Русская традиционная игрушка в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Завернина Дарья Григорьевна

В современном обществе происходят значительные изменения. Народные традиции, уважение и почитание русских народных обычаев, уважение к народному творчеству, утраченные со временем, потеря народных корней, привели наше общество к духовной черствости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavernina_d.g._statya.docx49.8 КБ

Предварительный просмотр:

Русская традиционная игрушка в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе происходят значительные изменения. Народные традиции, уважение и почитание русских народных обычаев, уважение к народному творчеству, утраченные со временем, потеря народных корней, привели наше общество к духовной черствости. В связи с этим наше общество столкнулось с необходимостью создания новой модели взаимодействия подрастающего поколения с окружающим его миром, что подразумевает формирование любви к отечественной культуре, воспитание толерантности к другим народам, их культуре и быту. Все это заставляет нас возвращаться к лучшим культурным традициям нашего народа, связывающим нас с нашим прошлым, с жизнью наших предков [2].

В настоящее время особенно остро встает вопрос о необходимости возрождения и развития духовной культуры общества. Именно в дошкольном возрасте ребенок проходит процесс активной социализации, пробуждаются его нравственные чувства, воспитывается духовность, к которым можно отнести интегрированное свойство личности, которое проявляется на уровне человеческих патриотических, нравственных позиций, чувств, межличностных отношений. Именно поэтому неотъемлемой частью души ребенка, началом становления личности воспитанника должна стать родная народная культура [4].

Лунина Г.В. [6] пишет, что важнейшей составляющей образовательного процесса в ДОО определяется воспитание детей. Использование в процессе воспитания игровых методик и технологий особенно актуально в дошкольном детстве. Именно они способствуют расширению позитивного социокультурного опыта дошкольников. Так как воспитание детей в контексте традиций и обычаев отечественной этнокультуры дает возможность приобщать дошкольников к духовным ценностям, целесообразно использовать народные игрушки, которые в свою очередь является одним из средств этнопедагогики.

В настоящее время опубликовано небольшое количество трудов, посвященных воспитанию детей на традициях русской культуры. Среди них можно выделить работы Дайн Г.Л. [4], Арсалиева Ш.М. [1], Вдовина Л.В. [3] и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что при разработке и апробировании содержания по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русской традиционной игрушкой, возможно включение этого содержания в региональный компонент ООП ДО.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования представлений о русской традиционной игрушки как средства этнопедагогики.

Этнокультурой, по мнению Арсалиева Ш.М. [1], является многовековой опыт народа, включающий в себе все материальные блага человека, выраженные в предметах труда и быта, в предметах искусства. Это включает обряды, традиции, обычаи, религии; ценности нравственные и эстетические, которые обуславливают образ нации, ее самобытность, индивидуальность, ее общественную и духовно - нравственную особенность.

Вся высокая духовность, нравственность и этичность традиционной культуры – это гарантия здорового образа жизни человека, доброе, бережное и уважительное отношение к природе, соотечественникам, уважение к своей культуре и традициям, слаженного быта, любовь к труду, честность, правдивость, чувство дружбы и товарищества, уважение к старшим

Воплощенная в материальных и духовных ценностях народная культура – основная часть общественной культуры. Она осваивается человеком в активной творческой деятельности. Через эту деятельность происходит освоение и ребенком ценностей культуры. Как пишет, Арсалиев Ш.М. [1], все эти ценности, преломляясь через призму персональной жизни и жизнедеятельности личности, в форме индивидуальных ценностей входят в психологическую структуру самой личности, являясь, впоследствии, одним из главных источников его мотивации, отношения к миру, поведения в социуме. Именно они служат звеном, связывающим индивидуальную духовную культуру человека и духовную культуру общества в целом.

Михайлова Н.Г. [7] в своих трудах отмечает, что процесс психического развития детей обуславливается процессом постижения культурного, социально-исторического опыта, который заключен в знаниях и способах деятельности. Общественно сложившиеся и кристаллизованные в предметах культурные формы деятельности выступают относительно каждого отдельного индивида как то содержание, которым он должен овладеть. Как отмечает Михайлова Н.Г., именно ведущий вид деятельности каждого возрастного этапа имеет огромное значение в освоении социально-исторического опыта. Это связано с тем, что в сознании личности происходит возникновение новых мотивов, среди которых выделяются важные, подчиняющие себе все другие мотивы.

Богомолова М.И. [2] пишет, что с дошкольного возраста процесс приобщения к культурным ценностям становится для духовного развития личности нормой. Особенно важно именно в дошкольном возрасте сформировать привязанность детей к народной культуре, развить осознание национальной гордости и уважения, взаимообогащение, взаимодополнения и единства разных народных культур. Все это необходимо для воспитания у детей толерантности, дружеского отношения ко всем народам без исключения, понимания их вклада в мировую общечеловеческую культуру. Исходя из этого, возникает проблема поиска путей включения дошкольников в родную народную культуру, выработки принципов фильтрации содержания культуры.

