Конспект ООД "Исторические промыслы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Рыбина Алёна Александровна

Данный конспект познакомит детей с историческими промыслами, которыми занимались люди в старину, с помощью чего зарабатывали деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_arzamasskie_promysly.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Конспект

образовательной деятельности

Тема: «Исторические промыслы  Арзамаса»

старший дошкольный возраст

                                                                                                       

                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                             

                                               

г. Арзамас

                                                                   

 Цель: формирование  познавательных интересов у детей  старшего дошкольного  возраста в области истории родного города.

Задачи:

- способствовать формированию у детей представлений об истории своего города, исторических ремеслах арзамасцев;

- подвести к пониманию того, что ремесла рождает быт и жизненный уклад жителей;  

- способствовать созданию эмоционального настроения при решении интеллектуальных задач.

Методические приёмы: игровая мотивация, вопросы, беседа, информация воспитателя, рассуждения, художественное слово, Д/и «Профессии прошлого и настоящего», народная игра «На кого валенок покажет», рисование вывесок на дома ремесленников,  пантомима, прием «Микрофон», проблемная ситуация,  игра «Что хорошего и что плохого в том, что в современном мире почти не осталось ремесленников?» («Триз»), игра «Узнай промысел», подведение  итога ООД.

Материалы и оборудование. Презентация с иллюстрациями ремёсел, валенки, корзиночка лука, микрофон, ½ альбомного листа, ¼ белого картона, фломастеры, диск с народной музыкой.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций промыслов и ремесел («Центр ремесел Арзамасского района»), чтение рассказов и стихов об Арзамасе, беседа о гербе Арзамаса, игры с валенками, чаепитие  «Самовар да валенки – русские забавинки».

                                       

 Ход ООД  

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько удивительных предметов вокруг нас! Это  мебель, одежда, посуда, ковры, занавески. Все эти предметы сделаны руками людей. Сегодня предметы окружающего мира изготавливают на заводах и фабриках. Кто знает, как давным- давно люди изготавливали себе одежду, посуду и другие предметы?

Ответы детей.

Воспитатель. В старину предметы быта, мебель, одежда, жилище, орудия труда и даже транспорт люди изготавливали своими руками. Производством занимались реме́сленники.

(Ремесленник  — это лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов. Про́мысел —  это занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи).

         Наш славный город Арзамас тоже славился своим промыслом. Городок наш был небольшой, больших заводов и  фабрик не было. Труд ремесленников был направлен на изготовление предметов быта и жизненного уклада местных жителей. Этот  труд  был очень тяжелым, еще не было предметов – помощников, станков, поэтому труд был ручным. Среди ремесленников было много искусных зодчих, создавших прекрасные деревянные храмы и дома, умелых мастериц – вышивальщиц, гончаров и кузнецов, сапожных дел мастеров.

(Рассказ воспитателя сопровождается презентацией)

В Арзамасском уезде было развито земледелие.

Послушайте загадку и скажите, что выращивали земледельцы:

В 10 одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)

              Да, в селах занимались выращиванием лука – репки. Сорт лука «Арзамасский» был примечателен высоким содержанием сахара, своим свойством хорошо храниться и высокой урожайностью, что сделало его знаменитым на всю страну.   Для ведения земледелия необходимы были деревянные изделия — грабли, лопаты, сошники, бороны, прядильные гребни и пр., которые изготавливали ремесленники по дереву.  

              На всю страну  были известны гуси из Арзамаса. Разводили гусей с незапамятных времен и вывели арзамасскую породу. Гусь набирал вес даже, если его кормили одним зерном. Гусей продавали  не только на своих базарах, но и  в Москве. Причем, в Москву гуси шли пешком под присмотром погонщиков. Гуси за это время теряли вес, который они набирали после дополнительного откорма уже на месте. Разводили в Арзамасе и гусей бойцовских пород, которые участвовали в «Гусиных боях» для потехи.

Заводчики гусей прославили наш город. До сих пор каждый год проходит праздник «Арзамасский гусь» в деревне Морозовка, куда съезжаются мастера разных промыслов со всей округи.

        Занимались наши предки  бондарным промыслом — выделкой бочек, кадок, кадушек, деревянных вёдер, корыт — для соления грибов, капусты, мяса, для воды, стирки белья и др.      

