Конспект занятия "Сокровища и богатства Мещёры"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Сокровища и богатства Мещёры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._sokrovishcha_meshchery.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Познакомить детей с богатством мещерского края, с редкими животными, птицами и растениями. Прививать любовь к Родине и чувство патриотизма через любовь к природе нашего края. Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды, закрепить знание правил поведения в лесу.
  2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь, приучать активно работать на занятиях.
  3. Развивать чувство ритма. Учить координировать движения со словом.
  4. Воспитывать чувство гордости за рязанский край.

Активизация словаря: деревья, реки, озера, рыбы, птицы, цветы, грибы, ягоды, животные, насекомые.

Материал: экран, проектор,  карта; послание-свиток от Мещеры; карта Рязанской области, указка; слайды  с изображением деревьев, лесов - смешанного, елового, соснового, березового, дубравы, с изображением речных рыб, озер, рек; торф, поднос, картинки с изображением торфа; слайды с изображением цветов: ландыша, чилима, венерина-башмачка и др.; слайды с изображением лесных ягод, грибов; слайды с изображением зубра, выхухоли и др.; слайды  с изображением стерхов, сокола-сапсана, черного аиста и др. птиц; с изображением насекомых, костюм пожарного, сборные елочки,  с изображением лесного пожара и борьбы с ним, знаки схемы: не разводить костер в лесу, не сорить, не оставлять битое стекло в лесу.

Ход занятия:

Воспитатель находит в раздевалке карту с надписью «Карта сокровищ», обращает на это внимание детей.

- Посмотрите, что я нашла. Это карта, на ней написано «Карта сокровищ». Помните, мы с вами рисовали карты. Может это кто-нибудь из вас нарисовал? Никто. Тогда пойдемте по стрелочкам и посмотрим, что мы обнаружим. Может мы, действительно найдем сокровища.  

Дети идут по карте-схеме, опираясь на ориентиры: гриб, елочка, болото, цветок, пень, заяц. Входят в зал. На стене прикреплен сундук со слитками золото, рядом лежит свиток. Воспитатель читает: «Я посылаю вам свои сокровища. Познакомьтесь с ними и, пожалуйста, сберегите. Мещёра».

Воспитатель: - Дети, а кто такая Мещёра? Хотите узнать? Я вот знаю одну легенду о Мещёре. А что такое легенда? (ответы детей) А теперь сядьте и послушайте.

Легенда:

«Давным-давно на месте Рязани было море. Птица сюда не летала, рыба не водилась. Одно только солнце ходило по небу. И вздумалось солнцу посмотреть на себя в море. Загляделось оно на сою красоту. Месяц смотрит, год. Море высыхать начало. Взмолилось оно, просит пощады у солнца. Но солнце даже слышать не хочет. Дунуло оно на море жаром, и рассыпалось море на реки, ручьи, озера и болота.

Прослышали люди, что в тех местах, где море когда-то было, спрятаны богатства. И стали они реки переплывать, озера обходить и искать сокровища. Многие уходили, только никто не возвращался. Замечают люди: уйдет человек, а потом в лесу одной елью, березой или ольхой становится больше.

Страшно стало людям в те места ходить. Один только крестьянин никак не успокоиться. Уж очень он хотел богатства несметные добыть. А у него было два сына и одна дочь.

Посылает он двух сыновей в лес за сокровищами. Долго они ходили. Вдруг пошел белый дождь, и разлилось на их пути Белое озеро – большое – не обойти, не переплыть. Опечалились они: как пройти дальше. И говорит им озеро: «Помогу я вам, коли дадите ответ: в чем богатство края здешнего?»  Не знали сыновья ответа. Зашумело озеро и накрыло их водой навек.

 Посылает отец тогда свою дочь за сокровищами. А звали её Мещёра. Долго она ходила. Вдруг пошел дождь черного цвета, и разлилось Черное озеро. Не обойти, не переплыть. Опечалилась Мещера. А озеро и говорит ей: « Помогу я тебе, коли дашь ответ, в чем богатство края здешнего?»

