Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР «Искорка» - детский сад № 24»
Методическая тема проекта: «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»
Творческая тема проекта: «Мир вокруг нас!»
Автор проекта: воспитатель Стрелкова Елена Петровна.
Вид проекта:
по доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: - долгосрочный (7 месяцев).
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Время реализации проекта: сентябрь 2018 г. – март 2019 г.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Актуальность темы:
Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь? Почему деревья качаются? А почему шарик летает?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Учитывая современную концепцию воспитания личностно – ориентированного подхода к ребенку, мы не можем и не должны оставить ни один вопрос ребенка без ответа. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач взрослого. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Проблема заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Гипотеза: использование методов познавательно-исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.
Цель проекта: развитие у детей познавательной активности, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи проекта:
для детей:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
для педагога:
- Повышать теоретический и профессиональный уровень по данной теме.
- Внедрять современные формы и методы работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
- Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических вопросах.
для родителей:
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Повышать уровень экологического сознания.
- Расширять опыт взаимодействия с детьми.
Предполагаемые результаты:
для детей:
- Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
- Развитие мышления, речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
для педагога:
- Повышения теоретического опыта и профессионализма.
- Внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
- Поддержание у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.
для родителей:
- Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- Повышение уровня экологического сознания.
- Расширение опыта взаимодействия с детьми.
Продукт проектной деятельности:
- Сбор семян растений на участке.
- Посадка кустов сирени.
- Посадка комнатных растений фиалок.
- Создание альбома «Юные исследователи»
- Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
- Выставка «Огород на окошке»
План реализации проекта.
I. Организационный (Сентябрь 2018 г.)
- Диагностика.
- Определение целей и задач проекта.
- Подбор и изучение методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Разработка перспективного плана работы с родителями.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем? | - Чтобы растения росли, за ними нужно ухаживать, поливать (Маша Г.)
- При посадке у растений сначала появляются корни, а потом они начинают расти (Ярослав Ж.)
- Для растений нужен чистый воздух (Миша Б.)
- Клюв нужен птицам, чтобы кушать семена, семечки, насекомых и пить воду (Настя К.)
- Насекомые зимой прячутся в свои норки и впадают в спячку (Семён Д.)
- Магнит – это такой вид железа, который притягивает разные железки (Миша Б.)
- Вода запах не имеет и цвет тоже. Она прозрачная (Миша Б.)
- Лёд – это замёрзшая вода и снег тоже. (Артём С.)
- Направление ветра можно узнать по облакам или по деревьям. (Кира Г.)
- Глина похожа на пластилин (Глеб А.)
- Песок легче высыпать, чем глину. Песок сыпучий, а глина рыхлая (Настя К.)
|
Что хотим узнать? | - Почему листья на деревьях становятся жёлтыми? (Маша К.)
- Почему снег зимой на солнце не тает? Максим В.)
- Почему на солнце глина засыхает и становится твёрдой? (Настя К.)
- Как глина впитывает воду? (Андрей Д.)
- Что такое воздух? (Семён Д.)
- Почему если магниты перевернуть другой стороной они отталкиваются? (Ярослав Ж.)
- Почему летом мы не встречаем синичек у нас на участке? (Варвара А.)
- Есть ли в почве воздух? (Ярослав С.)
- Что такое микроскоп и лупа? (Егор О.)
- Какие вещества растворяет вода? (Максим В.)
- Что такое экспериментирование? (Маша К.)
|
Что нужно сделать, чтоб узнать? | - Прочитать в книге, а энциклопедии (Миша Б.)
- Посмотреть в компьютере (в интернете) (Семён Д.)
- Спросить в садике у воспитателей (Настя К.)
- Спросить у родителей (Варвара А.)
- Сделать эксперимент или опыт (Миша Б.)
- Рассказать друг другу о том, что узнали.
|
II. Содержательный раздел
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Месяц | Содержание работы | Цель |
Октябрь | Тема: «Чудеса растений» |
- Беседа «Как растения готовятся к зиме»
- Наблюдение за растениями на участке (изменение цвета листьев у деревьев)
- Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, цинния), уточнить назначение семян.
- Труд в природе «Сбор семян растений»
- Труд в уголке природы «Уход за комнатными растениями».
- Посадка кустарников.
- Наблюдение за почвой. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозём)
- Экскурсия в Дендрарий.
- Д/и «Детки на ветке»
- Лото «Где что растёт?»
- Чтение стихотворений Г.Ф. Кочетова «В парке»; «Листопад»
- Рисование «Осенний лес»
- Подвижная игра «К названному дереву беги»
- Опыт-наблюдение «С водой и без воды»
- Эксперимент-наблюдение «Почему осенью листья желтеют?»
- Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за живыми объектами.
| - Закрепить представление о приспособлении растений к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?; отмирают наземные части некоторых растений).
- Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
- Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что кустарник - живой организм.
- Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.
- Познакомить детей с Дендрарием. Продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев и растений нашей местности. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
- Углублять знания детей о растительном мире родного края. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания:
- Познакомить детей со стихотворениями поэтессы нашего д./сада Г. Кочетовой об осени, показать особенности стихотворного текста. Раскрыть перед детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь детям понять содержание стихотворения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
- Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.
- Развивать двигательную активность.
- Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
- Продолжать учить рассматривать растения на территории участка и беседовать о них, уточнить названия.
|
Ноябрь | Тема: «Песок. Глина. Камни». |
- Рассказ воспитателя: «Нужен ли песок людям?»
- Рассматривание иллюстраций на тему «Использование песка людьми».
- Чтение Г. Люшнин «Песчаный дом».
- Подвижная игра: «Песчинки и комочки глины».
- Опыт «Из какого песка можно лепить?»
- Рассказ воспитателя: «Изделия из глины» (игрушки и посуда).
- Рассказ воспитателя: «Где ещё используют глину?»
- Пословицы про глину.
- Экспериментирование: Опыт №1. «Сохраняет ли глина форму?». Опыт №2. «Пропускает ли глина воду?».
- Лепка из глины «Чайная пара»
- Рассматривание речных и морских камешков. Сравнение.,
- Чтение Н.И. Рыжова «О чём шептались камешки».
- Экспериментирование: Опыт «Может ли камешек плавать?»
- Наблюдение «Песок или глина?».
| - Познакомиться с миром песка, глины, камней, особенностями их происхождения, использования человеком,
- Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определённые умозаключения и выводы.
- Учить лепить посуду знакомым способом, точно передавая форму, величину и пропорции; вызвать интерес к изготовлению посуды из глины. Формируем интерес к истории своей страны; воспитываем уважение к труду мастеров и художников промысла.
- Развивать двигательную активность.
- Формировать интерес к книге, к художественным произведениям. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев.
- Учить сравнивать качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы.
- Показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет, тонут.
|
Декабрь | Тема: «Волшебные свойства магнита» |
- Беседа «Что такое магнит?»
- Легенда о появлении магнита.
- Чтение стихотворения «Магнит».
- Опыт «Достань скрепку»
- Эксперимент «Два магнита»
| - Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.
- Познакомить с историей появления «магнита».
- Формирование представлений о свойствах «магнита» по средствам чтения художественных произведений.
- Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
- Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.
|
Тема: «В мире животных» |
- Наблюдение за птицами (какие остались зимовать, кто из них прилетает к кормушке)
- Наблюдение «Следы на снегу»
- Труд на участке «Покормите птиц зимой»
- Чтение стихотворений Г.Ф. Кочетовой «Гости – снегири»; «Птичий почерк»; «Синичка»
- Экологическая игра «Кто летает, прыгает, плавает»
- Продуктивная деятельность: Изготовление объёмной поделки из бумаги «Ласточка»
- Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за живыми объектами.
| - Закрепить знания перелётных и зимующих птиц. Учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.
- Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года.
- Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
- Уточнить знания о диких перелетных птицах, внешний вид.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, интерес к деятельности.
- Учить детей наблюдать, объяснить целевое назначение и функцию отдельных объектов; учить рассматривать птиц, прилетевших на территорию участка и беседовать о них.
|
Январь | Тема: «Снег – снежок» |
- Беседа о снеге
- Наблюдение за снегом
- Рассматривание снежинок на рукавице.
- Наблюдение за свойствами снега.
- Экспериментирование: Опыт. Вносим в группу снег и лёд «Что быстрее растает?»
- Беседа «Снежная шуба для всего живого».
- Чтение стихотворения Ю.А. Сухова «Снежок»
- Чтение стихотворения Г.Ф. Кочетовой «И такое бывает».
- Фольклор. Загадки о снеге, пословицы и поговорки о природных явлениях.
- «Свойства снега и льда»
- Конструирование: «Постройки из снега». Рисуем снежные постройки.
| - Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха.
- Продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом.
- Формировать умение рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
- Научить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к нему.
- Продолжить знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, сыпучий, мягкий липкий).
- Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда; учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
- Обсудить защитные свойства снега»
- Продолжать учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
- Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.
