Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Технической направленности «Лего-кантри»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются «Лего-конструкторы», которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego.docx | 124.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Коркинского муниципального округа
|
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
Технической направленности
«Лего-кантри»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1 год
Год разработки программы: 2024 г.
Авторы-составители:
воспитатель
Татаринова Ирина Михайловна
2024г.
Содержание
- Раздел. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка……………………………………………………………………3
- Цель и задачи программы…………………………………………………………………7
- Содержание программы…………………………………………………….......................7
- Планируемые результаты…………………………………………………………………16
- Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график 17
2.2. Условия реализации программы 19
2.5. Методические материалы 27
2.6. Воспитательный компонент………………………………………………..........................29
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются «Лего-конструкторы», которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Разработка адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Лего-кантри» осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
-Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
-Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
-Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30 декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2021 год);
-Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
-Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
-Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций";
-Устава, Лицензии на образовательную деятельность, нормативных Локальных актов МБДОУ «Д/с № 17» г. Коркино.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6-7 лет «Лего-кантри» технической направленности, разработана для детей старшего дошкольного возраста, испытывающих интерес к играм с лего-конструктором, часто в детском саду и дома не удается поиграть с любимыми конструкторам, а иногда, дети испытывают трудности с играми в Лего и теряют интерес к конструктору. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности. Учебный курс данной программы даёт возможность обучать детей элементам конструирования, развивает их техническое мышление и способность к творческой работе. Моделирование из Лего-конструкторов на занятиях по программе «Лего-кантри», позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Уровень освоения содержания образования: стартовый.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Отличительные особенности программы выражаются в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Инклюзивный потенциал программы заключается в организации содержания учебного материала по принципу от простого (элементарного) к сложному и не требует наличия специальных знаний и навыков для начала обучения. При использовании индивидуального подхода при проведении занятий, программа доступна для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Адресат программы – программа разработана для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
В этом возрасте ребенок:
• Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
• Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
• В 7 лет ребенок понимает относительность оценок.
• Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
• Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
• Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Возрастные особенности обучающихся (характеристика всех категорий обучающихся по программе).
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 10-12 человек.
Объем программы: 66 часов.
Форма обучения: очная.
Методы обучения: Метод сходства. Метод усложнения. Метод повторений.
Тип занятий: групповой.
Формы проведения занятий: практическое занятие.
Срок освоения программы: 1год.
Режим занятий. По программе планируется 2 занятия в неделю по 30 минут (академических часа).
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание свободной творческой личности посредствам конструирования из Лего и техническим навыкам построения объектов из конструктора.
Основные задачи:
Образовательные (предметные):
- Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- Познакомить с основными принципами работы с конструктором Лего.
Личностные:
1. Формировать мотивацию успеха и достижений, творческую самореализацию на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
2. Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Метапредметные:
1. Развивать умение самостоятельно планировать свои действия, выбирать наиболее эффективные пути достижения цели.
2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные и технические навыки и умения.
- Содержание программы
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела/темы | Общее кол-во часов | Теория (в часах) | Практика (в часах) | Формы аттестации / контроля |
Октябрь | Кабинет «Сказочная страна Лего» | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование. |
«Кафе» | 2 | 0.5 | 1,5 | наблюдение | |
«Большой дом» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение | |
«Сказочный домик» | 1 | 0,5 | 0.5 | наблюдение | |
Ноябрь | «Многоэтажный дом» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
«Улица нашего города» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Домашние животные» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Ферма» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
Декабрь | «Зоопарк» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
«Животные жарких стран» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Автобус» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Остановка для автобуса» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Новогодняя елка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Конструирование по замыслу» | 1 | 0.5 | 0.5 | Промежуточная аттестация | |
январь | «Дети» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
«Горка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Качели» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Карусели» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Дом лесника» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Светофор» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Городской транспорт» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
февраль
| «Корабли» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
«Военная техника» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Воздушный транспорт» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Мебель» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
март | «Цветы для мамы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
«Торт на праздник» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Веселые утята» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Лабиринт» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Катер» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Беседка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Рыбы» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Мост» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
апрель | «Космический корабль» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
«Ракета» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Робот» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Избушка бабы Яги» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Школа» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Пожарная часть» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
май | «Русская печь» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
«Газонокосилка» | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение | |
«Сельскохозяйственная техника» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
«Поезд и железнодорожный вокзал» | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
По замыслу | 2 | 1 | 1 | Наблюдение и тестирование. | |
Итого: | 66 | 30 | 36 |
Раздел 1 Знакомство с лего-кабинетом «Сказочная страна Лего»
Теория: История создания Лего-конструктора.
