Издательский проект "Моя малая Родина"
проект
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей станице
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
Издательский проект
«Моя малая Родина»
Автор:
Учитель-логопед: Вайс Марина Николаевна
Ст. Старощербиновская 2013г
Содержание проекта
1. Введение
2. Актуальность
- Цели и задачи проекта.
- Принципы
- Участники проекта
- Ресурсное обеспечение
3. Алгоритмы разработки проекта
- Образовательные области
- Сроки реализации проекта
- Этапы реализации проекта
- Ожидаемые результаты
- Выводы
4. Список используемой литературы
Введение
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.
Актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину», свою станицу не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в детстве.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Детей мы должны научить не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать
Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Задача сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.
На основе мониторинга и индивидуальной работы с детьми и их родителями, выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родной станице, районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Целью проекта является - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей станице.
Выстроили следующие задачи:
1. Воспитывать любовь к родной станице, дому, семье,
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, станице.
4. Воспитание уважения к истории станицы и наследию прошлого.
5. Знакомство с историей станицы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родной станицей использовали следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создали краеведческий мини-музей, подобрали материал о станице ст. Старощербиновской, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родной станицы.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной станице
Принцип дифференциациЗаключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о станице с учётом
возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеем станицы и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями ст. Старощербиновской.
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Педагоги
- Родители
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Развивающая среда
2. Методический инструментарий.
Реализуем проект через все образовательные области:
«Здоровье»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Социализация»
Формирование интереса к «малой Родине» через игровую деятельность.
«Познание»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Педагог через проектную деятельность, экскурсии, знакомить с культурными явлениями.
«Коммуникация»
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
«Чтение художественной литературы»
Формирование целостной картины миры , в том числе первичных ценностных представлений.
Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе (Беседы, чтение стихотворений).
Художественное творчество
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Срок реализации проект: долгосрочный - май 2012г. - март 2013 г.
Этапы реализации проекта:
1-й Этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ /май-июль/
1. Организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2. Чтение художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные», стихи о селе (М. Мелиховой), пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
3. Рассматривание и чтение энциклопедии «Край родной – навек любимый»
4. Оформление тематической выставки книг о родной станице, крае.
5. Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию и любви к малой родине
6. Картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию
(«Передай кубанку», «Зарница», «Казаки», «Подсолнухи», «Платок», «Горелки», «Кумушки»)
7. Подбор фотографий, иллюстраций на тему: «Моя малая Родина: край, станица»
8. Подбор материала «История станицы Старощербиновской».
9. Мониторинг на начало и конец проекта по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы
10. Консультации для родителей.
2-й Этап – ОСНОВНОЙ /август-декабрь/
1.Тематическое занятие «Ознакомление с символикой: герб, гимн, флаг Кубани»
2. Беседа «Кубанский народный фольклор - пословицы, поговорки, песни»
3. Непосредственная образовательная деятельность «Мой край – Кубань моя родная»
4. Непосредственная образовательная деятельность «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
5. Непосредственная образовательная деятельность «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
6. Непосредственная образовательная деятельность «Моя семья - моя родословная»
7. Непосредственная образовательная деятельность «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»
8. Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство с трудом хлебороба»
9. Игра - викторина «Путешествие по станице Старощербиновской»
Развлечение «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»
10. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с малой Родиной: «Что было и что будет», «Назови по имени», «Собери целое», «Путешествие по улицам родной станицы»
11. Экскурсии к мемориалу боевой славы, в часовню, в музей.
3-й этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ /январь-март/
- Оформление фотовыставки «Моя Старощербиновская»
- Изготовление макета «Кубанское подворье»
- Оформление кубанского уголка «Старощербиновская Мини – Атамань»
5. Тематический вечер «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
6. Изготовление с детьми подарков, сувениров для родных.
7. Рассказ с фотоприложением воспитанницы Мамченко Тани «Улица моего детства»
8. Презентация для детей «Достопримечательности станицы Старощербиновской»
9. Развлечение «Кубанские посиделки»
10. Сборник «На Кубани мы живём»
Ожидаемые результаты:
1. Обеспечение формирования патриотизма, гражданственности в процессе взаимодействия дошкольников с социоприродным пространством, именуемым малой Родиной.
2. Достижение оптимального уровня сформированности у дошкольников осознания себя как частицы малой родины.
3. Повышение воспитанности и нравственности дошкольников
4. Повышение уровня знаний дошкольников об истории станицы, края
5. Привлечение дошкольников и их родителей к мероприятиям краеведческой и патриотической направленности.
6. Внедрение новых форм методической и воспитательной направленности.
Выводы:
Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, сформировали у детей такие
нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, живущим рядом.
Систематическая и планомерная работа, в течение года, по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашей станице, её достопримечательностях, обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.
В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.
Ведущая педагогическая идея проекта сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы.
Свою работу нацелили на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира своей малой родины. В работе подчёркнули значимость организационно-диагностического этапа, наметила основные направления своей работы. В проекте акцент сделали на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана, как богатейшего материала, не только для введения ребёнка в мир окружающей красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное и бережное отношение к окружающему миру.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2. Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.
3. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в поцессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.
4. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003.
5. «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.
6. Маркова В.В., Данилова Л.М.. Прасовлова З.Г.Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.
7. Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004
8. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994
9. Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006
10. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
11. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003
12. Лукьянов Л.С. «Литература Кубани, 2008
13. Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани», 2000
14. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000
15. Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000
16. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
17. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004
18. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
19. Сидоров В.Г. «Кубань – родимая земля», 1999
20. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000
21. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...