КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДА БИРЮЛИНСКОГО ЗВЕРОСОВХОЗА
проект

Галеева Эльвира Рустамовна

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями народов,  культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции. В соответствии с концепцией современного дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации воспитания и  развития детей. В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elvira_2.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДА БИРЮЛИНСКОГО ЗВЕРОСОВХОЗА

Галеева Эльвира Рустамовна, воспитатель высшей квалификационной категории,

Маркизова Анна Алексеевна, воспитатель 1 квалификационной категории,

Муртазина Разина Аглямовна, воспитатель по обучению татарскому языку

elvira.rustamovna1971@mail.ru

Введение

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями народов,  культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции. В соответствии с концепцией современного дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации воспитания и  развития детей. В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.

1. Актуальность проекта

На сегодняшний день в поселке Бирюлинском зверосовхозе Высокогорского района проживают 2587 человек население разных народностей: татары, русские, армяни, чуваши, таджики, узбеки.

В последние годы МБДОУ «Бирюлинский детские сады «Белочка» посещают дети разных национальностей с разными народными, семейными традициями. Не стал исключением  подготовительная к школе группа контингент детей разной национальности: татары, русские, армяни, чуваши. Одна из главных задач  детского сада шагать в современном направлении в педагогической деятельности — приобщение ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам. Очень важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культурой, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения  других народов, не исключаяпартнерских отношений с родителями и сотрудничеством с социальными партнерами: Бюрюлинский дом культуры, Бирюлинская сельская библиотека, МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная  школа, Бирюлинская музыкальная школа, МБУ «Подросток» город Казань далее - социумом. Воспитать в детях и их родителей с дошкольного возраста уважение друг другу, коллективизм в не зависимости от расс происхождений ребенка или взрослого, с целью сплоченности, уважения к  односельчанам и  для дальнейшего успешного обучения   в школе.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего долгосрочного проекта  «Культура и традиции народа Бирюлинского зверосовхоза»

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к культурам и традициям народов  своего поселка.

Задачи:

Образовательные. Создать условия для получения детьми знания о культуре и традиции народов  малой Родины; Расширить знания детей о культурном наследии татарского, русского, чувашского, армянского народа через организацию самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие. Продолжать  развивать  познавательный  интерес детей к культуре разных народов, и реализовать  их  в организации  образовательного  процесса; Готовность к совместной деятельности со сверстниками; Продолжать способствовать развитию психические функций через игровую деятельность; Продолжать развивать у детей воображение и творческую  активность.

Воспитательные. Продолжать организовывать  сотрудничество с социумом и с  родителями;

Продолжать воспитывать дружественных чувств к народам других национальностей;

Приобщать  родителей к культуре своей нации, к его истории, языку, познание традиций при участии родителей в образовательном проекте; Продолжать формировать эстетическое развитие.

Методы и приемы  проекта: Игровой, наглядный, практический, словесный. А также использование художественной литературы, дидактические игры, игровые упражнения, музыкальные.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе (6-7 лет), родители, воспитатели, воспитатель по обучению татарского языка, социум. 

Тип проекта: внутригрупповой, с привлечением родителей и социум.

Сроки проведения проекта: долгосрочный на 2018-2019 год.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированная проектная деятельность, познавательно-исследовательский.

Обеспечение проектной деятельности: сборник статей и методических материалов, наглядные пособия, журналы дошкольного воспитания, проектор, нотбук, аудио – виде прослушивания, педагогические интернет сайты.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

- Совместная реализация проекта сблизит  воспитателей, детей  и их родителей в единую  команду, проявит интерес к культуре и традициям к другим народам.

- Возрастет интерес к родному языку, к его традициям, праздникам и народным играм.

- Всесторонняя проектная деятельность охватит все направления развития ребенка (социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие).

Основная часть

Практическое описание реализации  проекта

Основной формой организации развития интереса к культуре разных народов в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста была проектная деятельность,  которая представлена в перспективном плане. Перспективный план  на  2018- 2019 учебный год по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы по развитию интереса культуре разных народов посредством познавательно - исследовательской деятельности.

месяц

Содержание педагогической деятельности

Формы выполнения

1

2

сентябрь

октябрь

Проект на тему:  Культура и традиции народа  Бирюлинского зверосовхоза»

Тема « Мой дом, моя семья» (культура и традиции)

Цель: Воспитывать любовь к своей семье.

 Примерное предполагаемое проведение ООД- 1 неделю

 Долгосрочный проект исследовательской деятельности     в  экспериментальной группе

Информационно - практико-ориентированная проектная деятельность в экспериментальной группе

3

Ноябрь

Тема: «Культура и традиции татарского народа»

    Цель: формирование у детей познавательного интереса к культуре и традициям татарского народа.

Примерное предполагаемое проведение ООД- 1 неделю

 Информационно - практико-ориентированная  деятельность в экспериментальной группе

4

Декабрь

Тема: «Культура и традиции русского  народа»

 Цель: формирование у детей познавательного интереса к культуре и традициям русского  народа.

Примерное предполагаемое проведение ООД- 1 неделю

  Информационно - практико-ориентированная проектная деятельность  

5

Январь

Тема: «Культура и традиции чувашского народа»

 Цель: формирование у детей познавательного интереса к культуре и традициям чувашского народа.

Примерное предполагаемое проведение ООД-1 неделю

  Информационно - практико-ориентированная проектная деятельность  

6

Февраль

Тема: «Культура и традиции  армянского народа»

 Цель: формирование у детей  познавательного интереса к культуре и традициям  армянского  народа.

Примерное предполагаемое проведение ООД- 1 неделю

  Информационно - практико-ориентированная проектная деятельность  

 

7

Март

Поездка в краеведческий музей Высокогорского района  Тема: « В гости  краеведческий музей Высокогорского района»

Цель:   Знакомство историей образования Высокогорского района, культурой и традицией района»

Познавательно - информационный

8

 Апрель-Май

Драматизация   Тема: «Встреча со сказкой»  

 Цель:  продолжать развивать интерес детей старшего дошкольного возраста к культуре, художественной литературе  разных народов через театрализованную  деятельность.

 Примерное предполагаемое проведение ООД- 1 неделю

  Сюжетно - ролевая проектная деятельность    

Заключение

Планирование комплекса мероприятий в  познавательно - исследовательской деятельности  отраженно в образовательной программе ДОО детского сада «Белочка». Основной формой организации развития интереса к культуре разных народов в познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста  проектная деятельность, которая представлена  в перспективном плане. Воспитателем подготовительной к школе группы был разработан долгосрочный проект на тему: «Культура и традиции народов Бирюлинского зверосовхоза». Проект запланирован на весь учебный год 2018-2019, в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Первый мини-проект познавательно-исследовательской деятельности в экспериментальной группе  назывался «Мой дом, моя семья», вид проекта - информационно - практико-ориентированная проектная деятельность. Предварительная работа с детьми заключается  в изучении интересов детей к культуре разных народов и знакомстве родителей с темой. В процессе выполнения проекта совместно с родителями в групповой комнате создали насыщенную предметно-пространственную среду, которая способствует   побуждению детей к исследовательской деятельности; организовали в группе выставку семейных альбомов, стенгазет; каждый ребенок дома составил генеалогическое древо своего рода и оформил его семейным деревом на бумаге; распределили обязанности участников проекта. Учитывая индивидуальные и возрастные возможности каждого ребенка и семьи, применяем   приемы: игровые, словесные, практическую деятельность детей, дидактические игры, игровые упражнения. Образовательная деятельность проходит в групповой комнате, начиная с утреннего сбора, где детям предоставляется  возможность поиграть в коллективные игры, посмеяться, настроиться на положительную благоприятную совместную  познавательно - исследовательскую деятельность. Также детям предоставляется  возможность высказаться о желании с кем, в каком центре хотелось бы работать, рассказать о новой информации,  принесенной из дома. Далее дети работают в центрах активности: литературы-драматизации; кулинарии; естествознания, строительных, манипулятивных игр. О проделанной совместной познавательно-исследовательской деятельности дети рассказывают и демонстрировали на втором сборе и в течение всего дня. Тема «Мой дом, моя семья» настолько оказалась обширной и интересной, что запланировано по перспективному плану 1 недели  нам не хватило,  поэтому по общему групповому  решению работа по исследовательской деятельности была продлена на 2 недели. Результатом мини-проекта будет  выставка рисунков детей о своей семье, схемы генеологического древа, фото - альбомов. После реализации проекта семья Галаветдиновых татарской национальности, приняли участие в муниципальном конкурсе «Семья – основа государства», где стали победителями в номинацию «Самая творческая семья».  

Следующим мини-проектом темы: «Культура и традиции татарского народа». Предварительной работой было: выбор участниками проекта темы; посещение детьми  национального музея в детском саду и Бирюлинской средней общеобразовательной школы; пополнение в группе  предметно-развивающей среды; организация в группе мини музея; выставки книг по данной теме; индивидуальная и подгрупповая работа с родителями; разработки плана  проекта, распределение обязанностей, среди участников проекта; подключение  педагога - организатора МБУ «Подросток» города Казани Алии Фазыловны, выпускницы Казанского театрального училища, для проведения мастер- класса по разучиванию движений татарских танцев. Специалист по обучению татарскому языку разучила с участниками проекта хороводные игры «Ручеек»,   «Спутанные кони», «Кто первый?», «Тюбетейка», «Голубой цветок», считалки, потешки, песни, танцы, фрагменты из сказок татарского народа. Прослушали на татарском языке сказки по видеозаписи, подготовили ассистентов работы в центрах активности.

