Организация совместной деятельности педагогов и их воспитанников в приобщении детей к родному языку.
консультация

Васильева Алевтина Валерьевна

Организация совместной деятельности педагогов и воспитанников в приобщении к родному языку на примере проведения народного марийского праздника Шорыкйол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_deyatelnosti.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Организация совместной деятельности педагогов и их воспитанников в приобщении детей к родному языку.

Как известно, важнейшим условием полноценного развития народа является сохранение своего родного языка.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришел к пониманию значимости каждого человека, живущего на земле. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

В процессе обучения родному языку происходит ознакомление детей с языковым материалом, который обеспечивает участие в реальном речевом общении. На каждом занятии необходимо организовать ситуацию общения и находить такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы интерес детей к родному языку. Результативности обучения способствует также сотрудничество учителя марийского языка, воспитателя и родителей. Совместная деятельность педагогов в детском саду может дать хороший результат в приобщении детей к родной культуре и традициям своего народа, а также в обучении  детей родному языку.  

Одной из форм совместной деятельности педагогов и воспитанников является проведение народного праздника. Праздник - это универсальная форма, которая позволяет ребенку ощутить себя частью сообщества людей, принять участие в сотворчестве, в общем деле подготовки праздника и одновременно проявить свою индивидуальность, внести свой вклад в общее дело.

     Время не стоит на месте и взамен проведения праздника в традиционной форме мы  стали использовать новые формы взаимодействия с детьми. Взрослый в образовательном пространстве создает условия для свободной самостоятельной деятельности.         

    Остановимся на примере одной из традиций – это проведение национального праздника «Шорыкйол» в детском саду. Этот праздник проводится ежегодно уже в течение 15 лет. Сначала это было театрализованное представление взрослых для детей с небольшим участием ребят в играх. Позже стали детей вовлекать в исполнение ролей. А вот уже в прошлом году праздник прошел в иной форме.

Одной из традиций на Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Васликува и Васликугыза.  Взяв за основу этот обычай, в 2017 году мы совместно с детьми подготовительной группы решили навестить детей средних и старших групп. Каждый ребенок подобрал себе наряд и маску. Переодевшись в ряженых, началось наше шествие с колядками и игрой на музыкальных инструментах по детскому саду. С появлением ряженых в группе начиналось веселье: игры, загадывание загадок, песни, пляски.

    Особую роль во время праздника Шорыкйол занимали гадания, которые в основном были связаны с предсказанием судьбы.  В детском саду гадание является одним из любимых детьми обрядов. Особую радость детям принесло получение звезды, которая предвещала исполнения желаний.  После игр и плясок ряженые получали сладости от хозяев группы. Это была лучшая награда за радость и веселье.

    В прошлом году, опираясь на требования стандарта дошкольного детства, традиционный фольклорный праздник превратили в увлекательное мероприятие для детей. За основу взяли альтернативу традиционному сценарию праздника – маршрутную игру. Новизна маршрутной игры состоит в самой форме её проведения, которая влияет на развитие инициативы и самостоятельности детей. Дети выходят за рамки своей группы, самостоятельно группой перемещаются по схеме маршрута. На каждой станции ребёнок может проявить инициативу в той или иной деятельности, выбрав ту, в которой чувствует себя наиболее уверенно.

   В маршрутной игре все дети от 4 до 7 лет принимали самое непосредственное участие, чему призывает нас стандарт дошкольного детства. Для организации мероприятия педагоги задействовали все групповые комнаты, музыкальный зал, кабинет психолога. Для ребят было организовано 6 мастерских, в которых учли все виды совместной детской деятельности: «Йомак чондай» - музыкально-художественная деятельность, «Мастерская масок», «Козуля» - продуктивная деятельность, «Рождественские гадания» - познавательно-исследовательская деятельность, «Коляда» - коммуникативная деятельность, «Ший мундыра» - «Серебряный клубочек»- игровая деятельность.

   В мастерской «Ший мундыра» - «Серебряный клубочек» в ходе игры «Мундыраш чумырген» - «Клубочек» дети познакомились друг с другом. Разучили считалочку на марийском языке. Поиграли в игры «Сур мераҥ» - «Серый заяц», «Ший капка» - «Серебряные ворота», «Кöм йыдал куча» - «Лапти».

   В мастерской «Коляда», где руководителем был учитель-логопед, ребята разучивали с помощью мнемотаблиц колядки и сами накрывали праздничный стол для гостей.

   Много интересного узнали дети в мастерской «Рождественские гадания», в том числе и о своей судьбе, и о будущей профессии. В группе была создана атмосфера волшебства и чудес. А педагог, не свой для ребят, обязан заинтересовать их. Поэтому провели такие игры, как гадание «Профессии», гадание с использованием песочницы «Что тебя ждет в будущем?». Не обошлось и без сюрпризов. В ходе игры «Дары волхвов» ребята, нащупав в мешочке тот или иной сувенир или сладость и угадав его, забирали себе в подарок.

   В следующей мастерской ребята узнали, что к началу святок люди пекли ароматные пряники — «козули» (фигурки животных). Педагог, создав в группе условия для «кондитерской», предложил детям самим испечь козули, выбрать, с кем на столе они будут работать, чем раскатают тесто, чем вырежут печенье и как его украсят.  К концу праздника козули испеклись. И «с пылу с жару» дети пробовали угощенье.

   В «Мастерской масок» дети мастерили настоящие маски с разрезами только для рта и глаз. Детям среднего возраста воспитатель предложила сделать маски плоскостные, а старшие дети изготовили объемные маски. Тут же надели на себя и вошли в них в следующую мастерскую «Йомак чондай», чем очень удивили остальных детей. В это мастерской ребята всем собравшимся показали театрализованное представление «Кугу полыш». В заключении праздника дети угощались марийским национальным лакомством ÿяча.

   Этот формат был использован впервые, но детям принес яркие впечатления.  

    Еще одной из инновационных форм работы с детьми является проектирование. Вот уже несколько лет в нашем детском саду мы осуществляем проект « Мультфильм своими руками» и первым мультфильмом,  который был создан, стал « Весела кок комбо».  Наши дети - мультипликаторы стали участниками детской передачи « Шонанпыл», а созданный ими мультфильм был показан по телевизору.

  Таким образом, приобщение детей к истокам народной культуры  и родному языку происходит не просто через наблюдение и рассказ взрослого, а через разнообразные, адекватные детскому возрасту формы, через различные виды детской деятельности, что является наиболее результативным процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

консультация для педагогов «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....