатели, старший воспитатель |
5 | Концерт, посвященный Дню матери. | Ноябрь | Воспитатели, муз. руководитель, старший воспитатель |
6 | День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». | Декабрь | Заведующий, старший воспитатель, воспитатели |
7 | Оформление стенда «Древо моей семьи». | Январь | Родители, воспитатели |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества». | Февраль | Воспитатели, родители, старший воспитатель |
9 | Досуг «Мой – папа». | Февраль | Физинструктор, родители |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | По плану ДОУ | Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель | воспитатели |
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». | Апрель | Родители, воспитатели |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Май- Июнь | Родители, воспитатели |
14 | Проект «Красная книга Курской области». | Июль | Родители, воспитатели, старший воспитатель |
15 | Участие в празднике «Мы – куряне» (игры и песни курской области) | Август | Родители, воспитатели |
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
- Проявляет интерес к малой родине
- Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду окружении, но и на центральных улицах Курска
- Знает и стремиться выполнять правила поведения в городе
- С удовольствием включается в проектную деятельность, коллекционирование
- Проявляет инициативу в социально-значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков
- Отражает свои впечатления о малой родине в самостоятельной
- деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх
Материально-техническое сопровождение
- Дидактические и наглядные пособия;
- современные средства ТСО;
- методическая литература;
- Репродукции картин;
- картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
- «Моя семья»;
- художественная литература;
- книги о Стрелецкой степи;
- грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
- карты, атлас Курской области;
- символика Курской области и г. Курска, глобус и т.д.
Воплощением программы в жизнь занимается воспитатель, а также психолог, музыкальный руководитель, старший воспитатель, инструктор по физической культуре. Для определения качества реализации целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников применяется специальная диагностика, которая проводится воспитателем группы совместно с другими членами методического совета (чаще всего с дефектологом, если речь идёт о группе коррекции, или психологом).
Диагностика основана на наблюдении за каждым ребёнком (а именно так и проявляется индивидуализация образования) в течение учебного года. По каждому из выделенных критериев осуществляется тематический контроль в виде таких оценок: высокий уровень, средний уровень или низкий. В середине и в конце учебного года старший воспитатель детского сада проверяет диагностические карты, совместно с воспитателем намечают, если необходимо, изменения в стратегии индивидуального образовательного маршрута ребёнка, а также составляют перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию на будущий год.
Как правило, диагностика представлена в виде индивидуальной карты, в которую включаются такие позиции: название раздела; критерии оценивания; тематический контроль в начале учебного года; оценка в середине учебного года; контрольная оценка в конце учебного года.
Используемая литература
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
- Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
- Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
- Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
- Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
- Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
- Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Моя Югра» Реализация регионального компонента в образовательном процессе с использованием ИКТ технологий
АннотацияДанный проект рассчитан для детей подготовительной к школе группы. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту ...
Методическая разработка: Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по социально-коммуникативному развитию воспитанников
Реализация регионального компонента в МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района осуществляется через знакомство детей от 3 до 7 лет с национально-культурными особенностями Хабаровского края (...
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...
Реализация регионального компонента в образовательном процессе
Презентация разработана к семинару для воспитателей ДОУ. Содержит анимации. направленные на активизации педагогов. для их отображения необходимо скачивание презентации со страницы....
Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Знакомство с региональным компонентом начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дае...
Семинар-практикум на тему: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала в условиях многонаци...
«Применение современных образовательных технологий при реализации регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повы...