Конспект ОД "Бабушкины куколки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Завернина Дарья Григорьевна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Бабушкины куколки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_v_podgotovitelnoy_gruppe_babushkiny_kukolki.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОД в подготовительной группе «Бабушкина куколка»

Тема: Знакомство с русской народной куклой – оберегом

Тип: Комплексное

Вид: Путешествие

Цель: Ознакомление детей с русской традиционной народной куклой – оберегом.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с видами оберегов

   Познакомить детей с видами самодельных кукол.

   Научить изготавливать простейшую куклу – оберег

Развивающие:           Развивать интерес к русскому народному творчеству и          

   рукоделию

   Содействовать развитию творческих способностей детей

   Активизировать словарь детей:

   активный: кукла, игрушки, веник

   пассивный: подкова, лапти, изба

   понятийный: оберег – предмет, оберегающий,

   защищающий человека от бед и несчастья.

Воспитательные:   Воспитывать любовь к родному краю, гордость к его

                           традициям и уважение к труду людей

Оборудование: ноутбук, ширма

Демонстрационный материал: обереги: подкова, веник, лапти, куклы

Раздаточный материалы: ткань разноцветная, тесьма (нить)

Образовательные области (направления):

Познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое.

Ход ОД.

В.: (играя с детьми): Ой, как у вас много игрушек!? У вас и машинки, и конструктор, и куклы есть?! А вы любите играть в игрушки

Ответы детей.

В.: А знаете ли вы, что куклы в старину были не просто игрушками? Кто -нибудь знает для чего использовались куклы?

Ответы детей.

В.: Куклы раньше использовались как обереги. А служили они для того, чтобы защищать, оберегать дом и семью от несчастья и горя, болезни от людей отводили. Отсюда и название оберег, значит оберегать.

Но оберегами служили не только куклы. А что еще, кто-нибудь знает?

Ответы детей.

В.: Правильно, молодцы! А хотите узнать об оберегах больше?

Ответы детей.

В.: Чтобы узнать об оберегах больше, предлагаю вам перенестись в прошлое, в одну Псковскую деревушку. Вы согласны?

Ответы детей.

В.: Тогда для этого я вам предлагаю прочитать заклинание. Готовы.

Ответы детей.

В.: Надо закрыть глаза, обернуться один раз вокруг себя и произнести:

                Раз, два, три,

                В прошлое перенеси

                Ветер странствий, перемен,

                Помоги скорей нам всем.

В это время воспитатель переодевается в традиционную женскую одежду и предстает перед детьми как хозяйка дом.

В.: Открывайте глазки!

Х.: День добрый детушки – касатушки!

Посмотрите, куда это вы попали? Это мой дом! Может, вы знаете как он называется?

Ответы детей.

Х.: Правильно! Старинный дом называется изба. А я хозяйка.

         Проходите, не стесняйтесь!

         Поудобней располагайтесь!

(дети усаживаются на коврик)

         Всем ли видно?

         Всем ли слышно?

         Всем ли места хватило?

        Приготовьте глазки, ушки,

        Расскажу вам про оберегушки.

(Воспитатель берет ларец с оберегами и просит одного ребенка достать оберег. В рассказе воспитатель ориентируется на то, что достают дети)

Х.: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

Ответы детей

Х.: Правильно! Это подкова. Может быть, кто - то знает, для чего люди дома вешают подкову?

Ответы детей.

Х.: Все правильно! Молодцы!

Хозяйка  предлагает детям взять в руки подкову и рассмотреть по- лучше.

Подкова – очень древний символ плодородия. Подкову нужно повесить над входной дверью, но не за порогом, не с внешней стороны, а уже внутри жилища. Можно и на самой двери. А вот как ее вешать должны сами хозяева понять, почувствовать. Если в доме зла много накопилось, ссоры, скандалы, то ее следует концами вниз повесить, а если, в доме все благополучно, но важно это благополучие сохранить и приумножить, то лучиками вверх.

        Перед тем как подкову повесить, должны хозяин с хозяйкой вместе взяться за дужки подковы и сказать следующие слова. Давайте вместе возьмемся за подкову.

        Подкову на дверь прибиваем,

        От всякой беды ограждаем,

        Все плохое за порогом оставляем,

        Достаток и лад привлекаем.

