Карта инновационного педагогического опыта
методическая разработка
Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы дети получают знания детей о русской народной игрушке – Матрешке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_innovats_deyat-ti_kiverina.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта инновационного педагогического опыта.
Наименование педагогического опыта: проектная деятельность «В гости к нам пришла красавица Матрешка»
Автор-разработчик педагогического опыта воспитатель Киверина Татьяна Николаевна
Период формирования и функционирования педагогического опыта
1 год 2020-2021 г.
Содержательные параметры:
- Актуальность педагогического опыта
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.
Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать.
Игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры. Дарить игрушки «Матрёшки» было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
И мы решили с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку - русскую матрёшку.
1.2. Содержательная форма предоставления педагогического опыта
Значение проектной деятельности предполагают деятельность детей под руководством взрослых (воспитателей и родителей). Участие в проекте позволяет проявить свои способности. В ходе работы дети получают знания детей о русской народной игрушке – матрешке, развивается логика, речь, память, закрепляются представления по познавательному развитию, воспитывается любовь к русской народной кукле – матрешке.
Проект «В гости к нам пришла красавица Матрешка» является возрождением интереса к своей родной региональной культуре. Раскрывает, процесс формирования раскрытия и способствование привитию навыков продуктивного общения через организацию совместной деятельности детей раннего дошкольного возраста по русскому народному творчеству, включает организацию взаимодействия с родителями по формированию регионального воспитания дошкольников в семье и создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
В работе представлены материалы об истории игрушки, об особенностях игр с русской народной игрушкой, формах и методах работы с детьми по развитию их познавательной деятельности.
Как в произведениях народного творчества, так и в творчестве детей все радостно и красочно. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей раннего дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более увлекательным и интересным.
Такой подход позволяет решить задачу раннего приобщения детей к народному искусству родного края.
1.3. Инновационная направленность педагогического опыта
Проектная деятельность заключается в том, что наибольший воспитательный эффект дает знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом.
В ходе выполнения проекта дети не только глубже знакомятся с культурными традициями своего региона и получают художественные навыки, но у них так, же развивается эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь.
Развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В совместной с детьми деятельности в духе художественных традиций формируются более дружеские отношения между детьми, навыки коллективной работы, умения действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива.
Инновационная направленность заключается в потенциальных возможностях всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями детей, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими и процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к игрушке. Задача педагогов и родителей - направлять творческий процесс детей.
1.4. Методологическая база педагогического опыта
Разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
В работе необходимо применение современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволит повысить интерес ребенка к знаниям, увлечет его в игровую деятельность.
Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной игре с Матрешкой. В организованных мероприятиях чередуются различные виды деятельности и различные способы восприятия (рассматривание, дидактические игры, беседы, выполнение заданий).
Методы и приемы художественно – эстетического развития детей раннего дошкольного возраста через региональный компонент:
- наглядный;
- словесный (беседы, инструкции, объяснения, поощрения);
- практический (показ способов игры);
- репродуктивный (повторное и закрепление);
- проблемные ситуации (преднамеренные ошибки);
- игры и упражнения занимательного характера;
- экспериментирование;
- сюрпризные моменты.
Работа по региональному развитию детей раннего дошкольного возраста может реализовываться посредством следующих форм:
- Беседа с детьми для ознакомления детей с народной игрушкой и создание заинтересованности в ней, разучивание стихов, загадок о народной игрушке, потешек, вождение хороводных игр, прослушивание русских народных песен;
- рассматривание иллюстраций;
- показ мультфильмов;
- проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр
1.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта
Проект по теме: «В гости к нам пришла красавица Матрешка» предполагает:
- Организацию взаимодействия с родителями.
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды.
- Организацию сюжетных и дидактических игр с детьми раннего возраста
Проблема:
Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Анализ этой проблемы в ДОУ показал, необходимость включение игрушек в педагогический процесс обучения. Работу мы начали с введения в воспитательный процесс игровых действий с матрешкой.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»
Цель проекта: Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка». Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.
Задачи:
В работе с детьми
- формировать представления о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.
В работе с педагогами
1. Способствовать улучшению внутрисемейных отношений.
2. Развивать собственные педагогические навыки при ознакомлении детей с русской народной игрушкой.
3. Разнообразить методы и приемы педагогического руководства.
В работе с родителями
1. Помочь своему ребенку в овладении новыми знаниями и умениями.
2. Приобщить ребенка к культурному достоянию родного края.
3. Помочь ребенку развивать навыки совместной работы.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
В работе с детьми:
- развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре
- сформированные представления детей о значении Матрешки в играх;
- обогащение активного словаря, развивается речь;
- ребенок положительно относится к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
В работе с педагогами: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование компетентности, включающей в себя теоретическое знание народного искусства; практическое применение знаний в работе с детьми.
