«Мы живем на Ямале»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Тема«Живем на Ямале».

Интеграции областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»

Образовательные задачи.

  • Дать детям представление о Ямале.
  • Расширить знания детей о тундре, жилье и  быте местного народа.
  • Развивающие задачи.
  • Развивать познавательные процессы детей, расширить кругозор, любознательность и речь.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь к родному краю, развитие чувства толерантности, уважение к традициям людей разных национальностей.
  • Любовь к животному и растительному миру, воспитывать бережное отношение к ней.
  • Развитие чувства коллективизма.

Материал: Кукла Найко, карта,  презентация «Ямал- мой край!», бубен для подвижной игры,  пазл  «Сложи картинку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivem_na_yamale_.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект НОД  по ФКЦМ «Мы живем на севере» в средней группе

Конспект НОД

Тема«Живем на Ямале».

Интеграции областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»

Образовательные задачи.

  • Дать детям представление о Ямале.
  • Расширить знания детей о тундре, жилье и  быте местного народа.
  • Развивающие задачи.
  • Развивать познавательные процессы детей, расширить кругозор, любознательность и речь.

Воспитательные.

  • Воспитывать любовь к родному краю, развитие чувства толерантности, уважение к традициям людей разных национальностей.
  • Любовь к животному и растительному миру, воспитывать бережное отношение к ней.
  • Развитие чувства коллективизма.

Материал: Кукла Найко, карта,  презентация «Ямал- мой край!», бубен для подвижной игры,  пазл  «Сложи картинку».

Ход:

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, хотите отправиться в путешествие?

(Ответы детей)

Воспитатель.  Я  хочу Вас пригласить в интересное путешествие по нашему северному краю и предлагаю вам отправиться  на оленьих упряжках. Хотите? (Ответы детей)  Ребята, а вы знаете что такое оленья упряжка?

Дети. Оленья упряжка –санки. Их везут олени.

Воспитатель. Правильно,  их еще называют «Нарты» Ну что, готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)

(Дети имитируют посадку на нарты  и отправляются под  ненецкую национальную песню). По пути встречается девочка (Найко –хозяйка тундры).

Воспитатель с детьми знакомятся и здороваются с ней.

Воспитатель: Найко, мы вышли в путешествие по северу, приехали на нартах, но забыли карту, не знаем, как же будем путешествовать?

Найко: не переживайте я вам все покажу и расскажу, я ведь хозяйка этих мест! (Найко приглашает детей смотреть презентацию –виртуальное путешествие  « Живем на Ямале» )

(Найко показывает карту и вместе с педагогом находят северный край)

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете где живет Найко?

Найко: - Посмотрите, ребята, может быть вы догадаетесь. (Педагог показывает).

Дети: - Это тундра.

Найко: - Правильно, ребята. Это моя Родина.

Воспитатель: - Тундра находится рядом с нами. Посмотрите, ребята на карту, где мы с вами живем, это ЯМАЛ, наша Родина. Слово «Ямал» означает«Я» переводится как  — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли,  так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».  Ямал на карте Росси находится на крайнем севере. Значит, где мы с вами живем?

Дети: - На крайнем севере.

1. Слайд. «Природа тундры».

Найко: Посмотрите, какие красивые просторы у нас.

Дети: Очень много места и снега! Больше, чем у нас в городе.

Найко: - Растений в тундре очень мало. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, кустики и то  жмутся к земле. Живут здесь разные животные - песец, полярная сова, куропатка,   северный олень, разные  грызуны».

Воспитатель: - Ой, кто – то еще виднеется вдалеке!? (Стадо оленей). А что же они в снежном поле делают? (Ответы детей).

Найко: - Кто скажет, чем же олени питаются, ведь везде снег? (воспитатель помогает)

Дети: - Мхом, они копытами роют снег, чтоб достать мох.

Найко: - Олень  дает местным жителям все необходимое для жизни: теплый мех для одежды, для укрытия жилья, мясо. Они помогают перевозить людям тяжелые грузы на нартах.  Олень – главное домашнее животное у ненцев.  

Воспитатель: - А кто такие оленеводы?

Дети: - Они пасут оленей.

Найко: – Правильно! Еще занимаются рыболовством и охотой.

2. Слайд «Чум».

Воспитатель: - А где живут люди в тундре, как называется дом?

Дети: - Чум.

Найко: - Здесь мы живем. Чум ставят женщины – ненки. Чум по-ненецки – «Мя». Я приглашаю вас в мой чум, и посмотреть из чего он состоит, как собирается он  (рассказывает о построении чума, а на экране слайды по  рассказу).

Воспитатель: Да, коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей в стойбище. Ребята,  давайте посмотрим такое стойбище?  3. Слайд «Стойбище».

 Полностью  чум помещается на грузовых нартах. Для того чтобы поставить чум, нужны шесты. Сверху шесты покрываются зимой шкурами, а летом – брезентом. На землю ложится лапник – еловые ветки, затем половые доски, а сверху все покрывается оленьими шкурами. Посередине чума ставиться железная печь. Летом готовится пища на костре рядом с чумом. Так же в чуме есть невысокие столы, низкие легкие стулья. Заготовка хвороста в тундре лежит на плечах женщин. Вот так выглядит стойбище оленеводов летом.

Найко: пока взрослые работают дети тоже не скучают, хотите играть в игру, в которую они играют?

Дети: да

3. П/И «Полярная сова и евражки».

Полярная сова находится в углу группы. Остальные играющие - евражки.

(Под тихие ритмичные удары небольшого бубна обегают на площадке, на громкий удар бубна овражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.)

Воспитатель: - Вам понравилось, ребята.

Дети: - Да.

Найко: - в   Тундре сильные ветры и метели, зима особенно сурова. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе теплую одежду из оленьей шкуры. Одежду шьют  женщины. А как она выглядит, вы узнаете, когда соберете части картинок. (Проходят за столы). На столе у вас игра «Собери картинку». Дети складывают. Найко называет названия национальной одежды. (малица) Дети повторяют.

Найко: Вам понравилось у меня в гостях?

Дети: - Да.

Найко: И мне очень понравилось с вами, я вам подарю папку с раскрасками, если раскрасите, то увидите всю красоту Ямала: людей, животных, растений  и многое другое.

Дети и воспитатель: спасибо, Найко

Ну, а нам пора возвращаться в группу. Запрягаемся в оленьи упряжки и едем! До свиданья, Найко (под ненецкую песню оказываются в группе)!

  Рефлексия.

Воспитатель: - Ребята , на чем мы отправились в путешествие ? Что вы сегодня узнали, что вам понравилось, где мы с вами живем, кто нас пригласил в гости? (Ответы детей). Что вы родителям расскажете дома?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...

Проект «Я живу на Ямале, Ямал - край мой!»

Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа; с государственной символикой округа (герб, флаг) ; картой Ямала, ...

Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"

Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев...

«ЖИВЕМ НА ЯМАЛЕ»

Пояснительная запискаЦель игровой программы «Живем на Ямале»: расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, характерных для нашей местности.Задачи:формировать нач...

Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»

Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....