Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт и традиции казачьей семьи».
методическая разработка (подготовительная группа)

Рябкова Алла Анатольевна

Материал направлен на обобщение знаний о государственной символике России и Кубани, о родном крае, о жизни и  труде казаков, о животном и растительном мире Кубани.                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabkova_zanyatie_kuban.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 города Ейска

муниципального образования Ейский район

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

«Быт и традиции казачьей семьи»

для детей старшего дошкольного возраста

                     

г. Ейск, 2020 г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт и традиции казачьей семьи»

Цель:
Формировать гражданско – патриотические чувства, воспитывать любовь к родным местам и интерес к прошлому и настоящему родного края.
Задачи:
1. Обобщать, систематизировать и расширять знания о родном крае, закрепить основные знания об его истории.
2. Расширить представления о государственной символике России и Кубани;                                                                                         3. Продолжать знакомить детей с народным казачьим костюмом.
4. Развивать интерес к жизни и труду казаков.
5. Закрепить представления о животном и растительном мире Кубани.                                                                              6. Совершенствовать умение самостоятельно выражать свои мысли, умение внимательно слушать вопросы и давать ответы.
7. Развивать внимание, память и мышление.
Предварительная работа:
- Образовательная ситуация:
«Историческое прошлое Кубани, жизнь и быт казаков», «Хлебные поля – гордость Кубани», «Традиции и быт Кубанского казачества», «Символика Кубани»
- беседы о Кубани, предметах быта и одежды.
- лепка «Кто в лесу живет?» «Хлебные поля – гордость Кубани»
аппликация «Колосок»
художественный труд  «Золотые подсолнухи».
- рассматривание фотографий, иллюстраций по теме
- чтение познавательной литературы по данной теме
- разучивание стихотворений о родном крае
- просматривание презентаций: «Природа родного края», «Как выращивали хлеб», «Традиционная одежда Кубанского народа».
Оборудование:
для детей:
снежинки с примерами
числовые веера
маркеры
д/и «Кто здесь лишний»
игровизоры по количеству детей, изображение флага России и флага Краснодарского края
иллюстрации на тему «Как жили раньше»
макет кубанского подворья
мягкая игрушка – сердце                                                                           домашние и дикие животные (игрушки)
для педагога:
музыка на вход
телефон/планшет для видеосъёмки
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие
Ход:
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Слайд1.
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Дорогие гости  и ребята разрешите пригласить вас заглянуть  в прошлое и посмотреть как жили наши предки казаки.                              Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Прежде, чем начать, давайте поздороваемся.
 Здравствуйте, гости, жданные, Званные и желанные! По обычаям кубанским Всем гостям поклон наш низкий! С добрым словом и любовью, С хлебом-солью, с хлебом-солью!                                 Воспитатель.:  Мы со всеми поздоровались, а чтобы на протяжении всего занятия, нам было тепло и уютно, я предлагаю, вам встать в круг и показать свои ладошки. А теперь потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло)
Правильно, это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем своё тепло, своим друзьям и нашим замечательным гостям и говорим все вместе:
Утро настало,
Солнышко встало.
Вместе мы собрались
Друг другу улыбались.
Друг на друга поглядим,
Здравствуй, солнышко, -
сказать хотим!
2. Актуализация   знаний и затруднение в образовательной ситуации.
Ребята, вам интересно, для чего мы здесь собрались?
(Предполагаемые ответы детей)
На экране спряталось слово – тема нашей встречи. Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки.                                д/и – ребус «Отгадай слово»
Ребята отгадывают слово Родина – слайды 2-8
Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина! - Слайд 9. Карта России.  
Что такое Родина? Что означает это слово? (Родина — это большая страна, в которой мы живем)
Верно, а называется наша страна …(Россия)
Столица нашей страны — … (город Москва)
Ребята, а знаете ли вы, что среди просторов нашей огромной страны есть маленький кусочек, который мы называем - наша «Малая Родина». Да, есть такое понятие как «Малая Родина». Как вы понимаете, что такое «Малая Родина»? Почему так говорят? (Предполагаемые ответы детей)
Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, город, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите.
Как называется наша малая родина, наш край? (Краснодарский край, показывает на карте) - Слайд 10. Карта Кубани
А как вы думаете, почему Краснодарский край называется именно так, Краснодарский, а не, например, Ставропольский? (Потому что главный город Краснодар)
Как можно назвать нашу малую родину одним красивым словом? (Кубань)
Как вы думаете, в честь чего наш край называют Кубань? (В часть реки Кубань)
Дети, а как называют жителей Кубани?  (Кубанцами)
Каждый народ любит свою Родину, гордится ею. В её честь слагают стихи и песни.
Анечка прочтёт стихотворение кубанского поэта Владимира Нестеренко.
