Статья "НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья (подготовительная группа)

Хохлина Оксана Ивановна

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья41.19 КБ

Предварительный просмотр:

О.И. Хохлина

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Толерантность, дружелюбие, уважение к людям других национальностей не передаются по наследству, их надо воспитывать вновь и вновь в каждом поколении, и чем раньше, тем большую устойчивость они приобретут.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка, на культуре народов региона, где он проживает, с приоритетом  культуры его национальности.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников приобретает особую актуальность в современных условиях развития поликультурного общества, так как в настоящее время необычайно важное значение приобретают воспитание и образование детей на традициях национальной культуры.

Задачи поликультурного воспитания дошкольников для формирования поликультурной личности:

- развитие  представлений о развитии человечества, об образе жизни человека в древности;

- формирование у детей представлений о многообразии культур в России и мире,  приобщение детей к культурному богатству русского народа через традиции и обычаи, игры, фольклор,  воспитание позитивного отношения к различным культурам;

- привитие  дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам.

- воспитание уважения к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения.

Научно-обоснованное содержание поликультурного воспитания включает в себя компоненты национальных культур: устное народное творчество, песенное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, игры, традиции. [3]

Для ознакомления дошкольников с национальными культурами используются образовательные области – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Наиболее доступным и эффективным методом развития личности ребенка при его активной помощи являются подвижные игры. Игра является далеко не только средством развлечения дошкольников, в ней заложен огромный потенциал развития и воспитания. 

Народные игры имеют особую значимость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны.

В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей,  поэтому помимо поликультурного воспитания  и   приобщения к русской культуре, мы приобщаем и к мордовской культуре.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры,  с бегом и ловлей друг друга –  «Догонялки», «Салки»; игры с прыганием и лазанием по деревьям – «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др. Игра «В жмурки» была распространена во многих областях России. [4]

Неоценимым национальным богатством являются мордовские народные игры. Они имеют многовековую историю и сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбивая в себя лучшие национальные традиции. Мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями. Содержание мордовских народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур. [1]

Мордовские народные игры делятся на несколько групп. Первые  одушевляют диких и домашних животных, изображая борьбу между ними, такие как «В белочку», «В ворону», «Коршун и цыплята». Вторые воспитывают  смелость, ловкость, точность, дух состязательности, к ним относятся игры  «Бабушкин клубок», «В пету-лату», «В чижик». Третьи мордовские театрализованные игры воссоздают бытовые сценки, передают в изображаемых ими людях, зверях, птицах, мифологических существах род занятий, манеру говорить, ходить, возраст, черты характера, на пример игра «В петушки». [2]

В нашем детском саду регулярно проводятся народные праздники, такие как Масленица, Пасха, активными участниками в них становятся дети и родители. Благодаря праздникам дети постоянно знакомятся с обычаями русского  и мордовского народа, воспитывается любовь к своей Родине.

Таким образом, поликультурное воспитание происходит эффективнее, когда национальная культура вплетается в жизнь группы детского сада,  и осуществляется совместными усилиями педагогов, специалистов детского сада и родителей. Все педагоги ДОУ через различные формы работы должны знакомить детей с народными играми,   это влияет на развитие познавательных способностей у детей, формирование высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской и мордовской  культуре.

Литература

  1. Бурляева О.В., Карпушкина Л.П., Киркина Е.Н. и др. «Мы в

Мордовии живём». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования, 2013, МордГПИ, г. Саранск;

  1. Брыжинский В.С. Сияньрисьминет – Серебрянные цепочки.

Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы. – Саранск: Морд.кн.изд-во, 2002;

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004;

  1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей

дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается возможность использования народной игры как средства содействия духовному обогащению дошкольника и формирования готовности и умения жить в многокультурной стране....

Народные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личност...

“Музыкально-игровая деятельность как средство поликультурного воспитания дошкольника ”

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этой волшебной страны, где всегда царит ИГРА! Игры, особенно народные, музыкальные, являются н...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников...