Конспект «Родное Забайкалье»
план-конспект занятия (старшая группа)
Расширение, обогащение, систематизация представлений о растениях, птицах и животных Забайкальского края, охраны природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoe_zabaykale.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад №12 « Теремок»
Конспект
«Родное Забайкалье»
Воспитатель: Селезнёва Ирина Леонидовна
Цель: расширение, обогащение, систематизация представлений о растениях, птицах и животных Забайкальского края, охраны природы.
Запланированные задачи – образовательные, развивающие, воспитательные.
Задачи:
- закрепить знания детей о нашем крае, формировать понятие родины, как место, где человек родился;
- систематизировать знания детей о символике края, закрепить знания о гербе, гимне края;
- продолжать уточнять и обогащать знания детей о растительном и животном мире нашего края;
- упражнять в умении различать перелетных и зимующих птиц Забайкальского края;
- развивать память, внимание, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, речь;
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, любовь к природе Забайкалья.
Ход:
Звучит песня о Забайкалье.
Презентация «Путешествие по Забайкалью»
1 слайд:
Воспитатель обращается к детям: Ребята, обратите внимание на экран.
- Что перед вами? Ответы детей.
Верно! Перед вами карта нашего края, герб и флаг.
Как называется наш край? Всё правильно наш край называется Забайкальский, это наша малая Родина.
А что вы знаете о нашем крае? Ответы детей.
Чтобы ваши знание обогатились, и чтобы вы узнали еще что-то новое я, прямо сейчас предлагаю отправиться в путешествие по нашему краю, по нашей малой Родине.
Стихотворение о Забайкалье:
Забайкалье, так и знай
На планете лучший край
Слайд 2
Есть здесь горы и распадки.
Слайд 3
Есть тайга и степи есть
Слайд4
Забайкалье, Забайкалье
Нам красот твоих не счесть.
Сначала мы отправляемся с вами на север нашего края и что же мы видим?
Дети: Заснеженные горы, край вечной мерзлоты, даже тогда когда снега сойдут , земля останется промёрзшей (обращаем внимание на природу данной зоны).
Воспитатель: А как вы думаете, в такой холодной земле растут какие - нибудь растения? ( мхи, лишайники, карликовая берёза…)
Воспитатель: Верно ребята и всё это, и мхи и лишайники - корм для животных, которые обитают в этой местности. А вот какие животные, мы сейчас увидим.
Внимание на экран.
Слайд 5
Дети перечисляют животных живущих на севере ( Олень, песец, белая сова…)
Воспитатель: да холодновато в этих краях, отправляемся дальше.
Слайд 6
Куда мы с вами попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: да правильно это лес, наш край славится своими лесами, а также богатой тайгой, которая занимает большую часть нашего края.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашей тайге?
Ответы детей: кедр, сосна, ель..
Да! В тайге можно увидеть сосново-лиственничные и сосновые леса, мшистые лиственничные леса с березовым подлеском. Также здесь можно встретить ерники и ольховник.
А вы знаете, что такое ерник? Ерник — малорослый кустовой лес, заросли низкорослых или стелющихся кустарников.
Слайд 7
Воспитатель: Да! Кроме деревьев, в тайге растёт много кустарников.
Кто из вас знает, какой кустарник является символом нашего края?
Дети: Багульник.
Воспитатель: Правильно ребята, это багульник. Посмотрите, когда он цветёт это так красиво!
Слайд 8
Воспитатель: Тайга славится не только своей красотой, но и богатством.
Что это за богатства такие, может вы, ребята знаете?
Дети: Грибами, кедровыми орехами, ягодами.
Воспитатель: А какими ягодами? ( брусника, голубика, земляника).
Слайд 9
Воспитатель: А сколько зверья! Вы, знаете какие звери живут в тайге?
Слайд 10
Я вас проверю с помощью загадок:
Хозяин леса неуклюжий
Наступает всем на уши. (Медведь)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем отличается лось от оленя?
Дети: Олени живут небольшими группами. Лоси очень редко сбиваются в стадо, только при очень неблагоприятных условиях. У всех оленей, кроме лосей, рога развиваются вертикально по отношению к телу. Лосиные рога развернуты в горизонтальной плоскости и имеют на концах плоские лопатообразные разветвления.
Воспитатель: Да правильно , вы много знаете.
У кого из зверей
Хвост пушистее и длинней?
(Лиса)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)
Живут стаями в логове,
На всех зверей страх напускает.
Зубами щелкает!
Серый... (Волк).
На свинью похож он очень,
Но в щетине в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный!
( кабан)
Дети: Разгадывают загадки.
Воспитатель: А каких ещё животных вы можете мне назвать? Ответы детей.
А теперь, я предлагаю отгадать « Чьи это следы?»
Воспитатель: На круге ТРИЗ разложены следы, животных и птиц. Дети должны определить кому принадлежат следы.
Работа детей.
Молодцы ребята! Все следы разложили правильно.
Слайд 11
Воспитатель: А далее наш путь лежит по степным просторам нашего края
Стихотворение о степи:
Степь... Раздолье и ширь.
Миражи и простор.
Седовласый ковыль
И тюльпанов ковёр.
Среди этого разнотравья, смотрите какие чудесные цветы, вы узнали какой это цветок?
Слайд 12
Степная зона характеризуется наличием многих животных.
Воспитатель: Какие животные водятся в степи?
Дети: Здесь водятся: суслик, хомячки, полевки, тушканчики-прыгуны и забайкальский солонгой, встречаются куланы, сайгак, а также степная кошка манул, волки, лисицы, корсаки …
Воспитатель: Всё правильно ребята, и мы сейчас их с вами увидим.
