Методическая разработка: педагогический проект " Культура и быт народов Восточной Сибири"
методическая разработка (подготовительная группа)
Педагогический практико-ориентированный проект «Культура и быт народов Восточной Сибири» разработан для детей подготовительной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, родителей и педагогов, что создает условия для обогащения и систематизации знаний детей о коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, и др.), их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях, приобретаются умение детей общаться с представителями разных национальностей, учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_vostochnoy_sibiri.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 171»
Методическая разработка: педагогический проект
« Культура и быт народов Восточной Сибири»
Автор: Ильина Марина Анатольевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Зима, 2018 г.
Пояснительная записка
Педагогический практико-ориентированный проект «Культура и быт народов Восточной Сибири» разработан для детей подготовительной группы.
Проект реализовывался в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проект реализуется в совместной деятельности детей, родителей и педагогов, что создает условия для обогащения и систематизации знаний детей о коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, и др.), их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях, приобретаются умение детей общаться с представителями разных национальностей, учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.
В ходе реализации данного проекта у воспитанников прививается чувство любви к родному краю, реализуются творческие способности в различных видах детской деятельности.
Итоговым заключительным мероприятием проекта является создание в группе мини-музей «Наш родной сибирский край» и досуг «Сибирские посиделки».
Паспорт проекта (информационная карта проекта)
Проблема, актуальность | Необходимо обогатить знания детей о народах, населяющих Восточную Сибирь |
Заявители, инициаторы проекта | Дети подготовительной группы (6-7 лет) |
Тема проекта | «Культура и быт народов Восточной Сибири» |
Тип проекта по доминирующему виду деятельности: по количеству участников: по продолжительности: |
практико-ориентированный групповой среднесрочный |
Срок реализации | февраль-май 2017 г. |
Цель проекта | создание условий для обогащения и систематизации знаний детей о коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, и др.), их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях |
Задачи проекта: | - формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тунгусах: истории народов, образе жизни, особенностях национального костюма; - познакомить детей с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, фольклор, народно-прикладное искусство); - развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности, интерес к культуре коренных народов Сибири; - формировать у детей толерантное отношение к людям разной национальности; - воспитывать любовь к родному краю. |
Участники проекта | дети, родители, педагоги ДОУ |
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели: | Для детей - сформированные знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тунгусах: истории народов, образе жизни, знакомство с особенностями культуры коренных народов Восточной Сибири. - обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая реализовать творческий замысел в игре и разных видах детской деятельности, а также создающая возможность для их позитивной социализации и личностного развития. |
Для педагогов
проявление интереса родителей воспитанников к участию в образовательной деятельности в ДОУ - обогащенная развивающая предметно-пространственная среда в группе по гражданско-патриотическому воспитанию; - сформированный банк методических материалов по теме проекта. | |
Для родителей - возможность для всестороннего развития и успешной социализации детей - укрепление сотрудничества с дошкольным учреждением. | |
Продукт проектной деятельности: | Мини-музей «Наш родной сибирский край» |
Презентация проекта | Досуг «Сибирские посиделки». Альбом «Наша родина – Иркутская область» |
Актуальность
Почему возникла необходимость изучить эту тему?
В последние годы исследователи в качестве основополагающего фактора гражданского-патриотического воспитания дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.
Народная культура и традиции Иркутской области включают многие культуры народов разных национальностей, проживающих в Прибайкалье.
Наша Иркутская область уникальна тем, что на её территории находится озеро Байкал-мировая достопримечательность. Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру, свои традиции и промыслы коренные народы Восточной Сибири: буряты, эвенки, тофалары, долганы и др.
Одним из составляющих видов искусства народов Сибири, является
декоративно – прикладное искусство, которое отражает историю этих народов и является культурным наследием России и всего человечества.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством, национальными традициями воспитывает у детей гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, воспитывает любовь к своему родному краю.
Исходя из этого, был подготовлен и реализован проект по ознакомлению детей с культурой и бытом народов Восточной Сибири.
