Конспект ОД "Бабушкины куколки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Бабушкины куколки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_v_podgotovitelnoy_gruppe_babushkiny_kukolki.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД в подготовительной группе «Бабушкина куколка»
Тема: Знакомство с русской народной куклой – оберегом
Тип: Комплексное
Вид: Путешествие
Цель: Ознакомление детей с русской традиционной народной куклой – оберегом.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с видами оберегов
Познакомить детей с видами самодельных кукол.
Научить изготавливать простейшую куклу – оберег
Развивающие: Развивать интерес к русскому народному творчеству и
рукоделию
Содействовать развитию творческих способностей детей
Активизировать словарь детей:
активный: кукла, игрушки, веник
пассивный: подкова, лапти, изба
понятийный: оберег – предмет, оберегающий,
защищающий человека от бед и несчастья.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, гордость к его
традициям и уважение к труду людей
Оборудование: ноутбук, ширма
Демонстрационный материал: обереги: подкова, веник, лапти, куклы
Раздаточный материалы: ткань разноцветная, тесьма (нить)
Образовательные области (направления):
Познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое.
Ход ОД.
В.: (играя с детьми): Ой, как у вас много игрушек!? У вас и машинки, и конструктор, и куклы есть?! А вы любите играть в игрушки
Ответы детей.
В.: А знаете ли вы, что куклы в старину были не просто игрушками? Кто -нибудь знает для чего использовались куклы?
Ответы детей.
В.: Куклы раньше использовались как обереги. А служили они для того, чтобы защищать, оберегать дом и семью от несчастья и горя, болезни от людей отводили. Отсюда и название оберег, значит оберегать.
Но оберегами служили не только куклы. А что еще, кто-нибудь знает?
Ответы детей.
В.: Правильно, молодцы! А хотите узнать об оберегах больше?
Ответы детей.
В.: Чтобы узнать об оберегах больше, предлагаю вам перенестись в прошлое, в одну Псковскую деревушку. Вы согласны?
Ответы детей.
В.: Тогда для этого я вам предлагаю прочитать заклинание. Готовы.
Ответы детей.
В.: Надо закрыть глаза, обернуться один раз вокруг себя и произнести:
Раз, два, три,
В прошлое перенеси
Ветер странствий, перемен,
Помоги скорей нам всем.
В это время воспитатель переодевается в традиционную женскую одежду и предстает перед детьми как хозяйка дом.
В.: Открывайте глазки!
Х.: День добрый детушки – касатушки!
Посмотрите, куда это вы попали? Это мой дом! Может, вы знаете как он называется?
Ответы детей.
Х.: Правильно! Старинный дом называется изба. А я хозяйка.
Проходите, не стесняйтесь!
Поудобней располагайтесь!
(дети усаживаются на коврик)
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Приготовьте глазки, ушки,
Расскажу вам про оберегушки.
(Воспитатель берет ларец с оберегами и просит одного ребенка достать оберег. В рассказе воспитатель ориентируется на то, что достают дети)
Х.: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?
Ответы детей
Х.: Правильно! Это подкова. Может быть, кто - то знает, для чего люди дома вешают подкову?
Ответы детей.
Х.: Все правильно! Молодцы!
Хозяйка предлагает детям взять в руки подкову и рассмотреть по- лучше.
Подкова – очень древний символ плодородия. Подкову нужно повесить над входной дверью, но не за порогом, не с внешней стороны, а уже внутри жилища. Можно и на самой двери. А вот как ее вешать должны сами хозяева понять, почувствовать. Если в доме зла много накопилось, ссоры, скандалы, то ее следует концами вниз повесить, а если, в доме все благополучно, но важно это благополучие сохранить и приумножить, то лучиками вверх.
Перед тем как подкову повесить, должны хозяин с хозяйкой вместе взяться за дужки подковы и сказать следующие слова. Давайте вместе возьмемся за подкову.
Подкову на дверь прибиваем,
От всякой беды ограждаем,
Все плохое за порогом оставляем,
Достаток и лад привлекаем.
Молодцы, ребята! Теперь эта подкова обязательно принесет все только самое хорошее.
Х.: Берите следующий оберег.
Кто мне скажет, что это такое?
Ответы детей.
Х.: Все верно! Какие умные ребятки! Это веник! А для чего он нужен в доме?
