"Родной свой край - люби и знай!"
рабочая программа (старшая группа)

Елена Ивановна Казанцева

рабочая программа для детей старшего возраста по региональному сегменту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_svoy_kray_lyubii_znay.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗОРЕНЬКА»

КУРЬИНСКОГО РАЙОНА, АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

Методическая разработка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей старшего возраста

            по теме:  «Родной свой край - люби и знай!»

                                                         Разработчик:

Казанцева Елена Ивановна,

воспитатель,

 первая квалификационная   категория

                                       

                                           с. Курья , 2019 г.

Пояснительная записка.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В детские годы формируются основные качества личности ребенка. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными общечеловеческими ценностями, зародить интерес к истории своего села, края, страны.

Родина...Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.

Любой край, даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.  

     Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из наиболее сложных задач нравственного воспитания. Реализация данной задачи включает в себя воспитание любви к близким людям,  родному дому,  родному  краю, родной стране.

Цель программы:

Главной целью данной программы является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников через  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе научно-исторических материалов.

       Повышения качества нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историей развития и становления Алтайского  края.
  2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
  3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и  сохранять  народные  традиции.
  4. Воспитание патриотических чувств и потребностей в их реализации (гордости за труд земляков, прославивших свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);

Структура программы.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.

I раздел «Моя семья».

Ты и твое имя и фамилия. Родословная семьи и семейные традиции. Обычаи и обряды моих предков. Русские традиции гостеприимства.

II раздел « 270 -  моему селу».

Мое любимое село – отмечает юбилей! Музей моего села. Знакомство  с храмами, архитектурой села.

III раздел «История Алтая».

Знакомство с историей Алтая.

IV раздел «100-летие М.Т. Калашникова»

Методические рекомендации.

Программа «Моя Родина – Алтай» предназначена  для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана  на 1  год.

Материалы программы реализуются как в специально отведённое для  занятия время в разделе «Социальный мир. Краеведение», так и в совместной деятельности воспитателя с детьми: беседы, ситуации общения, художественно-творческая деятельность, экскурсии, игры, досуги и праздники и т.д.

Тематическое планирование содержания программы способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, родном городе, крае, обычаях и традициях.

         Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, близким людям. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Рекомендуемые формы работы с семьей: семейные гостиные, совместные досуги, праздники, экскурсии по городу, стенгазеты, выставки поделок, обмен опытом семейного воспитания.

          

                         Планируемые результаты освоения Программы.

Иметь представления:

- об истории возникновения своей семьи;

- об истории села Курья, столице Алтайского края –Барнаул;

- об архитектурных памятниках родного села;

- о обычаях, традициях;

- о подвиге  земляков;

- о жизнедеятельности известных людей своего села;

- о природе края,

- о реке Локтевка;

- об охране природы;

- иметь представление о художниках и поэтах родного города, края.

Знать:

- домашний адрес;

- названия села Курья, Алтайского края его столицу - Барнаул;

- основные достопримечательности, людей  родного села;

- флаг, герб Алтайского края;

- название рек,  их обитателей;

Уметь:

- отражать впечатления о родном селе, крае в художественно-творческой деятельности;

- различать по внешнему виду и называть растения, наиболее часто встречающиеся в Алтайском  крае;

-различать птиц и животных, распространенных в наших лесах.

Календарно-тематический план

        дата

тема

                         Цель, задачи

        Пространственное планирование

январь

Я и моя семья

 формировать представления детей о сообществе «семья». Способствовать углублению у детей чувству привязанности и любви к близким людям.

Общение: рассматривание семейных фотоальбомов.

 Пословицы и поговорки о семье «Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад, коли в семье-лад»;

Фотовыставка «Мой ребенок с пеленок»;

Беседа «Семейная фотография

 Художественно-творческая деятельность: «Семейный портрет» (рисование).

 Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

     февраль

 «Улицы родного села».

 продолжать знакомить с историей родного села, его достопримечательностями.

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц села.

Экскурсия по улицам. Рассматривание фотографий .Слайд –шоу.

Беседа «Моё село, и я – курьинец»

Художественно-творческая деятельность «Вот моя улица –  это мой дом!»  (аппликация).

альбом «Улицы родного села»

   

        март

Прошлое родного села.

Первые поселения.

 познакомить детей с понятием  подворье, воспитывать бережное отношение к предметам старины. Пробудить интерес к историческому прошлому своего народа.

Экскурсия в музей.

Рассматривание  макета «Алтайское поселение». Презентации.

