Методическая разработка: педагогический проект " Культура и быт народов Восточной Сибири"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ильина Марина Анатольевна

Педагогический  практико-ориентированный проект «Культура и быт народов Восточной Сибири» разработан для детей подготовительной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, родителей и   педагогов, что создает условия для обогащения и систематизации знаний детей о коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, и др.), их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях, приобретаются умение детей общаться с представителями разных национальностей, учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_vostochnoy_sibiri.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 171»

Методическая разработка: педагогический проект

« Культура и быт народов Восточной Сибири»

Автор:  Ильина Марина Анатольевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Зима, 2018 г.

Пояснительная записка

Педагогический  практико-ориентированный проект «Культура и быт народов Восточной Сибири» разработан для детей подготовительной группы.

Проект реализовывался в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проект реализуется в совместной деятельности детей, родителей и   педагогов, что создает условия для обогащения и систематизации знаний детей о коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, и др.), их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях, приобретаются умение детей общаться с представителями разных национальностей, учатся толерантному отношению к людям разных национальностей.

В ходе реализации данного проекта у воспитанников прививается чувство любви к родному краю, реализуются творческие способности в различных видах детской деятельности.

Итоговым заключительным мероприятием проекта является создание в группе мини-музей «Наш родной сибирский край» и досуг «Сибирские посиделки».

Паспорт проекта (информационная карта проекта)

Проблема, актуальность

 Необходимо обогатить знания детей о народах, населяющих Восточную Сибирь

Заявители, инициаторы проекта

Дети подготовительной группы (6-7 лет)

Тема проекта

 «Культура и быт народов Восточной Сибири»

Тип проекта

по доминирующему виду деятельности:

по количеству участников:

по продолжительности:

 

практико-ориентированный

групповой

среднесрочный

Срок реализации

 февраль-май  2017 г.

Цель проекта

создание условий для обогащения и систематизации знаний детей о коренных народах Восточной Сибири (бурятах, эвенках, и др.), их образе жизни, культуре, народно-прикладном искусстве и национальных традициях

Задачи проекта:

- формировать знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тунгусах: истории народов, образе жизни, особенностях национального костюма;

- познакомить детей с особенностями культуры коренных народов Прибайкалья (народные традиции, фольклор, народно-прикладное искусство);

- развивать любознательность, навыки исследовательской деятельности, интерес к культуре коренных народов Сибири;

- формировать у детей толерантное отношение к людям разной национальности;

- воспитывать любовь к родному краю.

Участники проекта

дети, родители, педагоги ДОУ

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

 Для детей

- сформированные знания о коренном населении Прибайкалья – бурятах, эвенках, тунгусах: истории народов, образе жизни, знакомство с особенностями культуры коренных народов Восточной Сибири.

- обогащенная развивающая предметно-пространственная среда, позволяющая реализовать творческий замысел в игре и разных видах детской деятельности, а также создающая возможность для их позитивной социализации и личностного развития.

Для педагогов

  • формирование у дошкольников патриотических чувств, представлений о малой родине
  • развитие у воспитанников навыков исследовательской деятельности, проявление ребенком любознательности

 проявление интереса родителей воспитанников к участию в образовательной деятельности в ДОУ

- обогащенная развивающая предметно-пространственная среда в группе по гражданско-патриотическому воспитанию;

- сформированный банк методических материалов по теме проекта.

Для родителей

- возможность для всестороннего развития и успешной социализации детей

- укрепление сотрудничества с дошкольным учреждением.

Продукт проектной деятельности:

 Мини-музей «Наш родной сибирский край»

Презентация проекта

Досуг «Сибирские посиделки».

Альбом «Наша родина – Иркутская область»

Актуальность

 Почему возникла необходимость изучить эту тему?

 В последние годы исследователи в качестве основополагающего фактора гражданского-патриотического воспитания дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.

Народная культура и традиции Иркутской области включают многие культуры народов разных национальностей, проживающих в Прибайкалье.

Наша Иркутская область уникальна тем, что на её территории находится озеро Байкал-мировая достопримечательность. Издавна вблизи Байкала проживали и хранили свою самобытную культуру, свои традиции и промыслы коренные народы Восточной Сибири: буряты, эвенки, тофалары, долганы и др.

Одним из составляющих видов искусства народов Сибири, является

декоративно – прикладное искусство, которое отражает историю этих народов и является культурным наследием России и всего человечества.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством, национальными традициями воспитывает у детей гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, воспитывает любовь к своему родному краю.