Введение в проблему: в результате наблюдений и бесед с детьми по теме «Наша родина – Иркутская область» была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о коренных народах Восточной Сибири. Для решения данной проблемы возникла необходимость разработки и реализации среднесрочного практико-ориентированного проекта.
Особенности реализации проекта
Реализация проекта будет осуществляться в тесном взаимодействии с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками МБУК «Историко-краеведческий музей».
В ходе реализации проекта используются следующие методы и приемы работы с детьми: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, использование настольно-печатных, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, заучивание пословиц и поговорок, чтение художественной литературы о народах Сибири, народного фольклора. Организовываются такие мероприятия как проведение непосредственно-образовательной деятельности по разным направлениям развития, экскурсий, посещение Историко-краеведческого музея, организация и посещение выставок, проведение досугов и развлечений.
Развивающая предметно-пространственная среда группы в ходе реализации проекта будет пополнена следующими материалами и пособиями: папки «Народные орнаменты», «Костюмы народов Восточной Сибири», «Природа Сибири», настольно-печатные игры, энциклопедии, книги-самоделки, фотоальбомы, макеты жилищ народов, природных зон Прибайкалья, продуктами художественного творчества детей и родителей, коллажами «Народы Восточной Сибири», «Животный мир Сибири», народными костюмами, куклами для театрализованных постановок, атрибутами для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
Конечным продуктом работы над проектом станет мини-музей «Наш родной сибирский край», который будет находиться в группе и пополняться в результате дальнейшей работы.
Презентацией проекта станет досуг «Сибирские посиделки», подготовленный совместно с детьми, родителями и сотрудниками МБУК «Историко-краеведческий музей».
Этапы работы по проекту
«Культура и быт народов Восточной Сибири»
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия родителей |
1 этап Подготовитель-ный (выбор темы проекта) | Побуждение участников к реализации проекта: формулирование проблемы «А знаем ли мы какие народы населяют Восточную Сибирь». Постановка цели и задач по проекту, создание игровой ситуация. | Вхождение в проблему «Узнать о народах, населяющих Восточную Сибирь». | Ознакомление с проблемой, повлекшей разработку и реализацию проекта. |
2 этап Планирование | Работа по «Модели трех вопросов» Составление перспективного планирования (системной паутинки). Планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности с учётом образовательных областей | Работа по «Модели трех вопросов»: - Что знаем? - Что хотим узнать? - Как узнать? | Оказание помощи детям в работе по «Модели трёх вопросов» |
3 этап Реализация проекта | - Пополнение развивающей предметно-пространственной среды оборудованием и материалами по теме проекта. - Подбор методической и художественной литературы о народах Восточной Сибири. - Организация деятельности детей во всех центрах активности. - Консультирование родителей по темам «История народов Восточной Сибири», «Коренные народы Прибайкалья», «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири». -Координация работы участников проекта | - Участие в совместной деятельности с педагогами в соответствии с системной паутинкой по всем направлениям образовательного процесса. - Поиск необходимой информации вместе с родителями. | - Оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта. - Изготовление макетов о народах Прибайкалья и экспонатов для мини-музея. - Подборка художественной литературы для детей о народах Восточной Сибири для чтения. - Оказание помощи педагогу в организации и проведении выставок и экскурсий. |
4 этап Завершающий | -Представление результатов проекта: мини-музея музей «Наш родной сибирский край» - Подготовка презентации по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири» - Проведение досуга «Сибирские посиделки». | ||
5 этап Подведение итогов | -Анализ результатов, -Формулирование выводов; -Определение перспектив для новых проектов по теме «Иркутская область», «Сибирский край» |
Системная паутинка по проекту
«Культура и быт народов Восточной Сибири»
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей | Дата проведения |