Огромную роль в воспитательном процессе Дайн Г.Л. [4] отводит традиционной игрушке. Одной из важных особенностей русской традиционной игрушки является то, что она кроме внешней стороны, имеет еще и внутреннюю с ее личным мировоззренческим содержанием. Ценность их «прячется» в их образном, смысловом и пластическом совершенстве, отточенном многими столетиями мастерстве.

Складываясь веками, эти образы имеют свой многозначительный, глубоко содержательный художественный язык, каждое «слово» которого имеет вполне определенное значение. В наши дни, когда окружающий мир многообразен и изменчив, мы может только удивляться живучести народной игрушки.

Дайн Г.Л. [4] отмечает, что под влиянием времени меняется образ игрушки, но во все времена этот образ неизменно остается носителем идеи о гармонии природы, труда и красоты, которая является главным духовным содержанием народной игрушки.

Содержание образа игрушки русского народа, состоящее из целостного комплекса представлений народа об окружающем его мире, о жизни в целом является ключевым компонентом в духовном становлении личности, которое имеет огромное значение в детской социализации. Именно поэтому особое внимание при использовании народной игрушки как средства социализации ребенка необходимо уделять процессу познания и раскрытия внутреннего содержания образа игрушки .

Еще одной важной особенностью народной игрушки является то, что она включена в социальный опыт людей на протяжении всего периода жизни, отражается во всех событиях жизнедеятельности человека, играя важную роль для него: рождение, вступление в брак, похороны близкого человека, все сельскохозяйственные работы, обрядовые гуляния и праздники и др. [6].

Богомолова М.И. [2] пишет о том, что очень рано дети включались и в трудовую жизнь своего народа. Поначалу просто детские игры с игрушечными орудиями труда: сохой, бороной, топором совсем скоро становились настоящим трудом. Все детские игры имели подражательный характер, благодаря том, что игрушки были точной копией орудий труда взрослых. Дети с увлечением играли роли взрослых, изображая их каждодневные заботы, житейские радости.

Дайн Г.Л. [4] отмечает, что еще в раннем возрасте дети знакомятся с традиционной игрушкой, но без организации специальной педагогической работы невозможно формирование у ребенка представлений о игрушке как об историческом предмете, предмете культуры родного края. При этом невозможно возникновение побуждающего к познанию, к стремлению воплотить свои знания и умения в творчестве, устойчивого интереса.

На основе анализа педагогического содержания, изучив особенности использования игрушек народом можно сделать вывод, что игрушки являются синтетическим средством народного воспитания, так как применялись в воспитании умственном, эстетическом, физическом, нравственном. Они участвовали в развитии детского воображения, творческих способностей, помогали учить детей осмысливать, анализировать, сравнивать явления окружающего мира. Так как в игрушках содержалось огромное количество сведений об окружающем мире, они неизменно являлись средствами доказательства, удовлетворяли познавательные потребности, расширяли информационный запас каждого ребенка [6].

Воздействие игрушки на психику ребенка основано на механизмах психического заражения и подражания, так как игрушки всегда были яркими, образными, воплощали мечту, а потому служили объектом симпатий, сопереживания и следования примеру. При включении игрушки в процесс социализации детей складывается определенный комплекс видов предметной деятельности, социально-ролевая регламентация отношений с предками. Народные игрушки, являясь средством передачи социального опыта, помогают в решении задач по созданию условий для свободного социального самоопределения, саморазвития и самореализации личности. Яркая, образная народная игрушка, оказывающая сильное эмоциональное влияние на психику ребенка, не включает в себя непонятные для ребенка содержательные характеристики. Поэтому она вызывает сопереживание, благодаря чему она является одним из эффективных средств социализации детей [3].

  По мнению Арсалиев Ш.М. [1], несмотря на богатство внешнего оформления народной игрушки и ее внутреннего содержания, она не всегда бывает доступной ребенку. Поэтому необходимо создать условия для ее восприятия, при котором народная игрушка должна выступать в роли доминанты и вводиться во все виды детской деятельности. При всем при этом игрушка, изготовленная детьми, создает особую эстетическую среду группы, результатом чего является восприятие ее как особо значимой среды жизни.   Кроме того, народная игрушка, использующаяся в формах работы, неадекватных ее прямому назначению, меняет межличностные отношения на разных уровнях и определяет личностный подход, предполагающий готовность всех субъектов процесса социализации относится к каждому человеку как к самостоятельной ценности.

Исследовательскую работу мы проводили на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей №47 «Радость» г.Пскова.

Констатирующий и контрольный этапы исследования предусматривали определение уровней сформированности представлений у старших дошкольников о русской традиционной игрушке.

На данных этапе был проведен опрос детей для определения уровня сформированности представлений дошкольников о русской традиционной игрушке. Для этого была использована диагностическая методика Комаровой Т.С. [25], модифицированная для нашей темы.

   После обработки результатов опроса на констатирующем и контрольном этапах эксперимента стало видно, что после проведения формирующего этапа эксперимента

-  уровень сформированности представлений о русской традиционной игрушке у детей старшего дошкольного возраста значительно вырос: показатели высокого уровня сформированности представлений выросли на 80%, низкого уровня снизились на 50% (см.Рис.1).

