"Воспитание любви к малой Родине" из опыта работы в подготовительной группе
статья (подготовительная группа) на тему

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем- это составная часть формирования патриотических чувств. Поставила задачу- углубить чувства, помочь детям открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении родных и близких, т.е семьи, родной природы. Материал о проведёной работе, о методах и приёмах  по формированию любви к  ближайшему окружению- семье, окружающим людям,  природе,  значимым событиям в стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_k_maloy_rodine.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Воспитание любви

к малой Родине»

(из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы СП-Детский сад «Улыбка» Бакуцкой С.Л.)

«Воспитание к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости доказывать. Но как  воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви  к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит  в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                                                                                            Д.С.Лихачёв

Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание любви к малой Родине, к родному краю.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем  - это составная часть формирования  у него патриотических  чувств. Я поставила перед собой задачу - углубить чувства, помочь детям  открывать  Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении родных, близких, т.е. семьи, родной природы.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

 Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать, трудиться и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

 С этой целью в утренний приём  проводила  с  детьми  беседы  об их семьях – кто в их семье  живёт, кто главный в доме и почему, где работают родители,  какую роль играют бабушка и дедушка у каждого в семье, заботятся ли дети о престарелых членах семьи (подвожу  детей к пониманию того, что старшие члены передают опыт в воспитании подрастающего поколения),  есть ли свои обязанности у детей, существуют ли какие-нибудь традиции в их семьях. Провела непосредственно - образовательную деятельность на темы: «Мой дом, моя  семья», «Страна, в которой мы живём», «Берёзка –символ России», «Мы все-жители планета Земля», «Уголок планеты, где мы живём», «Земля - наш общий дом». Во время  экскурсий ( в школу, в сельскую библиотеку, по главной улице села) развивала интерес к трудовой деятельности взрослых, уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда  взрослых.

 Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают родители.

Моей  задачей  и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше. В течение года  дети совместно с родителями  принимали участие в  конкурсах детского сада «Осенний гербарий» (победителями  стали  семья  Ферузы  К.- 2 место, Серёжи Т. – 3 место), новогодний конкурс - символ года «Лошадка-2014» (победителями стали  семья  Вари  Д.- 2 место,  Кости И.  - 3место). К  праздникам  8 марта  и  23 февраля  ребята  рисовали портреты мам и пап, ко Дню Семьи  оформили фотогазету «Моя семья". В помощь родителям  были подготовлены консультации на тему «Учим ребёнка общаться», «Как провести выходной день с ребёнком».  Всё это сплачивает, сближает членов семьи, учит взаимопомощи и взаимовыручке, любви, заботе друг к другу.

Для успешного решения поставленных задач  я создала  соответствующую предметно-развивающую среду. В группе оформила  патриотический уголок, в котором находится  портрет президента  России, иллюстрации флага, герба России, столицы нашей Родины - Москвы, Книга  Памяти  Самарской области,  фотографии и книги о городе  Куйбышеве и сегодняшней Самаре. В книжном уголке выставляла художественные произведения  по определённой тематике: М. Исаковский  «Родина наша»,  В. Драгунский  «Друг детства»,  С. Михалков  «Моя  улица»,  С. Маршак  «Почта», А. Карасёв  «Чтобы в городе было чисто»,   иллюстрации  и рассказы о войне,  по временам  года   и  др.

Дети  и родители  участвовали в  проекте «Все работы хороши!»,  в процессе которого у  детей  сформировалось  целостное представление  о трудовой  деятельности  взрослых,  как много существует профессий  на земле  (« все профессии нужны  - все профессии  важны «). Оформили  с  детьми  альбом  «Все работы хороши»  и  «Труд людей»,  д/игры    « Кому  что нужно для работы», «Знаю все профессии».

Во время наблюдений за сезонными изменениями в природе  учила любоваться красотой вокруг. Использовала  художественное слово, стихотворения, приметы. В процессе наблюдений старалась побуждать каждого ребёнка  отражать своё отношение  (нравиться, не нравиться, почему?)  подчёркивала  при этом, что где мы  живём,  много красивых мест:  лес, полянки, пруды  -  и  всё это  называется малой  Родиной.

Постепенно  дети стали понимать, что они тоже жители  России и могут, что - то сделать, чтобы родной посёлок,  край,  где они  живут,  был  красивым и чистым – для этого нужно  не сорить, не ломать, помогать  взрослым  сажать  деревца, цветы в детском саду , во дворе своего дома.

 Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, как трудились, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, что ели и пили. Всё это дети  узнают, посещая  фольклорный кружок «Русская изба».

 У нас в детском саду существует традиция отмечать народные праздники – Святки-Колядки, Масленица ,  которые пришли с глубокой  древности . На Масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело. У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории   на Руси.

Каждый год , 9 Мая   жители нашего посёлка, страны приходят к памятникам, обелискам, чтобы  почтить  память своих  героев - земляков и возложить цветы, венки. У нас стало традицией  принимать участие детей подготовительной группы  на  Площади Памяти  в параде  Победы  русского народа в Великой отечественной войне, дарить поздравительные открытки, сделанные своими  руками детям  войны и тыла. На конкретном примере из жизни своей бабушки  и дедушки рассказала, как они в годы войны детьми трудились в поле дотемна,  помогали переплавлять брёвна по реке.

 Подвела детей  к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье  других людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Ребёнок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают...

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает  всё  большее  общественное значение и становится задачей государственной важности.

Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что...

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине.

А малая Родина - это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание в МКДОУ №10 г. Новосибирска из опыта работы воспитателя подготовительной группы: Садовская Надежда Васильевна

Проект  направлен на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, привлечение детей и родителей к изучению знаменат...

Статья. Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Организация групповой работы дошкольников в ходе выполнения проекта в детском саду (из опыта работы воспитателя подготовительной группы). Проект "Путешествие с волшебным треугольником.Приоритетно...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Методическая разработка статьи "Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения" из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

В статье представлен личный опыт воспитателя подготовительной группы при организации работы дошкольников в малых группах....

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения...

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.

Работа дошкольников в малых группах из опыта работы воспитателя подготовительной группы.В играх дети спонтанно объединяются в группы. Общение в таких группах имеет неформальный характер. Дети связаны ...

Работа дошкольников в малых группах: методика организации и проведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Данный методический материал представляет собой руководство для воспитателей, работающих с дошкольниками в малых группах. В нем представлена методика организации и проведения занятий, основанная на оп...