Литературно-игровая программа по мотивам произведений И.Г. Истомина и по произведениям устного народного творчества.
план-конспект урока (подготовительная группа)
Воспитание любви к родному краю, культурным наследиям народов Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istomin.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК».
Литературно-игровая программа по мотивам произведений
И.Г. Истомина и по произведениям устного народного творчества.
Воспитатель:
Лидия Семёновна Васякина
с. Газ-Сале
Цель: Воспитание чувство патриотизма, гордость за свою малую Родину. Воспитание любви к родному краю, культурным наследиям народов Севера.
Материал: Карта ЯНАО, указка, музейные экспонаты, книжка «Ненецкие сказки», портрет И.Г. Истомина, выставка книг поэта, национальные виды спорта.
ТСО: телевизор, видео магнитофон, музыкальный центр, диски.
Ход: Звучит песня «Северный край».
1 рассказчик:
(Ани торова!) Здравствуйте гости дорогие! Мы рады видеть вас в нашем музее.
Сегодня мы познакомимся с нашим земляком, поэтом Иваном Григорьевичем Истоминым. Родился он в семье бедного рыбака коми-зырянина Григория Истомина. В селе Мужи Шурышкарского района. В три года Ваня сильно заболел. С 8 лет ходил на костылях. Едва овладев грамотой, Ваня начал сочинять стихи. Круглым отличником он окончил семилетку в родном посёлке Мужи и Салехардское педучилище.
2 рассказчик:
Очень любил Иван Истомин сказки. Он слушал, запоминал их, а потом записывал. Вот и получилась у Истомина целая книжка сказок под названием «Ненецкие сказки». (Показывает и листает) Это «Снегирь и Мышонок», «Сова и куропатка», «Чёрный и белый», «Почему рыбы живут в воде». Придумали их для детей, чтобы они знали свой родной край, в котором живут, птиц, зверей, рыб – всё, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умелыми. А теперь давайте и мы с вами познакомимся со сказкой дедушки Ивана «Мышонок и оленёнок».
1 рассказчик: Бежит однажды Мышонок. (Надевает маску мышонка).
2 рассказчик: А навстречу ему Оленёнок. (Надевает маску оленёнка).
1 рассказчик: Дружок Оленёнок, откуда ты и куда идёшь?
2 рассказчик:
Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.
1 рассказчик:
Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идёшь. Коли так, пойдём вместе!
2 рассказчик: Давай пойдём!
1 рассказчик:
Пошли они вдвоём. Мышонок еле успевает за Оленёнком.
2 рассказчик:
Много раз Оленёнок терял Мышонка из виду. А когда шли между кочками, чуть не наступил на Мышонка копытцами.
1 рассказчик: Давай в прятки играть!
2 рассказчик: Давай! Ты маленький, ты закрой глазки, а я спрячусь.
(Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза. Оленёнок спрятался между ребят.)
Мышонок: Где же он? Где его искать? (Ищет.)
Как же всё-таки найти Оленёнка? Ага! Я этого великана хитростью возьму! Дружок Оленёнок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!
Оленёнок: Эх, плохо я сделал! Правду мышонок говорит!
Спрячу получше свои рога! (Вскакивает.)
Мышонок: Ага! Вот ты где! А теперь я спрячусь! (Прячется.)
2 рассказчик: Долго Оленёнок искал Мышонка, но найти не смог.
Обессилел совсем и лёг отдыхать.
Мышонок: (выходя из укрытия) Эх ты, дружок Оленёнок! Сам
большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! (Убегает.)
1 рассказчик: Фыркнул Оленёнок от обиды и побежал в другую сторону. (Снимает маску.)
2 рассказчик: С тех пор никогда не увидишь, чтобы мышонок с оленёнком вместе играли.
3-ий рассказчик:
Олень – животное, без которого невозможно представить жизнь народов Севера. Олень – это пища, одежда, жильё, транспорт и просто друг. Олень – это жизнь. Оленю посвящены многие стихи ямальских поэтов.
Он в тундре живёт с незапамятных пор,
И Север представить нельзя без оленя.
Олень – это тундры пушистый ковёр,
Её вдохновенье, её откровенье…
4-ый рассказчик: Олень!
Он в упряжке – живая струна,
Ты знаешь, оленю какая цена!
Хорошая песня цены не знавала…
(Л. Лапцуй)
5-ый рассказчик
Оленёнок, оленёнок,
Мой пушистый колобок,
Хорошо играть с тобою
И поглаживать твой бок.
(Ю. Вэлла)
Ненецкие дети приезжают из далёких тундровых стойбищ. Всю долгую полярную ночь живут и учатся в интернате. И хотя они очень скучают по дому, всё равно остаются детьми: любят бегать, баловаться, играть. А какая же игра без ….
Считалочки
Дети всюду на земле – догонять вас и искать…
в тундре, в городе, в селе – А считалочки из тундры
летом, зимнею порой выучить совсем не трудно.
день проводят за игрой. Сильный северный олень
Только прежде чем играть, нас катает целый день!
Нужно всех пересчитать, Но на нарты всем не сесть -
чтоб узнать, кто всё же будет, значит, ты останься здесь!
3 рассказчик: Давайте поиграем в игру «Олень». А вы повторяйте за мной.
Идут по холмистой тундре олени
Идут и в стороны глядят.
Останавливаются и ногами
Разгребают глубокий снег.
Подкрепившись, наевшись ягеля, дальше идут.
Не идут, а по воздуху летят.
5 рассказчик:
А все ли из вас видели гонки на оленьих упряжках? Это красивое и захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. Запрягают 4-6 оленей. Состязания проводится на скорость, однако оценивается и красота бега оленей.
4 рассказчик:
Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт ставят на расстоянии полуметра друг от друга. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном. Пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха это оленеводы. А рекорд округа побил, земляк дедушки Вани, мастер спорта Талигин Радион перепрыгнул 820 нарт, улучшив свой результат на 40 нарт.
5 рассказчик:
А вот я сейчас узнаю, как вы знаете ненецкие загадки про птиц и животных родного края?
- На конце холма чернеет уголёк. (Песец.)
- Летом – серая, зимой белая? (Куропатка.)
- Всю ночь они мигают, утром глазки закрывают. (Сова.)
- В ночь беззвёздную до чума кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье? (Олень.)
- В наших северных лесах есть красавица в мехах. Чёрно-серебристая шубонька пушистая, пышный хвост – её краса. Кто же это? (Лиса.)
3 рассказчик:
Ненецкий народ не только спортом занимается, но и любят песни петь. Песни всюду сопровождает человека: во время каслания по тундре, на рыбалке, охоте, ловле оленей, рукоделии, сама бесконечная полярная ночь – всё это повод для пения, рождения неповторимых напевов.
А что касается ненцев, то добавим: сколько людей – столько песен, ибо по обычаю каждому ребёнку мать или отец дарит личную песеню-оберег. Послушайте колыбельную песенку для сына (запись).
4 рассказчик:
О Ямале можно рассказывать бесконечно, так удивительно богат этот сказочный край земли. А сейчас мы с вами прощаемся! До новых встреч. Лакамбой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)
С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ)
КОТИНЬКА КОТОК Цель: Продолжать...
Корова в произведениях устного народного творчества
Презентация...