"В гости к Татюне"
план-конспект занятия (старшая группа)

Неськина Раиса Ивановна

Конспект занятия для детей старшей группы "В гости к Татюне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_2_konspekt.docx168.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1  комбинированного вида» Лямбирского муниципального района

Занятие  в старшей группе

« В гости к Татюне»

Разработала: Воспитатель

Неськина Раиса Ивановна

        2020

« В гости к Татюне»

(занятие в старшей группе)

Интеграция образовательных областей «познание», «коммуникация», «музыка», «чтение художественной литературы», «здоровье»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели:

  1. Воспитывать интерес и стремление к общению на мордовском языке.
  2. Развивать интерес к родному краю, мордовскому народу, к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства, развивать  эмоциональную отзывчивость на цветовое сочетание  и расположение узоров в произведениях мордовского декоративно-прикладного искусства.
  3. Формировать навыки речевого общения.  Воспитывать  в духе уважения к другим народам,  в духе взаимопонимания и миролюбия.
  4. Развивать мышление, память, воображение ребенка.

Планируемые результаты: проявляет интерес к мордовскому языку, играм, песням, умеет поддерживать беседу, используя речевые конструкции на мордовском языке, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при проговаривании мордовских слов и речевых конструкций.

Материалы и оборудование: дом, деревья, игрушки диких животных: лиса, белка, заяц, медведь, еж; игрушки домашних животных: корова, кошка, коза, лошадь, свинья, собака, петушиная семья: петух курица, цыпленок; яблоко картофель, репа; продукты питания: хлеб, соль, крынка с молоком, яйца, масло; магнитофон с грам. записью морд. композитора.

Содержание организованной деятельности детей

  1. Организационный момент

         Стук в дверь. Заходит девочка- мордовочка и здоровается с детьми:-« Шумбратада, шабат».

«Шумрат, стирня»- отвечают дети.

Девочка знакомится с детьми.

-Монь лемозе Татюня. Назвав себя, она обращается к  девочке.

-Стирня, кода тонь лемце?

- Монь лемозе Алена.

Татюня обращается к мальчику.

-Цёраня, кода тонь лемце?

- Монь лемозе  Никита.

2. Основная часть

Татюня шепчется с воспитателем.

        Воспитатель: Ребята, Татюня приглашает нас на экскурсии в её родное мордовское село.

        Дети очень обрадовались и сразу же согласились. Вместе с девочкой они отправились в дорогу. Татюня рассказала  о том, что живет в большой дружной семье, что в ее селе носят очень красивые наряды, такие же как и на ней. Дети с особым интересом рассматривают платье Татюни, называют   знакомые элементы мордовского орнамента: ромбики, крестики, галочки,  елочки.  Обращают внимание на их цвет и ритмичность  расположения в узоре.

Воспитатель: Шабат,  панарсь мазы?

Диана: Панарсь пяк мазы.

     По дороге заходят в магазин и покупают подарки.

     Воспитатель спрашивает детей, какие и сколько  игрушек  они купят.

Воспитатель: Диана, мезе рамай?

Диана: Мон раман фкя офтоня.

Софья: Мон раман кафта нумолнят: оцюня и ёмланя.

Максим:  Мон раман сеельня.

Саша: Мон раман мазы топа.

      Закупив подарки, дети отправляются в село. Идут. Виднеется  лес. Воспитатель  спрашивает, что они видят.

В.- Андрей, мезе няят инголе?

А.- Мон няян вирь.

В.- кодама вирсь Настя?

Н.- Вирсь сянгяря.

В.- А Оля мезе няи?

О.- Мон няян лама шуффта.

   Воспитатель: Дети, как хорошо в лесу: чистый воздух, птички весело поют, дышится легко.

     Давайте  сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная  гимнастика .

Пестрый дятел тук да тук.

Слышим мы знакомый  звук

Это с той зеленой ели

Раздается  громкий стук.

    Идут дальше, навстречу попадаются лесные звери

    Татюня: Посмотрите ребята, как много в нашем лесу зверей!

   Воспитатель: Татюня, а дети знают как они называются по- мордовски. Дети называют : офта, врьгаз, келазь, сеель.

    Воспитатель: а дети знают про них загадки. Ребята загадывают, а Татюня  отгадывает.

    Кирилл: Салмокс мархта якай                      

                А стама аф машты                            

                                                                   (еж -сеель)

    Милада: Кизонда якай,

                  Тялонда уды                             (медведь - офта)

Татюня похвалила детей. Ребята попращались и пошли дальше. Увидели село.

Воспитатель: Ребята, давайте спорсим, чье это село виднеется.

Ксюша: Тя тонь велесь, Татюня.

Татюня: Тя  монь велесь.

    Ребята дошли до домика, где живет Татюня.

   Возле дома  на скамейке- кошка, на лужайке- корова, коза, лошадь, 3 свиньи, около будки- собака.

    Воспитатель: Татюня, а наши дети знают, как  называются по- мордовски эти домашние животные. И могут сосчитать их.

   Дети называют их (тракс, ката, сява. Алоша, тувот, пине).

   Данил считает: фкя, кафта, колма, ниле,  вете, кота, сисем,  кафкса.

   Воспитатель: Регина, мзяра жуватада?

   Регина: кафкса.

  Воспитатель: Мзяра тракса, Софья?

  Софья:  фкя.

  Воспитатель: Мзяра тувода, Никита?

  Никита: колма.

  Татюня приглашает детей в дом и знакомит  со своими родными. Дети заходят в дом и здороваются.

  Татюня: Тя тядязе, тя бабазе, тя акане алязе, тя атязе, Алдуня, Нюраня.

  Дети дарят игрушки, которые были куплены из магазина.

  Ксюша: Алдуня на офтонять и нумолнять.

  Алена: На сеельнять, Нюраня.

   Алдуня и Нюраня благодарят за игрушки.

   Детей приглашают за стол. На столе лежат продукты. Дети называют их по- мордовски. Кши, сал, лофца, вай, ряпс, модамарь, куяр, марь.

  Воспитатель интересуется, что кушают дети ( имитация еды).

  Воспитатель: Настя мезе ярхцат?

  Настя: Мон ярхцан якстерь марьда.

  Милада: Мон ярхцан сянгяря куярда.

  Саша: Мон ярхцан модамарьда.

  Максим: Мон симан лофца.

  Покушав, дети встают из-за стола и говорят: Оцю сюкпря (большое спасибо).

   Выходят на улицу. Дети увидели на заборе петушка. Татюня предлагает  поиграть с ним в мордовскую игру.

Дети играют в «Петушка» («Атяшкакс»).

  1.  Итог занятия

    Воспитатель с детьми благодарит Татюня за интересную экскурсию и собираются уходить домой. Звучит мордовская песня «Птички, птички» («Нармоннят, нармоннят»).

Литература

  1. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским (мокша, эрзя) языком в ДОУ. Саранск, 1997.
  2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. С., 1979.
  3. Мордовские народные загадки. Саранск, 1987.
  4. Мордовские народные игры. Саранск, 1985.
  5. Валдоня «Светлячок»: Программа и метод. рекомендации для ДОУ  РМ / М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....

Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)

В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...

конспект занятия " В гостях у Матреши и Татюни

Администрация городского округа Саранск Управление образованияМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116комбинированного вида»...

НООД по рисованию "Подарок для Татюни"

НООД по рисованию"Подарок для Татюни" Цель:Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа.Задачи:Образовательные:Продолжать зн...

ООД по изучению мордовского-мокша языка " У Татюни в гостях"

ООД по изучению мордовского-мокша языка " У Татюни в гостях"...