А Мещёра смышленая девушка была, подумала она, посмотрела она вокруг себя на леса и луга, на озера и реки, и молвила: «Богатство твое в красоте. Смотришь на эту красоту и не насмотришься, любуешься – не налюбуешься».

По душе пришелся такой ответ Черному озеру, и помогло оно Мещере, поделилось оно с ней своими сокровищами. А девушка стала жить в тех местах, и место это стали называть в честь девушки Мещерой».

- Интересная легенда? Я вам специально не сказала, какими же сокровищами обладала Мещёра. Вы сами их увидите. Подойдите к карте и посмотрите, где расположен мещерский край. (показать на карте) Он расположен между Москвой, Рязанью и Владимиром вдоль реки Пры. Как вы думаете, на чем можно доехать до Мещеры? Попасть в Мещеру можно на машине, автобусе, мотоцикле, на лодке или на вертолете. Но лучше бродить по ней пешком, чтобы увидеть все как следует. (звучит медленная музыка, под нее дети читают стихотворение)

1 реб.                Опять из соснового бора

                Пахнуло смолистым теплом.

                Блеснули лесные озера

                Загадочным черным стеклом.

2 реб.           Над речкой склонилися ивы,

                     От желтых кувшинок пестра

                     Плутает неторопливо

                     Туманом покрытая Пра.

3 реб.                И вновь из соснового бора,

                Русалочьей песней маня,

                Зеленая сказка Мещёры

                К себе потянула меня.

- И вот мы в Мещёре. Подойдите сюда и посмотрите (на стене прикреплены иллюстрации деревьев), какие знакомые деревья вы видите? (ответы детей)

- Эти деревья все растут в мещерских лесах. Леса здесь разные: сосновые, березовые, еловые, смешанные. Здесь чистый воздух и тишина. Сосна очень хорошо очищает воздух от микробов. Звери и птицы питаются семенами из шишек ели и желудями от дуба. С цветков липы пчелы собирают пыльцу. В тени деревьев прячутся от жары все звери, а в дуплах живут птицы. Можно ли деревья назвать богатством? (ответы детей)

Воспитатель переворачивает первый слиток «золота», дети читают слово «деревья». Далее дети с воспитателем подходят к иллюстрациям рек и озер.

- А еще мещерский край богат реками и озерами, болотами. Самая большая река в Мещере Пра. Она впадает в нашу Оку. Озера в этом крае окружены такими зарослями, что можно пройти мимо озера и не заметить его, а в траве даже можно заблудиться, как в лесу. Вода в озёрах очень чистая. Значит можно сказать, что вода - это тоже богатство мещёры? (да)

Перевернуть 2 и 3 слиток с надписями реки, озера.

Как я вам уже сказала вода в озёрах очень чистая, но она тёмного цвета. Дело в том, что такой цвет воде придаёт торф, который находится на дне водоёмов. (Показать картинки и настоящий торф на подносе)

Это такое полезное ископаемое. Оно очень хорошо горит. Люди раньше его использовали для отопления домов в деревнях. А еще его кладут в землю, удобряют её, чтобы урожай был лучше, чтобы цветы лучше росли.

- Кто из вас был на Ласковском, Чёрненьком, Уржинском озерах? Заметили, что вода там тоже тёмного цвета. Вы купались? Видели, что вода чистая, хотя и торфяная. Так какое же ещё богатство Мещёры? (торф)

Повернуть карточку торф.

- Реки и озера богаты рыбой. Какую речную и озерную рыбу вы знаете? (ответы детей) Все эти рыбы водятся в мещерском крае. Кто питается рыбой? (животные, птицы) Можно ли рыбу назвать богатством Мещёры?

Перевернуть  5 слиток с надписью рыба.

- А теперь я приглашаю вас на эту полянку, присядьте, посмотрите вокруг. Как много цветов на нашей полянке. Какие цветы вы знаете? (ответы детей) Эти все цветы встречаются в  мещерских краях. Но есть такие, которые очень редки. Они даже занесены в Красную книгу России. Это Венерин башмачок и Водяной орех или Чилим. Вы их не встретите в наших лесах, а если вдруг встретите – не рвите, полюбуйтесь и идите дальше.

- А вот ландыш еще встречается, хотя тоже стал редким. Из-за чего исчезают цветы? (их рвут люди) Милиция, когда видит людей с букетами ландышей – штрафуют. Какое же еще одно богатство Мещёры?

Воспитатель переворачивает карточку цветы.

- А теперь подойдите к этому ореховому кусту. Скажите, находили ли вы в лесу орехи? Что еще растет в лесах? (грибы, ягоды) Какие? (ответы детей, воспитатель ставит на коллаж ягоды и грибы, названные детьми)

- Для кого в лесу растут грибы и ягоды? (для животных) Какие звери питаются грибами? (белки, медведи, лоси, дикие кабаны) А мухоморами даже лечатся лоси. Какие еще сокровища есть у Мещёры? Вы догадались?

        Воспитатель переворачивает карточки ягоды, грибы, орехи.

        А хотите узнать, какие животные встречаются в мещерских лесах? Для этого вы должны отгадать загадки:

1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой

Спят в берлоге снеговой  (Медведь)

2. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный.  (Волк)

3.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее…(лиса)

4. Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елке ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?        (Белка)

5. Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

6. Водяные мастера

Строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины

И очень крепкую плотину.  (Бобры)

7. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.  (Еж)

8. Сделал дырку, вырыл норку.

Солнце сияет, а он и не знает.  (Крот)

9. Маленький рост

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.  (Мышь)

- А сейчас я вам загадаю загадки о редких животных:

10. Бородат, гриваст, вынослив

Иву вмиг согнет в дугу.

И рогами пни подбросить

Выше дерева смогу.  (Зубр)

Зубр – самый тяжелый на земле зверь. Он весит целую тонну, а длина его тела 3 метра. Из-за человеческой охоты зубр стал встречаться лишь в густых лесах. Браконьерство, вырубка лесов в местах его обитания привело к тому, что зубров осталось очень мало. Наши ученые восстановили стадо лесных великанов. Подросших детенышей отвозят в другие заповедники, чтобы они могли там расселиться.

11. Это надо же назвали - выхухоль        

Словно пыльное пальто кто-то вытряхнул,

А ведь выхухоль в пыли не валяется

Пышной шубой под водой похваляется.

Выхухоль очень древнее реликтовое животное. Это небольшое животное длинной 20 см. У них очень маленькие глазки, выхухоли практически слепы. У выхухолей много врагов: хорьки, выдры, лисицы, бродячие собаки, из птиц – болотный лунь, скопа, беркут, филин, серая ворона, сорока, под водой на них охотятся сомы и щуки. Раньше на выхухолей охотились охотники из-за очень густого, бархатистого меха, который очень ценится. Сейчас охота ни них запрещена. Животное занесено в Красную книгу России.

- Какие же еще сокровища есть у Мещёры?

Воспитатель переворачивает карточку животные.

- А теперь я предлагаю отдохнуть и поиграть. Встанем в круг.

Физкультминутка «Зарядка зверей».

Дятел будит всех вокруг

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (дети стучат кулачком о ладошку)

Звери быстро просыпайтесь,

На зарядку собирайтесь (хлопки в ладоши)

Звери делают зарядку (ходьба на месте)

Кто вприпрыжку (прыжки на месте)

Кто вприсядку (приседания, руки вперед)

Чтоб скорей набраться сил,

Кто-то головой крутил (вращение головой)

Кто-то сладко потянулся (потянуться)

Наконец весь лес проснулся.

Физкультминутка проводится 3 раза: медленно, в обычном темпе, быстро.