- Познакомить детей с техникой лепки и раскрашивания снежных фигур и создать интерес к данному виду деятельности, получая от них посильную помощь.
|
Февраль | Тема: «Волшебница вода» |
- Экспериментирование: Опыт. «Какие свойства?»
- Беседа: «Волшебница вода»
- Экспериментирование: Опыт. «Вода бывает теплой, холодной и горячей»; Опыт. «Помощница вода», Опыт. «Чем пахнет вода?»
- Трудовое поручение «Мытье игрушек».
- Просмотр мультфильма «Беги ручей»
- Чтение Оксана Борщ «Что такое вода?»
- Эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек сирени и тополя.
- Лычангина Л. В. Познавательная сказка о воде «Дождинка и Росинка».
| - Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
- Рассказать о значение воды в нашей жизни; показать, где, в каком виде существует вода; рассказать о разнообразном состоянии воды.
- Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях. Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования.
- Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
- Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
- Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить знания о водных ресурсах, о пользе воды в жизни человека и всего живого.
- Формировать интерес к книге, к художественным произведениям.
- Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек сирени и тополя. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).
- Дать представление о круговороте воды в природе, познакомить с состояниями воды, видами осадков; знакомить с экологическими проблемами через конкретные наглядные образы; воспитывать сострадание к миру природы, ответственность за будущее планеты.
|
Тема: «Воздух невидимка» |
- Беседа: «Невидимка-воздух».
- Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
- Прогулка: наблюдение «Почему дует ветер?»
- Беседа «Чистый воздух».
- Дидактическая игра «Свойства воздуха».
- Чтение сказок «Добрый воздух»; «Как медвежонок ловил воздух» (Из интернет ресурсов)
- Создание альбома «Юные исследователи»
| - Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
- Уточнять и расширять знания детей о воздухе, о природном явлении "ветер", причинах его возникновения, влиянии его на жизнь живых организмов и человека.
- Уточнить и расширить представления детей о воздухе. Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья и всех живых существ.
- Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.
- Формировать интерес к книге, к художественным произведениям. Развивать познавательный интерес, любознательность.
|
Март | Тема: «Огород на окошке» |
| - Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу.
- Практическая деятельность: посадка семян овощей.
- Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.
- Экспериментирование «Холодное и тёплое помещение для растений»
- Наблюдение за всходами и ростом растений.
- Д/и «Что сажают в огороде»
- Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
- Рисование «Загадки с грядки».
- Пальчиковые игры «Растение», «Мы капусту рубим, рубим», «В огороде много грядок»
- Подвижная игра «Баба сеяла горох».
- Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
- Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
| - Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
- Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
- Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
- Выявить благоприятные условия для роста и развития растений.
- Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу применения, по цвету, по форме и т.д.)
- Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
- Формировать умение передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.
- Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание и обеспечить его запоминание.
|
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц | Форма работы / Мероприятие | Цель проведения |
Сентябрь | - Анкетирование «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
| - Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Установление партнерских отношений, приобщение
родителей к жизни детского сада. |
Октябрь | - Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
- Посадка кустарников на участке.
- Экскурсия в Дендрарий.
| - Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу общности интересов.
- Активизировать и обогащать воспитательские умения
родителей. |
Ноябрь | - Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
| - Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
- Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
|
Декабрь | - Консультация «Научите ребенка любить живую природу»
- Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой и наглядных материалов.
| - Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
|
Январь | - Консультация «Значение экспериментальной деятельности для детей»
- Беседа: «Соблюдение правил безопасности».
| - Расширить представления о правильной организации экспериментирования с ребенком.
- Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.
|
Февраль | - Консультация «Экспериментируем дома»
- Проведение экспериментов в домашних условиях.
| - Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях
- Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию в домашних условиях.
|
Март | - Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
- Изготовить страничку для книжки-малышки «Наш весёлый огород»
| - Установление партнерских отношений, приобщение
родителей к жизни детского сада.
- Создать атмосферу общности интересов.
|
Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
III. Заключительный
- Создание альбома «Юные исследователи»
- Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
- Выставка «Огород на окошке»
- Презентация проекта
- Фотоотчет проекта.
Выводы:
В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Список литературы:
- Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2015. Мозаика – Синтез.
- С.Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. - М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера»
- Н.А. Гуриненко. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.
- Л.В. Рыжова. Методика детского экспериментирования. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2016.
- Е.В. Мурудова, Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2016.
- Т.Н. Вострухина., Л.А. Колдрыкинская. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. - Издательство: "СФЕРА" (2016).
- Хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста. АНТОШКА № 5. Природа родного края и разные времена года – Курск, Издательский дом «Славянка», - 2017
- Интернет ресурсы.