Практика: Рассматривание видов конструктора, знакомство с деталями и их названиями.
Раздел 2 «Кафе»
Теория: Учить создавать сложную сюжетную постройку «Кафе» подгруппами по схеме из мелкого строителя. Знакомить с профессией строителя.
Практика: Рассматривание схемы, подбор строительных деталей. Постройка «Кафе» подгруппами.
Раздел 3 «Большой дом»
Теория: Учить строить большой дом по схеме, познакомить с последовательностью постройки дома: фундамент, стены, окна, крыша.
Практика: Рассматривание схемы дома, определение последовательности постройки, необходимых деталей, создание постройки.
Раздел 4 «Сказочный домик»
Теория: Учить строить сказочный дом по замыслу, помочь запомнить последовательность постройки дома: фундамент, стены, окна, крыша. Развивать воображение.
Практика: Рассматривание иллюстраций сказочных домиков, создание постройки по своему желанию, игра с постройкой и мелкими игрушками.
Раздел 5 «Многоэтажный дом»
Теория: Учить строить Многоэтажные дома из мелкого лего по образцу.
Практика: Постройка фундамента, постройка этажей, определение места для окон, двери – создание многоэтажного дома.
Раздел 6: «Улица нашего города»
Теория: Учить создавать коллективную сюжетную постройку, строить разные дома и здания нашего города, называть их. Знакомить с достопримечательностями нашего города.
Практика: Объединиться в подгруппы для создания постройки. Определить тему постройки: здания нашего города, рассмотреть схему постройки, определить последовательность действий. Создание и игра с постройкой и мелкими машинками.
Раздел 7: «Домашние животные»
Теория: Знакомить с домашними животными. Учить строить собаку и кошку по схеме, играть с постройкой. Называть части тела.
Практика: Рассматривание и анализ схемы, постройка собаки, кошки, игра с постройкой.
Раздел 8: «Ферма»
Теория: Учить строить загончики для животных и двухэтажный дом для фермера по схеме. Учить создавать сюжетную постройку по схеме, играть с ней, развивая сюжет. Продолжать знакомить с профессией фермера, закреплять знания детей о трудовых действиях фермера.
Практика: Рассматривание схемы постройки дома, постройка загончиков для домашних животных, игра с постройкой и мелкими игрушками.
Раздел: 9 «Зоопарк»
Теория: Учить создавать коллективную сюжетную постройку, самостоятельно выбирать тему постройки, использовать приобретенные умения и навыки.
Практика: Рассматривание и анализ образца постройки. Определение последовательности действий. Постройка животных, загончиков для животных. Игра с сюжетной постройкой.
Раздел:10 «Животные жарких стран»
Теория: Знакомить с животными теплых стран. Учить строить одно и двугорбого верблюда, слона, крокодила, жирафа по образцу. Отметить отличительные особенности внешнего вида, среды обитания.
Практика: Рассматривание образца постройки. Определение последовательности действий, необходимых деталей, создание постройки.
Раздел 11: «Автобус».
Теория: Знакомить с пассажирским транспортом. Учить строить автобус по образцу, называть его части и назначение.
Практика: Рассматривание и анализ образца постройки. Определение последовательности действий. Постройка автобуса. Игра с постройкой.
Раздел 12: «Остановка для автобуса»
Теория: Учить строить остановку по образцу. Определять необходимые детали и последовательность постройки.
Практика: Рассматривание и анализ образца постройки. Определение последовательности действий. Постройка автобуса. Игра с постройкой.
Раздел 13: «Новогодняя елка».
Теория: Учить строить елку по образцу. Отметить особенности строения. Создать праздничное настроение.
Практика: Анализ образца постройки, определение последовательности действий, создание постройки, игра с ней.
Раздел 14: Конструирование по замыслу.
Теория: Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу.
Практика: Вспомнить выполненные ранее постройки. Предложить создать постройку по желанию, самостоятельно выбрать необходимые детали.
Раздел 15: «Дети».
Теория: Учить строить мальчика и девочку по схеме. Учить рассказывать о постройке.
Практика: Рассмотреть и проанализировать схему постройки мальчика, девочки. Определить последовательность действий. Создание построек, рассказ о постройке, игра с постройками.