В работе с родителями: Вовлечение родителей в педагогический процесс с дошкольниками – теоретическое и практическое применение своих знаний в сотворчестве с детьми.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
1.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление и используют эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – научить ребенка играть с русской народной игрушкой и способствовать самостоятельности в выборе действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Задачи обучения, поставленные в ходе проекта:
- пробудить интерес к будущему проекту;
- приобщать ребят к процессу познания нового;
- формировать различные представления;
- побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Развитие психических процессов:
- создание эмоциональной заинтересованности;
- познание новых предметов и действий с ними;
- развитие воображения и мышления;
- развитие речи.
1.7. Социальная направленность педагогического опыта
Проблема социализации, является особо актуальной в настоящее время, и находит свое отражение в содержании психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Данная проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственные участники образовательного процесса, где обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Проект, является условием и средством овладения ребёнком методами познавания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усвоили новые сведения о русском народном творчестве, накопили эмоционально-чувственный опыт. Таким образом, совместная содержательная деятельность взрослого и ребёнка явилась школой передачи социального опыта — школой социализации.
1.8. Реализация педагогического опыта
Подбор методической литературы по теме, художественной литературы для чтения с детьми, создание презентаций по ознакомлению с русской народной игрушкой.
Анкетирование родителей с целью выявления знаний о русском народном творчестве и проведение родительского собрания по теме: «Ознакомление детей раннего возраста с русской народной игрушкой Матрешкой».
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ был спланирован и проведен ряд методических мероприятий:
1. Консультация «Место народных игрушек в педагогическом процессе детского сада и их воспитательное значение»
2. Открытое занятие с детьми раннего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию «Испечем баранки»
Работа с детьми включает:
Знакомство детей с особенностями игр с Матрешкой
Проведение бесед и занятий на тему «В гости к нам пришла красавица Матрешка».
Показ презентаций по данной теме: «Кукла Матрешка. История возникновения Матрешки», «Сказка про Матрешек».
Предварительная организационная работа педагогов.
Планирование и разработка видов деятельности с детьми по проекту «В гости к нам пришла красавица Матрешка».
Разработка мероприятий по теме (оформление помещений, изготовление декораций, выставки по теме).
Подбор художественной литературы, фольклорных текстов.
Выступление на Районном методическом объединении с опытом работы «В гости к нам пришла красавица Матрешка»
1.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта
Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.
Кадровое: привлечение педагогов из других возрастных групп.
Материально-техническое: приобретение технических и дидактических средств обучения.
Информационное: формирование банка данных по реализации проекта; мониторинговые мероприятия; организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
2. Результативные параметры
2.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Задача приобщения детей к русской народной культуре, к народному творчеству, к народным традициям занимает важное место в образовательном пространстве, регламентируется новыми федеральными государственными требованиями, где огромное место уделяется вопросам приобщения дошкольников к истокам русской культуры в условиях ФГОС дошкольного образования. Решение этой задачи регламентируется законом «Об образовании РФ от 27 декабря 2012 года № 273», а также указами президента России
«Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими нормативными документами.
Исходя из этого, актуальной по-прежнему остается проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры, воспитание у дошкольников нравственно - патриотических качеств и прежде всего чувств любви к своей малой родине.
Поставленная цель – приобщение детей к национальной культуре и развитие их познавательных навыков, достижение тесного единства нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка, актуальна.
Основной вывод, который можно сделать из полученных результатов это – хорошая подготовленность детей для основного этапа познавательной деятельности. Здесь восприятие произведений народного творчества.
На основном этапе обучения творчеству использовались следующие методы работы:
– беседы на темы о русской народной игрушке;
– показ способов и приемов игр на каждом занятии;
– пальчиковая гимнастика;
– индивидуальная работа с детьми, в том числе в свободное от занятий время;
– организация выставок.
По результатам проделанной работы было проведено обследование, которое включало опрос – беседу с детьми. Данные опроса – беседы показали, что у детей значительно расширились знания о народной игрушке Матрешке.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей. На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.
В целях обмена опытом в сети интернет размещены: проект по теме «В гости к нам пришла красавица Матрешка»
Вывод: Проект был длительным, сложным. Дети знают, кто такая игрушка Матрешка, познакомились с русским народным творчеством. С поставленными перед ними задачами справились, узнали много нового, закрепили ранее полученные знания. Родители проведенной работой остались довольны. Проект может развиваться и дальше, охватывая большее число участников в детском саду, районе, городе, России через сеть Интернета.
Распространение педагогического опыта
В целях обмена опытом в интернете размещены материалы для педагогов и родителей:
Проект «В гости к нам пришла красавица Матрешка»
Презентация «В гости к нам пришла красавица Матрешка»
2.2. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта
Стабильность и эффективность педагогического проекта подтверждается высокой результативностью участия воспитанников:
в создании выставки в группе раннего возраста «Красавица Матрешка»
защиты проекта на семинаре для педагогов и родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Карта инновационного педагогического опыта
средний балл по карте -119...
Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание системы работы и является инструментом структурирования педагогического опыта...
Карта инновационного педагогического опыта
Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение «Сорочата»...