Исходя из этого, был подготовлен и реализован проект по ознакомлению детей с культурой и бытом народов Восточной Сибири.  

Введение в проблему: в результате наблюдений и бесед с  детьми по теме «Наша родина – Иркутская область» была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о коренных народах  Восточной Сибири. Для решения данной проблемы возникла необходимость разработки и реализации среднесрочного практико-ориентированного проекта.

Особенности реализации проекта

Реализация проекта будет осуществляться в тесном взаимодействии с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками МБУК «Историко-краеведческий музей».

В ходе реализации проекта используются следующие методы и приемы работы с детьми: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, использование настольно-печатных, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, заучивание пословиц и поговорок, чтение художественной литературы о народах Сибири, народного фольклора. Организовываются такие мероприятия как проведение непосредственно-образовательной деятельности по разным направлениям развития, экскурсий, посещение Историко-краеведческого музея, организация и посещение выставок, проведение досугов и развлечений.

Развивающая предметно-пространственная среда группы в ходе реализации проекта будет пополнена следующими материалами и пособиями: папки «Народные орнаменты», «Костюмы народов Восточной Сибири», «Природа Сибири», настольно-печатные игры, энциклопедии, книги-самоделки, фотоальбомы, макеты жилищ народов, природных зон Прибайкалья, продуктами художественного творчества детей и родителей, коллажами «Народы Восточной Сибири», «Животный мир Сибири», народными костюмами, куклами для театрализованных постановок, атрибутами для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.

Конечным продуктом работы над проектом станет мини-музей «Наш родной сибирский край», который будет находиться в группе и пополняться в результате дальнейшей работы.

Презентацией проекта станет досуг «Сибирские посиделки», подготовленный совместно с детьми, родителями и сотрудниками МБУК «Историко-краеведческий музей».

Этапы работы по проекту

«Культура и быт народов Восточной Сибири»

Этапы проекта

Действия педагога

 Действия детей

Действия родителей

1 этап

Подготовитель-ный (выбор темы проекта)

Побуждение участников к реализации проекта: формулирование проблемы «А знаем ли мы какие народы населяют Восточную Сибирь».  Постановка цели и задач по проекту, создание игровой ситуация.

Вхождение в проблему «Узнать о народах, населяющих Восточную Сибирь».

Ознакомление с проблемой, повлекшей разработку и реализацию проекта.

2 этап

Планирование

Работа по «Модели трех вопросов»

Составление перспективного планирования (системной паутинки).

Планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности с учётом образовательных областей

Работа по «Модели трех вопросов»:

- Что знаем?

- Что хотим узнать?

- Как узнать?

Оказание помощи детям в работе по «Модели трёх вопросов»

3 этап

Реализация проекта

- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды оборудованием и материалами по теме проекта.

- Подбор методической и художественной литературы о народах Восточной Сибири.

- Организация деятельности детей во всех центрах активности.

- Консультирование родителей по темам «История народов Восточной Сибири», «Коренные народы Прибайкалья», «Народно-прикладное искусство народов Восточной Сибири».

-Координация работы участников проекта

- Участие в совместной деятельности с педагогами в соответствии с системной паутинкой по всем направлениям образовательного процесса.

- Поиск необходимой информации вместе с родителями.

- Оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.

- Изготовление макетов о народах Прибайкалья и экспонатов для мини-музея.

- Подборка художественной литературы для детей о народах  Восточной Сибири для чтения.

- Оказание помощи педагогу в организации и проведении выставок и экскурсий.

4 этап

Завершающий

-Представление результатов проекта: мини-музея музей «Наш родной сибирский край»

-  Подготовка презентации по теме «Культура и быт народов Восточной Сибири»

- Проведение досуга «Сибирские посиделки».

5 этап

Подведение итогов

-Анализ результатов,

-Формулирование выводов;

-Определение перспектив для новых проектов по теме «Иркутская область», «Сибирский край»

Системная паутинка по проекту

«Культура и быт народов Восточной Сибири»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Дата проведения

Познавательное

развитие

-Рассматривание иллюстраций с изображением  национальных костюмов   народов Прибайкалья (буряты, тофалары, эвенки, тунгусы);

-НОД  «Широка страна моя родная»;

-Просмотр мультимедийной презентации «Традиции и обычаи народов Сибири»;

-Рассматривание иллюстраций с изображением быта и культуры народов Сибири;

