"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок и поэтому, я имею большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включаю в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использую фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условием детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем переключаю его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки, например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Саше спать не даешь.
Или:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись,
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет.
Или:
Вот собачка Жучка,
Хвостик-закорючка,
Зубки острые,
Шерстка пестрая
Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик наш малыш,
А зовут его Ванечка.
Или:
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
Правильно подобранная потешка помогает, установит контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю.
С помощью народных песенок, потешек я воспитываю у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умывается,
Детям улыбаемся
При причесывание:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.
Во время приема пищи:
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.
При одевании на прогулку:
Вот они сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошики:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Вот так хорошо!
Валенки – валенки
Невелички – маленьки.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар,
Шар покачу, гулять хочу.
При укладывании спать:
Спи, усни, дитя Сереженька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Сереженьке
Спать велят.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействуют на чувство ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы из настольного театра, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Моя задача – помочь им в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Использование элементов устного народного творчества в проведении режимных моментов в адаптационный период в работе с детьми раннего возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Сказки, песни, потешки, пестушки незаменимое средство пробуждения познавательной а...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...
План самообразования во второй младшей группе по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...