Познавательный проект " Мы- патриоты Ямала" для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)

Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов Северапосредством использования информационно-коммуникационных технологийс целью нравственно-патриотического воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kuteynikova_2021.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект

«Мы- патриоты Ямала»

 « Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов Севера

посредством использования информационно-коммуникационных технологий

с целью нравственно-патриотического воспитания детей»

для детей подготовительной к школе группы

Составитель: воспитатель МБДОУ «Ягодка»

 Кутейникова И.Н.

2020-21 уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

Обоснование актуальности

Цель и задачи проекта

Принципы реализации проекта

2.Проектная часть

Построение  модели внедрения проекта

План работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера

3.Заключение

Этапы реализация проекта

Ожидаемые результаты при реализации проекта

Список использованной литературы

   

1. ВВЕДЕНИЕ

 Обоснование актуальности

     Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине, к малой Родине в которой проживают. Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения.                                                  

     Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

      Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к малой Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Равнодушие, чаще всего возникает от незнания. Многие воспитанники родились, живут и учатся в городе Ноябрьске, но не все знают историю своего края, города; его героев, почетных граждан города, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому еще больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

       Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.
     Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т.к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.
     О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на мой взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

      В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным, и зачастую вызывает лишь недоумение.

     Актуальность данной проблемы понимается мной как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

       Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится наиболее значимой для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.

Ведущая педагогическая идея.

  • Ведущая педагогическая идея – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами северных народов. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа, посредством  использования современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

Проблема

  1. Анализ результатов диагностического обследования воспитанников показал, что  у детей недостаточно сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.
  2. Нет четкой педагогической системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории севера.
  3. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера проводится через традиционные формы работы.

     Данные проблемы обуславливают ряд причин:

  1. В современной жизни отсутствуют предметы, характерные для быта северных народов, упоминаемые в фольклорных произведениях, поэтому дети с ними не знакомы.
  2. Дошкольники имеют первоначальные представления о народном творчестве, но не используют его в практической деятельности.
  3. У детей есть интерес к народным играм и фольклорным календарным праздникам, но недостаточно знаний.

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью работы в МБДОУ, как условия формирования интереса к культуре народов севера у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили необходимость создания проекта, который способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста  к культуре, традициям народов Севера.

  Цель и задачи проекта

Цель: приобщение детей к уникальной материальной и духовной культуре народов населяющих территорию ЯНАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям; воспитание чувства уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любви к родному краю.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями коренных народов, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

  • Развитие у ребёнка эмпатии – способности к сопереживанию, как глубоко нравственной черте человека, в том числе через “проживание” ребёнком различных жизненных ситуаций, исполнение им социальных, профессиональных “ролей”, “вживание” в образы других и выработку правильного отношения к себе, через сопоставление себя “другим”, в том числе с теми, кто жил до нас, через сравнение и постижение их взглядов.
  • Формирование национальных чувств и уважительного отношения к традициям и истории других народов.
  • Выработка ценностных ориентации на основе положительного опыта, культуры, традиций и быта коренных жителей Севера.

2. Формирование у детей представлений об основных чертах и понятиях культуры народов Севера, в том числе:

  • Формирование представление о традиционной семье коренных народов; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, с целью показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
  • Знакомство с основными видами деятельности коренных народов Севера: земледелием, оленеводством, рыболовством, охотой, орудиями производства; показать роль природы в жизни коренных народов;
  • Знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел северных народов – шитьё бисером по ткани, коже, меху, ткачество, вышивка;
  • Знакомство детей с фольклором северных народов. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с северной природой;
  •  Обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, мифами, легендами;
  • Формирование у детей представлений об истории, содержании, обрядах и обычаях и некоторых из основных народных праздниках через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря
  1. Внедрение  информационных технологии в процессы воспитания и обучения.

Принципы реализации проекта

 

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «Природа Ямала», «Быт коренных жителей», «Культура коренных жителей», «Народно-прикладное искусство Ямала»;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, видеофильмы, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;
  • принцип последовательности и систематичности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • принцип демократизации – предполагает совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в социально-нравственном становлении личности.
  • принцип вариативности – предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
  • принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу.

2. Проектная часть

 Построение модели внедрения проекта

       Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера я начала со сбора и изучения краеведческого материала. Во многих группах оформлены уголки Севера, куда  помещены фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте северных народов, собран каталог орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

       Мною была разработана педагогическая система по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, составлена картотека подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

       В непосредственно-образовательной деятельности я знакомлю детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях. Каким богам-духам поклонялись, какими представляли устройство мира, кто защищал слабых, обиженных как приручили оленя, собаку, сделали их своими помощниками – обо всём этом поведали сказатели прошлого.

       Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

       Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ямальский край – малую родину, в проекте планируется ежегодное проведение праздников народов Севера, творческие мини-проекты: «Мой любимый город»; «Ласковый нежный Север»; «Северное сияние» и т.д.. В мероприятиях предусматривается участие всех: родителей, детей, педагогов. Также планируется организация творческих выставок, праздничных концертов, посвященных датам основания города, области, спортивных мероприятий.

       Помимо знакомства детей с бытом и обычаями народов Севера, необходимо прививать детям любовь к родному краю через рассматривание открыток, иллюстраций, посещение Центра «Факел», посещение с родителями Музейно-Ресурсного центра, чтение стихов, сказок, театрализованную деятельность.  
      Особое внимание нужно уделять народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети коренных жителей постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе: учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети коренных жителей Севера заботятся о старших, помогают им. Также необходимо знакомить с искусством народов ненцы, с особенностями национального костюма, обращая  внимание на элементы орнамента.

     Выходя с детьми на прогулку и  обращая внимание на красоту нашей природы, мы учим детей видеть и понимать ее, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к родному округу. Наша задача – дать больше знаний о растительном и животном мире северного края. При ознакомлении детей с природой нужно стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому, нацелить детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Целесообразно использование народных примет, отражающих острую наблюдательность ненцев, например: «В глубоком снегу никогда не замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

      Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей  в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.

      Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам мероприятий, собраны традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации и фотографии. При этом задают вопросы: «Кто это?», «Почему они так одеты?»

           Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому  в работе по ознакомлению дошкольников с Севером и его коренными жителями я планирую использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Содержание деятельности по внедрению проекта «Мы- патриоты Ямала»  предполагает реализацию следующих направлений:  

Познавательно- речевое развитие

Речевое развитие:

Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода.

Устный фольклор ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки).

Чтение художественной литературы:

Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.

Ненецкая сказка: «Кукушка».

Знакомство с творчеством Л. Лапцуя, Н. Дудникова, А. Ругина.

Книга «Северные льдинки» Л.В. Федоровой (ненецкие сказки).

Природа:

Беседы на тему: «Что имеем, не храним – потерявши плачем».

Посещение Музейного ресурсного центра.

Северный калейдоскоп (времена года).

Альбом «Животные Ямала».

Альбом «Растения тундры, растения леса».

Гербарий местных растений.

Опытно – поисковая работа.

Край родной навек любимый

«А я люблю свои места, родные милые такие!...»

Знакомство с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб ЯНАО.

Знаменательные даты – день рождения города.

Достопримечательности нашего города.

Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».

Альбом «Мы на севере живём».

Фотоальбом «Наш любимый город».

Физическое развитие

Физическое развитие и Здоровье

Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках),

Фотовыставка «Есть щедрость без границ».

  Беседы на темы: «Северная кладовая» (лес), «Северные витамины» (ягоды, дикоросы), «Живое серебро» (рыбные запасы), «В гостях у хозяюшки Антальты» (польза даров леса и рек).

Игры. Эстафеты.

Социально-личностное развитие

Социализация:

Беседы на тему «Всем советуем дружить», «Ненец и тундра – брат и сестра».

Традиции и обычаи лесных и тундровых ненцев.

Макет чума. Нарты с оленьими упряжками (игрушки).

Куклы в национальной одежде (мальчик и девочка).

Люлька из бересты, кукла младенец.

 Театрализованная деятельность:

Инсценировка (сказок, легенд ненецкого, хантыйского народов).

Изготовление национальных костюмов.

Игровая деятельность:

Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».

Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку». Атрибуты для подвижных игр.

Сюжетно ролевая игра: «Чум».

Художественно – эстетическое развитие

Художественное творчество:

Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров)

Участие в конкурсе «Все краски Ямала». «В мастерской Эдейки».

Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер).

Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент.

Виды орнаментов, их символика.

Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна.

Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки,   листья).

«Подарок для Айны» (плетение коврика).

Музыкальное развитие:

 Северные мотивы (песни, колыбельные).

Прослушивание ненецких песен (аудиозапись).

Разучивание национальных танцев.

Проведение праздника с приглашением сотрудников ЦНК (национальный праздник).

Знакомство с народными инструментами.

Внесение в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни).

Связь с педагогами в работе над проектом: «Мы-  патриоты Ямала»

Специалисты

Содержание работы

Воспитатели

Игровая деятельность.

Социальное развитие.

Речь и речевое общение.

Познавательное развитие.

Природа.

Художественная литература.

Музыкальный руководитель.

Знакомство с национальным фольклором.

Знакомство с национальными музыкальными инструментами.

Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной для детей ясельной группы).

«Потешки расскажем и игры покажем».

Воспитатели

Знакомство с народным творчеством.

Практическая работа по народно-прикладному искусству.

Руководитель по физическому воспитанию

Знакомство с народными играми  народов Севера.

Национальные виды спорта.

Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.

Родители

Практическая помощь в оформлении национального уголка.

Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек.