Подвижные игры  «Достань платок», «Плетень»

Художественно-творческая деятельность (декоративная аппликация).

       апрель

Русский быт.

 уточнить представления о русском народном быте, кухонной утвари, одежде. Воспитывать интерес к изделиям народного – прикладного искусства.

Художественно-творческая деятельность: аппликация в технике «пэйпарт» ;

Семейная гостиная: «Предметы старины глубокой».

Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам народного искусства»

     

          май

Знакомство с местным фольклором.

 познакомить детей с народными песнями, попевками, народными играми, танцами. Приобщать к национальному наследию

Слушание песен в исполнении  хора «Сполох»

Разучивание песен, попевок.
Игры – инсценировки на основе местного фольклора.

Инсценировка обрядовых песен (колыбельные, величальные, игровые песни).

Художественно-творческая деятельность «Дорожки тканные» (орнамент  вязаний, плетения).

Развлечение «нашему роду нет переводу»

     июнь

Известные люди села.

 познакомить детей с произведениями поэтов и писателей А.Купин, Е. Филоненко, Л. Анисифорова и др.

Экскурсия в библиотеку.

Конкурс чтецов.

 Художественно-творческая деятельность: (аппликация, ниткопись);

Заучивание песен.

Музыкальная гостиная с родителями «Мы за чаем не скучаем».

Анкета для родителей « Народное искусство в жизни вашей семьи».

      июль

Природа родного села

Прививать детям видеть красоту родной природы в разное время года. Знакомить детей с природным миром села; прививать бережное отношение к животному миру.

Беседы; наблюдение за животными, растениями. птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек, прибауток, рисование.

      август

День села и      района

продолжать знакомить с историей образования родного села,  его сегодняшнем дне.  

Традиция празднования 270 –летие  с.Курьи  и 95- летие Курьинского района.

Рассматривание карты села.

Беседа «Моё село – каким я его представляю».

Посещение выставки народных умельцев.

Художественно-творческая деятельность «Село, в котором я живу» (бумажное конструирование).

Слушание песен о родном селе, о районе.

Изготовление фотоальбома «Моё село» совместно с родителями.

Праздник «С Юбилеем – Курья! »  

Участие в  выставке « Цветочная радуга».

   сентябрь

История в символах и знаках.

 Познакомить детей с символикой Алтайского края: герб, флаг, гимн.  Воспитывать уважение к малой Родине.

Рассматривание символики края, района, города.

Художественно-творческая деятельность: «Край, в котором я живу» (рисование).

   

    октябрь

Природа родного края.

 Расширять знания детей о природе родного края: животных, птицах, растительном мире. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Рассматривание альбомов животный и растительный мир Алтайского края. Путешествие по экологической тропе.

Опыты – эксперименты с водой.

Беседа «Бережное отношение к природе - норма жизни».

Художественно-творческая деятельность «Чудесный мир животных» (аппликация).

Игра «Путешествие по краю».

Дидактическая игра «Кто, где живет».

Анкета для родителей «Природа в жизни вашей семьи».

        ноябрь

К 100 – летию М.Т.Калашникова

 Формирование патриотического  сознания молодого поколения и популяризация жизни и профессиональной деятельности легендарного констуктора стрелкового оружия М.Т.Калашникова.

Экскурсия в краевой музей.

Нод «Беседа о М.Т.Калашникове»

Праздник « К Юбилею Земляка»

Выставка детских работ.

Список используемой литературы.

  1. Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
  2. Методическое пособие «Дошкольникам о защитниках отечества» п/р Л.А. Кондрыкинской
  3. Практическое пособие «Моя страна» составители В.И. Натарова, Н.И. Карпухина.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
  4. Песенник « Песни Алтая». Составитель ю. Е. Бирюков, М.: «Современная музыка», 2011
  5. Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…», М.: АРКТИ, 2003г.
  6. И.П. Лотышева «Путешествие по родному краю» : ОИПЦ «Перспективы образования», 2001 г.
  7. В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»: «Традиция»,
  8.  Л.Л. Мосалова «Я и мир» - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
  9.  М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.:Линка-Пресс, 2003.
  10.  Л.Е. Осипова «Родительские собрания в детском саду», М.: «Скрипторий»,
  11.  Энциклопедия детского фольклора. М.: «Белый город», 2008г.

     12. В.А. Маркова, Л.М. Данилоши, З.Г. Прасолова Воспитание у             дошкольников              

любви к малой родине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....