Ответы детей.
Х.: Правильно. Но веник еще и оберегом в древние времена считался.
Хозяйка предлагает детям взять веник в руки и рассмотреть получше.
Х.: Веник – «домовушку» можно повесить в любое место в доме. Принято считать, что домовой чаще находится на кухне, около домашнего очага. Поэтому желательно «домовушку» повесить на кухне. Считалось, что домовой мог обитать и под обычным веником. Веники вешали ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Верили, что в этом положении он обладает способностью останавливать зло на пороге дома. Внутри дома веник вешали только ручкой вверх.
Х.: Следующий оберег доставайте. Кто знает, а это что такое?
Ответы детей.
Х.: Умнички! Все то вы знаете! Это, ребята, лапти! А для чего они нужны человеку?
Ответы детей.
Х.: Молодцы! Это обувь. В древности обуви придавалось огромное значение. Она передавалась от родителей к детям и означала, что дети идут по пути отцов и дедов – наследуют традиции. Но лапти служили еще и оберегом. Считалось, что они оберегают семейные ценности. В лапти прятали гостинцы для домового.
Х.: Давайте вспомним, о каких оберегах мы только что узнали.
Ответы детей.
Х.: Молодцы! А теперь познакомимся еще с одним оберегом, самым интересным.
Хозяйка достает куклу – оберег.
Х.: Кто мне скажет, что это такое? А для чего использовали куклы в древности?
Ответы детей.
Х.: В древности одни куклы были игровые, другими же не играли, а берегли их в укромном месте, их никому не показывали. Хранила, например, вот в таких вот ларцах, как у нас с вами. Вообще, на Руси было большое многообразие кукол.
Хозяйка достает из корзинки куклу Кубышку – травницу.
Х.: Посмотрите, ребята! Это кукла Кубышка – травница. Она наполнялась душистой лекарственной травой. Потрогайте ее, помните, чувствуете пахнет травушкой? Кукла следила за тем, чтобы болезнь не проникала в дом.
Хозяйка достает другую куклу.
Х.: Эта кукла называется «Желанница». Возьмите рассмотрите ее получше. Эта кукла помогала в исполнении желаний. Загадываешь желание, пришьешь в подарок на платьице бусинку, поднесешь зеркальце к личику, скажешь: «Гляди, какая ты красавица! Исполни, пожалуйста, мое желание» и куколка исполнит.
Хозяйка достает следующих кукол «Колокольчик», «Берегиня» и куклу – скрутку. Показывает детям и во время рассказа передает детям для лучшего рассматривания
Х.: Кукла «Колокольчик». Считалось оберегом хорошего настроения. Берегиня дома – охраняла дом и приносила благополучие. Кукла – скрутка - наилучший оберег от болезней. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.
Х.: А вы хотели бы иметь куклу – оберег?
Ответы детей.
Х.: Очень хорошо. Я вас научу делать куколку. Вот только кукол в старину делали из ткани, а прежде чем ткань получить, надо было лен посадить, да собрать, да обработать. Затем ткань соткать. А уж потом и кукол можно делать было. Так вот и нам с вами для кукол ткань приготовить. Готовы?
Ответы детей.
Х.: Вставайте в кружок.
Физкультминутка.
Хозяйка поет и показывает движения, дети выполняют движения вместе с ней.
Уж мы сеяли, сеяли ленок
Белый, славный кружелек, кружелек,
Уродился наш ленок, наш ленок
Тонок, долог и высок, и высок.
Ты ленистый, волокнистый, наш ленок,
К шитью ниткой шелковистой, наш ленок.
Мы леночек рвали, жали, вот так,
Обрезали, в поле стлали, вот так,
Во снопочки собирали, вот так,
А сушили – приговаривали,
Мы лаптями приколачивали.
Х.: Молодцы! Наготовили мы с вами льна, Теперь пора и за дело приниматься. Присаживайтесь за столы. А я вас хочу познакомить вас еще с одной куклой – оберегом Северной берегиней. Вот возьмите, поглядите. Это кукла Северная берегиня. Почему северная? Потому что эта куколка ставилась в северную часть избы. Берегиня охраняла дом и приносила благополучие. Кукол изготавливали в основном для себя или для своих близких. Иногда в подарок. Но всегда готовили куклу только с чистыми мыслями и пожеланиями всего самого наилучшего будущему хозяину куклы.
Для изготовления куклы нам с вами понадобятся шесть одинаковых по размеру кусочков ткани. Ткань желательно подобрать ярких расцветок.
Мы сложим каждый кусочек вдоль пополам дважды. Подравняем все полосочки и сложим их в стопочку. То, что у нас получилось складываем пополам. Руки вместе с косыночкой выполняются из квадратного куска ткани цвета. Закрепляем косыночку на голове, перевязываем нитью (тесьмой). Расправляем рукава. Вот наша куколка и готова. Попробуйте. А кому помощь нужна, я обязательно помогу.
Работа детей.
Мастерицы, когда работали, чтобы не скучно было, песни напевали, вот и мы с вами такую песню послушаем.
Играет фонограмма. Воспитатель – хозяйка ходит вокруг стола и помогает детям выполнить задание.
Х.: Какие красивые куклы у вас получились! Посмотрите, чего не хватает нашим куклам?
Ответы детей.
Х.: Все верно. У наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считалось, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробках, запирали в шкатулке.
Х.: Ну, что, ребята, понравилось вам делать кукол?
Ответы детей.
Х.: Теперь у вас есть куклы - обереги, которые помогут вам и защитят вас от бед и болезней. Но важно помнить, что кукла лишь помогает человеку, а следить за своим здоровьем он должен сам. Ведь если не умываться, не чистить зубы, не заниматься спортом и не беречь себя, то ни какая кукла не поможет. Будите следить за своим здоровьем?
Ответы детей.
Х.: Вот и хорошо. А теперь пора вам отправляться обратно в детский сад. Теперь у вас есть куклы – обереги. Ну а для того, чтобы весь ваш сад обходили беды, было всегда радостно, тепло и светло, я бы хотела вам подарить еще обереги. А вот какие вы мне подскажите. Для этого надо вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили…..
Дети называют оберег, хозяйка укладывает их в корзинку.
Х.: Какие вы молодца! Все запомнили! Складывайте обереги в ларец.
Х.: Ой, ребята, посмотрите, а у нас тут с вами гости. А давайте мы с вами и им подарим куколок, чтобы их все ненастья обходили стороной.
Дети дарят подарки гостям.
Х.: А теперь я провожу вас обратно в детский сад. Закрывайте глазки, произносим заклинания.
Раз, два, три,
В детский сад перенеси.
Ветер странствий, перемен
Помоги скорей нам всем.
Вот мы с вами и в детском саду.
Ну вот и все! Теперь мне пора возвращаться домой. Мне было с вами очень интересно. Вы очень хорошие детки, у вас умелые ручки! Желаю вам всего хорошего! До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности взрослого и детей второй младшей группы с использованием технологии использования в обучении игровых методов (ролевых) «Вылечим куколку».
Сюжетно - ролевая игра "Больница"...
Конспект занятия. Конструирование из ткани «Куколки – пеленашки».
Знакомство детей с историей и традициями игрушечного ремесла; способом изготовления "Куколки - пеленашки"....
Конспект занятия «Куклы, куколки, куклешки»
Уточнить знания детей об одежде, упражнять в ее назывании, напомнить последовательность одевания. Учить детей подбирать одежду, ориентируясь на размер куклы, используя примерку, прикладывание, сравнен...
Конспект занятия «Куклы, куколки, куклешки»
Уточнить знания детей об одежде, упражнять в ее назывании, напомнить последовательность одевания. Учить детей подбирать одежду, ориентируясь на размер куклы, используя примерку, прикладывание, сравнен...
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе детей с ОНР в условиях логопункта "Хоровод дружбы" с изготовлением куколки-кувадки из ткани.
Конспект предназначен для детей подготовительной группы с ОНР в условиях логопункта, но может быть использован всеми, кто заинтересован в развитии мелкой моторики детей любого возраста. В конспе...
Конспект открытого занятия «Матушкина куколка» и мини-презентация к занятию - Сказка "Матушкина Куколка"
Изготовление народной тряпичной обереговой куколки "Утешница" с детьми 5-7 лет...
Конспект НОД "Куколка Утешница"
конспект НОД по ОО "Познавательное развитие"...