Долгосрочный практико–ориентированный проект по познавательно-исследовательской деятельности "МИР ВОКРУГ НАС"
проект (подготовительная группа)

Темник Анастасия Игоревна

В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temnik_proekt_mir_vokrug_nas.docx358.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Таврический детский сад №2»

Практико - ориентированный проект

по познавательному развитию

детей старшего дошкольного возраста

«Мир  вокруг нас»

D:\Documents and Settings\Sensei\Мои документы\Downloads\IMG-20201119-WA0034.jpg

Воспитатель: Темник А.И.

2020

Актуальность:

Первые восприятия окружающего мира важны и неожиданные для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольника возникают вопросы, с которыми он   обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. И если  мы (педагоги, родители) не научим ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей - у малыша не разовьётся  в полной мере чувство прекрасного, он будет духовно беден и ему будет не интересен мир природы.

Проводимая в начале учебного года педагогическая диагностика (методика О.А. Соломенниковой « Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу») помогла нам выявить некоторые особенности развития детей нашей группы.

Данная методика направлена на выявление выделенных критериев сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста (когнитивный, эмоционально-ценностный) были проанализированы и отображены в таблице

Рисунок 1 – Уровни сформированности знаний о природе у детей

старшего дошкольного возраста

По данным таблицы видно, высокий уровень сформированности

знаний о природе у детей показали 5 детей (20 %), средний уровень

продемонстрировали 14 детей старшего дошкольного возраста (56%) и на

низком уровне сформированности знаний о природе зафиксировано шесть

детей (24 %).

Таким образом, проведенное диагностическое исследование

позволило нам выявить актуальный уровень сформированности знаний о

природе у детей старшего дошкольного возраста. Основная часть детей

находиться на среднем уровне сформированности знаний о природе, также

относительно большой процент детей, находящихся на высоком уровне,

но также есть дети, отнесенные к низкому уровню сформированности

знаний о природе.

 Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Природа  своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на чувства маленького человечка.  Поэтому, знакомить с миром природы нужно постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней. 

Так, у нас возникла идея разработать  и реализовать   проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Мир  вокруг нас».

         Тип проекта: практико-ориентированный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021)

Для достижения целей  проекта:  расширение представлений детей о разнообразии мира животных и мира растений Омской области; создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей,

 нам необходимо решить следующие задачи:

  •  расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
  • формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
  • развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей, мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

    Ожидаемые результаты проекта:

  • расширятся знания о растительном и животном мире;
  • сформируется интерес к наблюдению и исследованию объектов природы;
  • развитие у детей любознательности, познавательной активности;
  • будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Этапы работы по проекту «Мир вокруг нас»

Название этапа, временные рамки

Задачи

Содержание

Результат

1.

Подготовительный

август - сентябрь

-проанализировать литературу  по теме;

-провести первоначальную диагностику детей.

- Заполнить индивидуальную  карту развития детей

-Подбор литературы;

-Выбор методов и приемов работы (консультации,  тематические мероприятия,  дидактические и сюжетно-ролевые игры, выставки, оформление уголка природы);

-Начальная диагностика детей (анкетирование, наблюдение, беседа).

Проанализировала после заполнения индивидуальных карт развития детей уровень  развития  познавательно-исследовательской деятельности,

Выбрала методы и приемы работы

- разработать проект по познавательно-исследовательской деятельности

-Перспективное планирование работы с детьми, родителями  (занятие как форма, консультации, папки-передвижки);

-Планирование мероприятий,  конспекты мероприятий

Разработан  план работы с детьми и родителями (конспекты мероприятий,

оформление папок-передвижек, буклетов, оформление консультаций в родительском уголке, уголка природы).

-пополнить предметно-развивающую среду группы

-Создание предметно-развивающей среды: - наглядно-практические материалы (Дидактические игры)

- тематические выставки;

- сбор листьев для изготовления гербария;

- изготовление игрового и спортивного оборудования группы.

Пополнили предметно-развивающую среду

2.

Практический

октябрь

-формировать целостную картину мира и расширять кругозор в части представлений о  животных, растениях, насекомых, птицах;

-устанавливать взаимоотношения со сверстниками в процессе совместной деятельности;

-Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
(«Дары осени», «Зимний калейдоскоп», «Весеннее настроение»)

-итоговые мероприятия «4 октября —Всемирный день защиты животных»,  «Почва и подземные обитатели»,  «11 января—День заповедников и национальных парков», «Знатоки природы». «Птицы нашего края», «22 апреля—Международный день Земли», «Огород на окне», «Животные водоемов, морей и океанов», «Цветочный ковер».

-Моделирование макета «Животные Омского Прииртышья»,

-Создание «Азбуки растений Омской области»

-Создание «Паспорта птиц нашего края»

-Изготовление Лепбука «Насекомые»

 - -Дни добрых дел (подготовка участка к летнему и зимнему сезонам, кормушек, скворечников к прилету птиц)

-
-оформление фотовыставок:  «Я и мой питомец»,       «Зимний пейзаж»    

-- -работа с родителями по интересам;
- консультации для родителей «Волшебные превращения камней. Идеи для творчества», «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Увлекательные эксперименты с магнитами», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

- тематические беседы с детьми  по познанию окружающего мира

о- -оформление  родительских уголков.

