Проект на тему: «Моя малая Родина» с детьми 6-7 лет
материал (подготовительная группа)
Проект на тему: «Моя малая Родина» с детьми 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1
Проект на тему: «Моя малая Родина»
с детьми 6-7 лет
Подготовила и реализовала: Каренгина Ж.В.,
воспитатель.
2019 год
Тема проекта: «Моя малая Родина»
Актуальность: Мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы стремимся развивать познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, сформировать навыки сотрудничества, воспитать любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.
Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию поселка, области, страны.
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
Гипотезаа: Можно ли через изучение своего родного края, воспитать чувство гражданственности и патриотизма, внедрить инновационные методы и приемы в воспитательно-образовательный процесс.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории,
природе и культуре родного края, на основе
осуществления комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма.
Задачи:
- Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей об истории, природе и культуре родного края.
- Провести анкетирование среди родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания в семье.
- Разработать план мероприятий, способствующих формированию представлений о малой родине.
- Создать развивающую предметно – пространственную среду в группе.
- Содействовать формированию системы знаний о родном крае на основе познавательной, исследовательской деятельности.
- Обобщить и распространить педагогический опыт работы по теме проекта (на методическом объединении, родительском собрании, в сети интернет).
- Повысить педагогическую культуру родителей путем привлечения к активному участию в реализации проекта (заинтересовать родителей проектом; дать представление о том, как можно участвовать в нем; направить на совместную поисковую, исследовательскую и творческую деятельность с детьми).
- Провести итоговое диагностирование детей, повторное анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты:
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- расширение представления детей о родном крае; его истории, природе, культуре, достопримечательностях;
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
- повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно - патриотического воспитания.
- сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Сроки реализации: 1 год.
Целевые участники проекта:
- Дети 6 -7 лет.
- Педагоги ДОУ.
- Родители воспитанников.
В работе с детьми по приобщению дошкольников к истории, природе и культуре родного края, использовала:
Формы и методы работы с детьми:
• ООД;
• игры;
• сочинение рассказов;
• тематические беседы;
• презентации;
• мини-проекты (составление генеалогического древа «Моя родословная», «Герб семьи»);
• праздники, развлечения, досуги;
• экскурсии;
• исследовательская деятельность;
• просмотр фильма «Атмановские кулачки»;
• пополнение развивающей среды;
• выставки детских работ, семейных коллекций.
• встречи с поэтами и художниками родного края; • диагностика; • чтение художественной литературы; • рассматривание альбомов, открыток.
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
*анкетирование;
*родительские собрания;
*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр;
*участие в конкурсах творческого мастерства;
*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
• Совместные поиски информации. • Сбор документов и фотографий из семейных архивов (об участниках войны и др).
Этапы реализации проекта
I этап - организационный, с 2 июля по 31 августа 2018 года включает в себя:
- Изучение научно-методической литературы.
- Создание творческой группы.
- Диагностирование детей.
- Анкетирование родителей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
- Анализ полученных результатов, вывод.
- Разработка плана, конспектов мероприятий, подборка игр и др.
- Создание предметно - развивающей среды в группе для реализации данного проекта в ДОУ.
- Подбор литературы (методической, художественной).
- Знакомство и привлечение родителей к участию в реализации проекта.
На данном этапе изучив научно-методическую литературу,
провели диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности представлений, знаний об истории, природе и культуре родного края. Была использована методика С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, М. Ю. Новицкой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе», которая показала следующие результаты, которые вы видите на слайде.
Затем, начали заниматься сбором информации, нужной для проекта, пополнением и приобретением литературы по данной теме, поиском сохранившихся исторических документов.
К работе над проектом мы привлекли и родителей.
Провели анкетирование среди родителей, которое показало, к сожалению, не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к малой Родине.
После проведения анкетирования стали проводить консультации по данному вопросу, совместно разрабатывать план, конспекты и собирать материалы для проекта.
II этап - реализации (основной), с 2 июля по 31 августа 2018 года
Модель реализации основного этапа проекта осуществлялась с использованием различных форм и методов
Работу по проекту начала с создания в группе для детей теплой и уютной атмосферы. Стараясь, каждый день ребенка в детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Для ребенка первые представления о Родине связаны с родным домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже первыми любимыми игрушками. Поэтому в группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной поселок, страна. Собирая и рассматривая фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях, формирую представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Дети принимают свой дом таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится в основу любви к родному краю, Родине.
В группе создала центры детской активности, которые представлены на слайде.
1. «Территория творчества»
2. Театра, музыки, искусства.
4. Труда.
5. Сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
6. Мини-музей «Русский быт и культура» (для развития познавательного интереса у дошкольников и формирования у них представлений о жизни предков был создан. При посещении которого дети приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своего поселка. Дети знакомятся с предметами старины и их предназначением, что способствует приобщению воспитанников к истокам народной культуры, желанию сохранять русские традиции). Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам».
В процессе реализации проекта мы разучивали с детьми стихи о малой Родине - Сосновке, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках. С детьми проводилась ООД. Дети участвовали в конкурсах творческого мастерства. Занимались конструированием улиц поселка, создавали аппликации и рисунки на разные темы.
Дети с удовольствием играли в русские народные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Для решения поставленных задач были разработаны авторские дидактические игры: «Наша посуда», «Укрась ковер», «Национальные узоры».
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
III этап - Обобщающий: с 15 апреля по 26 2019 года включает в себя:
итоговое диагностирование детей;
повторное анкетирование родителей.
презентация проекта на методическом объединении; публикация материала на сайте МБДОУ детский сад №1 и сайтах сети интернет.
На заключительном этапе, с целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики детей.
Данные диагностики представлены в таблице на начало и конец года.
Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Уровень % | |||
Высокий | Средний | Низкий | |
Начало года | 15 | 55 | 30 |
Конец года | 38 | 47 | 15 |
Для диагностики использовалась технология С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, М. Ю. Новицкой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».
Из всего выше сказанное можно сделать вывод, что при работе были подобранны верные методы и приемы работы, которые дали такой положительный результат в работе над темой моего проекта.
Таким образом, анализ результатов диагностики показывает:
- значительно возрос уровень у дошкольников, сформированных знаний, представлений о родном поселке, его истории, природе, показавших в начале года низкие результаты;
- во время ОД дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о малой Родине, задают, много дополнительных, интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, семейных традициях;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
Результативность участия детей в конкурсе
Районный конкурс «Рисунок на асфальте» номинация «Мой поселок» посвященный международному «Дню защиты детей» - 1место. |
Муниципальный смотр-конкурс духовно – нравственной патриотической песни в номинации «Россия – Родина моя» – итог - 2 место Районный смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Православная культура Тамбовского края» - 2 место Муниципальный этап 5 областного конкурса одаренных детей систем дошкольного и дополнительного образования детей «Искорки Тамбовщины» в номинации «Выразительное чтение» - 1 место. |
Муниципальный этап 14 международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», номинация «Мой дом, моя деревня, мой город» - 1 место. |
Муниципальный конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Подарок ветерану своими руками», муниципальный конкурс детского рисунка «Война глазами детей» |
Продукт проекта:
Создание лэпбука «Сосновка – Родина моя».
Фотоальбомы: «Профессии наших родителей», «Мой посёлок-Сосновка»
Выставки детских работ: «Мама, милая моя», «Нет земли краше, чем Родина наша», «Моя семья»;
Презентации: «Наши мамы самые, самые…», «Русский народный костюм Тамбовской области», «Народные промыслы Сосновского района»,
Презентация проекта на методическом объединении.
Распространение опыта:
Выступления на методическом объединении, педагогическом совете
Вывод: Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников в нашем детском саду будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее своей Родины.
Данный проект повторно может быть реализован в рамках других учебных заведений, так как не требует особых материальных затрат.
Вывод: Надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, пробудит желание беречь природу и чувствовать ответственность за её сохранность. Также думаю, что наши дети будут чувствовать гордость за свой народ, за его достижения, за свою страну. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А.Сухомлинский. И если мы помогли в этом своим воспитанникам, значит, они обязательно вырастут патриотами своей страны.
Обеспечение:
Материально-техническое:
слайдовые презентации, семейные фотографии военных лет, фотоальбом,
проектор, фотоаппарат, магнитофон, музыкальный центр.
Учебно-методическое:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному, нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература..
4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества, методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера.
5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение.
6. Государственная программа патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...
Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"
Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...
Педагогический проект на тему: "Моя малая Родина"
Данный проект расширяет представления детей о городе, в котором они живут, дает представления о том, что такое герб, флаг, гимн, объясняет символику родного города, расширяет кругозор детей о достопри...
Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к " малой Родине", ...
Проект на тему "Моя малая родина - Пестрецы"
Проект для детей старшей группы детского сада. Проект долгосрочный, способствует развитию и обогащению нравственных, эстетических и интеллектуальных, интегративных качеств развития ребенка. Вклю...
Проект по теме: «Моя малая родина – Республика Коми»
Познавательно-игровой проект....
Проект на тему: "Моя малая Родина - мой мир"
Проект создан для ознакомления с родным краем, в данном случае это - Апастовский район РТ, посёлок Свияжский и село Бишево. Целью проекта является: расширить знания детей о малой Родине (А...