Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Стрелкова Елена Петровна

Проект по познавательно-исследовательской деятельности  «Мир вокруг нас» для старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР «Искорка» - детский сад № 24»

Методическая тема проекта:  «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

Творческая тема проекта:  «Мир вокруг нас!»

Автор проекта: воспитатель Стрелкова Елена Петровна.

Вид проекта

                      по доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский;

                      по количеству участников: групповой;

                      по продолжительности: - долгосрочный (7 месяцев).

Участники проекта:  дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.

Время реализации проекта: сентябрь 2018 г. – март 2019 г.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Актуальность темы:

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. «Почему пожелтели листья? Куда течет ручей? Зачем черепахе панцирь? Почему деревья качаются? А почему шарик летает?» - эти и сотни подобных вопросов они задают взрослым. Учитывая современную концепцию воспитания личностно – ориентированного подхода к ребенку, мы не можем и не должны оставить ни один вопрос ребенка без ответа. Ответить на них, ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, научить любить и охранять этот мир – одна из основных задач взрослого. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Проблема  заключается в том, что, мы, взрослые, торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный!» и т.д. Хотя исследования, проведённые академиком, доктором психологических наук Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психологическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Гипотеза: использование методов познавательно-исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей.

Цель проекта: развитие у детей познавательной активности, наблюдательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи проекта:

        для детей:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

        для педагога:

  • Повышать теоретический и профессиональный уровень по данной теме.
  • Внедрять современные формы и методы работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Поддерживать у родителей уверенность в собственных педагогических вопросах.

        для родителей:

  • Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Повышать уровень экологического сознания.
  • Расширять опыт взаимодействия с детьми.

Предполагаемые результаты:

        для детей:

  • Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
  • Развитие мышления, речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

        для педагога:

  • Повышения теоретического опыта и профессионализма.
  • Внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Поддержание у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях.

        для родителей:

  • Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Повышение уровня экологического сознания.
  • Расширение опыта взаимодействия с детьми.

Продукт проектной деятельности:

  • Сбор семян растений на участке.
  • Посадка кустов сирени.
  • Посадка комнатных растений фиалок.
  • Создание альбома «Юные исследователи»
  • Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
  • Выставка «Огород на окошке»

План реализации проекта.

I.   Организационный       (Сентябрь 2018 г.)

  • Диагностика.
  • Определение целей и задач проекта.
  • Подбор и изучение методической литературы, интернет-ресурсов.
  • Разработка перспективного плана работы с детьми.
  • Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  • Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  • Анкетирование родителей.
  • Разработка перспективного плана работы с родителями.
  • Оформление консультативного материала для родителей.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем?

  • Чтобы растения росли, за ними нужно ухаживать, поливать (Маша Г.)
  • При посадке у растений сначала появляются корни, а потом они начинают расти (Ярослав Ж.)
  • Для растений нужен чистый воздух (Миша Б.)
  • Клюв нужен птицам, чтобы кушать семена, семечки, насекомых и пить воду (Настя К.)
  • Насекомые зимой прячутся в свои норки и впадают в спячку (Семён Д.)
  • Магнит – это такой вид железа, который притягивает разные железки (Миша Б.)
  • Вода запах не имеет и цвет тоже. Она прозрачная (Миша Б.)
  • Лёд – это замёрзшая вода и снег тоже. (Артём С.)
  •  Направление ветра можно узнать по облакам или по деревьям. (Кира Г.)
  • Глина похожа на пластилин (Глеб А.)
  • Песок легче высыпать, чем глину. Песок сыпучий, а глина рыхлая (Настя К.)

Что хотим узнать?

  • Почему листья на деревьях становятся жёлтыми? (Маша К.)
  • Почему снег зимой на солнце не тает?  Максим В.)
  • Почему на солнце глина засыхает и становится твёрдой? (Настя К.)
  • Как глина впитывает воду? (Андрей Д.)
  • Что такое воздух?  (Семён Д.)
  • Почему если магниты перевернуть другой стороной они отталкиваются? (Ярослав Ж.)
  • Почему летом мы не встречаем синичек у нас на участке?  (Варвара А.)
  • Есть ли в почве воздух? (Ярослав С.)
  • Что такое микроскоп и лупа? (Егор О.)
  • Какие вещества растворяет вода? (Максим В.)
  • Что такое экспериментирование? (Маша К.)

