Тема « Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя средней группы).
статья (старшая группа)

полезная статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иващенко И. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №14 Приморского района

Санкт-Петербурга

Тема « Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя средней группы).

         

Наиболее доступным для детей видом деятельности является игра, поэтому в дошкольном возрасте широко применяются игровые технологии. Игра – ведущий для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира знаний и впечатлений. Уже с раннего возраста ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-нибудь другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки, использовать разные предметы, преодолевать трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Возникает социо-игровой стиль общения, который основывается на принципе организации работы малыми группами. Основным условием таких групп является предоставление детям возможности проявления инициативы и самостоятельности, формирование коммуникативных навыков общения.

         В игре, как и  в повседневной жизни, дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны совместными играми, знаниями, интересами, привычками. Все это является основой для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать, поддерживать друг друга. В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Оно дает детям развиваться. В детском саду, внутри группы, у ребенка особенно активно формируется собственный опыт, знания и умения, которые дошкольники приобретают и которые необходимо применить на практике. И задача воспитателя - увидеть и поддержать такие формы объединения, так как это важная часть приобретённого каждым ребенком социального опыта.

         В данной статье хочу поделиться опытом организации работы с детьми среднего возраста (4-5 лет) в малых группах. Перед собой ставлю следующие задачи:

- помочь детям научиться общаться;

- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

- способствовать развитию самостоятельности, творчества;

- развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

         Объединяя воспитанников в малые группы, я основываюсь на их симпатиях, использую свои приёмы деления детей на группы. Выбор способа деления детей на малые группы зависит  от содержания занятий, уровня произвольного  поведения. При делении на малые группы дошкольники не обязательно должны сидеть на стульчиках. Они могут  стоять на ковре полукругом, сидеть беспорядочно, вставать, передвигаться по группе.

          Я считаю, что работу малыми группами лучше всего начинать со средней группы. Детей сначала можно объединить в пары, затем в тройки. При этом необходимо учитывать, чтобы эти малые группы не оставались одними и теми же. В течение одной совместной деятельности они должны меняться от задания к заданию. Применение технологии групповой работы «в двойках и тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

У дошкольников воспитываются такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуется умение договариваться, сообща выполнять работу.  

         Сам процесс деления детей на малые группы я всегда стараюсь представить как интересную захватывающую игру. Это способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Например, воспитанников можно поделить:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы имена начинались на одну и ту же букву;  

- кто на каком этаже живет;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком  и т.д.  

         Объединить детей в малые группы можно и опираясь на их знания. Я предлагаю им объединиться в малые группы следующими способами:

- назвать по цепочке 3-4 цвета, поочерёдно повторяя их (например: красный, синий, зеленый, жёлтый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;

- назвать геометрические фигуры разных форм и цветов, объединиться тем, кто назвал одинаковые фигуры т.п.

- назвать домашних  животных и их детёнышей, объединиться в пару «животное - детёныш» (например: корова - телёнок, кошка - котёнок) и т.п.

         При работе в малых группах дети учатся правилам и культуре общения: договариваться, слушать остальных членов группы, при этом развивается речь детей. Ребенок на практике осознает, как ему нужно организовать свое общение в группе, чтобы выполнить задачу. Социо- игровая технология  - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

         При современном подходе к обучению и воспитанию подрастающего поколения остро стоит вопрос о новом взгляде педагога на ребенка как на партнера совместной деятельности. Непосредственная  образовательная   деятельность должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все другие виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Здесь важны равноправные отношения между участниками образовательного процесса. Именно организация работы в малых группах способствует тому, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.

Такая работа дает возможность объединить детей общим делом  или совместным обсуждением индивидуальной работы и превратить ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. При этом я, как педагог обязательно слежу за тем, чтобы стеснительные ребята имели возможность проявить себя  в работе группы,  сотрудничать с остальными детьми. Я считаю, что малые группы более эффективны, потому что в них каждый ребёнок имеет возможность  внести свой опыт в выполнение задания.

         Как показывает мой опыт, при работе с детьми в малых группах возникают и проблемы. Между детьми может возникнуть конфликт, не все ребята готовы к компромиссу и сотрудничеству, многие не готовы слушать воспитателя и друг друга.

И здесь в каждом конкретном случае я, как педагог, беру инициативу на себя в разрешении конфликта, напомнить ребятам правила работы в группах:

- один за всех и все за одного;

- когда работаешь сам, не мешай другим;

- справился сам, помоги другу;

- никогда не бойся доказывать свою правоту;

- всегда умей принять помощь.

         Работа дошкольников в малых группах предполагает коллективную деятельность, но  мнение всей группы выражает один человек, лидер. Так как в средней группе дети ещё не способны самостоятельно выбирать лидера, я прихожу им на помощь, подвожу их к пониманию выбора. При этом лидер должен постоянно меняться.

         В моей практике организация работы дошкольников в малых группах  способствовала реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию у них коммуникативных навыков. При работе в малых группах у детей развивается любознательность, реализуются их познавательные потребности. Ребята становятся более общительными, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. При работе в малых группах дети приобретают важнейшие социальные навыки: ответственность, умение договариваться. У ребят вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

         Литература:

          Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве, М.,

         Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть пр...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...

«Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»

laquo;Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»...

«Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя средней группы).

Организация работы в малых группах способствует тому, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.Такая работа дает возм...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Практика организации работы детей в малых группах в рамках дошкольного учреждения как нельзя лучше способствует вовлечению детей в различные сферы деятельности, способствуя формированию навыков, необх...