-Беседы на темы:

  •  «Что такое природа?» (Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы).
  • «Не загрязняй природу» (Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы).
  • «Все живое под нашей защитой» (Знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир).
  • «Зеленая аптека» (Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах).
  • «Правила поведения в лесу» (Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей).
  • «Насекомые – часть природы» (воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику).
  • «Птицы — наши друзья» (воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период).
  • «Звери зимой» (закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью  зверей, способами их приспособления).
  • «Лес: любить, беречь и не бояться» (Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения).

-Рассматривание картин и иллюстраций: (Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её, делиться впечатлениями).

  • С. Артюшенко “Кто как зимует”
  • Серия наглядно-дидактических пособий "Картины из жизни диких животных" С.Н. Николаевой

-Чтение художественной литературы: (Учить детей отыскивать знания в тексте; воспитывать бережное отношение к природе, желание совершать добрые поступки)

  • «Стыдно перед соловушкой» В.А. Сухомлинский

  • «Скворцы» А.И. Куприн
  • «Воробей» Е.И. Чарушин
  • «История одной яблоньки» К. Ушинский
  • «Сухостойное дерево», «Лесной доктор»  М. Пришвин
  • «Серая шейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк
  • «Покормите птиц»  А. Яшин
  • «Новая столовая»  З. Александрова

-Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами)

  • о диких животных
  • о птицах
  • о деревьях
  • о насекомых

-Пословицы и приметы: (обогатить образную речь детей посредством использования малых фольклорных форм; воспитывать интерес к народной культуре, привлечь внимание детей к  мудрости народного слова)

  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Синица к избе - зима на двор.
  •  У зайцев шерсть побелела - зима близко.
  • Шумит дубравушка к непогодушке.
  • Рощи да леса - всему миру краса.
  • Много снега - много хлеба.

-Дидактические игры:

  • «Природное - рукотворное» (Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа)
  • «Угадай, какая птица?» (Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах)
  • «Пищевые цепочки в лесу (на лугу)» (Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу (на лугу))
  • «Кто рядом живет?» (Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных )
  • «Что будет, если исчезнут птицы (растения, животные, леса, водоемы)?» (Закрепить знания об охране объектов природы)
  • «Узнай и назови» (Закрепить знания лекарственных растений)
  • «С какой ветки детки» (Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)
  • «Чего нельзя делать в лесу»  (Закрепить правила поведения в лесу).

участвовали  в тематических выставках рисунков и поделок в ДОУ, проведены консультации с родителями (в идее наглядной информации в родительских уголках, памяток, консультации, бесед).

Создали лепбука «Насекомые», «Паспорт птиц нашего края», «Азбуки растений Омской области», в процессе разработки изготовление макета «Животные Омского Прииртышья»

Изготовили кормушки, скворечники

3.

Заключительный

Май

-провести итоговую диагностику детей;

-заполнить индивидуальные карты развития ребенка.

-Конечная диагностика

-подведение итогов работы

-перспективы развития

  • расширятся знания о растительном и животном мире;
  • сформируется интерес к наблюдению и исследованию объектов природы;
  • развитие у детей любознательности, познавательной активности;
  • будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Практико-ориентированный проект по  познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас» рекомендовать для использования воспитателям нашего ДОУ и педагогам района.

 

           Таким образом,  практико-ориентированный проект  «Мир вокруг нас»  способствует обогащению детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений. Проект нацелен на расширение представлений детей о разнообразии мира животных и мира растений Омской области.  Использование в реализации  проекта дидактических игр работает на увеличение потребности детей в познании (открывать мир, природу, людей) и развитие  творческих способностей дошкольников и их семей.

Литература:

  1. Андреева Н.И. Организация образовательной среды в ДОО для формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста / Н.И. Андреева, М.Н. Гринько // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога : электрон. журн. – 2016. – № 2 (6). – URL: http://www.orenipk.ru/nauka/jour/vdpo_2(6)_r2.1_GrinAndr.pdf 
  2. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3–7 лет) / сост. Т.В. Хабарова. — Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. — 96 с. – Электронная копия фрагмента доступна на сайте изд-ва Детство-Пресс. URL: https://detstvo-press.ru/books/pdf/978-5-906852-97-7.pdf
  3. Токарева М.А. Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования / Липц. гос. пед. ун-т им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк, 2020. – С. 116-120. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42750612
  4. ФГОС , ООП ДО
  5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном

возрасте / Т.А. Серебрякова. – Н. Новгород : НГПУ, 2005 – 136 с.

  1. Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития

детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А.

     Соломенниковой. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...

Долгосрочный практико-ориентированный проект «Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности»

           В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Слушая сказки, ваши дети накапливают целый &la...

Долгосрочный практико - ориентированный проект «Дружба»

Для малышей в детском саду всё ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей они встречают в коридоре детского сада, на прогулке. Их внимание привлекают дети подготовительной к школе группы.Более ...

Защита долгосрочного практико-ориентированного проекта.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности....

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста....

Долгосрочный практико-ориентированный проект «Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проекта состоит в том, что предложен конкретный путь формирования интереса детей к театрально-игровой деятельности, разработаны и адаптированы применительно к детям старшего до...

Долгосрочный практико - ориентированный проект "Мой дом, моя семья и я"

В статье описывается опыт работы по патриотическому воспитанию с дошкольниками через проектную деятельность. Участниками проекта являются: воспитатели, родители, социальные партнеры....