Конспект ООД "Воздух - богатство планеты Земля"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Марусина Марина Николаевна

Конспект ООД

«Воздух - богатство планеты Земля»

Цель:  формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения к окружающей природе.

Задачи: формировать целостное восприятия окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа: опыты «Воздух повсюду», «Свойства воздуха», наблюдения в природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Социально – коммуникативное  развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:  Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

- А теперь присаживайтесь на стульчики.

- Дети, скажите, что нас с вами окружает? (ответы детей: дома, деревья, птицы, животные)

- Правильно! А что необходимо, для жизни всем живым существам и человеку, и растениям, и животным? (ответы детей: пища, вода, воздух)

- Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете,  сколько человек может прожить без пищи? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория)

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

- Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Помните, мы уже проводили опыты с воздухом, поэтому думаю вам будет интересно и легко. (воспитатель предлагает детям сесть за столы)

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

- Итак, начнем работу в нашей лаборатории:

- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

-  Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

-  А вы знаете,  как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух)

- У нас есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух)

- С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

- Как вы думаете, можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы узнаем, какое блюдо готовят.

- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами почувствовать запах. (апельсин, лук, яблоко). Молодцы, вы все хорошо справились с заданием.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»

- Это мы сейчас проверим. (На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)

- Возьмите по кусочку резины и опустите его в воду. Что с ним случилось? (ответы детей: он утонул) А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что происходит с ней? ( ответы детей: игрушка  не тонет) Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Как вы думаете, что внутри игрушки?( ответы детей: воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

- Воздух нужен всем живым существам, поэтому его надо беречь. Как человек это может сделать? (ответы детей, сажать деревья, строить на заводах очистные сооружения, показ иллюстраций)

- Дети, а знаете ли вы, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

- Хотите попробовать?

- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Рефлексия:

- О чём  мы сегодня говорили? ( ответы детей)

- Вы  провели множество опытов,  понравилось ли вам это делать? (ответы детей)

- Какой опыт  показался самым интересным? (ответы детей)

Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

 Вы все были внимательными, активными, молодцы, ребята, я за это хочу подарить вам по воздушному шарику. (воспитатель дарит детям воздушные шарики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Воздух - богатство планеты Земля»

Цель:  формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения к окружающей природе.

Задачи: формировать целостное восприятия окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

Предварительная работа: опыты «Воздух повсюду», «Свойства воздуха», наблюдения в природе.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Социально – коммуникативное  развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:  Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!

- А теперь присаживайтесь на стульчики.

- Дети, скажите, что нас с вами окружает? (ответы детей: дома, деревья, птицы, животные)

- Правильно! А что необходимо, для жизни всем живым существам и человеку, и растениям, и животным? (ответы детей: пища, вода, воздух)

- Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете,  сколько человек может прожить без пищи? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).

- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория)

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

- Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

- Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Помните, мы уже проводили опыты с воздухом, поэтому думаю вам будет интересно и легко. (воспитатель предлагает детям сесть за столы)

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

- Итак, начнем работу в нашей лаборатории:

- Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »

-  Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

-  А вы знаете,  как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

- Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

- Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух)

- У нас есть воздушный шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (Писк, воздух)

- С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

- Как вы думаете, можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

- Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы узнаем, какое блюдо готовят.

- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами почувствовать запах. (апельсин, лук, яблоко). Молодцы, вы все хорошо справились с заданием.

Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»

- Это мы сейчас проверим. (На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины)

- Возьмите по кусочку резины и опустите его в воду. Что с ним случилось? (ответы детей: он утонул) А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что происходит с ней? ( ответы детей: игрушка  не тонет) Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Как вы думаете, что внутри игрушки?( ответы детей: воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

- Воздух нужен всем живым существам, поэтому его надо беречь. Как человек это может сделать? (ответы детей, сажать деревья, строить на заводах очистные сооружения, показ иллюстраций)

- Дети, а знаете ли вы, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

- Хотите попробовать?

- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (воспитатель показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

- Итак, мы сегодня говорили? ( ответы детей)

- Вы  провели множество опытов,  понравилось ли вам это делать? (ответы детей)

- Какой опыт  показался самым интересным? (ответы детей)

Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята, я за это хочу подарить вам по воздушному шарику. (воспитатель дарит детям воздушные шарики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

Конспект открытого НОД «Планета Земля в опасности» в рамках проведения экологической акции

Дети являются стихийными материалистами и хотят причину всех явлений. Опыт показывает, что уже  в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если ...

Конспект НОД «Беседа «Планета Земля в опасности» в подготовительной группе.

Представленный конспект занятия по экологическому воспитанию требует использование современных ИКТ, в конце конспекта представлен самоанализ воспитателя....

Богатства планеты Земля

Богатства планеты Земля...

Ознакомление с окружающим "Богатства планеты Земля"

Ознакомление детей с окружающим миром через игру -путешествие...