Конспект интегрированного занятия в русской Горнице с детьми средней группы "В гостях у домовенка Кузи"
план-конспект занятия (средняя группа)

Шиткина Ирина Николаевна

Занятие на развитие нравственно - петриотических чувст у воспитанников, через закрепление знаний о народной игрушке - матрешка, как символе русского народного искуства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_domovenka_kuzi.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.

Тема занятия: «В гостях у домовенка Кузи»

Цель: Развитие нравственно – патриотических чувств у воспитанников, через закрепление знаний о народной игрушке – матрёшке, как символе русского народного искусства.

Задачи:

Образовательные: Закрепить и расширить знания воспитанников о русском народном творчестве (матрешка -  история создания, материал, внешний вид, особенности росписи, виды (семеновская, полховская, вятская, авторская.); пополнить словарный запас воспитанников.

Развивающие: Развивать интерес воспитанников к народному творчеству; развитие творческих способностей.

Воспитательные: Создать атмосферу радости от умения передавать музыкальные образы в игре. Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, к людям труда.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, поощрение, упражнения, проблемный метод, практический метод, сравнение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), слушание музыкальных фольклорных композиций, рисование Матрешки.

Словарная работа: расписная, сарафан, фартук, мастер, художник.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, разрезные матрешки, ноутбук, письмо, Кузя, деревянные ложки, выставка различных видов матрешек.

Организационный момент, начало занятия включающие:

Задачи: создание положительных эмоциональных установок на совместную деятельность.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Методы и приемы

Примечание

- ответы детей.

 Дети повторяют слова и выполняют движения, согласно словам вместе с воспитателем.

- Ребята, куда мы сегодня с вами пришли, почему нас не встречает хозяйка?

Она нам оставила письмо.

 «Ребята, сегодня вас встречает домовенок Кузя».

- Ребята, посмотрите какой Кузя грустный. Давайте с ним весело поздороваемся и у него поднимется настроение.

Здравствуйте ладошки! Хлоп – хлоп – хлоп

Здравствуйте ножки Топ-топ-топ

Здравствуйте щечки Плюх-плюх-плюх

Пухленькие щечки Плюх-плюх-плюх

Здравствуйте губки Чмок-чмок-чмок

Здравствуйте зубки Щелк-щелк-щелк

Здравствуй мой носик Бип-бип-бип

Здравствуй, Кузя.

Здравствуйте, гости!

Сюрпризный момент.

Художественное слово.

(письмо от хозяйки)

Воспитатель показывает Кузю.

Воспитатель проговаривает текст, показывая движения по тексту.

Это приветствие позволит эмоционально настроить детей на появление героев, вызвать радость от игровых действий.

2. Основная часть занятия.

Задачи: закрепить и расширить знания воспитанников о народном творчестве; пополнить  словарный запас.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

- матрешка.

- ответы воспитанников.

- на столе стоит пять матрешек.

- веселая, озорная, румяная, улыбающаяся, гладкая, большая, неповторимая, единственная, яркая, блестящая.

- веселое, грустное, радостное, румяное, красивое, детское, милое, доброе, озорное, лукавое.

- сарафан, платок, фартук, бусы.

- пестрый, цветастый, в горошек, яркий, розовый, узорчатый.

- русский, длинный, нарядный, цветастый, яркий, необычный, неповторимый, широкий, расписной.

- цветы, ягоды, листья.

- красивый, пестрый, цветастый, яркий, узорчатый.

- узоры, роспись.

- художник.

- полховская, семеновская, вятская, авторская.

- ответы воспитанников.

-(Руки на поясе, пружинка).

-(девочки хлопают в ладоши, мальчики стучат ложками).

- (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед).

-(девочки хлопают в ладоши, мальчики стучат ложками).

-(Имитируют движения завязывания платочков).

-(девочки хлопают в ладоши, мальчики стучат ложками).

- (потереть щечки).

-(девочки хлопают в ладоши, мальчики стучат ложками).

- (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево).

-(девочки хлопают в ладоши, мальчики стучат ложками).

- (Разводят руки в стороны показывая друг друга).

-(девочки хлопают в ладоши, мальчики стучат ложками).

- радостное, веселое

- да

- ответы детей.

 Дети собирают матрешек.

- матрешки.

Дети поют частушки.

- о матрешках.

- ответы детей.

- Кузе стало весело, и он приготовил для нас красивый старинный сундук.

