«Мы живем на Ямале»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Тема: «Живем на Ямале».
Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
Образовательные задачи.
- Дать детям представление о Ямале.
- Расширить знания детей о тундре, жилье и быте местного народа.
- Развивающие задачи.
- Развивать познавательные процессы детей, расширить кругозор, любознательность и речь.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь к родному краю, развитие чувства толерантности, уважение к традициям людей разных национальностей.
- Любовь к животному и растительному миру, воспитывать бережное отношение к ней.
- Развитие чувства коллективизма.
Материал: Кукла Найко, карта, презентация «Ямал- мой край!», бубен для подвижной игры, пазл «Сложи картинку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivem_na_yamale_.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФКЦМ «Мы живем на севере» в средней группе
Конспект НОД
Тема: «Живем на Ямале».
Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
Образовательные задачи.
- Дать детям представление о Ямале.
- Расширить знания детей о тундре, жилье и быте местного народа.
- Развивающие задачи.
- Развивать познавательные процессы детей, расширить кругозор, любознательность и речь.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь к родному краю, развитие чувства толерантности, уважение к традициям людей разных национальностей.
- Любовь к животному и растительному миру, воспитывать бережное отношение к ней.
- Развитие чувства коллективизма.
Материал: Кукла Найко, карта, презентация «Ямал- мой край!», бубен для подвижной игры, пазл «Сложи картинку».
Ход:
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, хотите отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель. Я хочу Вас пригласить в интересное путешествие по нашему северному краю и предлагаю вам отправиться на оленьих упряжках. Хотите? (Ответы детей) Ребята, а вы знаете что такое оленья упряжка?
Дети. Оленья упряжка –санки. Их везут олени.
Воспитатель. Правильно, их еще называют «Нарты» Ну что, готовы отправиться в путешествие? (ответы детей)
(Дети имитируют посадку на нарты и отправляются под ненецкую национальную песню). По пути встречается девочка (Найко –хозяйка тундры).
Воспитатель с детьми знакомятся и здороваются с ней.
Воспитатель: Найко, мы вышли в путешествие по северу, приехали на нартах, но забыли карту, не знаем, как же будем путешествовать?
Найко: не переживайте я вам все покажу и расскажу, я ведь хозяйка этих мест! (Найко приглашает детей смотреть презентацию –виртуальное путешествие « Живем на Ямале» )
(Найко показывает карту и вместе с педагогом находят северный край)
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете где живет Найко?
Найко: - Посмотрите, ребята, может быть вы догадаетесь. (Педагог показывает).
Дети: - Это тундра.
Найко: - Правильно, ребята. Это моя Родина.
Воспитатель: - Тундра находится рядом с нами. Посмотрите, ребята на карту, где мы с вами живем, это ЯМАЛ, наша Родина. Слово «Ямал» означает: «Я» переводится как — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли, так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ». Ямал на карте Росси находится на крайнем севере. Значит, где мы с вами живем?
Дети: - На крайнем севере.
1. Слайд. «Природа тундры».
Найко: Посмотрите, какие красивые просторы у нас.
Дети: Очень много места и снега! Больше, чем у нас в городе.
Найко: - Растений в тундре очень мало. Нигде не видно высоких деревьев - только маленькие, кустики и то жмутся к земле. Живут здесь разные животные - песец, полярная сова, куропатка, северный олень, разные грызуны».
Воспитатель: - Ой, кто – то еще виднеется вдалеке!? (Стадо оленей). А что же они в снежном поле делают? (Ответы детей).
Найко: - Кто скажет, чем же олени питаются, ведь везде снег? (воспитатель помогает)
Дети: - Мхом, они копытами роют снег, чтоб достать мох.
Найко: - Олень дает местным жителям все необходимое для жизни: теплый мех для одежды, для укрытия жилья, мясо. Они помогают перевозить людям тяжелые грузы на нартах. Олень – главное домашнее животное у ненцев.
Воспитатель: - А кто такие оленеводы?
Дети: - Они пасут оленей.
Найко: – Правильно! Еще занимаются рыболовством и охотой.
2. Слайд «Чум».
Воспитатель: - А где живут люди в тундре, как называется дом?
Дети: - Чум.
Найко: - Здесь мы живем. Чум ставят женщины – ненки. Чум по-ненецки – «Мя». Я приглашаю вас в мой чум, и посмотреть из чего он состоит, как собирается он (рассказывает о построении чума, а на экране слайды по рассказу).
Воспитатель: Да, коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей в стойбище. Ребята, давайте посмотрим такое стойбище? 3. Слайд «Стойбище».
Полностью чум помещается на грузовых нартах. Для того чтобы поставить чум, нужны шесты. Сверху шесты покрываются зимой шкурами, а летом – брезентом. На землю ложится лапник – еловые ветки, затем половые доски, а сверху все покрывается оленьими шкурами. Посередине чума ставиться железная печь. Летом готовится пища на костре рядом с чумом. Так же в чуме есть невысокие столы, низкие легкие стулья. Заготовка хвороста в тундре лежит на плечах женщин. Вот так выглядит стойбище оленеводов летом.
Найко: пока взрослые работают дети тоже не скучают, хотите играть в игру, в которую они играют?
Дети: да
3. П/И «Полярная сова и евражки».
Полярная сова находится в углу группы. Остальные играющие - евражки.
(Под тихие ритмичные удары небольшого бубна обегают на площадке, на громкий удар бубна овражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.)
Воспитатель: - Вам понравилось, ребята.
Дети: - Да.
Найко: - в Тундре сильные ветры и метели, зима особенно сурова. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют себе теплую одежду из оленьей шкуры. Одежду шьют женщины. А как она выглядит, вы узнаете, когда соберете части картинок. (Проходят за столы). На столе у вас игра «Собери картинку». Дети складывают. Найко называет названия национальной одежды. (малица) Дети повторяют.
Найко: Вам понравилось у меня в гостях?
Дети: - Да.
Найко: И мне очень понравилось с вами, я вам подарю папку с раскрасками, если раскрасите, то увидите всю красоту Ямала: людей, животных, растений и многое другое.
Дети и воспитатель: спасибо, Найко
Ну, а нам пора возвращаться в группу. Запрягаемся в оленьи упряжки и едем! До свиданья, Найко (под ненецкую песню оказываются в группе)!
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята , на чем мы отправились в путешествие ? Что вы сегодня узнали, что вам понравилось, где мы с вами живем, кто нас пригласил в гости? (Ответы детей). Что вы родителям расскажете дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Я живу на Ямале».
Закрепить знание детей о своем округе – Ямал....
Нравственно - патриотическое воспитание: " Мы живем на Ямале"
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприяти...
Проект «Я живу на Ямале, Ямал - край мой!»
Знакомить детей с историей возникновения округа, местонахождением, с историей названия округа, с именами основателей округа; с государственной символикой округа (герб, флаг) ; картой Ямала, ...
Методическая разработка беседы "Я живу на Ямале"
Беседа с детьми старшего возраста о жизни и быте коренных народов Севера - ненцев...
«ЖИВЕМ НА ЯМАЛЕ»
Пояснительная запискаЦель игровой программы «Живем на Ямале»: расширять представления детей о диких животных, птицах, деревьях, характерных для нашей местности.Задачи:формировать нач...
Сценарий Конкурсно - игровой программы «Мы живем в России, мы живем на Ямале!»
Продолжать знакомство с региональным компонентом. Прививать любовь к родному краю....