НООД по рисованию "Подарок для Татюни"
план-конспект занятия (средняя группа)
НООД по рисованию
"Подарок для Татюни"
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
Развивающие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников);
развивать интерес к орнаментике женского национального костюма;
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Практический.
Материал и оборудование.
Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Образцы элементов мордовской вышивки.
Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды), аудиозапись «Мордовские народные песни».
Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
(посередине избы висит зыбка зыбка или люлька, в ней лежит ребёнок )
Посмотрите, у нас в зыбке лежит ребеночек – это девочка Татюня. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Татюня крепче уснула, давайте мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку…
Спи, спи, усни, усни,
Моя девочка усни,
Мой ребенок, засыпай,
Спит кукушка, спи и ты.
И синица уж уснула,
И ты глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай.
(Воспитатель с детьми становятся в круг, выполняя движения поют).
Вот она и уснула. Я узнала, что у нашей Татюни сегодня первый день рождения.
Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Татюни– и не простой подарок, а настоящий национальный костюм. Нарисуем мордовские узоры для одежды Татюни и подарим его ей. Но прежде я вам расскажу о мордовском костюме, какой он самобытный, красивый, не похожий на другие национальные костюмы.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Рубаха – панар (мокш.), покай (эрз.). Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш), рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш.иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером.По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение – сюлгам (мокш.), сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
Физкультминутка.
- Перед чем как приступить к нашей работе, давайте мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Пацинесэ». Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.
( после игры воспитатель рассаживает детей за столы.)
Создавая костюм, подумайте, какие элементы узора вы хотите использовать. Вы можете создавать узоры из уже знакомых элементов – «крест», «галочка», «ромб» ритмично располагая их.
(Напоминание способов рисования элементов мордовских узоров)
Также хочу познакомить вас с новыми элементами - «восьмиконечная звезда», «ступеньки». (Показ способов рисования).
У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма, рассмотрите их, и приступайте к работе. (Воспитатель напоминает об осанке во время работы, помогает детям).
Во время работы детей звучат мордовские народные песни. После работы детей воспитатель хвалит их работу, отмечает аккуратность.
Ребята, я уверена, что Татюне все ваши костюмы очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно будет носить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
НООД по рисованию
"Подарок для Татюни"
Цель:
Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить соединять элементы мордовского узора в зависимости от назначения предмета. Ввести рисование такого элемента, как «восьмиконечная звезда», «ступеньки».
Развивающие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников);
развивать интерес к орнаментике женского национального костюма;
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
расширять представления об искусстве, традициях и обычаях мордовского народа;
формировать интерес к культуре, предметам быта, национальной одежде, мордовским языкам;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методические приемы.
Словесный.
Наглядный.
Игровой.
Практический.
Материал и оборудование.
Экспонаты мини-музея «Национальная изба».
Куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Образцы элементов мордовской вышивки.
Заготовки для индивидуальной работы (силуэты женской одежды), аудиозапись «Мордовские народные песни».
Акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
(посередине избы висит зыбка зыбка или люлька, в ней лежит ребёнок )
Посмотрите, у нас в зыбке лежит ребеночек – это девочка Татюня. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки. Чтобы наша Татюня крепче уснула, давайте мы все вместе споем ей мордовскую колыбельную песенку…
Спи, спи, усни, усни,
Моя девочка усни,
Мой ребенок, засыпай,
Спит кукушка, спи и ты.
И синица уж уснула,
И ты глазки закрывай,
Баю, баю, баю, бай.
(Воспитатель с детьми становятся в круг, выполняя движения поют).
Вот она и уснула. Я узнала, что у нашей Татюни сегодня первый день рождения.
Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Татюни– и не простой подарок, а настоящий национальный костюм. Нарисуем мордовские узоры для одежды Татюни и подарим его ей. Но прежде я вам расскажу о мордовском костюме, какой он самобытный, красивый, не похожий на другие национальные костюмы.
Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде. Как вы думаете, почему? ( Ответы детей.) Правильно, изготовление одежды - это очень тяжёлый и поэтапный труд, который занимает очень много времени. Давайте рассмотрим части национальной одежды мокшан и эрзян:
(Выставляются куклы в мордовской одежде (мокшанка, эрзянка).
Рубаха – панар (мокш.), покай (эрз.). Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
Передник – сапоня (мокш), рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.
Пояс – каркс (мокш.иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером.По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.
Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.
Нагрудное украшение – сюлгам (мокш.), сюлгамо (эрз.). Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.
Головной убор – панго (эрз.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками, бисером.
Физкультминутка.
- Перед чем как приступить к нашей работе, давайте мы с вами поиграем в мордовскую народную игру «Пацинесэ». Дети называют себя разными именами: «колокольчики», «цветок», зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.
( после игры воспитатель рассаживает детей за столы.)
Создавая костюм, подумайте, какие элементы узора вы хотите использовать. Вы можете создавать узоры из уже знакомых элементов – «крест», «галочка», «ромб» ритмично располагая их.
(Напоминание способов рисования элементов мордовских узоров)
Также хочу познакомить вас с новыми элементами - «восьмиконечная звезда», «ступеньки». (Показ способов рисования).
У вас на столах лежат силуэты одежды мордовского костюма, рассмотрите их, и приступайте к работе. (Воспитатель напоминает об осанке во время работы, помогает детям).
Во время работы детей звучат мордовские народные песни. После работы детей воспитатель хвалит их работу, отмечает аккуратность.
Ребята, я уверена, что Татюне все ваши костюмы очень понравятся и когда она немного подрастет, их обязательно будет носить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НООД для детей подготовительной логопедической группы по теме: "Зимняя пора"
конспект занятия по развитию речи...
НООД в области "Познание" на тему: "Перелётные птицы"
комплексное занятие...
конспект занятия " В гостях у Матреши и Татюни
Администрация городского округа Саранск Управление образованияМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116комбинированного вида»...
"В гости к Татюне"
Конспект занятия для детей старшей группы "В гости к Татюне"...
ООД по изучению мордовского-мокша языка " У Татюни в гостях"
ООД по изучению мордовского-мокша языка " У Татюни в гостях"...