Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).
методическая разработка (средняя группа)

Данная разработка позволяет ознакомиться с понятием "малая группа" непосредственно у дошкольников, предлагает вариативность разделения на малые группы и проблемы, которые могут возникнуть при данном виде деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антошкина Юлия Эдуардовна,

 воспитатель

 ГБДОУ детский сад №39

Петроградского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка по организации работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя средней группы).

Существует множество механизмов для стимулирования активности ребенка, его взаимодействия с окружающим миром, а также необходимых процессов саморазвития и социализации. Одним из таких механизмов является распределение в малые группы.

Малая группа – вид социальных групп, с установленными нормами поведения, межличностными контактами, сопровождающийся специфическими эмоциональными отношениями и поведенческими нормами.


Объединение в малые группы может происходить, как спонтанно, так и с помощью целенаправленного создания педагогом специальной развивающей среды, в которой ребенок будет учиться уважению к личности другого человека, доброжелательности, креативности, стремиться развивать самостоятельность, а так же интеллектуальную и практическую сферу жизни. В процессе взаимодействия с другими в таких малых группах(или микрогруппах) создаются возможности для сравнения своих навыков и умений и результатов со знаниями и результатами действий других детей, а значит происходит формирование адекватной самооценки и собственного опыта.
Наиболее ранней группой социальной организации малых групп является группа детского сада, где ребенок впервые вступает в социальные отношения с другими детьми и учится взаимодействию с ними.
Формирование малых групп происходит с помощью социо-игровых технологий, которые подразумевают под собой занятия с детьми в формате игры, где дети получают возможность обмениваться собственным опытом, знаниям и получать поддержку от своих сверстников.
В младшем дошкольном возрасте для продуктивного общения является оптимальным объединение детей в группы по 2-3 человека, в старшем – по 5-6 человек.
В процессе деления на малые группы перед педагогом ставится задача в помощи детям научиться взаимодействию с другими людьми, развитию познавательного интереса, самостоятельности, а также просто в возможности сделать образовательный процесс более легким и доступным для детского восприятия.
Само деление на группы может быть очень разнообразным и зависеть от фантазии педагога, его опыта, количества детей и их умении договариваться друг с другом и воспринимать предлагаемую информацию.
Несколько способов деления на группы:
1) По движению, слову или действию.
- предложить детям назвать по очереди цвета и тем, кто назвал один цвет собраться в группу
- то же самое с названием транспорта, животных, растений, времен года
-  вспоминать или придумывать движения и повторять их в предложенном порядке

2)По жизненным ситуациям.
- дети собираются в группы с теми, с кем рядом живут
- с кем сидят за обеденным столом
- с кем спят рядом в детском саду

3)По предметам, объединенным одним признаком.
Каждому ребенку выдается по одному предмету. Задача состоит в том, чтобы найти у другого предмет, соответствующий и подходящий его собственному.

4)Объединение посредством образования пар.
Каждому ребенку дается индивидуальное задание, после выполнения которого ему необходимо найти в пару друга, с которым он мог бы объединить результаты этого задания, после чего данная пара находит себе еще одну пару, и так вплоть до образования малой группы, способной дальше выполнять задания педагога.
Возможные варианты заданий:
-придумать предложение и найти, с кем можно его объединить
-сделать аппликацию, рисунок или поделку
-составить рассказ про любимую игрушку, книгу, время года и т.д.

5) Деление на «первый-второй».

6)Деление по признаку( по росту, цвету глаз, по первой букве имени, по составу семьи и т.д.)

7)Игра «Цепочка». Ведущий выбирает количество детей по количеству команд, после этого каждый ребенок выбирает первых участников команд, те, в свою очередь, выбирают вторых и т.д.

8) «Разрезанная открытка». Педагог берет несколько открыток, разрезает их на несколько частей и выдает их каждому ребенку, после чего дети должны попытаться отыскать товарищей, у которых есть недостающие фрагменты открытки и собрать ее.

Главной задачей педагога в процессе формирования малых групп и проведения занятий с детьми является создание условий для свободного проявления желаний ребенка. Не нужно пытаться навязывать детям свое мнение и указывать, как правильно себя вести. Чтобы в группе соблюдался порядок необходимо изначально обговорить с детьми правила поведения, которые будут соблюдаться всеми, в том числе педагогом. Вместо того, чтобы одергивать детей указаниями: «Соблюдайте тишину», нужно просто объяснить, что громкое поведение может помешать другим детям заниматься. В таком случае ребенок уже с малых лет начнет приучаться уважать интересы других людей.
Также нельзя требовать от детей обязательного верного исполнения задания и ждать от каждого результат. Педагог не должен лишать ребенка возможности совершить ошибку и учиться на собственном опыте, скорей наоборот, взрослому необходимо дать понять малышу, что ошибаться и проигрывать– это нормально, и воспринимать это нужно, как опыт, из которого надо извлекать урок.

Работая даже с малышами, я поняла, что непосредственная  образовательная   деятельность обязательно должна проходить в виде партнерских действий между воспитателем и детьми, как и все виды деятельности, что соответствует современным требованиям. Очень важны равноправные отношения между участниками образовательного процесса – это такая общность, в котором каждый ребенок может себя почувствовать умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.

Все это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращения ее в коллективную. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог само выразиться в процессе деятельности в малых группах. Необходимо педагогу следить за тем, чтобы стеснительные дети имели возможность проявить себя в работе группы, сотрудничать с остальными детьми. Маленькие группы более эффективны, поскольку представляют возможность внести свой опыт в выполнение задания.

Опыт показал, что могут возникать определенные проблемы в работе малых групп:

  • конфликт
  • неготовность к компромиссу и сотрудничеству
  • неготовность слушать

В каждом конкретном случае инициативу нужно взять на себя в разрешении конфликта. Важно   напомнить детям о правилах работы в группах:

  • один за всех и все за одного;
  • когда работаешь сам, не мешай другим;
  • справился сам, помоги другу;
  • главное не бояться доказывать свою правоту;
  • умей принять помощь.

В моей практике применение методик работы с малыми группами способствовало реализации потребности детей в сохранении их психологического здоровья, формированию коммуникативных навыков. В результате у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети более общительны, не стесняются высказывать свое мнение, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, умение договариваться, ответственность.

Литература:

1.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками

2. Е.О. Смирнова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2012. -192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт детям развиваться....

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Гладова Татьяна БорисовнаВоспитательГБДОУ №18 Приморского района г. Санкт-Петербурга  Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя младшей группы) В повс...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольное детство – это тот период, когда необходимо начинать развивать у ребенка навыки учиться в течении всей жизни, межличностные и гражданские компетенции, понимание проблем защиты окружающ...

«Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»

laquo;Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)»...

«Организация работы дошкольников в малых группах» (из опыта работы воспитателя средней группы).

Организация работы в малых группах способствует тому, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя умелым, знающим, способным (вместе с другими детьми) справиться с любой задачей.Такая работа дает возм...

Организация работы дошкольников в малых группах (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Практика организации работы детей в малых группах в рамках дошкольного учреждения как нельзя лучше способствует вовлечению детей в различные сферы деятельности, способствуя формированию навыков, необх...