Яркий шёлковый платочек,

Алый сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть,

Может пять, а может шесть,

Разрумянилась немножко,

Это русская …

- Ребята, как вы думаете из чего изготавливают матрешку?

- Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. 

- Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

- Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

- Матрешка какая?

- Лицо у матрешки какое?

- Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

- Платок какой?

- Сарафан какой?

- Какой узор на сарафане?

- Фартук (передник) какой?

- А как вы думаете, что делает матрешек такими красивыми?

- Кто матрешек расписывает?

- Это очень трудная работа, поэтому надо бережно и аккуратно обращаться с матрешкой.

- Молодцы! Давайте рассмотрим разные виды матрешек.

-  Я буду показывать матрешку, а вы определите вид ее росписи.

- Посмотрите внимательно, чем отличаются матрешки?

- Молодцы, матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко порадуемся, повеселимся.

Мы – веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.  

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щёчки. 

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.  

Ладушки, ладушки! 

-Какое настроение сейчас у вас?

- Вам понравилось петь, играть?

- Молодцы!  Кузе очень понравилась ваша песня, но он хочет попросить у вас помощи. У Кузи есть вот такие красивые тарелочки, но он не может собрать все части вместе.

Поможем Кузе?

- У кого не получилась матрешка?

- Что получилось?

- Вот Кузя ребята помогли тебе.

- Посмотрите, какие красивые матрешки у нас получились, Кузя говорит вам спасибо, что вы помогли ему в этом трудном задание.

-Ребята, давайте еще порадуем Кузю споем ему частушки.

Эх, платочек расписной,

Красные сапожки,

Топни ножкой, да другой,

Попляши матрешка!

Ох, красивые матрешки

Все по струночки стоят,

Вот еще одна в ладошке

Было восемь, говорят.

Шла по ягоды матрешка,

Позабыла взять лукошко,

И куда ж такую сласть

Мне теперь, подружки, класть?

- О ком поется в частушках?

- Как вы определили?

Художественное слово.

Вопросы.

Объяснение.

Показ иллюстраций.

Художественное слово.

Вопросы.

Беседа.

Сравнение.

Поощрение.

Пение.

Поощрение.

Проблемная ситуация.

Упражнение.

Поощрение.

Пение.

Воспитатель показывает сундук. Достает конверт, загадывает загадку.

Воспитатель показывает матрешку.

Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.

Воспитатель показывает три вида матрешек: семеновская, полховская, вятская, авторская.

Физкультминутка.

Воспитатель включает музыку.

Воспитатель достает из сундука тарелочки с частями картинки и предлагает воспитанникам собрать их. (Проводится игра «Собери матрешку»).

3. Заключительная часть занятия:

Задачи: оценка степени достижения поставленных  задач воспитанниками по усвоению образовательного содержания.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

- о матрешке.

- из дерева.

- семеновская, полховская, вятская, авторская.

- большие и маленькие, высокие и низкие.

- собирать и разбирать.

- да.

- бережно, аккуратно.

- ответы детей.

- ответы детей.

- ответы детей.

- Ребята давайте вспомним, о какой русской игрушке мы сегодня с вами говорили?

- А из чего матрёшка сделана?

- Какие виды матрешек мы сегодня с вами рассматривали?

- Какие матрёшки бывают по росту?

- А как можно с ними играть?

- А вам понравилась эта игрушка?

- А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

-  Молодцы. Сегодня, мы с вами говорили о матрешке, вспомнили, из чего она сделана, и мы будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

- Ребята, приготовил вам сюрприз.

- Давайте посмотрим, что в коробочке.

- Ребята, Кузя в горнице сделал выставку матрешек и предлагает вам в группе сделать свою выставку.  Сделаем выставку в группе?

-Ребята, Кузя хочет узнать, о чем бы вы хотели еще узнать?

Вопросы.

Беседа.

Вопросы.

Воспитатель показывает матрешек.

Воспитатель достает коробочку, в коробочке  силуэты матрешек.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия в русской Горнице с детьми средней группы «Зимушка-зима».

Занятие п развитию речи для детей средней группы проводится в комнате русского быта (горнице) с целью приобщения к русской народной культуре и традициям....

Конспект интегрированного занятия в русской Горнице с детьми средней группы "Зимушка - зима"

Занятия по развитию речи для детей средней группы проводится в комнате русского быта (горнице) с целью приобщения к русской народной культуре и традициям....

Конспект интегрированного занятия с элементами театрализованной деятельности в средней группе «В гости к нам пришла весна».

Интеграция образовательных областей:«Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Худо...