В организации познавательно - исследовательской деятельности применяли следующие методы и приемы: игровые, словесные, практическая  деятельность, дидактические игры, игровые упражнение, наглядные. В центрах активностях в эти дни дети смогли «постряпать» из соленого теста национальные блюда: «Треугольники», «Вак бэлиши», «Хворост», «Чак - чак». Дети могли украсить национальную одежду («Сапоги», «Фартук», «Платок» «Тюбетейку», «Калфу») национальным орнаментом из бисера. Можно украсить узором из  цветной бумаги, цветного песка, мозаикой, цветными нитками, пальчиковым пластилином. Дети строили башню «Сююмбике», «Мечеть», обыгрывали игровые ситуации « ходили, друг другу в гости», угощали национальным напитком – татарским чаем,  приготовленным из самого настоящего самовара, раздавали уходящему гостю «гостинцы домой»  как принято по татарским обычаям. В один из дней организовали национальный праздник «Сабантуй». Всем участникам представилась возможность поиграть в народные игры «Бег в мешках», «Бой горшка», «Яйцо в ложке», «Перетягивание каната, палки», просмотреть  презентации о Республике Татарстан, о городах нашей республики, о животном и растительном мире Татарстана. Участника проекта  просмотрели фильмы о национальных праздниках, костюмах, традициях татарского народа, дети сами смастерили книгу «Сказки, пословицы, поговорки татарского народа».

Итоговым результатом реализации проекта «Культура и традиции татарского народа»:  

1.Семь воспитанников подготовительной к школе  группы  приняли участие  в международном конкурсе для  детей дошкольного возраста «Я - талантлив!», который проходит на базе КФУ г. Казани, заняли призовое место.

2. Воспитатель Галеева Э.Р. приняла участие международной научно – практической конференции на базе МАДОУ ЦРР – Детский сад №25 города Казани  на тему: «Этнос и Культура в межнациональных коммуникациях XXI века», выступление из опыта работы на тему: «Культуры и традиции народов Татарстана».

3. Публикация на тему «Культуры и традиции народов Татарстана», в сборнике статей и методических материалов международной научно – практической конференции, 2017 г.

4. 3 место в республиканском конкурсе «Саяр» на районном этапе, мюзикл авторской постановки «Баллы кишер».

Тема: «Культура и традиции русского  народа»,

Предварительная работа заключалась в выявлении интересов детей в  совместной беседе о культуре русского народа. Продолжили работу по разучиванию игр: «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гори, гори ясно!», «Как у дядьки Трифона», «Золотые ворота», « По малину». Провели беседы: «Традиции и культура русского народа»; «Русские народные промыслы». Продолжали пополнять в группе предметно-развивающую среду, сбор информации. В центре активности «Кулинарии» дети старшей группы смогли исследовать дрожжевое тесто и испечь из него самую настоящую русскую выпечку. Потом вкусными пирожками  угостили всех участников проекта за сервированным столом.  Дети смогли познать, как прожил русский народ жизнь «От лучинки до электрической лампы» (познакомились  с керосиновой лампой). Играли в игры «Горячая картошка», «Русское лото» и другими настольными играми. Дети могли выполнить на листах бумаги  упражнения «Дойди до избы», «Растопи печь», украсить из разного природного материала национальные костюмы: «Кокошник», «Сапоги», «Русский платок», « Платье», «Рубаху». Участники проекта  прослушивали и сами рассказывали русские народные сказки, изготавливали книжки - малышки, разучивали пословицы, потешки, стихи, загадки, поговорки. Обыгрывали  с родителями фрагменты из сказок русских писателей, русских народных жанров.