           Столярный промысел  был направлен на  производство мебели, сундуков, рам и прочего. Арзамасские резчики по дереву были известны на всю Нижегородскою губернию.  Доведенная до совершенства композиция рисунка, особая пластичность и изящество линий и форм орнамента присущи арзамасскому стилю домовой резьбы. Арзамасские умельцы славились и как искусные мастера церковной резьбы. Резные иконостасы восхищали прихожан своим великолепием, пышностью, гармонией линий. О размахе резного промысла в Арзамасе говорит и значительное число занятых в нем мастеров.

          Славился Арзамаский край вязанием носков, чулок и варег. Это составляет значительный промысел в некоторых селениях Нижегородской губернии: сел. Красном и Кичанзино Арзамасского уезда.

Огромной популярностью пользовались Красносельские валенки.  Вальщики валенок  выполняли очень тяжелый и вредный труд, но зато из под их рук выходила добротная обувь. Валенки не только самая теплая и надежная зимняя обувь, с ними связано много обычаев, обрядов, по ним гадали, играли в подвижные игры.

Предлагаю поиграть в народную игру «На кого валенок покажет».

Считалкой выбирается ведущий, который подбрасывает валенок вверх. На кого из стоящих в кругу «смотрит» нос валенка, тот показывает какое – нибудь танцевальное движение, а все за ним повторяют. Затем отдает валенок следующему ребенку.

Воспитатель: Нашим предкам было присуще огромное стремление окружить себя прекрасным. Красота духовно питала и спасала человека в его  трудной обыденной жизни. Арзамасский край всегда славился своими умельцами и рукодельницами. Предметы домашнего обихода или другие свидетельства жизни арзамасцев, сохранившиеся до наших дней, восхищают своей рукотворной красотой и уникальностью.

             Настоящие кружева создавали и арзамасские кузнецы. Кузнечная работа — ремесло древнее, непреходящее. Для неё были нужны сильные люди, с метким глазом, так как искусная ковка — это почти ювелирная работа. Обычные кузницы — ломовые - были в каждом селе, потому что любая работа требовала инструмента, а кто мог его сделать, если не кузнец.

            Были в Арзамасе и мастера золотых и серебряных дел. Занимались они изготовлением ювелирных украшений, окладов для книг, риз к образам, церковной  утвари. Из архивных документов видно, что приезжали к ним на работу и на выучку ювелиры из других городов, так как арзамасские мастера были «первостатейные».

           B церковных летописях часто сообщается о золочении иконостасов, окладов икон и священных сосудов, что свидетельствует о большом количестве мастеров в городе. Были у арзамасских позолотчиков свои секреты и хитрости, которые передавались из поколения в поколение.

Занимались арзамасские мастера и чеканным искусством, но, в основном, для церкви. Многие работы арзамасцев были признаны высокохудожественными произведениями искусства. K сожалению, к концу 19 века, чеканное мастерство пришло в упадок.

Строительство храмов в Арзамасе и его окрестностях в 18 веке привело к появлению и развитию нового ремесла для арзамасцев - иконописи. Иконописным мастерством чаще всего занимались дьяконы. Архивные документы сохранили имена некоторых талантливых художников. Развитию этого вида искусства способствовало и открытие художественной школы А.В. Ступина. Выходцы школы внесли свой вклад в историю становления церковной живописи.

По всему Среднему Поволжью прославилась категория арзамасских художников, которые называли себя "уборщиками" («убо́ра» - украшение,  убранство.). Они занимались декоративной живописью. Жилище и предметы быта были объектами росписи этих народных умельцев. Церковные уборщики занимались росписью соборов. Большое влияние на развитие этого вида промысла также оказала школа живописи А.В. Ступина.

Среди арзамасских ремесел достойнейшее место занимает золотное шитье. На всю Россию и за ее пределами были известны златошвейные работы монахинь и послушниц арзамасских Николаевского и Алексеевского монастырей. В Арзамас шли заказы из Молдавии, Греции, Константинополя, Иерусалима.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, с какими ремёслами мы сегодня познакомились?

Предполагаемый ответ детей. Вальщик, гусезаводчик, золотошвейка, кузнец, луковод, кузнец, иконописец, уборщик, ювелиры, чеканщики.