- А теперь подойдите сюда и посмотрите, какие птицы обитают в мещерских лесах. Назовите, каких птиц вы знаете? (ответы детей) Среди них есть очень редкие птицы. На земле их осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу России. Например, сокол-сапсан, это самая быстрая птица в мире (показ иллюстрации). Еще живут здесь редкие птицы черный аист (показ иллюстрации) и стерхи (показ иллюстрации). Стерх – это такой редкий вид белого журавля. Этот журавль очень пугливый. Он сторонится человека, может при его появлении покинуть гнездо. Часто становится легкой добычей хищников.

- Так какое же еще богатство есть у Мещёры?

Воспитатель переворачивает карточку птицы.

- А чем питаются птицы? (насекомыми) Насекомых здесь видимо – ненавидимо. Посмотрите сюда, каких насекомых вы знаете? (ответы детей) Насекомыми питаются не только птицы, но и лягушки, жабы, ежи, кроты, медведи, выхухоли. Какое же еще есть сокровище у Мещеры? (насекомые)

Воспитатель переворачивает карточку насекомые.

- А теперь давайте назовем все сокровища Мещеры. Но почему она их нам прислала? От кого и от чего их надо беречь? Давайте пойдем узнаем.

Дети становятся врассыпную, маршируют  и поют песню «Нам птицы просигналили подъем». В это время воспитатель ставит у входа в зал искусственные ели. Из-за них появляется пожарный.

Пожарный: - Здравствуйте, куда вы идете?

Воспитатель: - Мы идем в гости к Мещере. А вы кто? Что делаете в лесу?

- Я пожарный. Дело в том, что недавно здесь случилась беда – все леса полыхали в огне. Лесной пожар – это страшное бедствие. А причины его возникновения бывают разные: кто костер не потушил, кто бутылку разобьет, осколки разбросает. Дождя нет, а солнце светит. Вот искорка и превращается в большой огонь. (показывает картинки с изображением пожара в лесу)

Помните это жаркое лето, когда с неба не упало ни одной капли за несколько месяцев. Пересохли речки и болота. Очень трудно пришлось животным, а тут еще пожары. На борьбу с ним была брошена мощная техника, тысячи людей. Огонь тушили из самолетов, с воздуха. А здесь на земле – мы пожарные (показывает картинки с изображением тушения пожара в лесу). Победили мы огонь. Но последствия этого пожара видны сейчас и будут видны еще и тогда, когда вы будете взрослыми. А теперь надо разбирать завалы, сажать молодые деревца. Была объявлена акция «Желудь» Все желающие собирали желуди и приносили в пункты приема. Вы знаете, что из желудя может вырасти деревце. И зашумят опять сосны, зашелестят березки, чтобы ваши дети любовались на красоту Мещеры, берегли ее богатство и красоту.

Я вам хочу подарить на прощанье эти знаки, чтобы вы не забывали о том, как вести себя в лесу.

Пожарный дарит детям знаки, они с воспитателем их рассматривают.

Воспитатель: - Дети, давайте скажем пожарному спасибо. Мы обещаем сберечь и сохранить сокровища и богатства Мещеры.

Дети поют песню о Рязани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Конспект "Чистота воздуха -богатство нашей страны"

Чистота окружающей среды . И что важнее солне,воздух или вода ?...

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

Конспект ООД "Воздух - богатство планеты Земля"

Конспект ООД«Воздух - богатство планеты Земля»Цель:  формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения к окружающей природе.Задачи: формировать целостное восприятия окружающег...

Конспект-нод « Лес – богатство и краса, береги свои леса»

Путешествие по лесу с элементами экологического воспитания...

Конспект занятияна тему: «Богатство нашей планеты Земля»

Конспект занятия по познавательному развитию   (опытно-экспериментальная деятельность) на тему: «Богатство нашей планеты Земля»...

Конспект НОД «Хлеб – богатство России»

laquo;Хлеб – богатство России» Конспект НОД по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений» в старшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познание...