Тема: «Культура и традиции чувашского народа». Продолжали применяться те же методы и приемы познавательно - исследовательской деятельности, которые применялись в предыдущих мини - проектах: игровые, словесные, практическая деятельность детей, дидактические игры, игровые упражнение, наглядные. В организации проекта продолжали пополнять центры активности наглядным, дидактическим, иллюстративным материалом по культуре чувашского народа. С родителями чувашской национальности  разучивали  игры: «Хищник в море», «Тили-там?», «Рыбки», «Сирелер» («Расходитесь»), считали, потешеки, заклички,  движение танцев чувашского народа; просматривали  мультфильмы, сказки на чувашском языке.  В дни познавательно - исследовательской деятельности по чувашской культуре дети научились здороваться друг с другом по-чувашски «Салам», дети  познали  через просмотр презентации о весеннем празднике «Акатуй», посвященному земледелию. Дети смогли сравнить его с татарским праздником «Сабантуй», отметить, чем они похожи и чем отличаются в проведении обычаев и традиций. Участники проекта смогли разучить игру «Отгадай имя» (Ятне пёл). С чувашским национальным блюдом «Хуплу» познакомила  одна из родительниц, мальчика, который посещает экспериментальную группу. Также гостья через иллюстрированные картинки и презентацию  познакомила с национальным женским головным убором,  который называется «Хушпу», предоставила возможность детям потрогать украшения женского  «Чувашского нагрудника», который собран из серебряных монет. Дети прослушали сказки  чувашских народов «Юман - батыр», «Лиса плясунья», «Почему сосна и ель вечно зеленая». В исполнение тети Оли прослушали песни на чувашском языке.

Семья чувашской национальности Стяжкины, приняли участие в районном конкурсе «Бишек җырлары”, заняли 2 место.

Тема: «Культура и традиции  армянского народа»,

В познавательно-исследовательской деятельности по культуре армянского народа участники проекта получили первоначальные знания через презентацию фильмов о культуре армянского народа. Ребенок армянской национальности продемонстрировал в кругу на утреннем сборе приветствие на родном языке «Барев», что означает – «Привет!». Рассмотрели географическое расположение Армянской республики на географической карте, на глобусе. Далее в центрах активностях участники проекта смогли познакомиться с древним жилищем армянского народа,  смогли соорудить «Постройку жилища» из бросового материала, обыграть в создаваемой «семье» национальную детскую игру «Перетяни палку», познакомиться с национальным праздником «Затик» (Пасха). Дети узнали,  как армянский народ готовится к празднику, встречает его, также  они смогли  в своей исследовательской деятельности сравнить свой праздник с русской «Пасхой». Участники проекта смогли раскрасить праздничные пасхальные яйца, обыграть ситуации. Дети через иллюстрированные картинки, открытки  смогли рассмотреть армянскую  детскую посуду, которая   лепится из глины, окрашивается в коричневый цвет и украшается национальным орнаментом,    только для детей. Через творческую деятельность дети познакомились с национальной одеждой, украшениями. Прослушали аудиозаписи сказок армянских народов, стихи, загадки. Узнали о существующих праздниках, обычаях и традициях, об армянской национальной кухне. Разучили армянские подвижные игры «Пастух», «Отгадай кто?», «Статуя». Создали своими руками  красочный альбом об  Армении,  в котором подобран материал о символике республики, о традициях, культуре, обычаях, о животном и растительном мире, изготовили картотеку сказок, подвижных игр.

Итогами реализации долгосрочного проекта:

1. Поездка в краеведческий музей Высокогорского района  Тема: « В гости  краеведческий музей Высокогорского района», Драматизация   Тема: «Встреча со сказкой».

2.Отчетная  творческая презентация я  педагогического совета  № 4 на тему: «Развитие интереса культуре разных народов посредством познавательно - исследовательской деятельности старшего дошкольного возраста», участие в республиканских конкурсов  и семинаров для педагогов и детей.

3. Выступление на районной  августовской конференции для воспитателей на тему «Проектирование организационно образовательной деятельности, через позновательно – исследовательскую деятельность в соответствии ФГОС ДОО.

4. Конференция «Семейный круг». Драматизация сказок татарского, русского, армянского, чувашского народа.  Совместная деятельность родители, детский сад, общеобразовательная школа, дом культуры, МБУ «Подросток» города Казань.

5.Участие в районных и республиканских конкурсах.

Литература.

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М.: Норма, 2011. - 244 с.
  2. Габдулхаков, В.Ф. О языковом образовании в детских садах Татарстана / В.Ф. Габдулхаков.// Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». - М., 2010г. – № 6.
  3. Инновации дошкольного образования // Сборник статей  методических материалов VII Приволжского регионального конкурса инновационных идей для системы дошкольного образования. 2015 г./Под ред. В.Ф.Габдулхакова, доц.Н.Н.Новик, Казань: Приволжский федеральный университет, Институт психологии и образования, 2015.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание.-2014.№2. С.4-18.
  5. Этнос и культура в межнациональных коммуникациях XXI века // Сборник статей и методических материалов международной научно - практической конференции. 2017г. /Под ред.  доктора педагогических наук, профессора В.Ф. Габдулхакова, Казань 2017г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...

"Культура и традиции народов России"

Презентация "Культура и традиции народов России"...

Презентация на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"

Презентация на тему:"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"...

Проект «Культура и традиции народов Татарстана»

Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов....

Статья "Приобщение детей к народной культуре и традициям народов Поволжья».

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, нар...