-Д/ игры «Планета Земля и её жители»,

«Растения и животные севера»;

-Просмотр видеофильма «Народы Сибири»;

-Сюжетно-ролевая игра «Стойбище»:

-Д/ игра «Флаги народов Восточной Сибири», «Культура народов Восточной Сибири»

-Экскурсия в историко – краеведческий музей  г. Зима (отдел: « Культура и быт народов Сибири»);

-Экскурсия в библиотеку-рассказ библиотекаря о народных промыслах народов Сибири;

-Дидактические игры «Подбери костюм», «Назови элементы костюма»;

-Просмотр мультфильма «Гора самоцветов»;

-Настольно-печатная игра «Культура народов»

-Досуг Сибирские посиделки»

01.02.17

06.02.17

09.02.17

В течение проекта

13.02.17

15.02.17

16.02.17

20.02.17

13.03.17

16.03.17

27.04.17

В течение проекта

10.04.17

14.04.17

В течение проекта

28.04.17

17.05.17

Речевое развитие

-Чтение произведений народного фольклора народов Сибири;

-Беседа «Чем занимаются коренные жители Сибири: оленеводы, скотоводы, охотники, рыболовы»;

-Беседа «Буряты и  эвенки – коренные  народы Прибайкалья»;

- Чтение С. Данилов «Каюры», Н. Забила «Север», «Юг», И. Истомина «Тундра»;

-Чтение И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», К. Портале «Место под солнцем», Ю. Шестопалов «Северное сияние»;

-Словесная игра «Угадай народ по описанию»;

-Разучивание пословиц о народах Прибайкалья

В течение проекта

17.02.17

24.02.17

13-15.03.17

20-23.03.17

06.04.17

В течение проекта

Социально-коммуникативное

развитие

-Беседа о толерантном отношении к людям разных национальностей;

-Постановка проблемной ситуации «Может ли народ развиваться без культуры»;

-Сюжетно - ролевая  игра «Поездка по Сибири»;

-Игра-этюд «Изобрази народ»

14.02.17

17.02.17

18.04.17

21.04.17

Художественно-эстетическое

развитие

-НОД «Ознакомление с народно-прикладным искусством народов Сибири»;

-Рассматривание и сравнение народных орнаментов народов Сибири

-Составление альбома «Изделия мастеров Прибайкалья», «Полезные ископаемые  Прибайкалья»

-Дидактические   игры «Укрась костюм»; «Составь орнамент»;

-Рисование «Национальные костюмы» народов Сибири;

-Аппликация «Народные орнаменты»

-Создание коллекций «Запахи леса», «Дары сибирской тайги»;

-Прослушивание народных песен и музыки народов Сибири;

-Работа с раскрасками «Народы Сибири».

15.02.17

В течение проекта

28.02.17

24.02.17

14.03.17

В течение проекта

Физическое

развитие

-Ознакомление дошкольников с подвижными  народными играми народов Восточной Сибири.

В течение проекта

Заключение

В ходе реализации у детей расширились и обогатились знания о коренных народах Восточной Сибири: их истории, образе жизни, особенностях национальной культуры.

Реализация проекта способствовала формированию у детей чувств патриотизма, любви к своему родному краю и толерантного отношения к людям разных национальностей.

Дети приобрели умение узнавать и различать декоративно - прикладное искусство народов Сибири, создавать изображения по мотивам народных орнаментов.

Дети реализовали творческие способности в различных видах деятельности.

Литература

        Для чтения с детьми:

  • Журналы «Сибирячок»;
  • И. Истомина «Мир и человек. Природные зоны, растения и животные», «Тундра»;
  • Ю. Шестопалов «Северное сияние»;
  • С. Данилов «Каюры»,
  • Н. Забила «Север».
  • «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок»  № 4 2003 г.;
  • «Байкал»  Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.

Методическая литература:

1. Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-101 с.

2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"

Методическая разработка  педагогического проекта организации и проведения  тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...

Методическая разработка: педагогический проект "Фрукты - овощи".

Данный материал содержит подробный план реализации проекта «Фрукты – овощи», а так же конспект итоговой совместной деятельности с детьми среднего возраста по формированию предметных представлений по т...

Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"

Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью" (Приложение)

Методическая разработка педагогического проекта, направленного на создание благоприятных условий для облегчения адаптации детей к ДОУ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью"

Методическая разработка краткосрочного педагогического проекта по обеспечению условий для успешной адаптации детей к ДОУ....

Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.

Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...

Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети  получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (вне...