Познавательное развитие | -Рассматривание иллюстраций с изображением национальных костюмов народов Прибайкалья (буряты, тофалары, эвенки, тунгусы); -НОД «Широка страна моя родная»; -Просмотр мультимедийной презентации «Традиции и обычаи народов Сибири»; -Рассматривание иллюстраций с изображением быта и культуры народов Сибири; -Д/ игры «Планета Земля и её жители», «Растения и животные севера»; -Просмотр видеофильма «Народы Сибири»; -Сюжетно-ролевая игра «Стойбище»: -Д/ игра «Флаги народов Восточной Сибири», «Культура народов Восточной Сибири» -Экскурсия в историко – краеведческий музей г. Зима (отдел: « Культура и быт народов Сибири»); -Экскурсия в библиотеку-рассказ библиотекаря о народных промыслах народов Сибири; -Дидактические игры «Подбери костюм», «Назови элементы костюма»; -Просмотр мультфильма «Гора самоцветов»; -Настольно-печатная игра «Культура народов» -Досуг Сибирские посиделки» | 01.02.17 06.02.17 09.02.17 В течение проекта 13.02.17 15.02.17 16.02.17 20.02.17 13.03.17 16.03.17 27.04.17 В течение проекта 10.04.17 14.04.17 В течение проекта 28.04.17 17.05.17 |
Речевое развитие | -Чтение произведений народного фольклора народов Сибири; -Беседа «Чем занимаются коренные жители Сибири: оленеводы, скотоводы, охотники, рыболовы»; -Беседа «Буряты и эвенки – коренные народы Прибайкалья»; - Чтение С. Данилов «Каюры», Н. Забила «Север», «Юг», И. Истомина «Тундра»; -Чтение И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», К. Портале «Место под солнцем», Ю. Шестопалов «Северное сияние»; -Словесная игра «Угадай народ по описанию»; -Разучивание пословиц о народах Прибайкалья | В течение проекта 17.02.17 24.02.17 13-15.03.17 20-23.03.17 06.04.17 В течение проекта |
Социально-коммуникативное развитие | -Беседа о толерантном отношении к людям разных национальностей; -Постановка проблемной ситуации «Может ли народ развиваться без культуры»; -Сюжетно - ролевая игра «Поездка по Сибири»; -Игра-этюд «Изобрази народ» | 14.02.17 17.02.17 18.04.17 21.04.17 |
Художественно-эстетическое развитие | -НОД «Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Сибири»; -Рассматривание и сравнение народных орнаментов народов Сибири -Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья», «Полезные ископаемые Прибайкалья» -Дидактические игры «Укрась костюм»; «Составь орнамент»; -Рисование «Национальные костюмы» народов Сибири; -Аппликация «Народные орнаменты» -Создание коллекций «Запахи леса», «Дары сибирской тайги»; -Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири; -Работа с раскрасками «Народы Сибири». | 15.02.17 В течение проекта 28.02.17 24.02.17 14.03.17 В течение проекта |
Физическое развитие | -Ознакомление дошкольников с подвижными народными играми народов Восточной Сибири. | В течение проекта |
Заключение
В ходе реализации у детей расширились и обогатились знания о коренных народах Восточной Сибири: их истории, образе жизни, особенностях национальной культуры.
Реализация проекта способствовала формированию у детей чувств патриотизма, любви к своему родному краю и толерантного отношения к людям разных национальностей.
Дети приобрели умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.
Дети реализовали творческие способности в различных видах деятельности.
Литература
Для чтения с детьми:
- Журналы «Сибирячок»;
- И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», «Тундра»;
- Ю. Шестопалов «Северное сияние»;
- С. Данилов «Каюры»,
- Н. Забила «Север».
- «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.;
- «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.
Методическая литература:
1. Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-101 с.
2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"
Методическая разработка педагогического проекта организации и проведения тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...
Методическая разработка: педагогический проект "Фрукты - овощи".
Данный материал содержит подробный план реализации проекта «Фрукты – овощи», а так же конспект итоговой совместной деятельности с детьми среднего возраста по формированию предметных представлений по т...
Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"
Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...
Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью" (Приложение)
Методическая разработка педагогического проекта, направленного на создание благоприятных условий для облегчения адаптации детей к ДОУ...
Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью"
Методическая разработка краткосрочного педагогического проекта по обеспечению условий для успешной адаптации детей к ДОУ....
Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.
Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...
Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (вне...