Карта инновационного педагогического опыта
проект (старшая группа) на тему

Оцелюк Людмила Васильевна

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx66.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик»

Карта инновационного педагогического опыта 

" Логические игры и упражнения

как средство математического развития детей "

                                                                                     Воспитатель высшей

квалификационной категории:

                                                                                     Оцелюк Людмила Васильевна

г. Нижневартовск, 2014 год

Карта инновационного педагогического опыта

1. Формальные параметры

1.1. Наименование педагогического опыта

«Логические игры и упражнения как средство математического развития детей»

1.2. Автор-  разработчик педагогического опыта

Оцелюк Людмила Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 52 «Самолётик».

1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

I этап  – Организационный  (с января  по август 2013 года).

Анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста, использования занимательного математического материала в образовательной деятельности с детьми.

Подбор и разработка содержания диагностического инструментария для проведения мониторинга по образовательной области "Познавательное развитие".

Разработка системы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством занимательных, логических игр и упражнений.

II этап – Диагностический (сентябрь 2013 года).

Выявление уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».

III этап - Основной, практический (с октября 2013 года по апрель 2014 года).

Создание условий для математического развития детей старшего дошкольного возраста с использованием логических игр и упражнений.

Апробирование системы работы со всеми участниками образовательного процесса, направленной  на математического развития старших дошкольников посредством логических игр и упражнений, повышение уровня компетентности родителей, педагогов ДОУ в вопросах использования занимательного математического материала для умственного (математического) развития у детей старшего дошкольного возраста.

IV этап -  Итоговый (май 2014 год).

Мониторинг результатов реализации проекта, апробации системы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений.

Обобщение и анализ результатов проекта.

Оценка эффективности реализации проекта.

Представление результатов работы педагогической

 общественности на различных уровнях.

1.5. Адрес педагогического опыта

628620 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская, 35а,  

Телефоны 45-24-75,  тел./факс: (3466) 45-57-97.

Электронная почта: samoletik52@mail.ru

2. Содержательные параметры:

2.1. Актуальность педагогического опыта

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие -- значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития детей.

Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к математике.

Объясняется это и неадекватностью методов обучения интересам детей. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и по традиции сажают за парту для «серьезного» изучения наук, в том числе и математике. А с детьми нужно играть. Пусть они не видят, что их чему то обучают, но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того решают разного рода занимательные задачи.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности занимательные математические игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Наблюдение за детьми своей группы (старший возраст) в свободной деятельности показало, что дети, не посещавшие ранее дошкольные учреждения, редко правильно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, плохо усваивают программный материал, неправильно выполняют сложные задания. На занятиях не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто заучивают счет неосознанно, механически. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

Учитывая выше изложенные факты, в нашем дошкольном учреждении возникла необходимость поиска новых форм, методов, средств обучения и разработке проекта по созданию оптимальных условий для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.)

Содержательной формой представления педагогического опыта является практико-ориентированный проект, который направлен на создание оптимальных условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста математического содержания, способствующего их познавательному, творческому, личностному развитию.

В основе проекта лежит разработанная нами система работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений.

Процесс реализации проекта включал в себя следующие этапы работы:

1 этап - создание предметно-развивающей среды в группе.

На данном этапе проведена работа по созданию Уголка занимательной математики для детей, где были размещены подобранные игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур («Поменяй местами», «Сделай также», «Четыре по четыре»), на составление фигур из отдельных частей («Составь квадрат», «Составь фигуру»), силуэтов («Танграм», «Головоломка Пифагора») и др. Дети имели возможность выбирать игры по желанию и упражняться в выполнении задач и упражнений.

Для просвещения родителей в вопросах математического развития ребенка в домашних условиях разработан ряд консультаций (например, «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Логические игры - что это?»), подготовлены аннотации различного занимательного математического материала для игр с детьми, оформлен стенд "Занимательная математика".

В помощь воспитателям ДОУ составлена картотека логических игр и упражнений для использования в образовательной работе, организации совместных игровой деятельности с детьми.

2 этап - деятельностный.

На данном этапе велась систематическая работа по направлениям:

1) работа с детьми: апробация системы работы с использованием логических игр и упражнений.

2) работа с педагогами: помощь в организации игр, занятий.

3) работа с родителями: консультирование.

В содержание занятий в большей мере чем, это делалось ранее, включались логические игры и упражнения, занимательные задачи, задания с раздаточным материалом. В работе использовали оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способам практических действий (показ; пояснение) и «косвенных» (использование игр, игровых упражнений).