Степные просторы, высокие горы. Два ласковых моря –Всё это Кубань.
Родная станица, Открытые лица. Густая пшеница –Всё это Кубань. И хутор, и город Имеют свой норов, Особенный говор –Всё это Кубань.
Воспитатель:
Ребята, смотрите, у нас на столах лежат игровизоры. Интересно, что в них?
Д/и «Разрисуй флаги»
Дети делятся на  2 команды, разрисовывают флаги России и Кубани. - Слайды 11 -12
Воспитатель:
Флаг и герб – символы страны. Назовите ещё один символ. (Ещё одним символом России является гимн. Гимн – это песня. Гимн все слушают стоя. В Краснодарском крае тоже есть свой гимн.)
Игра «Забытые слова».
Дети под звуки музыки идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: Слово ты говори.
Воспитатель.: По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»
Игра продолжается со словами: командир – атаман, очень – дюже, полотенце – рушник,, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, , плетка – нагайка и т. д.
Воспитатель.: Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи? Дети занимают место у прялки и печи на лавках.
1 Как жили раньше.
Дети рассказывают, используя иллюстрации.
Слайд  14. Екатерина 2
1. Давным-давно Россией правила Екатерина 2. Она подарила казакам Кубанскую землю, где мы сейчас с вами живем.
Слайд  15. Казаки
2. Казакам  земля очень понравилась.  Стали они строить дома и заселяться.
Казаки строили свои жилища возле рек.  Морей. Почему?
На берегу какого  моря появился  город  Ейск? ( У  берегов Азовского моря)
Слайд  16. Хата
3. Дома казаки строили из глины, крышу крыли камышом и соломой, стены белили.
Как называется дом казаков? (Хата)
2 Внутреннее убранство хаты.
Слайд  17. Великая хата
1. В хате было две комнаты: великая и малая хата.
В великой комнате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки, нарядно застеленная кровать, на которой было множество подушек в нарядных наволочках.
Слайд  18. Красный угол
2. Центральным местом в доме бы красный угол - божница.
В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами.
Что такое рушник?
На столе – угольнике сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.
Слайд  19. Малая хата
3. В малой комнате находились печь, длинные деревянные лавки, большой стол.
Для чего в доме нужен большой стол? (Семьи были большие, в семье было много детей)
Слайд  20. Печь
4. Посреди хаты стояла большая печь - груба.
Как вы думаете, для чего нужна печь?  (Чтобы отапливать хату, чтобы готовить еду)
Где  готовили еду летом? Ведь невозможно топить печь, когда на улице жара? (Во дворе стояла летняя печь)
Какие блюда готовили казачки? (Борщ, вареники, галушки, каши, очень любили мясные блюда, сало)
Раньше готовили в печи, а как готовят еду ваши мамы?
3 Подворье.
Слайд  21. Подворье
У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось плетнём.
Как вы думаете, что такое плетень, для чего и из чего его делали? (Предполагаемые ответы детей)
Для чего нужен колодец?
Чем в наше время заменили колодец? (водопроводными кранами)
Кто знает или видел, как из колодца достают воду? (достают воду из колодца при помощи веревки и ведра).
С помощью чего носили воду? (Для переноса вёдер с водой использовали коромысло)
Что вы видите еще на подворье?
Дети перечисляют, объясняют для чего нужно то или иное строение.
Кто стоит возле этого домика? (Корова,коза).
Ребята, а каких вы знаете ещё домашних животных, которые живут на Кубани?
4 Казак и казачка. Одежда.
Мальчик и девочка наряжаются в кубанские костюмы.
Слайд  22. Домашний труд казачки
1. Жена казака - казачка, занимается дома хозяйством. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, постирать и погладить одежду, приготовить вкусный обед.
Слайд  23. Одежда казака и казачки
2. Казачка носила юбку и кофту. Кофта или «кохточка» были приталенные по бедрам с оборкой — «бабочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный, воротник «стойка» или с вырезом по объему шеи. Юбки пышные, снизу украшенные оборками, шнурком, мелкими складочками. На голове женщины завязывают платки, а девушки вплетают в косы ленты, на ногах казачки носят полусапожки.
3. В казачьей семье главой семьи был казак.
На себя казак надевал рубаху, брюки — шаровары, на голову - папаху, на ноги -  сапоги, черкеску с двумя рядами газырей — для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. На поясе казак носил кинжал и саблю.
Слайд  24-25. «Лошадь – лучший друг»
4. Он работал в поле: выращивал хлеб, сажал сады и виноградники, растил скот.
Помогала казаку в работе лошадь. Уже с пяти лет мальчика сажали на лошадь. Она была с ним и в труде, и в бою.
Физминутка
Воспитатель предлагает почувствовать себя казаками и проскакать круг на воображаемых лошадях.
5 Кубань – житница России.
Слайд 26. Кубань – житница России
Д/и  «Как выращивают хлеб»
Собрать в правильной последовательности процесс выращивания хлеба
Слайды 27-32
Говорят, что Кубань – житница России. Как вы думаете, что это значит?
На полях выращивается более 100 культур. Что выращивают ещё у нас на полях?
Загадки об овощах - Слайды 33-36
- А еще у нас на Кубани возделывают сады. Какие фрукты выращивают у нас в садах? (Яблоки, груши, сливы, черешню, вишню, виноград, различные ягоды: смородину, клубнику, арбузы, дыни).
Воспитатель:
Не зря в народе говорят: Землю уважай, Она дает урожай.
6  Животные Кубани.
Д/и  «Кто здесь лишний» Слайды 37-42
Из предложенных вариантов ребята должны выбрать и зачеркнуть  животных, которые не водятся на Кубани.