Раздел 16: «Горка».
Теория: Учить определять части горки и выполнять постройку по схеме.
Практика: Рассматривание и анализ схемы постройки, называть части горки, определить детали, последовательность действий, постройка горки, игра с постройкой.
Раздел 17: «Качели».
Теория: Учить выполнять устойчивую постройку по образцу, определять последовательность действий.
Практика: Рассмотреть образец качелей, анализ образца, определение последовательности постройки, необходимые детали. Постройка качелей, игра с постройкой.
Раздел 18: «Карусели».
Теория: Продолжать учить строить сложную постройку по схеме, играть с ней.
Практика: Анализ схемы постройки, определение последовательности действий, создание постройки, игра с ней.
Раздел 19: «Дом лесника»
Теория: Учить строить дом для лесника по образцу, соблюдая последовательность постройки, называть части постройки. Познакомить с профессией лесника.
Практика: Рассматривание образца дома, определение последовательности действий, отбор деталей, создание постройки.
Раздел 20: «Светофор».
Теория: Учить строить по образцу. Закреплять знания о назначении светофора и последовательности его цветов.
Практика: Рассматривание образца светофора, определение последовательности расположения цветов, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 21: «Городской транспорт».
Теория: Закреплять знания о городском транспорте, его видах и назначении. Учить строить самостоятельно.
Практика: Определить тему постройки каждого ребенка, вспомнить последовательность действий постройки автобуса, легкового автомобиля - такси, пожарной машины. Создание сюжетной коллективной постройки. Игра с постройкой и мелкими игрушками.
Раздел 22: «Корабли».
Теория: Учить строить корабли по образцу. Выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы)
Практика: Рассмотреть образцы построек кораблей, определить последовательность действий, необходимые детали. Постройка корабля, создание флота кораблей, игра с постройкой.
Раздел 23: «Военная техника»
Теория: Учить строить военную машину – бронетранспортер, танк по образцу, познакомить с особенностями строения. Знакомить с видами военной техники, с профессией водителя, танкиста.
Практика: Рассмотреть образец бронетранспортер танка, отметить особенности его строения, определить последовательности постройки, создание постройки, игра с танком и мелкими фигурками людей.
Раздел 24: «Воздушный транспорт».
Теория: Учить строить самолет, вертолет по схеме. Закреплять знания о профессии летчик, пилот.
Практика: Рассматривание схемы последовательности постройки самолета, вертолета, называть части машины. Определить необходимые детали. Выполнение постройки, игра с постройкой.
Раздел 25: «Мебель».
Теория: Учить строить диван, кресло, шкаф по схеме. Называть предметы мебели.
Практика: Рассматривание схемы постройки дивана, кресла, шкафа, определение последовательности действий, создание постройки, оформление гостиной.
Раздел 26: «Цветы для мамы».
Теория: Учить выполнять постройку по образцу. Воспитывать желание доставить радость родному человеку.
Практика: Рассмотреть образец постройки цветка, определить последовательность действий, необходимые детали. Постройка цветка, игра с постройкой.
Раздел 27: «Торт на праздник».
Теория: Учить выкладывать детали в виде куба по убыванию. Выполнять постройку по образцу.
Постройка: Рассматривание образца постройки, определение деталей, последовательности действий.
Раздел 28: «Веселые утята».
Теория: Учить строить утят по схеме. Правильно называть детали.
Практика: Анализ схемы, определение действий, выполнение постройки.
Раздел 29: «Лабиринт».
Теория: Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук.
Практика: Рассматривание образца, выполнение постройки.
Раздел 30: «Катер»
Теория: Учить строить катер по схеме, совершенствовать умение анализировать схему, определять его части и их функции. Знакомить с водным транспортом.
Практика: Анализ схемы, определение действий, выполнение постройки.
Раздел 31: «Беседка»
Теория: Учить создавать прочную постройку – беседку по образцу. Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях.
Практика: Рассматривание и анализ образца постройки, определение последовательности действий, деталей, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 32: «Рыбы».
Теория: Учить строить рыб по образцу. Называть части тела рыбы. Анализ образца постройки. Создание постройки.
Практика: Рассматривание и анализ образца постройки, определение последовательности действий, деталей, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 33: «Мост».
Теория: Учить строить сложный мост для высоких машин по схеме. Играть с постройкой.
