"Родной свой край - люби и знай!"
рабочая программа (старшая группа)
рабочая программа для детей старшего возраста по региональному сегменту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_svoy_kray_lyubii_znay.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗОРЕНЬКА»
КУРЬИНСКОГО РАЙОНА, АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Методическая разработка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей старшего возраста
по теме: «Родной свой край - люби и знай!»
Разработчик:
Казанцева Елена Ивановна,
воспитатель,
первая квалификационная категория
с. Курья , 2019 г.
Пояснительная записка.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В детские годы формируются основные качества личности ребенка. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными общечеловеческими ценностями, зародить интерес к истории своего села, края, страны.
Родина...Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека.
Любой край, даже небольшая деревенька неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из наиболее сложных задач нравственного воспитания. Реализация данной задачи включает в себя воспитание любви к близким людям, родному дому, родному краю, родной стране.
Цель программы:
Главной целью данной программы является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников через построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе научно-исторических материалов.
Повышения качества нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Знакомить детей с историей развития и становления Алтайского края.
- Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
- Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
- Воспитание патриотических чувств и потребностей в их реализации (гордости за труд земляков, прославивших свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);
Структура программы.
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.
I раздел «Моя семья».
Ты и твое имя и фамилия. Родословная семьи и семейные традиции. Обычаи и обряды моих предков. Русские традиции гостеприимства.
II раздел « 270 - моему селу».
Мое любимое село – отмечает юбилей! Музей моего села. Знакомство с храмами, архитектурой села.
III раздел «История Алтая».
Знакомство с историей Алтая.
IV раздел «100-летие М.Т. Калашникова»
Методические рекомендации.
Программа «Моя Родина – Алтай» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, рассчитана на 1 год.
Материалы программы реализуются как в специально отведённое для занятия время в разделе «Социальный мир. Краеведение», так и в совместной деятельности воспитателя с детьми: беседы, ситуации общения, художественно-творческая деятельность, экскурсии, игры, досуги и праздники и т.д.
Тематическое планирование содержания программы способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, родном городе, крае, обычаях и традициях.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, близким людям. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Рекомендуемые формы работы с семьей: семейные гостиные, совместные досуги, праздники, экскурсии по городу, стенгазеты, выставки поделок, обмен опытом семейного воспитания.
Планируемые результаты освоения Программы.
Иметь представления:
- об истории возникновения своей семьи;
- об истории села Курья, столице Алтайского края –Барнаул;
- об архитектурных памятниках родного села;
- о обычаях, традициях;
- о подвиге земляков;
- о жизнедеятельности известных людей своего села;
- о природе края,
- о реке Локтевка;
- об охране природы;
- иметь представление о художниках и поэтах родного города, края.
Знать:
- домашний адрес;
- названия села Курья, Алтайского края его столицу - Барнаул;
- основные достопримечательности, людей родного села;
- флаг, герб Алтайского края;
- название рек, их обитателей;
Уметь:
- отражать впечатления о родном селе, крае в художественно-творческой деятельности;
- различать по внешнему виду и называть растения, наиболее часто встречающиеся в Алтайском крае;
-различать птиц и животных, распространенных в наших лесах.