Что нужно сделать, чтоб узнать?

  • Прочитать в книге, а энциклопедии (Миша Б.)
  • Посмотреть в компьютере (в интернете) (Семён Д.)
  • Спросить в садике у воспитателей (Настя К.)
  • Спросить у родителей (Варвара А.)
  • Сделать эксперимент или опыт (Миша Б.)
  • Рассказать друг другу о том, что узнали.

II.  Содержательный раздел

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Месяц

   Содержание работы

Цель

Октябрь

Тема:       «Чудеса растений»

  • Беседа «Как растения готовятся к зиме»
  • Наблюдение за растениями на участке (изменение цвета листьев у деревьев)
  • Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, цинния), уточнить назначение семян.
  • Труд в природе «Сбор семян растений»
  • Труд в уголке природы «Уход за комнатными растениями».
  • Посадка кустарников.
  • Наблюдение за почвой. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозём)
  • Экскурсия в Дендрарий.
  • Д/и «Детки на ветке»
  • Лото «Где что растёт?»
  • Чтение стихотворений Г.Ф.  Кочетова «В парке»; «Листопад»
  • Рисование «Осенний лес»
  • Подвижная игра «К названному дереву беги»
  • Опыт-наблюдение «С водой и без воды»
  • Эксперимент-наблюдение «Почему осенью листья желтеют?»
  • Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за живыми объектами.
  • Закрепить представление о приспособлении растений к осенним изменениям (листья желтеют и опадают – почему?; отмирают наземные части некоторых растений).
  • Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что кустарник - живой организм.
  • Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.
  • Познакомить детей с Дендрарием. Продолжать знакомить с видовым разнообразием деревьев и растений нашей местности. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
  • Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
  • Углублять знания детей о растительном мире родного края. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания:
  • Познакомить детей со стихотворениями поэтессы нашего д./сада Г. Кочетовой об осени, показать особенности стихотворного текста. Раскрыть перед  детьми многообразие литературного слова, созвучного с самой природой. Помочь детям  понять  содержание стихотворения,   приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
  • Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по-разному изображать деревья, траву, листья.
  • Развивать двигательную активность.
  • Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
  • Продолжать учить рассматривать растения на территории участка и беседовать о них, уточнить названия.

Ноябрь

Тема:         «Песок. Глина. Камни».

  • Рассказ воспитателя: «Нужен ли песок людям?»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Использование песка людьми».
  • Чтение Г. Люшнин «Песчаный дом».
  • Подвижная игра: «Песчинки и комочки глины».
  • Опыт «Из какого песка можно лепить?»
  • Рассказ воспитателя: «Изделия из глины» (игрушки и посуда).
  • Рассказ воспитателя: «Где ещё используют глину?»
  • Пословицы про глину.
  • Экспериментирование: Опыт №1. «Сохраняет ли глина форму?». Опыт №2. «Пропускает ли глина воду?».
  • Лепка из глины «Чайная пара»
  • Рассматривание речных и морских камешков. Сравнение.,
  •  Чтение Н.И. Рыжова «О чём шептались камешки».
  • Экспериментирование: Опыт «Может ли камешек плавать?»
  • Наблюдение «Песок или глина?».
  • Познакомиться с миром песка, глины, камней, особенностями их происхождения, использования человеком,
  • Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определённые умозаключения и выводы.
  • Учить лепить посуду знакомым способом, точно передавая форму, величину и пропорции; вызвать интерес к изготовлению посуды из глины. Формируем интерес к истории своей страны; воспитываем уважение к труду мастеров и художников промысла. 
  • Развивать двигательную активность.
  • Формировать интерес к книге, к художественным произведениям. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев.
  • Учить сравнивать качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. 
  • Показать, что камни бывают разные по температуре и гладкости поверхности, что в тепле они нагреваются; в воде камни становятся мокрыми и изменяют цвет, тонут.