Практика: Анализ схемы постройки, определение последовательности действий, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 34: «Космический корабль».
Теория: Познакомить с первым космонавтом, с профессией космонавта, рассмотреть строение космического корабля. Учить строить по схеме космический корабль, играть с постройкой.
Практика: Анализ схемы, определение действий, выполнение постройки, игра с постройкой.
Раздел 35: «Ракета»
Теория: Учить строить ракету по образцу, называть части ракеты, ее назначение. Продолжать знакомить с профессией космонавта.
Практика: Рассматривание и анализ образца постройки, определение последовательности действий, деталей, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 36: «Роботы».
Теория: Учить строить робота по образцу. Учить строить космический корабль по замыслу, развивать мышление, воображение.
Раздел 37: «Избушка бабы яги».
Теория: Учить строить избушку на подставках- курьих ножках по образцу.
Практика: Анализ образца постройки, определение последовательности действий, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 38: «Школа»
Теория: Продолжать учить строить двухэтажное здание школы. Помочь понять отличительные особенности зданий детского сада и школы. Продолжать знакомить с профессией учителя.
Практика: Определить последовательность действий, отобрать детали крупного конструктора Лего. Постройка «Школа» по словесному указанию. Игра с постройкой и мелкими игрушками.
Раздел 39: «Пожарная часть»
Теория: Учить создавать сложную сюжетную постройку по схеме. Учить понимать схему, определять последовательность постройки, плотно соединять детали. Обогащать знания о профессии пожарного.
Практика: Рассматривание схемы постройки, определение последовательности действий, отбор необходимых деталей, создание постройки, игра с постройкой и пожарными машинами.
Раздел 40: «Русская печь».
Теория: Познакомить с русской печкой. Вспомнить р. н. сказку «Гуси-лебеди». Учить создавать постройку по образцу.
Практика: Анализ образца постройки, определение последовательности действий, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 41: «Газонокосилка»
Теория: Познакомить с газонокосилкой, ее назначением, с электродвигателем и его действием.
Учить строить газонокосилку по схеме, использовать в постройке движущий электромеханизм.
Практика: Рассматривание схемы постройки, знакомство с принципом действия электромеханизма, определение последовательности действий, необходимых деталей, создание постройки, игра с ней.
Раздел 42: «Сельскохозяйственная техника»
Теория: Познакомить с комбайном, трактором, его назначением. Продолжать учить создавать постройку с электродвигателем.
Учить строить комбайн, трактор по схеме, использовать в постройке движущий электромеханизм, играть с ним.
Практика: Рассматривание схемы постройки, определение последовательности действий, необходимых деталей, создание постройки, игра с ней.
Раздел 43: «Поезд и железнодорожный вокзал».
Теория: Учить строить вагончики для поезда, здание вокзала по схеме.
Практика: Анализ схемы постройки, определение последовательности действий, создание постройки, игра с постройкой.
Раздел 44: Конструирование по замыслу
Теория: Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу.
Практика: Вспомнить выполненные ранее постройки. Предложить создать постройку по желанию, самостоятельно выбрать необходимые детали.
1.4. Планируемые результаты освоения адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Лего-кантри»
Для выявления уровня знаний, умения по дополнительной общеразвивающей программе «Лего-кантри» два раза в учебном году проводится мониторинг, первый с целью выявления способностей, обучающихся в направлении программы, второй для выявления уровня развития обучающихся.
Образовательные (предметные):
1. Сформирована у детей познавательная и исследовательская активность, стремление к умственной деятельности.
2. Знакомы с основными принципами работы с конструктором Лего
Личностные:
1. Сформирована мотивация успеха и достижений, творческая самореализация на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
2. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Метапредметные:
1. Развито умение самостоятельно планировать свои действия, выбирать наиболее эффективные пути достижения цели.
2. Развита мелкая моторика рук, эстетический вкус, конструктивные и технические навыки и умения.
