Проект «Культура и традиции народов Татарстана»
проект (подготовительная группа) по теме
Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_traditsii_tatarstana.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура и традиции народов Татарстана»
Вид проекта: творческий
Участники проекта: воспитатели, руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.
Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Культура и традиции народов Татарстана».
Задачи проекта: Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана», «Национальный костюм народов Татарстана», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Татарстана», «Игры народов Поволжья»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Планируемый результат.
1. Расширение представлений детей об окружающем мире.
2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана.
3. Углубление жизненного опыта.
4. Знание правил народных игр, умение в них играть.
5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Предварительная работа:
Проведение мониторинга знаний на тему: «Культура и традиции народов Татарстана».
Определение темы, задачи и цели проекта.
Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.
Основной этап.
Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с сельской библиотекой, с Многофункциональным центром села.
1-я неделя «Мир на земле Татарстана»
Понедельник
НОД « Мой край богатый и красивый, мой Татарстан»
Цель:Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья.
Вечер
Татарские народные игры: “Перетяни канат”. “Не пролей воды”. Изучение пословиц и поговорок татарского народа. Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Тема: Татарский национальный костюм
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно»
Чтение сказки «Три дочери»
Среда
НОД Тема: Государственные символы РТ
Цель: Познакомить детей с государственными символами – герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.
Вечер
Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг
Показ презентации «Народные праздники и народные традиции»
Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Вечер
Изучение танца «Бормалы су»
Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Пятница
Миниконцерт с участием детей и родителей.
Выставка "Татар халык ашлары".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2 –я неделя Тема: «Русский народ – великий народ».
Понедельник
НОД «Паровозик дружбы»
Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
Вечер
Подвижные игры: «Бабка -Ёжка», «У дедушки Трифона».
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Тема: Русский национальный костюм
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Вечер
Дидактическая игра “Сказочная мозаика”
Инсценировка сказки «Гуси лебеди»
Среда
НОД «Культура и быт русского народа»
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Вечер Русские народные игры «Курилка», «Гори – гори ясно». Чтение русских народных сказок «Снегурочка»
Четверг
НОД «Мы в мастерской мастера»
Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
Вечер
«Русская матрешка» знакомство с историей появление матрешек. Народные игры «Олени и пастух», «Море волнуется».
Пятница
«Живет в народе песня» (совместное с родителями музыкальное развлечение)
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
3-я неделя «Знакомство с чувашским народом »
Понедельник
Тема: «Семь благословений»(Сиче пил)
Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое).
Вечер
Чувашские народные игры «Хищник в море», «Луна или солнце»
Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе
Вторник
Тема: "Чувашская вышивка".
Цель:Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;
Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Вечер
Игры «Найди узор», « На что похоже».
Чтение сказок «Девушка и луна»,
Среда
Тема: "Чувашский национальный костюм".
Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.
Вечер Разучивание танца «Сельской молодежи» Оформление выставки «Чувашские просторы»
Четверг Тема «Наши добрые соседи»
Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.
Вечер
Чтение народных сказок, былин, песенок.
Посещение сельской библиотеки совместно с родителями. Тема «Чтение сказок чувашского народа»
Пятница
Совместное развлечение родителей с детьми «Весело живем».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
4- я неделя «Мордовия - край далекий»
Понедельник
Тема: «Особенности мордовского края»
Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии – Саранск.
Вечер
Чтение «Мордовские народные сказки».
Инсценировка сказки «Как собака друга искала»
Вторник
Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".
Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента;
сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.
Вечер
Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра « Составь узор»
Среда
Тема «Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование».
Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа.
Вечер
Разучивание движений мордовского танца Игра «Значение орнамента».
Четверг
Тема: Мордовские национальные праздники, блюда.
Цель: Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками , блюдами.
Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.
Вечер
Лепка из соленого теста «Цемант» (пельмени).
Пятница
Постановка сказки с участием родителей «Как собака друга искала» в Многофункциональном центре села.
5-я неделя
Тема «Башкирские просторы»
Понедельник
НОД «Дружелюбные башкиры»
Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа
Вечер
Хоровод «Хакысташ».
Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай, просмотр отрывка концерта кураистов города Уфы.
Вторник
Тема: "Мотивы башкирских узоров". Цель : Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре «кускар»
Вечер
Игра «Составь узор на башкирском коврике» Башкирская народная игра «Построй новую пару»
Среда
Тема: "Башкирский национальный костюм ".
Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.
Вечер Подвижные игры «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки». Словесная игра «Чёрный, белый не говорить».
Четверг
Тема «Национальные блюда башкир»
Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам.
Вечер Выставка работ «Национальные костюмы народов Татарстана». Национальная игра башкир «Поймай клубок».
Пятница
Праздник «Многонациональная республика Татарстан»
Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан , закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Заключительный этап
Заключительная диагностика. Анализ и обобщение полученных результатов.
Ожидаемый результаты:
повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории Татарстана, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок"
Перспективы проекта
В дальнейшем планирую разработать проект «Традиции и обычаи народов дальнего зарубежья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик"
Здесь можно начти проект как знакомить культурой и традициями народов Чувашии и соседних республик...
Проект «Культура и традиции народов моей малой Родины»
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, природой, архитектурой , традициями. дети в силу своего возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Зада...
Проект "Культура и традиции народов Татарстана"
Знакостство с культурой и традициями Татарстана....
Культура и традиции народов Татарстана
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана....
Проект «Культура и традиции народов Поволжья».
Проект «Культура и традиции народов Поволжья»....
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"
Проект "Культура и традиции народов Поволжья"...
Проект Культура и традиции народов Поволжья «От Мелекесса до Димитровграда»
Проект: долгосрочный.Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.Прогнозируемый результат.Понимание детьми и родителями истории формирования и развития населения Поволжья. Уважительно...