Издательский проект "Моя малая Родина"
проект

Марина Николаевна Вайс

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей станице

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская0_72cd6_561e6db9_XL

Издательский проект

«Моя малая Родина»

      Автор:

      Учитель-логопед: Вайс Марина Николаевна

     

Ст. Старощербиновская 2013г

Содержание  проекта

1. Введение

2. Актуальность

  • Цели и задачи проекта.
  • Принципы
  • Участники проекта
  • Ресурсное обеспечение

3. Алгоритмы разработки проекта

  • Образовательные области
  • Сроки реализации проекта
  • Этапы реализации проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Выводы

4. Список используемой литературы

Введение

           Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

            Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

        Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Актуальность

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину», свою станицу не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в детстве.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Детей мы  должны научить не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать

Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задача сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

        На основе  мониторинга  и индивидуальной работы с детьми и их родителями,  выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родной  станице, районе,  крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

     Целью проекта является - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей станице.

     

     

Выстроили следующие задачи:

1.  Воспитывать любовь к родной станице, дому, семье,

2.  Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3.  Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, станице.

4.   Воспитание уважения к истории станицы  и наследию прошлого.

5.   Знакомство с историей станицы.

     

       При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родной станицей  использовали следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создали  краеведческий мини-музей, подобрали  материал о станице ст. Старощербиновской,  включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родной станицы.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной станице

Принцип дифференциациЗаключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о станице с учётом

возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеем станицы и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями ст. Старощербиновской.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Педагоги
  • Родители

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Развивающая среда

2. Методический инструментарий.

Реализуем проект через все образовательные области:

«Здоровье»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Социализация»

Формирование интереса к «малой Родине» через игровую деятельность.

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Педагог  через проектную деятельность, экскурсии, знакомить с культурными явлениями.

«Коммуникация»

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

 «Чтение художественной литературы»

Формирование целостной картины миры , в том числе первичных ценностных представлений.

Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе (Беседы, чтение стихотворений).

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

  Срок реализации  проект:  долгосрочный - май 2012г. - март 2013 г.

Этапы реализации проекта:

1-й Этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ /май-июль/

1. Организация предметно-развивающей среды для осуществления  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2.  Чтение художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные», стихи о селе  (М. Мелиховой), пословицы, поговорки, рассказы, сказки.

3.   Рассматривание  и чтение энциклопедии «Край родной – навек любимый»

4.   Оформление тематической выставки книг  о родной станице, крае.

5.   Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию и любви к малой родине

6.  Картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию

(«Передай кубанку», «Зарница», «Казаки», «Подсолнухи», «Платок», «Горелки», «Кумушки»)

7. Подбор фотографий, иллюстраций  на тему: «Моя малая  Родина: край, станица»

8. Подбор материала «История станицы Старощербиновской».

9. Мониторинг на начало и конец проекта  по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы

10. Консультации для родителей.

2-й Этап – ОСНОВНОЙ /август-декабрь/

1.Тематическое занятие «Ознакомление с символикой: герб,  гимн, флаг Кубани»
2. Беседа «Кубанский народный фольклор - пословицы, поговорки, песни»
3. Непосредственная образовательная деятельность «Мой край – Кубань  моя  родная»

4. Непосредственная образовательная деятельность  «Историческое  прошлое Кубани, история заселения, жизнь,  быт казаков»

5. Непосредственная образовательная деятельность  «Национальная одежда  кубанского  казака  и казачки»

6. Непосредственная образовательная деятельность  «Моя семья -  моя родословная»

7. Непосредственная образовательная деятельность  «Различные виды исторических промыслов  и ремесел на Кубани»

8. Непосредственная образовательная деятельность  «Знакомство с трудом хлебороба»

9. Игра  -  викторина «Путешествие по станице Старощербиновской»

Развлечение «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»

10. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с малой Родиной: «Что было и что будет», «Назови по имени», «Собери целое», «Путешествие по улицам родной станицы»

11. Экскурсии   к мемориалу боевой славы, в часовню, в музей.

3-й этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ /январь-март/

  1.  Оформление фотовыставки  «Моя Старощербиновская»
  2.  Изготовление макета «Кубанское подворье»
  3.  Оформление  кубанского уголка «Старощербиновская Мини – Атамань»

5.      Тематический вечер  «Жизнь,  традиции  и обычаи кубанских казаков»

6.      Изготовление с детьми подарков, сувениров для родных.

7.      Рассказ с фотоприложением  воспитанницы Мамченко Тани  «Улица моего детства»

8.    Презентация для детей  «Достопримечательности станицы Старощербиновской»

9.      Развлечение  «Кубанские  посиделки»

10.     Сборник «На Кубани мы живём»

Ожидаемые результаты:

1.     Обеспечение формирования  патриотизма, гражданственности в процессе взаимодействия дошкольников с социоприродным пространством, именуемым малой Родиной.

2.   Достижение оптимального уровня сформированности  у дошкольников осознания себя как частицы малой родины.

3.    Повышение воспитанности и нравственности дошкольников

4.    Повышение уровня знаний дошкольников об истории станицы, края

5. Привлечение дошкольников  и их родителей к мероприятиям краеведческой и патриотической направленности.

6.   Внедрение новых форм методической и воспитательной направленности.

Выводы:

       Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, сформировали  у  детей такие

нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, живущим рядом.

      Систематическая и планомерная работа,  в течение года, по воспитанию у детей патриотических чувств,  способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашей станице, её  достопримечательностях, обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.

      В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

      Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.

      Ведущая педагогическая идея проекта  сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы.

      Свою работу  нацелили на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира своей малой родины. В работе подчёркнули  значимость организационно-диагностического этапа, наметила основные направления своей работы. В проекте  акцент сделали  на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана,  как богатейшего материала,  не только для введения ребёнка в мир окружающей   красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и   эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и  источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение,  коммуникативность, эмоционально-положительное и бережное  отношение к окружающему миру.

Список литературы

1.    Программа «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Веракса,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2.   Дурова А.В. Очень важный разговор: Беседы и занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М., 2001.

3.   Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в поцессе ознакомления с окружающим миром.- М., 1988.

4.      Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. – М., 2003.

5.    «Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольника». Под общей ред. Р. И, Оверчук. – М., 2004.

6.   Маркова В.В., Данилова Л.М.. Прасовлова З.Г.Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.

7.        Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004

8.        Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994

9.        Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006

10.   Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998

11.      Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003

12.      Лукьянов Л.С. «Литература Кубани, 2008

13.      Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани», 2000

14.      Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000

15.      Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000

16.      Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995

17.      Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004

18.      Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993

19.      Сидоров В.Г. «Кубань – родимая земля», 1999

20.      Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000

21.      Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...

Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)

Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...