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ | Содержание | Возраст детей (6-7 лет) |
1 | Начало учебного года | 01.10.2024 г. |
2 | Окончание учебного года | 30.05.2025 г |
3 | Зимние каникулы | 01.01.2025 - 08.01.2025 г. |
4 | Летние каникулы | 01.06.2025 - 31.08.2025 г. |
5 | Количество учебных занятий в неделю | 2 |
6 | Продолжительность учебного года | 33 недели |
7 | 1 полугодие | 13 недель |
8 | 2 полугодие | 20 недель |
9 | Продолжительность занятия | 30-35 минут |
10 | Форма контроля | Диагностика: Начало года: 01.10.2024-11.10.2024 С 12.05.2025 - 23.05.2025г |
Выходные дни | Праздничные дни, установленные законодательством РФ |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Количество часов | Форма занятий | Форма контроля |
1 | Октябрь 1 неделя | Кабинет «Сказочная страна Лего» | 2 | групповая | Тестирование диагностика |
2 | Октябрь 2 неделя | Диагностика | 2 | индивидуальная | наблюдение |
3 | Октябрь 3 неделя | «Кафе» | 2 | групповая | |
4 | Октябрь 4 неделя | «Большой дом» | 1 | групповая | наблюдение |
5 | Октябрь 4 неделя | «Сказочный домик» | 1 | групповая | наблюдение |
6 | Ноябрь 1 неделя | «Многоэтажный дом» | 2 | групповая | наблюдение |
7 | Ноябрь 2 неделя | «Улица нашего города» | 2 | групповая | наблюдение |
8 | Ноябрь 3 неделя | «Домашние животные» | 2 | групповая | наблюдение |
9 | Ноябрь 4 неделя | «Ферма» | 2 | групповая | наблюдение |
10 | Декабрь 1неделя | «Зоопарк» | 2 | групповая | наблюдение |
11 | Декабрь 2 неделя | «Животные жарких стран» | 2 | групповая | наблюдение |
12 | Декабрь 3 неделя | «Автобус» | 1 | групповая | наблюдение |
13 | Декабрь 3 неделя | «Остановка для автобуса» | 1 | групповая | наблюдение |
14 | Декабрь 4 неделя | «Новогодняя елка» | 1 | групповая | наблюдение |
15 | Декабрь 4 неделя | «Конструирование по замыслу» | 1 | групповая | Промежуточная аттестация |
16 | Январь 1 неделя | «Дети» | 1 | групповая | наблюдение |
17 | Январь 1 неделя | «Горка» | 1 | ||
18 | Январь 2 неделя | «Качели» | 1 | групповая | наблюдение |
19 | Январь 2 неделя | «Карусели» | 1 | групповая | наблюдение |
20 | Январь 3 неделя | «Дом лесника» | 1 | групповая | наблюдение |
21 | Январь 3 неделя | «Светофор» | 1 | групповая | наблюдение |
22 | Январь 4 неделя | «Городской транспорт» | 2 | групповая | наблюдение |
23 | Февраль 1 неделя | «Корабли» | 2 | групповая | наблюдение |
24 | Февраль 2 неделя | «Военная техника» | 2 | групповая | наблюдение |
25 | Февраль 3 неделя | «Воздушный транспорт» | 2 | групповая | наблюдение |
26 | Февраль 4 неделя | «Мебель» | 2 | групповая | наблюдение |
27 | Март 1 неделя | «Цветы для мамы» | 1 | групповая | наблюдение |
28 | Март 1 неделя | «Торт на праздник» | 1 | групповая | наблюдение |
29 | Март 2 неделя | «Веселые утята» | 1 | групповая | наблюдение |
30 | Март 2неделя | «Лабиринт» | 1 | групповая | наблюдение |
31 | Март 3 неделя | «Катер» | 1 | групповая | наблюдение |
32 | Март 3 неделя | «Беседка» | 1 | групповая | наблюдение |
33 | Март 4 неделя | «Рыбы» | 1 | групповая | наблюдение |
34 | Март 4 неделя | «Мост» | 1 | групповая | наблюдение |
35 | Апрель 1 неделя | «Космический корабль» | 1 | групповая | наблюдение |
36 | Апрель 1 неделя | «Ракета» | 1 | групповая | наблюдение |
37 | Апрель 2 неделя | «Робот» | 1 | групповая | наблюдение |
38 | Апрель 2 неделя | «Избушка бабы Яги» | 1 | групповая | наблюдение |
39 | Апрель 3 неделя | «Школа» | 2 | групповая | наблюдение |
40 | Апрель 4 неделя | «Пожарная часть» | 2 | групповая | наблюдение |
41 | Май 1 неделя | «Русская печь» | 1 | групповая | наблюдение |
42 | Май 1 неделя | «Газонокосилка» | 1 | групповая | наблюдение |
43 | Май 2 неделя | «Сельскохозяйственная техника» | 2 | групповая | наблюдение |
44 | Май 3 неделя | «Поезд и железнодорожный вокзал» | 2 | групповая | наблюдение |
45 | Май 4 неделя | По замыслу | 2 | индивидуальная | диагностика |
2.2. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лего-кантри»
Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы (далее учебное помещение), соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Основным условием для занятий является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Материально - техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы: Занятия с детьми проводятся в логопедическом кабинете общей площадью: 6 квадратных метра.
