Краткосрочный проект для старшей дошкольной группы детского сада "Ашукино наш дом!"
проект (старшая группа)

Приходько Алёна Дмитриевна

Актуальность. В беседе с детьми, о родном поселке, возникла  проблема. У детей мало сформированы знания об истории родного поселка, о его достопримечательностях, кто основал и прославил поселок. У детей нет представления о символике поселка. Снижен уровень речевого развития, словарный запас мал. Особенно этой теме мало удаляется внимания дома со стороны родителей. Поэтому, в нашей группе был разработан проект по теме «Моя малая родина»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

для старшей дошкольной группы детского сада

Алёна Дмитриевна Приходько

Воспитатель I квалификационной категории

Ашукино – любовь моя.

Автор: Вилен Визильтер.

Люблю Ашукино родное:

Над нами небо голубое,

Вокруг шумят густые рощи,

Вокруг лежат святые мощи.

А рядом  - люди все родные,

И старики и молодые.

И жизнь течёт неторопливо,

И драматично, и счастливо.

Порой легко, порою трудно

Проходят праздники и будни.

И люди и звери стареют,

А наш посёлок молодеет.

Становятся стройней и краше

Проспекты и жилища наши.

И радость жизни, и краса

Звучат в ребячьих голосах.

Смотрю, как доброе кино,

Наш край родной – Ашукино.

Там за далёким горизонтом

Торгуют в розницу и оптом.

Все продают: и быль, и небыль,

Родных, друзей и даже небо.

Там злой Кощей над златом чахнет,

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

Не мелкой, злобной и двуликой,

А доброй, гордой и Великой.

Тебя люблю, тобой горжусь:

Ашукино – святая Русь!

Пояснительная записка.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, особенно старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которое помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Актуальность. В беседе с детьми, о родном поселке, возникла  проблема. У детей мало сформированы знания об истории родного поселка, о его достопримечательностях, кто основал и прославил поселок. У детей нет представления о символике поселка. Снижен уровень речевого развития, словарный запас мал. Особенно этой теме мало удаляется внимания дома со стороны родителей. Поэтому, в нашей группе был разработан проект по теме «Моя малая родина»

Цель. Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой родиной.

Задачи:

- формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой родине;

-знакомить детей с достопримечательностями, культурой и традициями родного края;

с людьми, прославившими свой край;

- воспитывать интерес к посещению культурных объектов посёлка:

-расширять представления о природе родного края;

представления о малой Родине;

-научить отражать свои впечатления  в продуктивной деятельности.

Продолжительность: краткосрочный (01.02.2019 - 28.02.2019г.)

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Социальные партнеры.

- Музей  «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» ;

- Ашукинская поселковая библиотека;

- МКУК «ЦДК ГП Ашукино»

Возраст детей: 5-6 лет.

Образовательные области.

- «Социально – коммуникативное развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Художественно – эстетическое развитие»

- «Речевое развитие»

Задачи образовательных областей.

Социально – коммуникативное развитие:

- организация экскурсий по введению детей в мир исторического наследия;

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование семейной принадлежности, гражданских, патриотических чувств;

- развитие общение с взрослыми и сверстниками;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

-формирование представлений о труде взрослых в нашем краю;

-воспитание ценностного отношения к собственному труду.

Познавательное развитие:

- организация игр - занятия по ознакомлению с окружающим;

- создание условий для реализации проектной деятельности;

- обогащение знаний детей о родном крае.

Художественно – эстетическое развитие:

-организация выставки детских рисунков;

- развитие продуктивной деятельности детей;

- приобщение к творчеству местных художников, поэтов, мастериц;

-знакомство с гимном городского поселения Ашукино, развитие патриотических чувств;

Этапы реализации.

1 этап. Подготовительный:

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор игр и оборудования;

- создание РППС.

2 этап. Основной:

- беседы с детьми;

-дидактические игры;

- сюжетно - ролевые игры;

- показ презентации о достопримечательностях поселка;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков "Моё  любимое Ашукино";

- экологические акции: участие в районном конкурсе "Мы кормушки смастерили"; участие в акции "Синичкина столовая";

- чтение художественной литературы;

-  разучивание стихов, пословиц.

3 -заключительный этап:

- оформление альбома об истории и достопримечательностях поселка;

- презентация проекта «Моя малая Родина».

Ожидаемые результаты:

С детьми :

-дети будут иметь представления об истории, культуре и природе родного края своей малой родины;

-закрепят понимание, что это их малая родина;

Будут:

- испытывать чувство гордости за свой край;

- проявлять интерес к событиям из жизни поселка;

-отражать свои впечатления:

-  в продуктивной деятельности (своих и совместных рисунках с родителями);

- в составленных высказываниях детьми: Что такое родина?

-научаться выражать собственное мнение и анализировать мнение сверстников.

С родителями:

- повысится компетентность родителей по нравственно - патриотическому  воспитанию детей;

- возрастет интерес к участию в поселковых мероприятиях и мероприятиях ДОУ.

