мастер-класс "Северная матрешка"
материал
Мастер класс "Северная матрешка", для педагогов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_severnaya_matreshka.docx | 5.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс . Автор разработки мероприятия Воспитатель МБДОУ "Детский сад " Буратино" Жаринова Лариса Петровна
Тема: " Северная матрешка.
Цель: познакомить детей с хантыйской национальной игрушкой, привить любовь к прекрасному, научить любить малую родину, свой народ.
Задачи:
-практически применять приобретенные знания и навыки при изготовлеии игрушек;
-развивать художественную культуру, интерес к родному творчеству, его традициям и наследию на основе знакомства с работами мастеров декоративно- прикладного искусства;
-развивать творческие способности детей.
Оборудование : м.м. проектор, ноутбук, интерактивная доска, заготовки деревянных кукол, образцы кукол, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки (влажные и сухие).
Ход мастер-класса:К традиционным куклам народов Севера пристальное внимание исследователей было обращено в начале двадцатого столетияв связи с изучением вопросов о происхождении игры и игрушки, ее семантике, художественном своебразии и причинах устойчивости изобразительных канонов. Вопросы эти типологически единые для культуры разных народов, не всегда поддавались разрешению из-за утраты мсточниковой базы.
Северная кукла, сохранившая архаическую форму, привлекает и дает возможность прикоснуться к уже утраченным культурным пластам.
Кукла- детская игрушка в виде фигуры человека, а также фигура человек или животного в специальных театральных представлениях. Такое определение можно прочитать в "Словаре русского языка" С.И. Ожегова.
ТРадиционная северная кукла не совсем соответствует этому определению, так как в северных куклах отсутствуют отличительные признаки человека- черты лица, туловище, руки, ноги, что свидетельствует об архаической природе куклы, сохранившейся у обских народов.
В традиционной культуре народов Севера Заложено много скрытой, знаково-образной информации. Долгое время к куклам относились как к забаве, либо общались к воспитательной их функции в рационально- бытовой трактовке.
Детская игрушка имеет ряд запретов, главный из которых- нельзя делать "похоже" живое существо, " чтобы не вселились духи". Это отличало игрушку от разного типа стилизованных изображений, изготавливаемых для ритуальных обрядов взрослых.
19 веке, первой половины 20 в.в., описаны два традиционных типа кукол: первый, архаический тип- кукла с головкой из утиного клювика. Она имела широкое распространение у ненцев и северных ханты, зафиксирована у восточных ханты, сохраняется ныне по всей территории проживания ненцев и нередко в литературе называется ненецкой куклой, т.е. данная кукла молга быть общим для всех "архетипом".
Традиционные северные куклы по одежде делятся на мужчин, женщин, детей и как правило, у девочки имеется набор кукол, воспроизводящий ее собственную семью. Покрой одежды для традиционных кукол очень прост-обычно это кусочки сукна или ситца, отороченные мехом или украшенные бисером. Мужская и женская одежда различаются по цвету, способу завязывания пояса и головным убором. Куклы, изображающие детей, помещаются в игрушечной колыбели, сделанные кем- нибудь из старших как точные копии настоящих.Среди традиционных северных кукол встречаются куклы-растения: куклы-ягоды (канэк-пакыт), куклы- деревья (юх-пакат), травянные куклы (пом савэли).
В настоящее время используются для игр и покупной куклы, которых с особой тщательностью одевают, чтобы их одежда повторяла реальный традиционный костюм.
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения.ВСегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.
Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушки или мамы, а в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку. Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей.Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство ( предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, калыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы( муки из сушенной рыбы).Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
Куклы казымских и обских ханты, северных манси называются "акань", а куклы юганских ханты- " пакы". Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями. В этнографической литературе описаны два типа традиционных кукол:
-кукла, головку которой заменяет клюв водоплавающей птицы с прилегающей к нему шкуркой; на нее наши надевалась меховая одежда, имитирующая взрослую;
-кукла, головка и одежда которой делались из ткани. Лицо - из плотносжатого жгута однотонной ткани.Шея состояла у хантыйской куклы - из целого ряда цветных полос (8 штук)
и (сувениры)
Выполнение "Северного сувенира"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...