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Лего-кантри» состоит в следующем: возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет, количество детей не более 13. Форма проведения: индивидуально-групповая, по 2 занятия в неделю, продолжительностью до 40 минут, срок реализации 1 год. Набор в группу осуществляется в сентябре на основе предпочтения детей и родителей (законных представителей) воспитанников. Родители оформляют заявление и согласие на обучение ребенка по ДОП «Лего-кантри».
Гибкая форма организации деятельности с лего-конструктором, учитывает индивидуальные особенности детей, желания, уровень владения техническими навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. В ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз.
Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки педагог подбирает самостоятельно.
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Организация образовательного процесса
Для того, чтобы обучающиеся успешно усваивали полученные знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией готовых построек. При работе с воспитанниками используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе деталей конструктора, последовательности выполнения работы.
Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый дидактический материал – схем, готовые образцы построек.
В течение года организуется промежуточная выставка - смотр работ, а в конце года обучения проводится выставка технических изделий
Надо иметь в виду, что каждый воспитанник имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от индивидуальных возможностей обучающихся. Поэтому первые успехи начинающих «Лего-конструкторов» требует адекватной и снисходительной оценки.
Итогом учебного года служит выставка технических работ, которая дает возможность оценить уровень техники, качество выполненной работы, самостоятельность при ее изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач.
Формы и методы работы.
Организационные формы:
1) коллективная – подготовка выставочных работ
2) индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в освоении той или иной техники.
- Формы обучения;
- Игра;
- Выставка;
- Практические работы;
- Индивидуальная работа;
- Контрольно-творческое занятие.
Методы организации занятия
- устное изложение, беседа, рассказ;
- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
- объяснительно – иллюстративный: воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный: воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично – поисковый: участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;
-исследовательский: самостоятельная творческая работа
Система оценки достижения планируемых результатов. Виды и формы текущего контроля и аттестации.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты воспитанников (созданная модель), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, предметные компетенции, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности обучающихся являются результаты поэлементного и пооперационного анализа их продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.
Методика отслеживания результатов:
- наблюдение за детьми в процессе работы;
- заполнение обучающимися «Дневника достижения»;
- игры;
- тестирование, упражнения;
- коллективные творческие работы;
- беседы с детьми и их родителями.
Подробнее диагностика описана в пункте 2.4. «Формы аттестации»
Формы проведения занятий.
Теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки.
Практические: непосредственная работа с лего-конструктором, конкурс работ, подготовка и проведение выставок детских работ, участие в конкурсах технического моделирования
2.3. Формы аттестации.
Для определения эффективности и результативности освоения программы предусмотрена такая форма аттестации как:
1. Выставки технического творчество «ЛЕГО-ЛЭНД».
2. Презентации детских работ родителям (сотрудникам, другим детям в ДОУ).
3.Творческая презентация руководителя ДОП «Лего-кантри» на педсовете (методическом совете).
Диагностика освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лего-кантри». Конструирование» включает следующие информации о результатах деятельности:
∙ воспитание и образование дошкольников в соответствии дополнительной общеразвивающей программой;
∙ методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
∙ материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО- конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «+».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «-». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения ДОП «Лего» и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (руководитель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Результаты мониторинга к концу года интерпретируются следующим образом.
Если все оценки «+» либо все «+)» и один «-» данный результат свидетельствует об успешном освоении ДОП «Лего» и отмечается, как высокий уровень.
Если «+» и «-» равное или «+» больше, чем «-» то данный результат оценивается как средний уровень освоения ДОП «Лего-кантри».
Если «-» больше чем «+», данный результат оценивается, как низкий уровень освоения ДОП «Лего-кантри». Если по каким-то направлениям преобладают оценки «-», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации ДОП «Лего-кантри». Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, моделей), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
2.4. Оценочные материалы.
Оценочные материалы представляют собой инструментарий-карту вопросов по основным направлениям ДОП «Лего-кантри».