5. Рефлексия (итог).
Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» — что понравилось в занятии, что было интересного. - Слайд 44. Заставка
Воспитатель: Сердечко сохранило наше тепло и любовь к родному краю, мы отнесём его в группу.
Дети поют песню «Кубанские казаки».                                                             1).У Кубани матушки реки собрались Кубански казаки  Ой-да-да Ой-да у Кубань реки. Ой-да-да ой-да наши казаки.                                                   2).Кони вороные капытами бъют наши казаченьки весело поют. Ой-да-да  ой-да капытами бъют, ой-да-да ой-да весело поют.                                           3).Про Отчизну про Родимый край про высокий в поле урожай. Ой-да –да ой-да про Родимый край ой-да-да ой-да в поле урожай.                                      4).У Кубани матушки реки собрались Кубански казаки   Ой-да-да ой-да у кубань реки, Ой-да-да ой-да наши казаки.

Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Кубань реки,
Где жили здесь когда то наши предки казаки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по " Познавательному развитию" (Познаю мир ) в первой мл.г. на тему"Семья"28.02 2014г.

Конспект НОД по Познавательному Развитию (Познаю мир)в первой мл.гр.Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности Познавательное развитие (Познаю мир) «Семья» Воспитатель: Домо...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности По познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Семейные традиции»

КонспектНепосредственно - образовательной деятельностиПо познавательному развитию для детей подготовительной группыТема«Семейные традиции»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы по сказке «Белоснежка и семь гномов» с использованием развивающих, игровых, здоровьесберегающих технологий

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга      Конспект непосредственной образовательной ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Казачий Дон"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе " Казачий Дон"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Моя семья»

Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата и трудовых обязанностях членов семьи.  Развить у детей умения правильно задавать вопросы...