Выставка совместных поделок.

Фотовыставка «Родной край».

ПЛАН РАБОТЫ 

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

1.     ПРИРОДА ЯМАЛА.

Задачи:

  • формировать экологическую культуру детей;
  • расширять представление о флоре и фауне Ямала.

Формы организации детской деятельности:

  • игра;
  • беседа;
  • экскурсии;
  • походы и т.д.
  • опыты – исследования;
  • составление Красной книги Ямала;

2.    БЫТ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ. 

Задачи:

  • знакомство детей с   национальным своеобразием в   одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;
  • помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения. 

Формы организации детской деятельности:

  • проведение тематических экскурсий;
  • работа в творческой мастерской.
  • интеллектуальная игра – занятие «Что? Где? Когда?» и другие адаптированные игры.

3.     КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ.

Задачи:

  • знакомить с фольклором народов Севера, с его собирателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.);
  • знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей. 

Формы организации детской деятельности:

  • театрализация;
  • инсценировки сказок и легенд народов Севера;
  •  совместные праздники с представителями коренного населения Ямала;
  • просмотр видеофильмов, фотослайдов.

                    

 4. НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА

Задачи:

  • знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками; виды орнаментов и их символика;
  • вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов
  • обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха). 

Формы организации детской деятельности:

  • работа в творческой мастерской (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги и т.д.)
  • экскурсии в Центр «Факел»;
  • выпуск тематических газет;
  • организация выставок;

3. Заключение

 Этапы реализации проекта

Проект «Мы –патриоты Ямала» предполагает несколько этапов его реализации:

Реализация проекта рассчитана на 2020-2021 учебный год и включает в себя три этапа:

Этап реализации проекта

Срок

Мероприятия

1 этап.

Организационно – подготовительный 

 Сентябрь-октябрь 2020г.

  • Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта,
  • Подбор литературы, изучение этнографической, этнопедагогической и научно-художественной литературы;
  • Подбор пособий, атрибутов, сбор информации из   различных источников по теме.
  • Создание развивающей среды в группе,   создание условий, необходимых для реализации проекта.
  • Разработка диагностического материала по теме;
  • Анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,
  • Подбор и систематизация дидактического материала, составление плана, разработка непосредственно-образовательной деятельности.
  • Составление перспективного планирования;

2 этап – технологический (Основной)

Сентябрь 2020-март 2021

  • Организация и проведение, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка краеведение в группе.
  • Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация проекта с использованием ИКТ.
  • Корректировка форм работы с детьми, родителями;
  • Разработка конспектов занятий, бесед, праздников;
  • Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);
  • Подбор подвижных игр для детей
  • Подбор материалов для педагогов и родителей;
  • Сбор и оформление наглядного материала.

3 этап – Заключительная

апрель-май 2021

  • Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
  • Презентация опыта работы педагога по проекту. Создание мини-музея в группе.

 Ожидаемые результаты реализации проекта

      Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ямала,  желающие внести свой вклад в его развитие.

        Работа по формированию нравственно-патриотических качеств посредством ознакомления детей с культурой, традициями народов Севера предполагает следующие результаты:

  • Изучая традиции, жизнь и быт народов Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.                                                                                  
  • У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
  • Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности коренных жителей Севера.
  • Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
  • Формируются представления детей об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
  • Дети учатся чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой, выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
  • Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов: оформление национального уголка, папки – передвижки «Город в лицах», фотовыставки «Мы на Севере живём", подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала, изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности

Список использованных источников и литературы:

  1. Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
  3. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
  4. Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  5. История геологического поиска. Под ред. А. Шедченко. М., Пента, 2003.
  6. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
  7. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
  8. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
  9. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета. СПб., Алфавит, 1997.
  10. Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
  11. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
  12. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  13. Пойковский. Подарочный буклет. Западно-сибирская полиграфическая компания, 2003.
  14. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
  15. Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.
  16. Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
  17. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
  18. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
  19. С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
  20. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007
  21. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:

  1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
  2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
  3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
  4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007

Список художественной литературы для чтения детям:

  1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
  2. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н.Б.Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
  3. Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
  4. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
  5. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
  6. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
  7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
  8. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
  9. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
  10. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
  11. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Реализация эколого-познавательного проекта «Огород на окне» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 гг.

Реализация эколого-познавательного проекта «Огород на окне» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 гг....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Загрязнение воды» для детей подготовительной к школе группы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Загрязнение воды»  для детей подготовительной к школе группы...

Физкультурно-познавательный досуг «Первый поход» для детей подготовительных к школе групп посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ТУРИЗМА

Быть туристом не просто модно, самое главное – это значит быть здоровым, активным и, путешествуя изучать родной край, его богатую природу. Что подарить в этот день? Инте...

Информационно-познавательный творческий проект  «Неделя космонавтики» Для детей подготовительной к школе группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20231250","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"481","width":"644"}}]]...