Календарно-тематический план
дата | тема | Цель, задачи | Пространственное планирование |
январь | Я и моя семья | формировать представления детей о сообществе «семья». Способствовать углублению у детей чувству привязанности и любви к близким людям. | Общение: рассматривание семейных фотоальбомов. Пословицы и поговорки о семье «Вся семья вместе, так и душа на месте. На что и клад, коли в семье-лад»; Фотовыставка «Мой ребенок с пеленок»; Беседа «Семейная фотография Художественно-творческая деятельность: «Семейный портрет» (рисование). Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». |
февраль | «Улицы родного села». | продолжать знакомить с историей родного села, его достопримечательностями. Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц села. | Экскурсия по улицам. Рассматривание фотографий .Слайд –шоу. Беседа «Моё село, и я – курьинец» Художественно-творческая деятельность «Вот моя улица – это мой дом!» (аппликация). альбом «Улицы родного села» |
март | Прошлое родного села. Первые поселения. | познакомить детей с понятием подворье, воспитывать бережное отношение к предметам старины. Пробудить интерес к историческому прошлому своего народа. | Экскурсия в музей. Рассматривание макета «Алтайское поселение». Презентации. Подвижные игры «Достань платок», «Плетень» Художественно-творческая деятельность (декоративная аппликация). |
апрель | Русский быт. | уточнить представления о русском народном быте, кухонной утвари, одежде. Воспитывать интерес к изделиям народного – прикладного искусства. | Художественно-творческая деятельность: аппликация в технике «пэйпарт» ; Семейная гостиная: «Предметы старины глубокой». Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам народного искусства» |
май | Знакомство с местным фольклором. | познакомить детей с народными песнями, попевками, народными играми, танцами. Приобщать к национальному наследию | Слушание песен в исполнении хора «Сполох» Разучивание песен, попевок. Инсценировка обрядовых песен (колыбельные, величальные, игровые песни). Художественно-творческая деятельность «Дорожки тканные» (орнамент вязаний, плетения). Развлечение «нашему роду нет переводу» |
июнь | Известные люди села. | познакомить детей с произведениями поэтов и писателей А.Купин, Е. Филоненко, Л. Анисифорова и др. | Экскурсия в библиотеку. Конкурс чтецов. Художественно-творческая деятельность: (аппликация, ниткопись); Заучивание песен. Музыкальная гостиная с родителями «Мы за чаем не скучаем». Анкета для родителей « Народное искусство в жизни вашей семьи». |
июль | Природа родного села | Прививать детям видеть красоту родной природы в разное время года. Знакомить детей с природным миром села; прививать бережное отношение к животному миру. | Беседы; наблюдение за животными, растениями. птицами, чтение художественной литературы, заучивание стихов, закличек, прибауток, рисование. |
август | День села и района | продолжать знакомить с историей образования родного села, его сегодняшнем дне. Традиция празднования 270 –летие с.Курьи и 95- летие Курьинского района. | Рассматривание карты села. Беседа «Моё село – каким я его представляю». Посещение выставки народных умельцев. Художественно-творческая деятельность «Село, в котором я живу» (бумажное конструирование). Слушание песен о родном селе, о районе. Изготовление фотоальбома «Моё село» совместно с родителями. Праздник «С Юбилеем – Курья! » Участие в выставке « Цветочная радуга». |
сентябрь | История в символах и знаках. | Познакомить детей с символикой Алтайского края: герб, флаг, гимн. Воспитывать уважение к малой Родине. | Рассматривание символики края, района, города. Художественно-творческая деятельность: «Край, в котором я живу» (рисование). |
октябрь | Природа родного края. | Расширять знания детей о природе родного края: животных, птицах, растительном мире. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Рассматривание альбомов животный и растительный мир Алтайского края. Путешествие по экологической тропе. Опыты – эксперименты с водой. Беседа «Бережное отношение к природе - норма жизни». Художественно-творческая деятельность «Чудесный мир животных» (аппликация). Игра «Путешествие по краю». Дидактическая игра «Кто, где живет». Анкета для родителей «Природа в жизни вашей семьи». |
ноябрь | К 100 – летию М.Т.Калашникова | Формирование патриотического сознания молодого поколения и популяризация жизни и профессиональной деятельности легендарного констуктора стрелкового оружия М.Т.Калашникова. | Экскурсия в краевой музей. Нод «Беседа о М.Т.Калашникове» Праздник « К Юбилею Земляка» Выставка детских работ. |
Список используемой литературы.
- Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
- Методическое пособие «Дошкольникам о защитниках отечества» п/р Л.А. Кондрыкинской
- Практическое пособие «Моя страна» составители В.И. Натарова, Н.И. Карпухина.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г.
- Песенник « Песни Алтая». Составитель ю. Е. Бирюков, М.: «Современная музыка», 2011
- Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина…», М.: АРКТИ, 2003г.
- И.П. Лотышева «Путешествие по родному краю» : ОИПЦ «Перспективы образования», 2001 г.
- В.А. Маркова, Л.М. Данилина, З.Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине»: «Традиция»,
- Л.Л. Мосалова «Я и мир» - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009
- М.Ю. Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.:Линка-Пресс, 2003.
- Л.Е. Осипова «Родительские собрания в детском саду», М.: «Скрипторий»,
- Энциклопедия детского фольклора. М.: «Белый город», 2008г.
12. В.А. Маркова, Л.М. Данилоши, З.Г. Прасолова Воспитание у дошкольников
любви к малой родине
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".
Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина" поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....