Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников
консультация

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

(подготовила воспитатель Столярова С.В.,

МДОУ детский сад №28 «Ласточка»)

 Актуальность

 Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

 

                В Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов).

                В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе.

            В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы и направления образования дошкольников : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. 

С 2017 года  в МДОУ реализуется муниципальная  экспериментальная площадка по теме «Формирование культуры межнационального общения детей дошкольного возраста в поликультурном образовательном пространстве как поддержка успешной социализации личности»

Цель и задачи, на решение которых направлена работа  

Цель: Организация процесса поликультурного образования дошкольников через формирование представлений о многообразии культур в мире и России и   воспитание в духе гуманного межнационального общения.

Задачи:

-Формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

 -Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

-Воспитание детей в духе мира, толерантности, гуманного межнационального общения;

Ознакомление дошкольников с национальными культурами реализуются через интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  в ходе непосредственно образовательной деятельности,  режимных моментов и различных видов детской деятельности. Физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физическое воспитание необходимо рассматривать шире — как педагогический процесс воспитания личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные  игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Используя народные подвижные игры  в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование  личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств. Их решение  является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем МДОУ , как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к  русской культуре.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа я  проводила беседы об играх детей в далеком прошлом, активно использовала  в работе с детьми забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

         Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра «В жмурки» была распространена во многих областях России и имела разные названия: "Слепая сковорода", "Жмачки", "Куриная слепота", "Кривой петух" и т.д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас!" - "Лови мышей, а не нас!" Поговорят так с водящим, да ешё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило,        с закрытыми, зажмуренными глазами.

     Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как   «Бояре»,  «Царь Горох»,   «Стрельба из лука»,  «Стадо», «Жмурки» и др., свидетельствуют о том, что когда-то люди участвовали в военных походах, битвах, держали в хозяйстве разнообразный скот и птицу, отражают жизненный уклад в период правления монархов в Российском государстве. Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.        

Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни  из них имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, "Коршун", "Курочка", "Гуси-лебеди", "Стадо"). А в  играх типа "Много троих, хватит двоих", "Горячее место" сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Беру  игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре "Краски" покупатель переговаривается с водящим: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель". - "Зачем пришёл?" - "За краской". - "За какой?" - "За голубой".

 Коллективная деятельность в играх  способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры  рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Игры содействуют возникновение в детской среде соревнования и, как результат, признается достоинства  или недостатков, поощряется кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл.

  Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их  процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляет ценный, неповторимый игровой фольклор..

Решение задач поликультурного воспитания происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь группы детского сада,   и осуществляется не только инструктором по физической культуре, а  совместными усилиями всех педагогов и специалистов детского сада и родителей.

Целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых старшему дошкольнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.

Все педагоги  нашего МДОУ  через различные формы работы  знакомят детей  с народными играми, народным календарем,  произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре. Для этого в  детском саду и группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству: комната русского быта «Горенка»

  В каждой группе созданы уголки краеведения ; сделаны подборки  дидактических,  сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и   детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости и пр.

В уголках для родителей       постоянно помещается материал по народному календарю,  по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», Новый год», «Масленица» и другие.

Наряду с непосредственно-организованной деятельностью мы все вместе   организуем   праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир  народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

 В нашем  детском саду  регулярно проводятся такие  народные  праздники, как: покровские посиделки, Масленица, Пасха,  Рождество и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Итогом   проделанной работы стало развлечение «Спортивные дошколята» и «Аукцион авторских подвижных игр»  

   Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания  поликультурности, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  Работа с семьей в области  поликультурного  воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса:.

Народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

      Литература:

1.О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

2.Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных  учреждений / авт. составитель Л.С.Куприна,  Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство поликультурного воспитания в детском саду

В статье представлены основные этапы развития поликультурного  воспитания  дошкольников. На примере сравнительной характеристики сказок(русской и узбекской) ребята познают  внутренний м...

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается возможность использования народной игры как средства содействия духовному обогащению дошкольника и формирования готовности и умения жить в многокультурной стране....

Народные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Используя народные подвижные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личност...

Использование мини-музея народной куклы как средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство по праву можно назвать важным этапом в жизни ребёнка и в становлении его личности. Этот период  является наиболее благоприятным для развития у детей уважения и интереса к родно...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников...

Статья "НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...