“Музыкально-игровая деятельность как средство поликультурного воспитания дошкольника ”
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этой волшебной страны, где всегда царит ИГРА! Игры, особенно народные, музыкальные, являются неотъемлимой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения и музыкального исполнительства идёт паралельно с духовным обогащением детей. Через музыку мы можем передать наши чувства, ощущения, эмоции, в том числе духовные и религиозные переживания, которые универсальны, ибо не зависят ни от национальности, ни от возраста: они передаются поверх языковых барьеров, зачастую поверх культурных и исповедных барьеров. Таким образом музыка и игра два неразрывных компонента, которые принимают деятельное участие в поликультурном воспитании ребёнка-дошкольника.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №60
Фрунзенского района
Опыт работы музыкального руководителя
Михайловой Елены Викторовны
по теме
“Музыкально-игровая деятельность
как средство поликультурного воспитания дошкольника ”
Cанкт-Петербург
2015
Наш детский сад находится в прекрасном городе Санкт-Петербурге и всем нам посчастливилось иметь своей малой родиной этот удивительный, прекрасный, чарующий город, город с великой историей, культурную столицу России. Изначально он строился многими народами, его памятные места связаны почти со всеми этносами России и мира. История города, в которой были и тяжелейшие испытания и радостные дни, научила его жителей быть вместе в беде и радости, поддерживать друг друга, поэтому ценности дружбы и взаимного уважения должны быть особенно дороги всем его жителям. А кому, как не нам, педагогам способствовать, совместно с родителями, воспитанию в подрастающем поколении таких качеств, как согласие, терпимость, прощение, сочувствие, сопереживание и т.п. поскольку cамые яркие впечатления о доме, обычаях и традициях, заложенные с детства, могут стать примером на всю жизнь.
Актуальность. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов к своей национальной культуре и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к мировой культуре становится социальным заказом общества.
Умение жить в мире разных людей и идей, иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Но какую же форму деятельности подобрать, чтобы воспитание этих качеств было наиболее доступно, интересно детям, чтобы они запомнились и сформировались? Конечно же ИГРА!
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства, этой волшебной страны, где всегда царит ИГРА! Игра связывает между собой детей, а детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять нам, взрослым, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Вот почему моё педагогическое кредо можно сформулировать словами знаменитого писателя А. Грина: "... я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками... Есть чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим, значит владеть всем."
Игры, особенно народные, музыкальные, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения и музыкального исполнительства идет параллельно с духовным обогащением детей. Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, я считаю, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно. Ведь ничто не сближает и не повышает культурный уровень нации так сильно, как музыка, особенно народная музыка. Через музыку мы можем передать наши чувства, ощущения, эмоции, в том числе духовные и религиозные переживания, которые универсальны, ибо не зависят ни от национальности, ни от возраста: они передаются поверх языковых барьеров, зачастую поверх культурных или вероисповедных барьеров.
Таким образом музыка и игра два неразрывных компонента, которые принимают деятельное участие в поликультурном воспитании ребёнка-дошкольника.
Работу по музыкально-игровой деятельности в дошкольном учреждении я начинала с организации музыкально-театральной студии “Сказка”, разработав свою программу, взяв за основу разработки О.В.Гончаровой, А.Н.Щёткина, Э.Г. Чуриловой и др. педагогов и руководителей театральных студий.
Сначала я ставила с ребятами спектакли и театрализованные представления, но постепенно перешла от "крупных форм" к играм-драматизациям, разыгрывала, в основном, небольшие сценки, пантомимы, импровизированные миниатюры, которые можно всегда легко вставить в любой праздник, вечер досуга, разыграть в группе, привлекая к этому не только детей, педагогов, но и родителей, с удовольствием подключающихся и вступающих в импровизацию, окунаясь в беззаботный весёлый мир детской игры. Постепенно, параллельно с театрализованной деятельностью, я вводила в занятия, досуги и праздники всё больше музыкальных народных игр, увлеклась этнокультурой и, видя большой и яркий отклик со стороны детей и взрослых к этой теме, изменила направление работы и стала заниматься музыкально-игровой деятельностью, знакомя воспитанников с традициями и играми разных народов. В нашем детском саду есть воспитанники и сотрудники из разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья, поэтому постепенно я заинтересовалась вопросами поликультурного воспитания средствами музыкального искусства.
Курсы по интерактивным технологиям и разработка проекта"Музыкальный Петербург" на всероссийском сайте MIMIO (http://www.mimio-edu.ru/projects/muzykalnyy-peterburg) помогли мне расширить формы своей деятельности, обогатив занятия с детьми интерактивными технологиями. А знакомство с медиапроектом "Поликультурный Петербург" подсказал новые пути развития. Сейчас я завершаю разработку интерактивного проекта для дошкольников по этой теме.
Мною разработана программа по музыкально-игровой деятельности с учётом поликультурного воспитания как средства воспитания основ толерантности.
Поликультурное воспитание играет большую роль в формировании толерантности, т.к. как происходит усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям.
Цель работы: Прививать детям эстетическое мировоззрение, учить видеть прекрасное, любоваться им, содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах, и, как следствие, формированию поликультурности как одного из важнейших личностных качеств ребенка-дошкольника.