Молодцы, ребята! Теперь эта подкова обязательно принесет все только самое хорошее.

Х.: Берите следующий оберег.

        Кто мне скажет, что это такое?

Ответы детей.

Х.: Все верно! Какие умные ребятки! Это веник! А для чего он нужен в доме?

Ответы детей.

Х.: Правильно. Но веник еще и оберегом в древние времена считался.

Хозяйка  предлагает детям взять веник в руки и рассмотреть получше.

Х.: Веник – «домовушку» можно повесить в любое место в доме.  Принято считать, что домовой чаще находится на кухне, около домашнего очага. Поэтому желательно «домовушку» повесить на кухне. Считалось, что домовой мог обитать и под обычным веником. Веники вешали ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Верили, что в этом положении он обладает способностью останавливать зло на пороге дома. Внутри дома веник вешали только ручкой вверх.

Х.: Следующий оберег доставайте. Кто знает, а это что такое?

Ответы детей.

Х.: Умнички! Все то вы знаете! Это, ребята, лапти! А для чего они нужны человеку?

Ответы детей.

Х.: Молодцы! Это обувь. В древности обуви придавалось огромное значение. Она передавалась от родителей к детям и означала, что дети идут по пути отцов и дедов – наследуют традиции. Но лапти служили еще и оберегом. Считалось, что они оберегают семейные ценности. В лапти прятали гостинцы для домового.

Х.: Давайте вспомним, о каких оберегах мы только что узнали.

Ответы детей.

Х.: Молодцы! А теперь познакомимся еще с одним оберегом, самым интересным.

Хозяйка достает куклу – оберег.

Х.: Кто мне скажет, что это такое? А для чего использовали куклы в древности?

Ответы детей.

Х.: В древности одни куклы были игровые, другими же не играли, а берегли их в укромном месте, их никому не показывали. Хранила, например, вот в таких вот ларцах, как у нас с вами. Вообще, на Руси было большое многообразие кукол.

Хозяйка достает из корзинки куклу Кубышку – травницу.

Х.: Посмотрите, ребята! Это кукла Кубышка – травница. Она наполнялась душистой лекарственной травой. Потрогайте ее, помните, чувствуете пахнет травушкой? Кукла следила за тем, чтобы болезнь не проникала в дом.

Хозяйка достает другую куклу.

Х.: Эта кукла называется «Желанница».  Возьмите рассмотрите ее получше. Эта кукла помогала в исполнении желаний. Загадываешь желание, пришьешь в подарок на платьице бусинку, поднесешь зеркальце к личику, скажешь: «Гляди, какая ты красавица! Исполни, пожалуйста, мое желание» и куколка исполнит.

Хозяйка достает следующих кукол «Колокольчик», «Берегиня» и куклу – скрутку. Показывает детям и во время рассказа передает детям для лучшего рассматривания

Х.: Кукла «Колокольчик». Считалось оберегом хорошего настроения. Берегиня дома – охраняла дом и приносила благополучие. Кукла – скрутка  - наилучший оберег от болезней. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.

Х.: А вы хотели бы иметь куклу – оберег?

Ответы детей.

Х.: Очень хорошо. Я вас научу делать куколку. Вот только кукол в старину делали из ткани, а прежде чем ткань получить, надо было лен посадить, да собрать, да обработать. Затем ткань соткать. А уж потом и кукол можно делать было. Так вот и нам с вами для кукол ткань приготовить. Готовы?

Ответы детей.

Х.: Вставайте в кружок.

Физкультминутка.

         Хозяйка поет и показывает движения, дети выполняют движения вместе с ней.

        Уж мы сеяли, сеяли ленок

        Белый, славный кружелек, кружелек,

        Уродился наш ленок, наш ленок

        Тонок, долог  и высок, и высок.

        Ты ленистый, волокнистый, наш ленок,

        К шитью ниткой шелковистой, наш ленок.

        Мы леночек рвали, жали, вот так,

        Обрезали, в поле стлали, вот так,

        Во снопочки собирали, вот так,

        А сушили – приговаривали,

        Мы лаптями приколачивали.

Х.: Молодцы! Наготовили мы с вами льна, Теперь пора и за дело приниматься. Присаживайтесь за столы. А я вас хочу познакомить вас еще с одной куклой – оберегом Северной берегиней. Вот возьмите, поглядите. Это кукла Северная берегиня. Почему северная? Потому что эта куколка ставилась в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие. Кукол изготавливали в основном для себя или для своих близких. Иногда в подарок. Но всегда готовили куклу только с чистыми мыслями и пожеланиями всего самого наилучшего будущему хозяину куклы.

        Для изготовления куклы нам с вами понадобятся шесть одинаковых по размеру  кусочков ткани. Ткань желательно подобрать ярких расцветок.

        Мы сложим каждый кусочек вдоль пополам дважды. Подравняем все полосочки и сложим их в стопочку. То, что у нас получилось складываем пополам. Руки вместе с косыночкой выполняются из квадратного куска ткани цвета. Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью (тесьмой). Расправляем рукава. Вот наша куколка и готова. Попробуйте. А кому помощь нужна, я обязательно помогу.

        Работа детей.

Мастерицы, когда работали, чтобы не скучно было, песни напевали, вот и мы с вами такую песню послушаем.

 Играет фонограмма. Воспитатель – хозяйка ходит вокруг стола и помогает детям выполнить задание.

Х.: Какие красивые куклы у вас получились! Посмотрите, чего не хватает нашим куклам?

Ответы детей.

Х.: Все верно. У наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробках, запирали в шкатулке.

Х.: Ну, что, ребята, понравилось вам делать кукол?

Ответы детей.

Х.: Теперь у вас есть куклы - обереги, которые помогут вам и защитят вас от бед и болезней. Но важно помнить, что кукла лишь помогает человеку, а следить за своим здоровьем он должен сам. Ведь если не умываться, не чистить зубы, не заниматься спортом и не беречь себя, то ни какая кукла не поможет. Будите следить за своим здоровьем?

Ответы детей.

Х.: Вот и хорошо. А теперь пора вам отправляться обратно в детский сад. Теперь у вас есть куклы – обереги. Ну а для того, чтобы весь  ваш сад обходили беды, было всегда радостно, тепло и светло, я бы хотела вам подарить еще обереги. А вот какие вы мне подскажите. Для этого надо вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили…..

Дети называют оберег, хозяйка укладывает их в корзинку.

Х.: Какие вы молодца! Все запомнили! Складывайте обереги в ларец.

Х.: Ой, ребята, посмотрите, а у нас тут с вами гости. А давайте мы с вами и им подарим куколок, чтобы их все ненастья обходили стороной.

Дети дарят подарки гостям.

Х.: А теперь я провожу вас обратно в детский сад. Закрывайте глазки, произносим заклинания.

        Раз, два, три,

        В детский сад перенеси.

        Ветер странствий, перемен

        Помоги скорей нам всем.

Вот мы с вами и в детском саду.

Ну вот и все! Теперь мне пора возвращаться домой. Мне было с вами очень интересно. Вы очень хорошие детки, у вас умелые ручки!  Желаю вам всего хорошего! До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Конструирование из ткани «Куколки – пеленашки».

Знакомство детей с историей и традициями игрушечного ремесла; способом изготовления "Куколки - пеленашки"....

Конспект занятия «Куклы, куколки, куклешки»

Уточнить знания детей об одежде, упражнять в ее назывании, напомнить последовательность одевания. Учить детей подбирать одежду, ориентируясь на размер куклы, используя примерку, прикладывание, сравнен...

Конспект занятия «Куклы, куколки, куклешки»

Уточнить знания детей об одежде, упражнять в ее назывании, напомнить последовательность одевания. Учить детей подбирать одежду, ориентируясь на размер куклы, используя примерку, прикладывание, сравнен...

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе детей с ОНР в условиях логопункта "Хоровод дружбы" с изготовлением куколки-кувадки из ткани.

Конспект  предназначен для детей подготовительной группы с ОНР в условиях логопункта, но может быть использован всеми, кто заинтересован в развитии мелкой моторики детей любого возраста. В конспе...

Конспект открытого занятия «Матушкина куколка» и мини-презентация к занятию - Сказка "Матушкина Куколка"

Изготовление народной тряпичной обереговой куколки "Утешница" с детьми 5-7 лет...

Конспект НОД "Куколка Утешница"

конспект НОД по ОО "Познавательное развитие"...