Декабрь

Тема:        «Волшебные свойства магнита»

  • Беседа «Что такое магнит?»
  • Легенда о появлении магнита.
  • Чтение стихотворения «Магнит».
  • Опыт «Достань скрепку»
  • Эксперимент «Два магнита»
  • Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.
  • Познакомить с историей появления «магнита».
  • Формирование  представлений о свойствах «магнита» по средствам чтения художественных произведений.
  • Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
  • Выявить особенность взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

Тема:    «В мире животных»

  • Наблюдение за птицами (какие остались зимовать, кто из них прилетает к кормушке)
  • Наблюдение «Следы на снегу»
  • Труд на участке «Покормите птиц зимой»
  • Чтение стихотворений Г.Ф. Кочетовой «Гости – снегири»; «Птичий почерк»; «Синичка»
  • Экологическая игра «Кто летает, прыгает, плавает»
  • Продуктивная деятельность: Изготовление объёмной поделки из бумаги «Ласточка»
  • Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за живыми объектами.
  • Закрепить знания перелётных и зимующих птиц. Учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.
  • Воспитывать желание помогать птицам в холодное время года.
  • Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
  • Уточнить знания о диких перелетных птицах, внешний вид.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, интерес к деятельности.
  • Учить детей наблюдать, объяснить целевое назначение и функцию отдельных объектов; учить рассматривать птиц, прилетевших на территорию участка и беседовать о них.

Январь

Тема:    «Снег – снежок»

  • Беседа о снеге
  • Наблюдение за снегом
  • Рассматривание снежинок на рукавице.
  • Наблюдение за свойствами снега.
  • Экспериментирование: Опыт. Вносим в группу снег и лёд «Что быстрее растает?»
  • Беседа «Снежная шуба для всего живого».
  • Чтение стихотворения Ю.А. Сухова «Снежок»
  • Чтение стихотворения Г.Ф. Кочетовой «И такое бывает».
  • Фольклор. Загадки о снеге, пословицы и поговорки о природных явлениях.
  • «Свойства снега и льда»
  • Конструирование: «Постройки из снега». Рисуем снежные постройки.

  • Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха.
  • Продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом.
  • Формировать умение рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.
  • Научить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к нему.
  • Продолжить знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий, сыпучий, мягкий липкий).
  • Закреплять и обобщать знания детей о свойствах снега и льда; учить детей устанавливать причинно – следственные связи.
  • Обсудить  защитные свойства снега»
  • Продолжать учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух.
  • Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.
  • Познакомить детей с техникой лепки и раскрашивания снежных фигур и создать интерес к данному виду деятельности, получая от них посильную помощь.

Февраль

Тема:  «Волшебница вода»

  • Экспериментирование: Опыт. «Какие свойства?»
  • Беседа: «Волшебница вода»
  • Экспериментирование: Опыт. «Вода бывает теплой, холодной и горячей»; Опыт. «Помощница вода», Опыт. «Чем пахнет вода?»
  • Трудовое поручение «Мытье игрушек».
  • Просмотр мультфильма «Беги ручей»
  • Чтение Оксана Борщ «Что такое вода?»
  • Эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек сирени и тополя.
  •  Лычангина Л. В. Познавательная сказка о воде «Дождинка и Росинка».
  • Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
  • Рассказать о значение воды в нашей жизни; показать, где, в каком виде существует вода; рассказать о разнообразном состоянии воды.
  • Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях. Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования.
  • Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
  • Продолжать развивать трудовые умения и навыки; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
  • Расширять и уточнять представления детей о природе. Закрепить знания о водных ресурсах, о пользе воды в жизни человека и всего живого.
  • Формировать интерес к книге, к художественным произведениям.
  • Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек сирени и тополя. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).
  • Дать представление о круговороте воды в природе, познакомить с состояниями воды, видами осадков; знакомить с экологическими проблемами через конкретные наглядные образы; воспитывать сострадание к миру природы, ответственность за будущее планеты.