                         

 

Перспективный план работы

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

1

- Изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- создание развивающей предметно – пространственной среды;

- подбор игр и оборудования;

- создание условий для продуктивной деятельности;

- анкетирование родителей воспитанников.

Воспитатель

1 неделя

Основной этап

2

Беседы:

- об истории Ашукино;

- о его "Гербе";

- о природе родного края;

- о труде людей в прошлом и их орудиях труда;

Д/игры:

-«Расскажи, где ты живешь»;

-«Назови улицы нашего поселка»;

- «Узнай, назови, что на фотографии»;

С/ролевые игры:

-«Семья»;

- «Путешествие по поселку»;

- «Детский сад».

Воспитатель

В течение реализации проекта.

 - Просмотр детьми презентации "Моя малая Родина".

Воспитатель

В течение реализации проекта.

Экскурсии  в:

 -Музей  «Усадьба «Мураново» им. Ф.И. Тютчева» ;

- Ашукинская поселковая библиотека;

- МКУК «ЦДК ГП Ашукино»

Воспитатель,

Родители

Воспитатель

 2 неделя

3 неделя

Разучивание народных песен, танцев, хороводов, игр.

Воспитатель, музыкальный руководитель

В течение реализации проекта.

Продуктивная деятельность:

 -выставка детских рисунков - "Ашукино наш дом";

Воспитатели,

родители

2 неделя

Экологические акции:

- участие в районном конкурсе "Мы кормушки смастерили"

 - акция "Синичкина столовая";  

-Рассматривание иллюстраций;

-беседы;

-чтение художественной литературы.

Воспитатели,

родители

В течение реализации проекта.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов   о Родине.  

           

Воспитатель

В течение реализации проекта.

Заключительный

Оформление фотоальбома "Ашукино наш дом"

Воспитатель

 4 неделя

"Мы защитники Родины"

совместное мероприятие с родителями  посвященное  23февраля

Воспитатель, музыкальный руководитель,

руководитель по физкультуре

 4 неделя

Презентация проекта «Ашукино наш дом»

Воспитатель

 4 неделя

Выставка детских работ в библиотеке « Люблю Ашукино родное!»

Воспитатель. родители

4 неделя

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ

на тему: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»


Образовательные области.
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель. Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – посёлке Ашукино.
Задачи.
Образовательные.
 Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился, где прошло его детство.
Развивающие.
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст,обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя. 
Воспитательные.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Ход беседы.
Воспитатель: Дорогие ребята, скажите , как называется страна, в которой мы живём? 
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, наша страна - Россия! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина!
Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России 
высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. 
Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми 
недрами, а в особенности — трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее 
населяющими.
О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди ,них   и такие: 

«Русский человек без родины не живет»,

«Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».

Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину — на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».
♦ Как мы называем это чувство?
Правильно! Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.
Многие русские поэты, писатели, художники, которым суждено было жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой Родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.
Послушайте стихотворение.

Родная сторонушка –

Выйду я на зорьке,

Слушать соловья. 

Рощицы, пригорки, 

Вдалеке — поля. 

Над родной сторонушкой 

Солнце поднимается. 

И поет соловушка, 

Свищет, заливается. 

Трели соловьиные ,

Понимаю я: 

Славит он родимые 

Рощи и поля. 

Зорька ленту узкую, 

Бросит над рекой, 

Славит землю русскую 

Голос золотой!

У каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, 

где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревушка, для других —городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая родина у каждого своя!

Послушайте стихотворение.

«Малая родина»

Малая родина —

Островок земли. 

Под окном смородина, 

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая, малая

Родина моя!

Как называется посёлок, где вы живёте? 
(Индивидуальный опрос детей).
Большинство из вас родились в нашем посёлке Ашукино. И все мы живём здесь. Это и есть наша малая родина. 
Вы любите свой посёлок? 
За что вы его любите? Подумайте, чем он примечателен? 
-
 Какие названия улиц вы знаете? (Ответы детей). 
Дети, а как называются улицы, на которых вы живёте. (Ответы детей). 

А сейчас давайте из кубиков построим улицы, где вы живете.(Дети работают).
Я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную, повторяем вместе со мной. 
«Мы по улице шагаем, (Шагают). 

Выше ноги поднимаем. (Высоко колени, маршируют) 

По сугробам не пойдём, (Жест рукой) 

Мы его перешагнем (Шаг в сторону)

На скамейку мы присели, (Присесть) 

Там конфет кулёчек съели. (Имитация руками) 

А когда друзей встречали, ( Встать) 

Мы руками им махали! (Машут рукой). 

Вот как славно погуляли: (Шагают). 

Друг за другом мы шагали! (Повернулись направо, шагают за воспитателем). 

