Проект "Моя Малая Родина" (из опыта работы)
проект (подготовительная группа)

Каляева Светлана Алексеевна

Реализация регионального проекта "Дошкольникам о родном крае"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Моя Малая Родина город Никольск»

Светлана Алексеевна Каляева

МБДОУ «Детский сад №5» г Никольск Пензенская область

  Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории своей Малой Родины. «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей Малой Родиной – городом Никольск  в дошкольном возрасте.

Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу, которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.

Мной были изучены книги: Н.Ф. Виноградова «Дошкольникам о родной стране» Москва 2009,Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» 1995г, Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ), В.С. Голова «Никольский музей стекла и хрусталя», С.М. Шевченко «Город Никольск», «Никольск в зеркале истории», сборник стихов никольских поэтов «Порыв души провинциальной»

  Работу с детьми облегчает проектный метод. В младших группах были разработаны  проекты «Моя семья», «Герб моей семьи», «Я и мои друзья», «Наш детский сад», «Экскурсия в лес». В старших группах  я работала над реализацией регионального проекта «Дошкольникам о родном крае», «Моя Малая Родина». Главная цель: воспитать у дошкольников любовь к Малой Родине, жизни народа, к его культуре. Поставленная цель решается в каждой группе в соответствии с возрастными особенностями детей.             Подготовительный этап включал в себя анкетирование родителей на выявление знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях, беседы с  детьми с целью выявления уровня  знаний и представлений об истории и культуре родного города.

  На основном этапе  проводила познавательные занятия «История возникновения г. Никольска», «История названий улиц родного города».

Во время экскурсии в дом-усадьбу  Бахметьевых – Оболенских  дети познакомились с основателями нашего города и узнали, что в село Никольское приезжал писатель Лев Толстой и гостил четыре дня.

В музее стекла и хрусталя дети узнали о стекольном производстве. С детьми проводились экскурсии в Дом культуры, на почту, к зданию поликлиники, хлебозавода, проходной завода «Красный гигант», в дом детского творчества, побывали у районной доски Почета, а чтобы расширить знания о православной вере никольского народа посетили собор Воскресения Христова. С детьми проводила беседы о земляках, героях Великой Отечественной войны: Анохине, Ковалеве, Бирюкове, Кашутине, Каткове. Ежегодно возлагаем цветы к бюстам героев, испытывая чувство гордости за своих земляков. Традиционными стали у нас в группе встречи  с никольским поэтом, Востровой М.Е., она же бабушка воспитанника, с песенным самородком земли Никольской, автором слов и музыки гимна Никольска В.П. Банновым. Проводила  НОД «Народности Никольского края», чтобы расширить знания детей о разных народностях города (русские, мордва, татары) В группе создан уголок по патриотическому воспитанию, где ребенок может рассмотреть иллюстрации о своей Малой Родине, о растительном и животном мире родного края, девочки могут примерить национальные  костюмы. При ознакомлении детей с обликом родного города эффективным методом является моделирование. Работая со схемой улицы, дети обозначали номера домов, достопримечательности, рисовали дорогу из дома в детский сад. Это способствовало запоминанию домашнего адреса, уточнению правил безопасного поведения на улице.

С целью закрепления полученных знаний и отражения впечатлений о городе, были организованы занятия по рисованию на темы «Фонари нашей улицы», «А из нашего окна улица белая видна», «Наш детский сад». В старших группах проводилась поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об их профессиях, доли участия их в становлении города, дети обменивались полученной информацией, рассматривали документы и фотографии. На основе полученных впечатлений мы составляли рассказы, отражали свои впечатления в других видах занятий. Поставленная мною цель решалась при сочетании наблюдений непосредственного окружения с чтением художественных произведений (рассказы П.Бажова, рассказы Е. Бианки), слушанием классической музыки (П.И. Чайковского), рассматриванием картин и иллюстраций к книгам.

Основной вид деятельности дошкольников – игра, она тоже способствует достижению цели моего проекта. Мы играли в строительные игры «Мы строим город»,  «Мы – архитекторы», сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Библиотека», «В музее», «Семья», дидактические игры «Собери картинку»,  «Угадай достопримечательность» .

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Родители совместно с детьми  приняли участие в оформлении альбомов «Никольск – город мой родной», «Где мы любим отдыхать», были организованы выставки плакатов-проектов «Каким я бы хотел видеть наш город», «Земля – планета, на которой мы живём».

  На третьем этапе провелся итоговый опрос детей и повторное анкетирование родителей. Вся проделанная работа, дала огромные результаты. Малоактивные дети Алиса Д., Соня Ж., Даниил Р., Артем Р. стали больше проявлять интерес к родному городу,  эти дети стали чаще с родителями выезжать на экскурсии по городу, стали больше интересоваться знаменитыми земляками, растительностью города. Все дети овладели знаниями, которые соответствуют их возрастным особенностям.

  Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что цель моего проекта достигнута. В дальнейшем  мы с детьми будем расширять знания и представления о своей Малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание любви к малой Родине" из опыта работы в подготовительной группе

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования патриотических чувств. Поставила задачу- углубить чувства, помочь детям открывать Родину в том, что ему близко и ...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...