Рис.1. Результаты уровня сформированности представлений у старших дошкольников о русской традиционной игрушке на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

- уровень интереса детей к русской традиционной игрушке вырос: показатели высокого уровня повысились на 12%, показатели среднего уровня выросли на 38% (см.Рис.2).

Рис. 2. Результаты уровня интереса к русской традиционной игрушке у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Хотелось бы отметить, что достижение высокого уровня интереса детей не являлось нашей целью, потому что русская традиционная игрушка не входит в социально – исторический опыт дошкольников.

В ходе работы по формированию представлений о русской традиционной игрушке у детей мы использовали следующие формы: чтение познавательных сказок; проектная деятельность; создание мини - музея; театрализованная деятельность; продуктивная деятельность (лепка, рукомисло (конструирование), изодеятельность); праздники и развлечения; мультипликация; образовательная деятельность (занятие); беседа; дидактические игры; прослушивание музыкальных произведений.

Первым этапом работы стала разработка календарно – тематический плана.

Для знакомства детей с игрушкой было проведено занятие «Чудо филимоновской игрушки», в ходе которого детям были раскрыты все тайны этого вида народного искусства.

Так как расписывание объемного изделия может быть для дошкольников слегка затруднительным, сначала дети попробовали расписать плоскостное изображение игрушки, затем детям было предложено создать свою игрушку. Дети проявляли огромный интерес, очень активно выполняли работу. По завершении работы была оформлена выставка поделок.

В ходе работы следующего модуля на подготовительном этапе воспитанникам была прочитана сказка «Дымковская игрушка». В дальнейшей работе в рамках данного модуля был проведен комплекс занятий, который помог познакомить детей с дымковской игрушкой, ее характерными особенностями, особенностями росписи, техникой лепки и расписывания. Аналогично предыдущему модулю было предложено сначала расписать плоскостное изображение (индюк, козлик), а затем изготовить и расписать объемную игрушку. В итоге работы мы оформили выставку работ.

Для более подробного знакомства с соломенной игрушкой было проведено занятие «Соломенный бычок» по изготовлению детьми одноименного персонажа, прочитанной сказки. В ходе занятия дети смогли познакомиться с материалом, необходимым для изготовления – соломой, ее характеристиками, ее свойствами, способом работы с ней, с индивидуальными характеристиками игрушки.  Для лучшего запоминания материала, а также для развития у детей речи, творческих способностей, приобщения детей к театральному искусству, нами была поставлена сказка «Соломенный бычок».

Следующим модулем нашей работы стало знакомство воспитанников с тряпичной куклой. Для знакомства детей с материалом изготовления игрушки, им были прочитаны познавательные сказки, знакомящие детей происхождением и свойствами хлопка, шерсти и кожи.

Далее детям совместно с родителями было предложено поучаствовать в проекте «Бабушкины куколки», перед которым было проведено вводное занятие с одноименным названием. Данное занятием помогло дать детям представление о тряпичной кукле. Основой занятия стало изготовление куклы «Северная берегиня».  После презентации работ детей, им было предложено оформить мини – музей для демонстрации работ воспитанникам других групп, педагогам ДОУ и родителям. На заключительном этапе данного блока детьми был снят мультфильм с использованием тряпичных кукол по мотивам русской народной сказки «Снегурочка».

Особое значение в воспитании детей имеют народные и обрядовые праздники в работе по формированию представлений детей о народной кукле, так как именно она является обязательным атрибутом русских народных гуляний. Чтобы показать значимость куклы для наших предков, а также закрепить полученные знания, нами было проведено ряд праздников: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Встреча весны».

Исходя из анализа экспериментальной работы, можно прийти к выводу о том, что формирование представлений о русской традиционной игрушке у старших дошкольников будет успешным, если в образовательном процессе реализуются следующие педагогические условия:

  • разработано содержание и календарно-тематическое планирование ознакомления старших дошкольников с русской традиционной игрушкой;
  •  в основную общеобразовательную деятельность (ООД) включены комплексные мероприятия по ознакомлению с русской традиционной игрушкой;
  • образовательный процесс по ознакомлению с русской традиционной игрушкой строится на принципах системности, интегративности и историчности.

Литература:

  1. Арсалиев Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 185 с.
  2. Богомолова М. И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие / М. И. Богомолова. – Набережные Челны, 2007. – 240 с.
  3. Вдовина Л.В. Роль народных традиций в воспитании детей / Л.В. Вдовина // Вестник КАСУ. – 2008. - № 1. – С.80-84.
  4. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 2010. – 192 с.
  5. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Т. С. Комарова. – М.: Издательство Мозаика - Синтез, 2012. – 105 с.
  6. Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г. В. Лунина. – М., 2008. – 192 с.
  7. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях / Н. Г. Михайлова. – М.: Российский институт культурологи, 2011. – 219 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Перспективный план по здоровьесберегающей деятельности с участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители)

Перспекивный план по формированию основ здорового образа жизни и основ дезовасности со всеми участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители)...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»

Интеграция образовательных областей:  Познание, Чтение художественной литературы, Физкультура.Задачи:  развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с и...

Эффективное построение образовательного процесса в ДОУ на основе развития основных психологических процессов детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей дет...

Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...