Внимание на экран.
Ребята мы с вами побывали на севере нашего края, в тайге, в степи и каждый уголок красив по своему, но к сожалению сейчас мы невидим наш край цветущим, почему?
Дети: Потому что сейчас зима, всё покрыто снежным покрывалом.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне, перед вами макет нашего края, вот здесь вы видите все природные зоны, по которым мы с вами путешествовали.
Зелёный цвет - это тайга и леса, они занимают большую часть нашего Забайкальского края, желтый цвет - степи, коричневым цветом обозначены горы, всё верно.
А вот с животными, что то непонятно?
Посмотрите, здесь верблюд, бегемот, разве они здесь обитают?
Давайте разбираться, кто из них где живёт? Расселите их пожалуйста, по местам обитания.
Дети: Расставляют животных по их местам обитания.
Воспитатель: Ребята, почему вы именно так расселили животных по зонам?
Дети: Потому что каждый животный приспособлен к своему месту обитания, песец и олень живут только на севере, а лось в тайге, бурый медведь не может жить в степи.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Обратите внимание на наше зимнее дерево. Все ли птицы, сидящие на дереве, зимуют в наших краях?
Дети отбирают тех птиц, которые зимуют в нашем крае.
Воспитатель: Ребята, а вы не забываете помогать нашим пернатым друзьям? А как вы помогаете?
Дети: Мастерим кормушки, подкармливаем птиц.
Воспитатель: Правильно надо помогать нашим братьям меньшим.
Ребёнок: Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Дети: Вешают кормушку на дерево, насыпают зерна.
Воспитатель: Скажите, все ли птицы питаются зерном? Ответы детей.
- Всё верно, птицы бывают зерноядные, хищники, всеядные. Они питаются ягодами, мелкими плодами, почками, молодыми побегами и насекомыми…
Динамическая пауза: « А на улице мороз» (проводят дети)
Воспитатель: Да зима холодная, февраль ветряный, вот ребята, сколько ветер веток сломал, а я их собрала. Помогите мне, определить от какого дерева веточки.
Игра: « Найди веточку»
Дети: Определяют по строению, по запаху, по памяти. Раскладывают веточки по картинкам – деревьям.
Вход девочки
Девочка: Ой, кажется, я заблудилась.
Воспитатель: Кто ты и откуда милое дитя, как ты сюда попала?
Девочка: Настенька – я, иду за подснежниками, мачеха меня послала. Без них, мне возвращаться нельзя.
Воспитатель: Ребята, из какой сказки к нам попала Настенька?
Дети: «Двенадцать месяцев».
Воспитатель: Но, ты, же знаешь, что сейчас это невозможно.
Девочка: Почему невозможно?
Дети: Потому что зима, холодно природа спит и надо дождаться весны,
Воспитатель: Зимой подснежники только в сказке бывают,
и то только с помощью волшебного колечка.
Девочка: Я шла, и колечко нашла, может быть оно тоже волшебное?
Воспитатель: Может и волшебное, давайте попробуем, чего на свете не бывает! Сейчас мы покатим колечко и скажем волшебные слова « Ты катись, катись колечко, на весеннее крылечко».
Музыка.
Воспитатель: Ребята, смотрите чудеса!!!
Какая красивая поляна, подснежники, багульник цветёт.
Ну что бери Настенька цветы, а то волшебство закончится.
Девочка: Спасибо ребята, а мне пора идти
Воспитатель: Давайте проводим Настеньку.
Ой, ребята, а волшебство исчезло, как жаль, но ничего пройдёт немного времени и придёт настоящая весна, и багульник зацветёт и подснежники.
А пока весны нет, создадим весеннюю полянку своими руками.
Пальчиковая гимнастика «Подснежники»
Подснежников цветки (Переплести пальцы.)
Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы.)
Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть.)
Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами.)
К цветку носик приближаем, (Податься вперёд.)
Аромат цветов вдыхаем. (Втянуть носом воздух.)
Лепка разными способами по выбору детей ( гравюра, мозаика, раскатывание)
Слайд13 – музыка
Выполнение работы детьми.
Воспитатель: Справились ребята молодцы, и я вас снова приглашаю подойти ко мне. Вот и закончилось наше путешествие, а путешествовали мы по….
Дети: по родному Забайкалью.
Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие?
Где мы с вами побывали?
Какие задания выполняли?
Кому вы помогли?
Что было для вас трудно?
Внимание на экран.
Музыка – слайды
Звучит Гимн Забайкальского края.
Здесь нельзя в природу не влюбиться
Нет прекрасней и суровей края
Раз увидишь – долго будет сниться
Забайкалья красота земная.
Воспитатель: Хочу вас ребята угостить чудесным ягодным напитком.
Все вместе: Мы будем любить и беречь свой край!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
КОНСПЕКТ«РОДНОЙ ПОСЁЛОК»
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, преобщение дошкольников к истории и культуре родного посёлка, местным достопримечательностям, воспитанпие любви и привязанност...
конспект лекарственные растения Забайкалья
региональный компонент Забайкалья...
Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе "Зимующие птицы Забайкалья"
Образовательная область "Познание", "Художественное творчество"...
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».Задачи: Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать поня...
Конспект"Родной край"по ФЦКМ
Беседа о Родном крае...
Конспект занятия "Путешествие по Забайкалью"
Конспект заниятия по ФЦКМ "Путешествие по Забайкалью"...