№ | Содержание деятельности | Отметка (+;-) | Результаты (+;-) | |
Н.Г. | К.Г. | |||
1 | Знает названия всех деталей Лего-конструктора | |||
2 | Знает основные принципы работы с конструктором | |||
3 | Легко работает по образцу (схеме) | |||
4 | Творчески подходит к оформлению готовой постройки | |||
5 | Конструирует поделку по замыслу | |||
6 | Самостоятельно разрабатывает замысел | |||
7 | Самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат | |||
8 | Умеет рассказать о постройке |
Количество детей: Н.Г -____ К.Г.____ | высокий | средний | низкий |
Начало года |
Карта оценивания уровня освоения детьми программного материала «Лего-кантри»
№ | Ф.И. ребенка | Знает названия всех деталей Лего-конструктора | Знает основные принципы работы с конструктором | Легко работает по образцу (схеме) | Творчески подходит к оформлению готовой постройки | Конструирует поделку по замыслу | Самостоятельно разрабатывает замысел | Самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат | Умеет рассказать о постройке | Начало года | Конец года |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 |
2.5. Методические материалы
В процессе непрерывной образовательной деятельности используются различные формы и методы организации образовательного процесса:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, стихи)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
- Показ мультимедийных материалов.
Используемые пособия:
задачи в стихах, счётные палочки, цифры, наглядные дидактические игры.
Образовательная деятельность детей по ДОП «Лего-кантри» включает в себя также привычные для ребенка виды деятельности.
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение поставленных целей и задач ДОП «Лего-кантри» и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающаяся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется:
- развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Используются инновационные технологии:
- ИКТ-технология.
- Технология музыкального воздействия.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Логоритмика.
- Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольников".
- Гимнастика для глаз, ("Физминутки нам нужны, для детей они важны». Релаксационные упражнения (элементы психогимнастики), ("Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников").
2.6. Воспитательный компонент
Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в детском саду - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2)формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:
-владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
-воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных
воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).
№ п/п | Наименование мероприятия по программе воспитания | Дата проведения | Форма проведения мероприятия | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1. | 27 сентября - День | 27 сентября | Беседа «Все профессии нужны, все профессии | Выставка детского творчества. |
2. | День отца. | третье воскресенье октября | Беседы: «Члены моей семьи». | Выставка детских работ «Портрет моего папы». |
3. | День матери в России. | последнее | Интервью «Какие | Выставка детских работ «Портрет моей |
4. | День | Последнее воскресенье ноября | Рассматривание изображения герба России; составление рассказа-описания «Герб России». | Выставка символики страны, города |
5. | День Конституции | 12 | Тематические беседы | Выставка детского творчества. |
6. | Новый год. | 31 декабря | Беседы о новогодних традициях в России. | Выставка детского творчества. |
7. | День снятия блокады | 27 января | Просмотр | Выставка детского творчества. |
8. | День защитника Отечества | 23 февраля | Тематические беседы: «Есть профессия такая Родину защищать!». | Выставка детского творчества. |
9. | День воссоединения Крыма с Россией | 18 марта | Беседа с детьми: «Россия наша Родина». Заучивание коротких четверостиший. | Выставка детского творчества. |
10. | День Космонавтики | 12 апреля | Беседа на тему: «Познание космоса». | Выставка детского творчества. |
11. | День Победы | 9 мая | Беседа на тему «День Победы – 9 мая». Заучивание коротких четверостиший. | Выставка детского творчества. |
2.7. Список используемой литературы
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М.; Линка Прес,2001г.
2. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
3. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
- https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654044/
-https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04fd/000498dc-abd40805/hel.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Робототехника» (начальный уровень) технической направленности
Программа «Робототехника» технической направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культ...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа психотерапевтической направленности «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
АДАПТИРОВАННАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СКАЗОЧНЫЙ МИР»...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ "Волшебный песок" - работа с кинетическим песком
АДОП "Волшебный песок"...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Морские котики» (индивидуальное плавание для детей 5-7 лет)
Программа по плаванию для детей коррекционной группы (индивидуально)....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музейная педагогика»
Программа "Музейная педагогика" предназначена для работы с детьми 4-5 лет по Дополнитеьной образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности "Музейная педагогика"....
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи «Фольклорная логоритмика»
Методическая разработка...
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Технической направленности «Тико - мастера»
Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...