Конспект НОД по познавательному развитию «Южный Урал – частица России»
методическая разработка

Дячина Ольга Владимировна

Конспект НОД  по познавательному развитию

 «Южный Урал – частица России»

 

Цели:

- формировать у детей представление о стране и о крае, в котором мы живём;

- вызвать интерес к богатствам Южного Урала, познакомить детей с полезными ископаемыми и народными промыслами;

- воспитывать чувство любви к своему краю и чувство гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»

ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

____________________________________________________________________________

457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15

тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/ 

ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001

Конспект НОД  по познавательному развитию

 «Южный Урал – частица России»

Воспитатель: Дячина О.В.

Южноуральск, 2019

Цели:

- формировать у детей представление о стране и о крае, в котором мы живём;

- вызвать интерес к богатствам Южного Урала, познакомить детей с полезными ископаемыми и народными промыслами;

- воспитывать чувство любви к своему краю и чувство гордости за свою страну.

Предварительная работа:

    -  знакомство со сказами Павла Бажова;

    -  обсуждение образа и характера Хозяйки Медной горы;

    -  рисование по сюжету;

    -  знакомство с книгой «Легенды Южного Урала», рассматривание иллюстраций;

   -   беседы о богатствах Уральского края, о народных промыслах, рассматривание изделий уральских мастеров.

    -  словарная работа: знакомство с названиями уральских камней (гематит, змеевик, малахит, родонит, аметист, авантюрин, бирюза;

Оборудование:

  • карта России;
  • картинки: Утка, Рыба, Арбуз, Лодка
  • платочки для опытов
  • материал для изготовления шкатулки. (цветные камушки клей ПВА. кисти, шкатулки)
  • фартуки
  • письмо от Хозяйки медной горы.

Ход занятия:

1 реб: Здравствуйте, гости дорогие!

2 реб: Гости званные, желанные.

3 реб: Красивые и молодые,

4 реб: Застенчивые и боевые.

5 реб: Гости на пороге – хозяйке радость.

6 реб: Для них и место готово.

7 реб: Красному гостю – красное место.

Воспитатель: Ребята, проходите. Сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:

Моря есть-плавать нельзя,

Дороги есть-ехать нельзя,

Земля есть-пахать нельзя.

Что это? (Карта)

 Дети походят к карте России,

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти картинки. В них спрятано слово. Составим его из первых звуков слово, изображенных на картинке, и мы узнаем, куда мы отправимся путешествовать. (Картинки: Утка, Рыба, Арбуз, Лодка = Урал).

 Воспитатель: Какое слово получилось? (Урал.)

Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём. Как называется наш край?

Дети: Наш край - Урал. Показать на карте

 Воспитатель: Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс».  Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Существует легенда появления Уральских гор. О ней нам расскажет Алиса

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

Воспитатель: Как вы видите,  богата и природа Урала. Есть на Урале и реки и озёра, и поля и луга, и леса и горы.

Воспитатель: Ребята а, вы  знаете,  как появляются горы? (Выдвижение гипотез.)

Воспитатель: Чтобы представить себе как появляются  горы, давайте  проведём опыт с платком.

Опыт с платком «Как появляются горы»

Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно  находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.

Попробуйте взять обычный платок,  он будет выполнять  роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.

Воспитатель: Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Проговорите — «полезные ископаемые».

Воспитатель: А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? (выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых).

Воспитатель: Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей, железная руда – изготовлении железа. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными. - Ребята, какие драгоценные камни вы знаете? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на иллюстрациях) Вот как много разных камней вы знаете. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Такое искусство называется камнерезным. А мастеров, которые изготавливают украшения из камня, называют – гранильщиками.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка.

(Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.)

По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
В мастерской нас ждут дела
Мы ребята – мастера.

Дети подходят к зоне художественно-творческой деятельности.

Воспитатель: Вот мы и попали во владения Хозяйки Медной горы.

Находят письмо от Хозяйки медной горы. Читают.

«Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (воспитатель приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней).

 А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими шкатулками.»

Надевают фартуки, выполняют украшения для “шкатулки” с использованием цветных камешков и клея ПВА, затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

«Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в своем царстве, и хочу показать вам богатства моих владений, полюбоваться неповторимой красотой драгоценных камней-самоцветов и украшений из них. Посмотрите, вот лишь некоторые из них.

 

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить мою коллекцию своими шкатулками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Интерактивая презентация для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Частица России - город Шебекино"».

Закрепить с детьми знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу и краю....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект ООД Познавательное развитие Тема: «Моя Родина — Россия» ( разновозрастная группа общеразвивающей направленности)

Цель: Воспитание патриотических чувств - любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Закрепить знания о российском флаге.Задачи:Познакомить с государственным гербом и гимном России.Воспитыв...

Познавательное занятие "Южный Урал - России частица"

Дети познакомились с природой, полезными ископаемыми богатствами Южного Урала. Побывали в гостях у Хозяйки медной горы....

НОД "Южный Урал-частица России"

Конспект занятия по развитию речи, региональный компонент....