Задачи системы работы по математическому развитию дошкольников решались как на занятиях, так и в процессе организуемых игр детей в утренний и вечерний отрезки времени.

3 этап - итоговый.

Данный этап включал в себя организацию и проведение диагностики уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста по итогам апробации системы работы с дошкольниками с использованием логических игр и упражнений, оценку эффективности реализации проекта.

Методическое сопровождение проекта:

- разработанная системы работы по математическому развитию дошкольников посредством логических игр и упражнений;

- разработанное перспективное планирование по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

- созданная картотека занимательных математических игр и упражнений для детей, родителей и педагогов;

- разработанный консультативный материал для родителей, педагогов ДОУ;

- созданная предметно-развивающая среда в группе;

- конспекты непосредственно-образовательной деятельности с детьми с использованием логических игр и упражнений;

- разработанное содержания диагностического инструментария для проведения мониторинга по образовательной области "Познавательное развитие".

2.3.Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта)

Инновационная направленность педагогического  опыта заключается в следующем:

- для достижения поставленной цели спроектирована  система работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений;

- возможность применения системы работы в практике воспитателей ДОУ с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

- построение системы работы на принципе деятельностного подхода, который формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает логическое мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в решение занимательных логических задач;

- учет принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач математического развития детей и задачи развития творческих способностей, эмоционально-волевых качеств личности.

2.4.

Методологическая база педагогического опыта

В основу разработки проекта легли методологические подходы Ф. Фребеля, М. Монтессори (Создание среды, благоприятной для развития; Внимание к интеллектуальному развитию ребенка;Создание систем наглядных материалов; Разработка приемов развития у детей количественных, геометрических и других представлений), Е. И. Тихеевой, Л. В. Глаголевой, Ф. Н. Блехера (Создание обстановки для успешного развития и воспитания детей; Разработка игровых методов обучения и подходов к их реализации); А. М. Леушиной (Целенаправленное формирование элементарных математических представлений у детей); В. В. Давыдова, В. А. Петровского (Реализация идей личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей; Организация совместной с ребенком деятельности развивающей направленности, самостоятельной и организованной в специально созданной предметно-игровой среде; Активизация детской деятельности: использование проблемных ситуаций, элементов РТВ (развитие творческого воображения), моделирования и других путей развития мыслительной деятельности детей) и других.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие -- значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Занимательный математический материал является одним из средств развития приемов умственной деятельности. Способ (путь) решения любой, даже очень простой занимательной задачи неизвестен, его нельзя передать решающему в готовом виде без опасения сообщить результат. Поиск пути решения, результата (ответа) всегда сопровождается активной самостоятельной мыслительной деятельностью: анализом условия, пространственного расположения, обобщением ряда фигур, свойств, сходных признаков.

Стимулирование познавательного, деятельностно-практиче-ского и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта (Л.М. Кларина). Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д.

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия. Это задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путем рассуждений и т.д. В старшем дошкольном возрасте используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой.

При решении их наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование. Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста их надо использовать в первую очередь.

Обучая, я развиваю у детей умение анализировать (присущие фигуре признаки), сопоставлять (выделять отличия в изображенных фигурах

внутри ряда или столбца), обобщать (выделять закономерности, на основе которых построен ряд фигур). Усвоив способы поиска недостающей фигуры, дети самостоятельно применяют их при решении аналогичных задач, придумывают свои варианты.

Другой вид логических задач - на выделение признака отличия -представлен двумя группами фигур (одна слева, другая справа), по шесть в каждой. Фигуры обеих групп имеют много общих признаков, но есть и отличия.

Решение задачи состоит в нахождении главного признака отличия одной группы фигур (левой) от другой (правой).

Для решения задач на поиск признака отличия необходим последовательный анализ фигур обоих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. За анализом следует сравнение, сопоставление выделенных признаков, которое и ведет к решению.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Такие задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Логические игры, задачи, упражнения направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)

Следовательно, логико-математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.

В таких играх зарождаются и развиваются многие личностные качества: самостоятельность и коллективизм, инициативность и трудолюбие, целеустремленность и сообразительность, уверенность и любознательность. Дети начинают сознавать, что, хотя предстоит играть в уже известную игру, в ней обязательно будет что-то новое, интересное.

Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества и состоит в следующем.

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.

2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.

4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.

5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.

6. Обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.

7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе.

В основу содержания проекта положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность математических представлений и умений и их использование в различных видах детской деятельности, их органическую взаимосвязь;

принцип системности - обеспечивающий организацию процесса математического развития на основе  взаимодействия его компонентов (цель, содержание, средства, результат);

принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

принцип наглядности - широкое наглядное представление способов решения игровых задач,  наглядное моделирование на основе использования мнемотехники;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно,  чтобы дети осваивали умения и навыки  постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью – выражается в том, что при организации работы по математическому развитию широко используются игровые приемы, игровые дидактические пособия, материал;  

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми с интеграцией образовательной области «Познавательное развитие» во все образовательные области

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом;

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

2.5.Педагогическая целесообразность педагогического опыта

Цель проекта - создание условий для освоения детьми старшего дошкольного возраста математического содержания, способствующего их познавательному, личностному развитию.

В представленном проекте разработана и реализована на деятельностном этапе система работы по математическому развитию дошкольников, определены организационно-педагогические особенности образовательного процесса по математическому развитию детей посредством логических игр и упражнений.

В основу данной системы работы положены принципы обучения:

- от простого к сложному;

- самостоятельно по способностям.

Система работы представляет собой поэтапное решение ряда задач с применением отобранных методов и средств.

1. Освоение детьми простейших игр математического содержания, развитие целенаправленного восприятия: выбрать игру по интересам, решать игровую задачу.

Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений о геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях детям предлагали игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойства классификацию по признакам цвета, формы, размера.

Все упражнения были разделены по принципу от простого к сложному: задачи-смекалки на составление заданной фигуры из определенного количества палочек (например, "из семи палочек сложить два равных квадрата"); задачи-смекалки, для решения которых требуется убрать заданное количество палочек (например, "в фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать две палочки, чтобы осталось три квадрата"); задачи на изменение заданной фигуры, для чего необходимо переложить указанное количество палочек (например, "в данной фигуре переложим две палочки, чтобы получилось три равных треугольника")

Задачи подбирались по степени возрастания трудностей. Умение и навыки, усвоенные детьми при решении задач одного вида, способствовали решению последующих, более сложных.

2. Стимулирование интереса детей к игровой задаче, желания найти способ ее решения.

На данном этапе работы происходило включение в содержание занятий нестандартных игр и упражнений, что привело к изменению характера обучения. Значительно меньше стали использоваться показ и объяснение. В содержание занятий прежде всего включались те игры и упражнения в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относились логические задачи на выявление закономерности следования, также использовались на занятиях игровые упражнения на группировку фигур и предметов, на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки (например, "У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди и 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги)").

Использовались различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», «Проверь, правильно ли Пиф выполнил задание» с последующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной математики вместе с соответствующими игровым материалом. Предлагали ребенку поиграть, поощряли его в игре, в случае угасания интереса подсказывали направление поисков.

3. Самостоятельное использование детьми полученных умений для решение проблемно-игровых задач, проявление творческих способностей.

В логических играх и упражнениях дети учились находить недостающие фигуры, например, в третьем и во втором рядах фигур выделять закономерности построения ряда, группировать фигуры по свойствам.

Увеличилось количество творческих заданий детям на занятиях, широко стали использоваться игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решения логических задач. Например, в задании «Составь квадрат» требуется решить задачу разными способами, а на основе комбинирования четырех элементов, составить фигуры.

Первичное ознакомление с игрой «Танграм», а позже и с игрой «Головоломкой Пифагора» проходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух - трех элементов новые геометрические фигуры, силуэты предметов, животных.

Постановка заданий стимулировала у детей интерес к их выполнению: «Придумай свое», «Составь что-нибудь новое, интересное». Сначала дети проявляли лишь отдельные элементы творчества: использовали новые сочетания известных им способов воссоздания силуэтов, комбинирование. Так, они стали придумывать иные позы, составляемым ранее силуэтом животных (лисы, кошки) в игре «Тамграм».

Наблюдалось и одноименность тематики при различии конструктивных решений: составляемому силуэту петушка придавали различные позы, кораблики были разнообразной конструкции.

Игровой материал усложнялся (например, силуэты в играх «Тамграм», «Головоломка Пифагора» составить по нерасчленным образцам и по собственному замыслу). Детей приучали к определенной последовательности действий: внимательно рассматривать образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель (что надо сделать?), выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я сделал?).