Раз-два, раз-два! (Шагают). 
Воспитатель: - Отдохнули. Продолжим нашу беседу. Мы с вами вспомнили названия улиц. А что ещё интересного есть в нашем поселке?
Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше 
узнать о её истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!
У нас с вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой живем. В преддверии работы по нравственно-патриотическому воспитанию ваших детей просим вас ответить на ряд вопросов.
1. Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? _____________________________________
__________________________________________________________________
2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка? _________________________________
__________________________________________________________________
3. Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью? _______________________
__________________________________________________________________
4. Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины, малой Родины? ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки патриотической направленности? ___________________________________________________
6. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны? __________________________________________________________
7. Смотрите ли вы с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества? Какие? _____________________________________
__________________________________________________________________
8. Считаете ли вы себя Патриотом? Почему? __________________________
9. Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости? 
__________________________________________________________________
10. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ______
__________________________________________________________________
11. Как вы считаете, возможно, ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему? _____________________________________________________
__________________________________________________________________
12. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей: педагоги или родители? ___________________________
__________________________________________________________________
13. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? _______________
14. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _________________________________________________________

15. Рассказываете ли вы своему ребенку о посёлке Ашукино, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях? __________________________
__________________________________________________________________
16. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___________________________________________________________
17. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе? ___
__________________________________________________________________
18. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? __________
__________________________________________________________________
19. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Почему? ____________________________________________
__________________________________________________________________
20. Читаете ли вы с ним художественные произведения о войне? _________
21.Смотрите ли фильмы на военную тему? ____________________________
22.Слушаете ли песни военных лет? __________________________________
23. Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках? __________

24. Есть ли у вас возможность презентовать (или временно предоставить) фотографии, пилотки, значки, медали и другие предметы? ________________
25. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? _______________________________________
__________________________________________________________________


Спасибо за ваши ответы. Надеемся, что они помогут правильно организовывать воспитательную работу в детском саду.

Фамилия и имя ребенка ___ возраст___

1. Как называется посёлок, в котором ты живешь? ________________________
2. Тебе нравится жить в  посёлке Ашукино? ________________________________
3. Как  думаешь, ты любишь свой посёлок? ____________________________
4. Ты считаешь п. Ашукино красивым? ____В чем его красота? ______________________________________________________________
______________________________________________________________


5. Что ты мог бы сделать вместе с друзьями, родителями, чтобы твой посёлок стал лучше? ______________________________________________________
6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, чтобы ты рассказал им о своем о посёлке? ___________________________________________________________

Фамилия и имя ребенка ___ возраст___

1. Как называется посёлок, в котором ты живешь? ________________________
2. Тебе нравится жить в  посёлке Ашукино? ________________________________
3. Как  думаешь, ты любишь свой посёлок? ____________________________
4. Ты считаешь п. Ашукино красивым? ____В чем его красота? ______________________________________________________________
______________________________________________________________


5. Что ты мог бы сделать вместе с друзьями, родителями, чтобы твой посёлок стал лучше? ______________________________________________________
6. Если бы к тебе в гости приехали друзья, чтобы ты рассказал им о своем о посёлке? ___________________________________________________________

Опрос-анкета с детьми на тему: «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя ребёнка 
Что такое Родина? Родина – это__________________________________


Малая Родина – это ____________________________________________

 
2. Как называется твоя Родина?

 Моя Родина называется ____________________________________________________ 
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ___________________________________


4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я ________________________________________________


5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит_________________________________


6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит __________________________________.


7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть________________________________________

 
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу _______________________________________ 

 

Загадки о родине

За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
+

* * *
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? 
(Родина)

Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? 
(Родина)
* * *
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? 
(Родина)
* * *
Наслаждаться не устану
Песней жавороночка,
Ни на что не променяю
Милую стороночку!
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

* * *
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! 
(Родина)

* * *
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... (страну)
* * *
Брат сказал: «Не торопись —
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником —
Станешь... (пограничником)»
* * *
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном... (корабле)
* * *
Самолет парит ,как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный... (летчик)
* * *
По приказу танк мой мчится,
Режут землю гусеницы,
Кем машина в поле чистом
Управляется?...(танкистом)
* * *
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Что же ждет тебя? (Пехота)
* * *
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Сберечь Россию от... (войны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Краткосрочный творческий проект в старшей разновозрастной группе детского сада "Незабудка" "Осенние фантизии"

В дошкольном детстве ребенок обладает огромным багажом возможностей, задача взрослых - помочь раскрыть ему эти возможности....

Презентация краткосрочного проекта для старшего дошкольного возраста " Добро и зло в русских народных сказках".

       Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, пос...

Краткосрочный проект для дошкольников средней группы детского сада "Ёлочка-красавица"

Краткосрочный проект для дошкольников средней группы детского сада "Ёлочка-красавица"...

«Зимние виды спорта» Физкультурно – спортивный краткосрочный проект для старшего дошкольного возраста

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. А самое главное, чтобы они усвоили, что любой вид спорта начинается с физической культуры,...

Краткосрочный проект во второй младшей группе детского сада " Давайте жить дружно"

При наблюдении за детьми во время их общения , обратила внимание на то, что дети не могут играть дружно друг с другом длительное время, дерутся, ругаются. Эта проблема и определила тему нашего проекта...