Тема:   «Воздух невидимка»

  • Беседа: «Невидимка-воздух».
  • Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
  • Прогулка: наблюдение «Почему дует ветер?»
  • Беседа «Чистый воздух».
  • Дидактическая игра «Свойства воздуха».
  • Чтение сказок «Добрый воздух»; «Как медвежонок ловил воздух» (Из интернет ресурсов)
  • Создание альбома «Юные исследователи»

  • Уточнить и закрепить знания детей о воздухе.
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
  • Учить детей самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
  • Уточнять и расширять знания детей о воздухе, о природном явлении "ветер", причинах его возникновения, влиянии его на жизнь живых организмов и человека.
  • Уточнить и расширить представления детей о воздухе. Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья и всех живых существ.
  • Учить выделять свойства веществ, находить общее и различное.
  • Формировать интерес к книге, к художественным произведениям. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Март

Тема:   «Огород на окошке»

  • Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу.
  • Практическая деятельность: посадка семян овощей.
  • Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.
  • Экспериментирование «Холодное и тёплое помещение для растений»
  • Наблюдение за всходами и ростом растений.
  • Д/и «Что сажают в огороде»
  • Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
  • Рисование «Загадки с грядки».
  • Пальчиковые игры  «Растение», «Мы капусту рубим, рубим», «В огороде много грядок»
  • Подвижная игра «Баба сеяла горох».
  • Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».
  • Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
  • Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.
  • Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
  • Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
  • Выявить благоприятные условия для роста и развития растений.
  •  Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу применения, по цвету, по форме и т.д.)
  • Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
  •  Формировать умение передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках;  уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.
  • Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
  • Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; помочь понять содержание и обеспечить его запоминание.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Форма работы  /    Мероприятие

Цель проведения

Сентябрь

  • Анкетирование «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

  • Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
  • Выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Установление партнерских отношений, приобщение 

      родителей к жизни детского сада.

Октябрь

  • Консультация  «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
  • Посадка кустарников на участке.
  • Экскурсия в Дендрарий.
  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу общности интересов.
  • Активизировать и обогащать воспитательские умения 

      родителей.

Ноябрь

  • Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

  • Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Декабрь

  • Консультация «Научите ребенка любить живую природу»
  • Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой и наглядных материалов.
  • Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

Январь

  • Консультация «Значение экспериментальной деятельности для детей»

  • Беседа:  «Соблюдение правил безопасности».

  • Расширить представления о правильной организации экспериментирования с ребенком.

  • Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Февраль

  • Консультация «Экспериментируем дома»

  • Проведение экспериментов в домашних условиях.
  • Приобщение родителей к исследовательской деятельности детей в домашних условиях
  • Поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию в домашних условиях.

Март

  •  Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
  • Изготовить страничку для книжки-малышки «Наш весёлый огород»
  • Установление партнерских отношений, приобщение 

      родителей к жизни детского сада.

  • Создать атмосферу общности интересов.

Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

III. Заключительный

  • Создание альбома «Юные исследователи»
  • Создание книжки-малышки «Наш весёлый огород»
  • Выставка «Огород на окошке»
  • Презентация проекта
  • Фотоотчет проекта.

Выводы:

В ходе проекта дети учатся совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ, выступать с докладами. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Список литературы:

  1. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2015. Мозаика – Синтез.
  2. С.Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет. - М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ «Сфера»

  1. Н.А. Гуриненко. Планирование познавательно-исследовательской деятельности со старшими со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.

  1. Л.В. Рыжова. Методика детского экспериментирования. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2017.

  1. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2016.

  1. Е.В. Мурудова, Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Санкт-Петербург, Детство-Пресс 2016.

  1. Т.Н. Вострухина., Л.А. Колдрыкинская.  Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. - Издательство: "СФЕРА" (2016).

  1.  Хрестоматия для чтения детям дошкольного возраста. АНТОШКА № 5. Природа родного края и разные времена года – Курск, Издательский дом «Славянка», - 2017

  1.  Интернет  ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной детско-родительской творческой познавательно-исследовательской деятельности "Приготовление винегрета с "изюминкой". Старший дошкольный возраст .

Конспект  преназначен для педагогов и родителей и содержит практический материал по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте, может быть использован в организаци...

Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Проект совместной художественно-творческой деятельности педагога, родителей и детей старшего дошкольного возраста "РИСУЕМ ВМЕСТЕ"

Данный проект, разработан для детско-родительского клуба как одной из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, может быть эффективен в контексте комплексного подхода в обуче...

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности «Волшебная соль» для детей старшего дошкольного возраста.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать....

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...