Тематический план работы кружка "Ладушки"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Искорка»
Тематический план работы кружка
«ЛАДУШКИ»
для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель: Сыпченко Е.И.
С. Кулунда 2015 г.
Цель:
- Развитие речи, расширение кругозора.
- Воспитание мировоззрения на подлинных произведениях народной речи — устного народного творчества (исконно русских словах, словосочетаниях, оборотах и т.д.), подлинных предметах народного быта, в том числе и произведениях декоративно-прикладного творчества.
- Знакомство с приметами,
- особенностями родной природы,
- народного костюма,
- музыкальным фольклором,
- народными праздниками,
- обрядами и традициями;
- знакомство с их особенностями.
Задачи
- Вызвать интерес к жизни родного края. Подводить к выводу, что человек — часть природы.
- Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова». Дать представления о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки); посуде (глиняной, чугунной, деревянной); предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка). Дать сведения об одежде ((сарафан), пояс, женские головные уборы, передник); объяснить роль вышивки, о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины, пироги, мясо, молоко, кисель, квас, мед).
- Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи, выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости прошу, спасибо, мир вашему дому).
- Дать представления о народных праздниках: Рождество, Новый год, Масленица, Красная горка.
- Познакомить с видами устного народного творчества: дразнилки, небылицы, докучные сказки, считалочки, скороговорки, загадки. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.
- Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки: деревянной — матрешками, дергунчиками, богородской, глиняной — филимоновской, дымковской. Различать народную роспись дымковскую, филимоновскую. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.
В основу деятельности кружка положены следующие принципы:
- Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, оборудования, темы занятия.
- Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей.
- Уважение личности ребенка.
Занятия основаны на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности — интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Октябрь
Занятие | Программное содержание |
| Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. |
| Познакомить детей с традициями строительства избы (художественная и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям России |
| Познакомить детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой: домашней утварью. Воспитывать любовь к русской народной культуре. |
| Проверить, как дети различают и называют овощи. Учить различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, наиболее распространенные в нашей местности: огурец, перец, помидор, репа, баклажан, свекла, капуста, морковь. Учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству, интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. |
Ноябрь
Занятие | Программное содержание |
| Познакомить детей с русской деревянной игрушкой – матрешкой. Показать разнообразие видов данной игрушки. Обратить внимание на характерные особенности семеновской матрешки, на материал, из которого она сделана. Вызвать эмоциональный отклик на игрушку, желание играть с нею. Формировать эстетический вкус. |
то холодна, то горяча».
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русской печкой, предметами быта: кочергой, ухватом, чугунком, горшком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
| Познакомить детей с шумовыми инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком, деревянными ложками. Учить различать звучание этих музыкальных инструментов. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии. |
поскорее засыпай».
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями (объяснить назначение и особенности колыбельной песни). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре, к устному народному творчеству. |
Декабрь
Занятие | Программное содержание |
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: деревянными ложкам. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
| Познакомить детей с богородскими игрушками. Обратить внимание на их внешний вид, материал, из которого они сделаны. Обучить правилам игры с богородскими игрушками. Вызвать у детей эмоциональный отклик, удовольствия от игры с ними. |
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
4. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
| Познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России. |
Январь
Занятие | Программное содержание |
| Познакомить детей с домовенком Кузей. |
| Продолжать знакомить детей с зимними праздниками народного календаря: Рождеством, Святками. Рассказать об обычае колядования (пение песен, ряжение, святочных гаданиях). Воспитывать интерес к русским народным праздникам. |
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с «хозяйкиными помощниками»: ведрами, коромыслом, корытом, стиральной доской. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
| Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес к этой народной игрушке. |
Февраль
Занятие | Программное содержание |
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: молотком, пилой, клещами, ножницами. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
(русская свистулька)
| Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Воспитывать интерес к русской глиняной игрушке. |
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Познакомить детей с предметами быта: прялкой и веретеном. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
гостьюшка годовая».
| Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря – Масленицей. Рассказать детям об обычаях и обрядах (соломенной кукле – Масленице, угощение блинами, проводах зимы, встречи весны). Воспитывать интерес к русским народным праздникам. |
Март
Занятие | Программное содержание |
| Познакомить детей с весенними явлениями, характерными признаками начала весны, со старинными обычаями встречи весны, закличками, поговорками. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. |
2. «Русская балалайка»
| Познакомить детей с музыкальным инструментом: русской балалайкой. Учить различать звучание этого музыкального инструмента. Воспитывать у детей интерес к народной мелодии. |
| Познакомить детей с предметами обихода – со спицами и вязанием на них. Рассмотреть шерстяные изделия, рассказать о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Воспитывать интерес к русской бытовой культуре. |
| Познакомить детей с весенним праздником народного календаря: Пасха. Рассказать о праздновании Пасхи, обычае на Пасху обмениваться крашеными яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. |
Апрель
Занятие | Программное содержание |
насмешить»
| Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
колоколнышко».
| Познакомить детей с малыми фольклорными формами: жанром потешки, значением и содержанием потешки – заклички, поговорками. Учить детей отгадывать описательные загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. |
3. «Я кувшинчик уронила и о пол его разбила».
| Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой. Познакомить с предметами быта: глиняным горшком, кувшинчиком. Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре. |
4. «Сошью Маше сарафан».
| Расширять знания детей о русской народной культуре. Познакомить детей с русским народным костюмом. Дать элементарные знания о таких предметах русского костюма, как сарафан, рубаха, лапти. Вызвать у детей интерес к русской национальной одежде. Формировать нравственные качества дошкольников |
Конспект занятия
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа
- Познакомить детей с русской печкой.