Пути реализации:
- ознакомление воспитанников и их родителей с русскими обычаями, традициями, творчеством (музыкой, музыкальными инструментами, играми и хороводами)
- формирование интереса к семейным традициям (проведение праздников и досугов ко Дню семьи "Мой дом - моя крепость")
- воспитание нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей и культурой родного города;
- знакомство с традициями, играми и музыкой народов России ( тематические досуги "Россия - Родина моя")
- знакомство с музыкой и играми народов других стран (тематические досуги "Земля - наш общий дом")
Задачи:
- Последовательное знакомство с музыкально-игровым творчеством русского народа, народов нашей страны и других стран;
- воспитание дошкольников в лучших традициях петербургской культуры ;
- воспитание внимания и уважения к людям;
- развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции при исполнении народных игр и хороводов;
- cовершенствование артистических навыков детей: выразительной пластичности, жестов;
- развитие музыкальности, чистоты интонирования;
- воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
Для решения задач разработала:
- перспективное планирование работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
- перспективное планирование работы с родителями воспитанников, воспитателями и педагогами-специалистами;
- циклы занятий и вечеров досуга по темам:
- Моя семья – моя гордость,
- Любимый город,
- Это русская сторонка, это Родина моя,
- Нас много на шаре земном;
- cоздала развивающую среду (атрибуты, костюмы, музыкальный материал, картотеки игр, народных музыкальных инструментов, видеоматериал).
В моей работе прослеживается тесная взаимоcвязь музыкально-игровой и физической деятельности, ведь не зря сейчас физическому воспитанию уделяется особо серьёзное внимание.
Уже 9 лет я работаю руководителем "Творческой мастерской" в детских летних оздоровительных лагерях, что позволяет “выступать в ролях” костюмера, декоратора, гримёра, музыкального и художественного руководителя и качественно обогатить мой уже имеющийся опыт.
Очень много народных игр имеют элементы театрализации и здесь я столкнулась с проблемой - мои маленькие друзья, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не все и не всегда знают, как это делать. В связи с этим интонации детей могут быть мало выразительны, а движения однообразны. В такой ситуации у них может возникнуть неудовлетворённость своими действиями, что приведёт к разочарованию и потере интереса к игре. В этих случаях мне на помощь приходит опыт работы в театральной студии. Используя тренинги по актёрскому мастерству я выделяю и показываю детям средства образной выразительности: интонацию, пантомимику, жесты, позы, походки. Наглядный пример и процесс совместного поиска средств выразительности, для передачи образа, очень объединяет меня и моих воспитанников. Мне самой очень нравится играть и выступать вместе с детьми, безудержно смеяться и немного грустить, фантазировать и перевоплощаться, находя в этом неисчерпаемый источник вдохновения, открывая в себе и детях всё новые и новые возможности и способности.
Видя такую мою заинтересованность вопросами музыкально-игровой деятельности, педагоги и родители с удовольствием откликнулись на моё предложение о создании клуба "Музыка с мамой", который постепенно стал детско-родительским семейным клубом "Семейный очаг", куда входят целые семьи и представители разных национальностей. Инициаторы клуба проводят семейные вечера, концерты, праздники, чаепития, на которых и родители с детьми и педагоги с увлечением знакомят всех с родной этнокультурой: историей и бытом своего народа, его музыкой, играми и хороводами, народной кухней, показывают презентации, устраиваются мастер-классы.
В своей работе я использую следующие формы взаимодействия с детьми:
-групповые,
-подгрупповые,
- индивидуальные занятия,
- досуги и вечера развлечений и др.,
а методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические и др.
Во время совместной музыкально-игровой деятельности с точки зрения поликультурного воспитания, у детей формируются:
- культура межличностного отношения в группе;
- приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры;
- представления о быте, культуре, музыкальном и игровом творчестве народов России и зарубежных стран;
- cпособность обогащать свою речь образными выражениями, развивать словесное творчество;
- cпособность передавать выразительность движений в играх, хороводах, в действиях персонажей;
- компоненты эмоционального благополучия (чувство индивидуальности, умение общаться, умение создавать близкие отношения, умение проявлять активность);
- память, мышление, внимание, воображение, фантазия детей.
Музыкально-игровую деятельность я рассматриваю как уникальное средство познания мира и сплочения коллектива дошкольников. Непосредственное участие в музыкально-игровой деятельности даёт возможность каждому ребёнку реализовать себя как танцора, музыканта, артиста, вырабатывает чувство коллективизма, терпение и понимание.
Перспективное развитие: Многие мои выпускники поступили и успешно занимаются в музыкальных, танцевальных и патриотических коллективах Дворцах детского и юношеского творчества, Центре Эстетического воспитания, в музыкальных школах, театральных и хореографических студиях, фольклорно-этнографических клубах района и города. Я горжусь своими выпускниками и верю, что детские навыки общения, любовь к своей Родине, своему народу, терпение и уважение к людям других национальностей они перенесут во взрослую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников
Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Большое значение имеет музыкально-игровое творчество дошкольников. Оно оказывает на детей коррекционное воздействи...
Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышлени...
Консультация для музыкальных руководителей: «Развитие коммуникативных умений дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности».
Данный методический материал предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей....
Сказки-«шумелки» как вид музыкально-игровой деятельности в процессе музыкального воспитания дошкольников
Материалы будут полезены в работе воспитателей, музыкальных руководителей детского сада...
«Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности»
Основные задачи современного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности связаны с формированием основ музыкально-эстетической культуры детей дошколь...
«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен
Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...
«Развитие ритмического слуха дошкольников через музыкально-игровую деятельность и музицирование» Мастер-класс для музыкальных руководителей детских садов «Ритмы планеты»
Формирование ритмического слуха дошкольника через музыкально-игровую деятельность и музицирование на различных шумовых ударных инструментах....