Основное внимание было уделено формированию проявления игровой деятельности вне занятий и в ходе выполнения заданий с раздаточным материалом на занятиях, придумывать новые логические задачи на продолжение ряда фигур; на нахождение недостающего в ряду фигуры, задачи - головоломки и др.

В дальнейшем дети овладели умением ставить перед собой цель («Составлю самолет», «Придумаю свою ракету»), так из элементов игры «Танграм», ребенок составил самолет, а другой ребенок ракету, проявив оригинальность замысла и выполнения.

Содержание нашей работы раскрыто в перспективном планировании.

Педагогическая целесообразность определяется результатами, полученными в ходе реализации проекта. Полученные результаты позволяют свидетельствовать об эффективности данного проекта:

дети стали очень активны в восприятии занимательных задач. Они настойчиво искали ход решения, который может привести к результату. Желание достичь цели стимулировало их активность, проявление нравственно-волевых усилий, преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала выработало у детей умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения, способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «Как?». Использование занимательных логических игр и упражнений предоставило возможность детям учиться с интересом и удовольствием, постигать мир математики и верить в свои силы.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта 

Реализация педагогического проекта осуществляется в соответствии с принципами здоровьесбережения и направлена на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе  взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

При разработке системы работы по математическому развитию с использованием логических игр и упражнений учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей группы.

При выполнении игровых упражнений, решении логических задач осуществлялся индивидуальный подход в обучении, в результате которого учитывались особенностей личности каждого ребенка, его наклонности, интересы, отношение детей друг к другу при выполнении игровых упражнений.

Так, дети, отлично справившиеся с конкретной игровой задачей, по нашей просьбе или самостоятельно подключались к тем, кто испытывает серьезные трудности.

Детей, справляющихся с логическими играми, упражнениями на среднем уровне, подключали к играм соревновательного характера.

Учитывалась необходимость особого подхода к более слабым детям. С учетом их психических и физических особенностей, старались внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменяется.

Стиль общения с детьми был выбран демократический, что способствовало созданию положительных эмоций и микроклимата группы.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта

Основными субъектами реализации педагогического проекта являются дети, родители и педагоги ДОУ (воспитатели).

Осваиваемое детьми математическое содержание в логических играх и упражнениях направлено на развитие их познавательно-творческих способностей в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи. Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.

Воспитанники и их родители активно привлекались к участию в математических викторинах "Мы - математики", "Занимательная математика", "Логический поезд" и др.

Родители детей нашей группы периодически пополняли Уголок занимательной математики, картотеку математических игр новыми, интересными играми и упражнениями.

Проект предоставляет возможность для профессиональной реализации педагога, позволяет проявить такие профессиональные качества как, умение планировать, анализировать, наблюдать, выбирать способы достижения цели и т.д. Для решения задач образовательной области основным средством педагогического воздействия выступает общение с воспитанниками.

2.8.Воспроизводи-мость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта

Педагогический опыт по использованию логических игр и упражнений в математическом развитии старших дошкольников, психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе посредством занимательного математического материала был представлен на педагогических советах ДОУ в 2013, 2014 годах и рекомендован к использованию педагогами образовательного учреждения.

В 2013-2014 году для педагогов ДОУ проведено 2 мастер-класса по использованию логических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста по их математическому развитию.

В ходе реализации проекта и по его окончании для родителей детей нашей группы проведены открытые занятия по математическому развитию дошкольников с использованием занимательного математического материала.

Разработанное методическое обеспечение проекта,   представлено в социальной сети работников образования «Наша сеть» www.nsportal.ru (электронное портфолио воспитателя Оцелюк Л.В.), что позволяет воспроизводить данный опыт другим педагогам, как в нашем детском саду, так и в других образовательных учреждениях. Опыт работы также был представлен на сайте образовательного учреждения (http://ds52.edu-nv.ru/).

Косвенным показателем возможности воспроизведения педагогического опыта в рамках профессионального сообщества является участие в конкурсе профессионального мастерства среди педагогов образовательных учреждений по созданию цифровых образовательных ресурсов «А я делаю так!» в номинации «Лучший Интернет-ресурс воспитателя города Нижневартовска – 2013» (сертификат участника).

Педагогический опыт не является затратным и может быть воспроизведён педагогами, т.к. опирается на базу образовательного учреждения, условия работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Информационные ресурсы: проведение педагогического мониторинга (2 раза в год); обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, мастер-классов, выступления на педагогических советах, публикаций в сети Интернет.

Программно-методическое:

- система работы по математическому развитию дошкольников посредством логических игр и упражнений;

- перспективное планирование по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

- картотека занимательных математических игр и упражнений для детей, родителей и педагогов;

- консультативный материал для родителей, педагогов ДОУ;

- конспекты непосредственно-образовательной деятельности с детьми с использованием логических игр и упражнений;

- содержания диагностического инструментария для проведения мониторинга по образовательной области "Познавательное развитие".

Материально-техническое:

- предметно-развивающая среда в группе (Уголок занимательной математики, занимательный математический материал для организации игр, информационные стенды, папки-передвижки);

- компьютерные презентации опыта работы по данному направлению для организации работы с родителями, воспитателями ДОУ.

3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов 

Целенаправленная, поэтапная и систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Результаты итоговой диагностики и качественного анализа итогов реализации системы работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений показали, что произошли качественные и количественные изменения в положительную сторону по сравнению с результатами диагностики, проведённой в начале реализации проекта.

Воспитанники продемонстрировали достаточно высокие показатели уровня математических способностей: на 20% увеличились знания о геометрических фигурах и их свойствах, на 25% увеличилось умение анализировать форму предмета и давать словесное описание, на 21% увеличилось умение классифицировать предмет по различным признакам.

Дети сумели овладеть логическими операциями и выполняют их в речевом и практическом планах .Все дети научились абстрагировать свойство предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения, сериации.

Они, в большинстве случаев, могут установить определенную последовательность некоторых событий.

Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к логическим играм и упражнениям. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

У них не вызвало трудности при выделении основания для группировки объектов, неточное употребление обобщающих понятий, тенденция к необоснованному их расширению, упрощению, смешение близких понятий.

Деятельность детей характеризовалась достаточной целенаправленностью и осознанностью, детьми предпринимались попытки планировать свои действия в соответствии с определенным замыслом.

3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества

В 2014 году педагогический опыт по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений обобщён и рекомендован к использованию на педагогическом совете ДОУ.

С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах математического развития детей и использования с этой целью занимательного математического материала (логических игр и упражнений) разработан ряд консультативного материала, рекомендации и презентации занятий, игр с дошкольниками.

Осуществляю сетевое взаимодействие с педагогами образовательных учреждений города посредством размещения опыт работы на сайте образовательного учреждения (http://ds52.edu-nv.ru/), в социальной сети работников образования «Наша сеть» www.nsportal.ru (электронное портфолио воспитателя Оцелюк Л.В.).

Являясь педагогическим наставником молодых специалистов ДОУ, организовываю открытые занятия, мастер-классы по решению задач образовательной области "Познавательное развитие", использованию активных методов обучения дошкольников и применению занимательного математического материала в работе с дошкольниками.

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

В мае 2014 года был проведен итоговый мониторинг, являющийся заключительным этапом реализации проекта, и подтвердивший педагогическую эффективность данного проекта. Сравнительный анализ результатов мониторинга показал динамику роста уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста по итогам проведенной работы:

 

Уровни математического развития

Стартовая диагностика (сентябрь 2013)

Итоговая диагностика (май 2014)

высокий

6 чел. - 26%

9 чел. - 39%

средний

15 чел. - 65%

14 чел. - 61%

низкий

2 чел. - 9%

0 чел. - 0%

В результате реализации данного педагогического проекта у детей повысился познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Дети проявляют нравственно-волевые усилия (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата), целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат). У детей выработалось умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Повысился уровень математических представлений, мыслительной деятельности.

Эффективность данного педагогического опыта позволила достигнуть устойчивых положительных результатов в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста:

Прослеживается положительная динамика в усвоении программного материала

3.4.Репрезентативность внедрения педагогического опыта

Репрезентативность внедрения данного педагогического опыта заключается в том, что 50% педагогов используют данный опыт в образовательном процессе. В реализации проекта участвовало 23 воспитанника группы, их родители (27 человек), воспитатели группы (2 человека).

3.5.Публикация педагогического опыта в печати 

Данный педагогический опыт планируется представить на ежегодной конференции по вопросам инноваций в образовательной деятельности для работников образовательных учреждений, проводимой БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж", с последующей публикацией опыта в сборнике материалов конференции.

 

М.П.

Заведующий  МБДОУ ДСКВ         ___________________  / Н.А. Якимова/

№ 52 «Самолётик»

 

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...