Методическая разработка: педагогическиий проект "Озеро Байкал- жемчужина Сибири"
методическая разработка (старшая группа)
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.
Итогом проектной деятельности является продукт – детская энциклопедия «Байкал – жемчужина Сибири».Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozero_baykal-zhemchuzhina_sibiri.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 171»
Методическая разработка: педагогический проект
«Озеро Байкал - жемчужина Сибири»
Автор: воспитатель первой квалификационной категории
Ильина Марина Анатольевна
г. Зима, 2016 г.
Пояснительная записка
Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Важность патриотического воспитания подчёркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", указе Президента РФ от 20 октября 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты». В соответствии с перспективным поблочным планированием программы мною была разработан и внедрён в практику педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».
Отбор метод, средств и форм педагогической деятельности целесообразен, соответствует возрасту детей и позволяет достичь поставленной цели.
Основной формой разработки является проектная деятельность педагога с детьми и родителями.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.
Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.
Итогом проектной деятельности является продукт – детская энциклопедия «Байкал – жемчужина Сибири».
Данная методическая разработка была представлена и одобрена на методическом совете МБДОУ «Детский сад № 171», где получила положительную оценку и была рекомендована к практическому применению в образовательной работе с воспитанниками (протокол от 28 октября 2016г. № 01).
Опыт работы по проекту «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» был представлен на презентационной площадке «Мы – патриоты» в рамках работы XI межмуниципального образовательного форума «Образование Зимы-2017».
Авторская методическая разработка заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использована специалистами дошкольных учреждений, так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.
Тип проекта «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»»
Классификация | По количеству | Групповой |
По содержанию | Интегративный | |
По содержанию | Краткосрочный (Мини-проект) | |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно-практико-ориентированный |
Краткое содержание проекта по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия родителей |
Подготови-тельный | Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей; -создание развивающей среды по теме; -составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности, -Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал | -Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями; -создание и формирование проблемного вопроса | -Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями; -Подготовка информации для родителей; -Ознакомление с планом работы по проблеме; -Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме. |
Деятельност-ный | -Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной с педагогом; -Координация работы участников проекта | -Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей | -Привлечение родителей к изготовлению макетов о Байкале; -Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения: -Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом |
Завершающий | -Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Озеро Байкал –жемчужина Сибири» | -Представление результатов проекта: продуктивной деятельности, детской книги «Байкал-жемчужина Сибири» | -Представление презентации проекта, -Выставка мини-музея о Байкале, макеты о Байкале |
Информационная карта проекта
Проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Автор проекта: Ильина М.А.
Продолжительность проекта: 4 недели (с 01-31.03.2016)
Участники проекта: дети, родители, воспитатель
Возраст детей: 5-6лет (старшая группа)
Актуальность проблемы:
В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.
Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.
Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.
Введение в проблему:
Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?
Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)
Цель: создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
Объект исследований: озеро Байкал
Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,
Задачи проекта
для детей:
- формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
- расширять представления детей о животного и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
- углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
- познакомить с эпосом народов Прибайкалья;
- воспитывать любовь к родному краю.
для педагога
- создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;
- реализовать цель и задачи проекта с детьми;
- создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
- активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».
для родителей:
- расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми;
- привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции , мини-музея о Бацкале;
- заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.
Название итогового мероприятия проекта: создание детской энциклопедии «Байкал – жемчужина Сибири» (30.03.16 г.)
Социальные партнёры по реализации проекта - (МБУК «Историко-краеведческий музей г. Зима»). Были проведены совместные мероприятия: экскурсия в МБУК «Историко-краеведческий музей г. Зима», рассматривание выставки о природе Прибайкалья, викторина «Сказки батюшки Байкала».
Продукты проекта
- для детей:
- фотоальбом «Я путешествую по Байкалу»;
- продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;
- создание энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»
- для педагогов:
- разработанный краткосрочный проект;
- презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;
- представление опыта (методические разработки)
- для родителей
- макеты о природе Байкала;
- создание коллекции продуктов Байкала.
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей:
1. сформированные знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
2. знакомство с эпосом народов Прибайкалья;
3. сформированные навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);
4. энциклопедия «Озеро Байкал - жемчужина Сибири».
- для педагога:
- реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
- активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;
- приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.
- для родителей
- расширение знаний о Байкале;
- участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
- повышение уровня экологической культуры у родителей.
Системная паутинка по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей | Дата проведения |
Познавательное | - Путешествие по географической карте Иркутской области; - Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”; - Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию; - Рассказ о красной книге Иркутской области; - Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования); - С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»; - Д/игра «Рыбы, птицы, звери»; - Рассматривание энциклопедий о Байкале; - Рассматривание макетов о Байкале - Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»; - Занятие «Народы Прибайкалья» - Рассказ о коренных жителях Прибайкалья; - Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала; - Составление детской энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири» | 01.03.16 02.03.16 11.03.16 09.03.16 12.03.16 11.03.16 13.03.16 15, 18,19, 03.16 25.03.16 18.03.16 26.03.16 14.03.16 06.03.16 В течение проекта |
Речевое | - Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала; - Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев; - Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев; - Чтение «Ангарские бусы», «Омулёвая бочка» В. Стародубов, «Медведь и бурундук» А. Тороев (из хрестоматии про Байкал) | 11.03.16 04.03.16 11.03.16 30.03.16 21.03.16 |
Социально-коммуникативное | - Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»; - Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?; - Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»; - Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”; | 04.03.16 14.03.16 18.11.16 24.03.16 20.03.16 |
Художественно-эстетическое | - Объёмная аппликация “Нерпа”, - Лепка «Нерпа» - Коллективная аппликация “Природа Байкала» - Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»; - Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала» | 13.03.16 20.03.16 16.03.16 14.03.16 28.03.16 29.03.16 |
Физическое | - Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская); - Этюд «Волны на Байкале»; - Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири» | 15.03.16 17.03.16 04.03.16 |
Заключение
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»
Литература для чтения
- «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г.;
- «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;
- «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;
- «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;
- «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.;
- «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.
Методическая литература
1. Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-101 с.
2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.
3. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера, 2016.
4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду
Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...
Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»
В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...
Байкал "Жемчужина Сибири"
Знакомство детей с Байкалом....
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»
Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...
Итоговое педагогическое мероприятие с детьми в подготовительной группе "Байкал-жемчужина Сибири"
Итоговое педагогическое мероприятие с детьми в подготовительной группе "Байкал-жемчужина Сибири"...
Педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»
В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Бай...
Объёмно-образное пособие к парциальной программе «Байкал-жемчужина Сибири». «Макет Озера Байкал»
Благодаря макету дошкольники интересуются новым, неизвестным в окружающем мире. Называют и показывают озеро Байкал, отмечают его уникальность. Выражают восторг, удивление, восхищение при изучении обит...