Воспитатель. Ремесленники гордились результатами своего труда и, чтобы показать, чем занимаются в этом доме, мастерской – они вывешивали изображение  того или иного предмета, который здесь производится (валенки, сапоги, лопата и грабли, гусь, вышивки, чеканки, самовар, резные наличники, сундук и др.).

        Предлагаю вам представить себя в роли ремесленников, выберите себе ремесло и нарисуйте вывеску себе на дом, которая даст понять прохожим, каким ремеслом занимаются в этом доме.

Дети рисуют вывески на дом ремесленника.

Воспитатель.  А сейчас немного подвигаемся. С помощью пантомимы покажите труд  какого–нибудь ремесленника.

 Дети в пантомиме изображают труд ремесленников.

Используя прием «Микрофон», предложить определить по действиям ребенка то или иное ремесло. (Один ребенок определяет ремесло; отгадав, передает микрофон другому ребенку по своему желанию и т.д.)

Воспитатель. Ребята, вы получили много информации об исторических  ремеслах Арзамаса.

А сейчас порассуждаем. Что хорошего и что плохого в том, что в современном мире почти не осталось ремесленников?

Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к высказываниям. Хорошо, что процесс производства стал легче, за единицу времени производится больше товара, повышается качество и т.д. Плохо, что  не все машины могут передать красоту изделий, мастер мог сделать индивидуальное изделие, не как у всех, ручная работа может быть качественнее фабричной и т.д.

Воспитатель. Как много интересного мы с вами сегодня узнали. Чтобы закрепить наши знания, предлагаю поиграть в игру «Узнай промысел».

На экране появляется фрагмент картинки с изображением изделия разных промыслов, если дети отгадывают, картинка раскрывается полностью.

Воспитатель.

Фантазии полёт и рук творенье

 С восторгом я держу в своих руках...

 Не знает, к счастью, красота старенья,

 Любовь к прекрасному живёт в веках.

 Умелец может сделать из железки,

 Из камня, дерева – шедевры красоты.

 Из разноцветья бисера и лески,

 Как в сказке, чудеса творишь и ты.

 Я прикасаюсь к броши осторожно,

 Она чарует и ласкает взор.

 Представить трудно, как это возможно

 Создать невиданной красы узор.

 Как результат терпенья и уменья –

 Изящество, и цвета чистота,

 И совершенство формы...

 Нет сомненья,

 Наш мир спасут талант и красота!

 З. М. Торопчина

Самое главное, ребята, что мы должны помнить, что каждый предмет окружающего мира это большой труд, который нужно беречь и ценить.

.

Список литературы:

1.Бойкачев, М. В. Золотное шитье арзамасских монастырей к.18-19 в.  / М.В. Бойкачев, Н.В. Панфилова // Саровский летописец: материалы 7 конференции / под ред. В.А. Степашкина. – Арзамас: АГПИ, 2007. – с.220-231

2.Гусяков, М. Отсекая лишнее…// Арзамасские вести. – 2011. – 15-21 дек. – С.7.

Еремеев, П. В. Уборщики // Еремеев, П.В. Арзамасские мастера / П.В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. — С 196-206.

3.Еремеев, П.В. За кузнечными воротами // Еремеев, П. В. Арзамасские мастера / П. В. Еремеев. — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд.во, 1992. — С. 77-89

Еремеев, П. В. Резное узорочье;

4.Еремеев, П. В. Арзамасские мастера /  — Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. из-.во, 1992. — С. 14-27, 27-43, 206-128.

5.Карпов, А.В. Кузнечный промысел в северо-восточной части Арзамасского уезда и в смежной с нею части Нижегородского уезда

6.Коннова, Т «Рождаются под кистью панорамы, и оживают лики у святых…» // Арзамасские вести. – 2015. – 19-25 фев.(№7). – С.4.  

Кустарные промыслы Арзамасского уезда / А.В. Карпов. – Арзамас: АГПИ

7.Маршева, И. Золотная вышивка  // Маршева, И. Ткачество и вышивка Нижегородского края  / Ирина Маршева. – Нижний Новгород: Литера, 2010. – С. 96


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"

Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....

Конспект занятия "Промыслы Подмосковья"

Обобщение знаний детей о промыслах Подмосковья...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Конспект НОД "Промыслы народных умельцев"

НОД: «Промыслы народных умельцев» Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, физическая культура, музыкальное развитие, развитие речи.Виды деятельн...