Тематический план работы с дошкольниками в системе доп образования по изо
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду по теме
Планирование занятий в системе доп образования с детьми 3-6 лет на занятиях кружка по декоративно- прикладному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический план работы с дошкольниками в системе доп образования по изо | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Желание творить возникает у ребёнка в раннем возрасте. Задача взрослых: помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Развивая графические навыки и умения, я помогаю ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Декоративно- прикладное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Мы занимаемся росписью по дереву, по картону, изучаем технику граттажа, применяем в своих работах различные материалы (ткань, крупы, мелкие камни…
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебные краски». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи кружка первого года обучения:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Задачи кружка второго года обучения:
– Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
– Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
– Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Организация занятий кружка.
Два занятия в неделю по 30 – 35 минут.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– пастель, восковые и масляные мелки, свечи;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктельные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Ожидаемый результат работы :
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. И т.д.
Перспективный план занятий
кружка «Волшебные краски»
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | «В коробке с карандашами» | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Ноябрь | Осенние листья | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Ноябрь | Осень на полях | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Ноябрь | Персонаж из сказки «Машенька и медведь» | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | Золотые вуалехвостки | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Декабрь | Маковое поле в горах | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Декабрь | Весёлая хохлома (роспись по дереву) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Декабрь | Образы из сказки «Аленький цветочек» | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Декабрь | Жучок | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Январь | Зимняя сказка | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Январь | Городецкая птица (роспись на картоне) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Февраль | Жар-птица | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Февраль | Приходи сказка | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Февраль | Пёстрые бабочки | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Март | Фантазия с пальчиками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Март | Открытка к 8 марта | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Апрель | Космический коллаж | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Апрель | Мой маленький Собачка Жучка | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Апрель | Цветущий сад | Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Апрель | Летние настроения | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
Перспективный план занятий
кружка «Волшебные краски»
подготовительная к школе группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | Осень в лесу | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Октябрь | «Полосатые котята» | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
Октябрь | Хищники в зоопарке | Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
Октябрь | «Шерстяной комочек» (тычок жесткой кистью) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | Фрукты на подносе | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
Ноябрь | Кошка Мурка | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
Ноябрь | Кто живёт в море? | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
Декабрь | Узоры на стекле (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Декабрь | Зимой в лесу (тычкование) | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | Дед Мороз | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Февраль | Игра с ладошкой (работа в стиле гжель) | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
Март | Зимняя сказка | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
Март | Аквариумные рыбки | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
Март | Волшебные птицы | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
Март | Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
Апрель | Путешествие по космосу (набрызг, печать поролоном по трафарету) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
Апрель | Бабочки (монотипия) | Познокомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
Апрель | На лугу | Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
Апрель | Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
Май | Летом | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...
Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.
Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...
Консультация для педагогов "Использование методов и техник, способствующих саморазвитию дошкольника в системе дополнительного образования"
Презентация знакомит педагогов с современными методами и техниками в системе дошкольног образования. ...
Презентация "Развитие цветовой культуры у дошкольников в системе дополнительного образования"
В презентации содержится материал на тему "Развитие цветовой культуры у учащихся в системе дополнительного образования". Данная тема раскрывается по средствам коллажа. В презентации кр...
«Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе современного образования»
Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...
музыкально - валеологическое воспитание дошкольников в системе дошкольного образования.
Валеология является интегрированной системой знаний.Использование музыки решает оздоровительно - профилактические задачи, способствуют созданию комфортных условий пребывания ребёнка в детском са...