- Вспомнить название предметов быта: кочерга, ухват, чугунок.
- Научить использовать эти предметы в соответствии с их назначением.
- Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.
Слова для запоминания: печь, чугунок, горшок, ухват, кочерга.
Ход занятия.
Дети входят в избу, приветствуя хозяйку поклоном. Хозяйка приветливо принимает детей.
Хозяйка: Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка?» Ее отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. Она помещалась справа от входа и занимала почти пол-избы.
«Без печи хата - не хата» «Дом без печки – нежилой дом» - говорили в народе.
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь – печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
«Когда в печи жарко – тогда и варко».
Хорошая печь – гордость и печника и хозяина дома.
Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской
печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабушек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку…
Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка. Почему чугун (чугунок) так называется? Потому что чугунный. Для чего такой чугунок нужен? Варить щи и картошку.
Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата. Ухват (от «хватать», «ухватывать») – представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов, благодаря чему получил и второе название – «рогач». При помощи ухвата ставили в печь и доставали из нее горшки и чугунки. (Показывает)
А кочерга нужна, чтобы ворошить угли. Кочерга – это железная клюка для помешивания углей в печи.
- «Железный конь скачет в огонь». КОЧЕРГА
- «Стоит девица в избе, коса на дворе». ПЕЧЬ
- «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». ПЕЧЬ
- «Рогат – да не бык, хватает – да не сыт,
Людям отдает, сам на отдых идет». УХВАТ
- «На топтале был, на кружале был,
на пожаре был, на базаре был – домой пришел». ПЕЧНОЙ ГОРШОК
А теперь я хочу вас угостить. Хозяйка достает из «печке» чугунок с
готовой картошкой в «лупяках» (мундире) и угощает детей.
Конспект занятия
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит».
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа.
- Познакомить детей с русским самоваром и чаепитием на Руси.
- Воспитывать у детей интерес к русской бытовой культуре.
Слова для запоминания: самовар, чаепитие, пряники, Тула.
Ход занятия.
«У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит».
Русский народ считает себя едва ли не самым большим любителем чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, они изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годились все: и щепки, и шишки.
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай».
Рассматривание самовара.
Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара — это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.
Раньше у русских людей была своя «чайная церемония». Застав хозяев за чаем, гость обязательно говорил: «Чай да сахар вам!» Чтобы чай да сахар всегда в доме были, ведь раньше они стоили дорого. Хозяева за столом считали своим долгом, угощая гостя, уговорить его отведать каждого блюда. Они говорили: «Ну, попробуйте, не откажите в милости!» Такое угощение называли «понукой».
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья, пряники.
Рассматривание пряников.
Славный город Тула, подаривший нам самовар, был и родиной пряников. Тульский пряник, пропитанный медом, со слоем повидла внутри, называли печатным. Делали такие пряники с помощью специальных деревянных форм - трафаретов. В результате на поверхности пряников самых разных размеров отпечатывались (откуда название пряника) затейливые рисунки, надписи: «Хочешь чаю хлебнуть, про меня не забудь», «Родом я из Тулы, самовару брат».
На пряниках изображали целые города с церквями и башнями, фантастических птиц и зверей. Были даже пряники-буквари с алфавитом. Их выпекали не только для еды, а как непременный сувенир к различным народным праздникам.
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
II. Чаепитие с пряниками, сушками, карамелью «подушечки» и т. д.
Литература:
1. О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.
2. «Русский этнографический музей – детям»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2001 г.
3. Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г.
Дополнительная литература:
1. О.А. Соломенникова «Радость творчества» М. 2001 г.
2. Н.В.Пугачева, Н.А Есаулова «Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ» ЦПО Москва 2007г.
3. Ботякова О.А «Солнечный круг. Детский народный календарь»
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
в помощь воспитателю...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.
в помощь воспитателю...
Тематический план работы с дошкольниками в системе доп образования по изо
Планирование занятий в системе доп образования с детьми 3-6 лет на занятиях кружка по декоративно- прикладному искусству...
Перспективно-тематический план работы по подготовке к празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли её наши отцы и деды. И нет сомнений, что уже детском саду в результате систематической, целенаправленн...
Тематический план работы по развитию познавательной активности детей в раннем возрасте
Ранний возраст период активного познания окружающего мира. Ребенок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и эксперим...
Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.
Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )
СрокиТемаПрограммные задачиФормы работыСентябрь Цветы станицы КаневскойПознакомить детей с цветами, растущими на цветочной клумбе....