"Воспитание любви к малой Родине" из опыта работы в подготовительной группе
статья (подготовительная группа) на тему
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования патриотических чувств. Поставила задачу- углубить чувства, помочь детям открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении родных и близких, т.е семьи, родной природы. Материал о проведёной работе, о методах и приёмах по формированию любви к ближайшему окружению- семье, окружающим людям, природе, значимым событиям в стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_maloy_rodine.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание любви
к малой Родине»
(из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы СП-Детский сад «Улыбка» Бакуцкой С.Л.)
«Воспитание к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой Родине, к родному краю.
С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем - это составная часть формирования у него патриотических чувств. Я поставила перед собой задачу - углубить чувства, помочь детям открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении родных, близких, т.е. семьи, родной природы.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать, трудиться и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
С этой целью в утренний приём проводила с детьми беседы об их семьях – кто в их семье живёт, кто главный в доме и почему, где работают родители, какую роль играют бабушка и дедушка у каждого в семье, заботятся ли дети о престарелых членах семьи (подвожу детей к пониманию того, что старшие члены передают опыт в воспитании подрастающего поколения), есть ли свои обязанности у детей, существуют ли какие-нибудь традиции в их семьях. Провела непосредственно - образовательную деятельность на темы: «Мой дом, моя семья», «Страна, в которой мы живём», «Берёзка –символ России», «Мы все-жители планета Земля», «Уголок планеты, где мы живём», «Земля - наш общий дом». Во время экскурсий ( в школу, в сельскую библиотеку, по главной улице села) развивала интерес к трудовой деятельности взрослых, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда взрослых.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители.
Моей задачей и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. В течение года дети совместно с родителями принимали участие в конкурсах детского сада «Осенний гербарий» (победителями стали семья Ферузы К.- 2 место, Серёжи Т. – 3 место), новогодний конкурс - символ года «Лошадка-2014» (победителями стали семья Вари Д.- 2 место, Кости И. - 3место). К праздникам 8 марта и 23 февраля ребята рисовали портреты мам и пап, ко Дню Семьи оформили фотогазету «Моя семья". В помощь родителям были подготовлены консультации на тему «Учим ребёнка общаться», «Как провести выходной день с ребёнком». Всё это сплачивает, сближает членов семьи, учит взаимопомощи и взаимовыручке, любви, заботе друг к другу.
Для успешного решения поставленных задач я создала соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформила патриотический уголок, в котором находится портрет президента России, иллюстрации флага, герба России, столицы нашей Родины - Москвы, Книга Памяти Самарской области, фотографии и книги о городе Куйбышеве и сегодняшней Самаре. В книжном уголке выставляла художественные произведения по определённой тематике: М. Исаковский «Родина наша», В. Драгунский «Друг детства», С. Михалков «Моя улица», С. Маршак «Почта», А. Карасёв «Чтобы в городе было чисто», иллюстрации и рассказы о войне, по временам года и др.
Дети и родители участвовали в проекте «Все работы хороши!», в процессе которого у детей сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых, как много существует профессий на земле (« все профессии нужны - все профессии важны «). Оформили с детьми альбом «Все работы хороши» и «Труд людей», д/игры « Кому что нужно для работы», «Знаю все профессии».
Во время наблюдений за сезонными изменениями в природе учила любоваться красотой вокруг. Использовала художественное слово, стихотворения, приметы. В процессе наблюдений старалась побуждать каждого ребёнка отражать своё отношение (нравиться, не нравиться, почему?) подчёркивала при этом, что где мы живём, много красивых мест: лес, полянки, пруды - и всё это называется малой Родиной.
Постепенно дети стали понимать, что они тоже жители России и могут, что - то сделать, чтобы родной посёлок, край, где они живут, был красивым и чистым – для этого нужно не сорить, не ломать, помогать взрослым сажать деревца, цветы в детском саду , во дворе своего дома.
Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, как трудились, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. Всё это дети узнают, посещая фольклорный кружок «Русская изба».
У нас в детском саду существует традиция отмечать народные праздники – Святки-Колядки, Масленица , которые пришли с глубокой древности . На Масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории на Руси.
Каждый год , 9 Мая жители нашего посёлка, страны приходят к памятникам, обелискам, чтобы почтить память своих героев - земляков и возложить цветы, венки. У нас стало традицией принимать участие детей подготовительной группы на Площади Памяти в параде Победы русского народа в Великой отечественной войне, дарить поздравительные открытки, сделанные своими руками детям войны и тыла. На конкретном примере из жизни своей бабушки и дедушки рассказала, как они в годы войны детьми трудились в поле дотемна, помогали переплавлять брёвна по реке.
Подвела детей к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Ребёнок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают...
В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что...
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине.
А малая Родина - это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в МКДОУ №10 г. Новосибирска из опыта работы воспитателя подготовительной группы: Садовская Надежда Васильевна
Проект направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, привлечение детей и родителей к изучению знаменат...
Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...
Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...
Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...
Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.
Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны ...
Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...