Проект на тему: "Моя малая Родина - мой мир"
проект
Проект создан для ознакомления с родным краем, в данном случае это - Апастовский район РТ, посёлок Свияжский и село Бишево. Целью проекта является: расширить знания детей о малой Родине (Апастовский район, с.Бишево и пос.Свияжский); воспитание уважения к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект малая Родина | 91.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВИЯЖНИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЛЕЙСАН» АПАСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«Моя малая Родина
– мой мир»
Разработчик проекта:
Воспитатель: Фролова Юлия Павловна
Место работы: МБДОУ Свияжнинский
детский сад общеразвивающего вида «Лейсан»
Апастовского муниципального района РТ
пос. Свияжский.
Проект «Моя малая Родина – мой мир»
Введение
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ведь каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «Малая Родина». Дошкольникам, доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, посёлку; развивать интерес к доступному ребёнку явлениям общественной жизни.
Мир, в котором мы живём, огромен. Настоящее время – это граница между прошлым и будущим. Любой край, город, любая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт.
Природа нашего села (посёлка, района) поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться: огромные смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля.
Мы родились в Апастовском районе. И мы, безусловно, должны знать историю своей малой родины
Воспитывая у детей любовь к своему селу (посёлку), к своей малой Родине, необходимо подвести к пониманию того, что их село (посёлок, район) является – частицей Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники.
Тип проекта: Образовательный, социальный, долгосрочный, групповой, исследовательски – поисковый, творческий.
Актуальность: Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, селу.
Воспитывая любовь ребенка к тому, что его окружает, к самому близкому и дорогому – мы воспитываем патриотизм.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, детскому саду, селу, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Проблема проекта: Ознакомление с родным посёлком (селом, районом) имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького поселка (села) – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Срок реализации: долгосрочный (Сентябрь – Май).
Цель: расширить знания детей о малой Родине (Апастовский район, с.Бишево и пос.Свияжский); воспитание уважения к родному краю.
Задачи:
- Расширить знания о родном поселке (селе, районе), закрепить понятия «малая Родина».
- Познакомить с историей возникновения поселка (села, района), с памятниками истории и культуры родного края, воспитывать бережное отношение к ним.
-Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле, разных национальностях проживающих в нашем поселке (селе, районе).
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить, свободно мыслить.
- Способствовать установлению тесного контакта и взаимодействия между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Планируемый результат:
Для педагогов:
- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для воспитанников:
- повышение качества уровня знаний во время непосредственно – образовательной деятельности;
- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру, к родному краю;
- активизация познавательной деятельности в жизни детей;
- проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для родителей:
- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
- повышение статуса семейного воспитания.
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта (Сентябрь - Октябрь).
- Изучить методическую литературу по теме проекта.
- Пополнить предметно – развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме
- подбор энциклопедий
- составление картотеки игр на нравственно - патриотическую тематику
- подобрать стихи, загадки, пословицы о Малой Родине
- провести консультацию для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей».
Основной этап проекта. Таблица 1 (Ноябрь - Апрель)
Направление деятельности | Содержание деятельности |
Беседы, рассказы | «Достопримечательности района, села Бишево, посёлка Свияжский» «Герои Апастовского района» «Мой дом – моя крепость» «Профессии моих родителей» «Родники и реки района» «Отличие села от города» «Знаменитости района» «Наш детский сад» «Улица, на которой я живу» |
Познавательная деятельность | ОД Окружающий мир «Путешествие по посёлку» с использованием ИКТ. ОД Развитие речи «Составление рассказов на тему: Дом, в котором я живу». ОД Рисование «На берегу реки Свияга». ОД Окружающий мир «Природа Апастовского района». ОД Развитие речи «Это я и моя дружная семья». ОД Коллективная аппликация «Мой дом». |
Художественно-эстетическая деятельность | Аппликация «Мой дом – моя улица» Рисование плаката «Апастово – мой край родной» Рисование «Портреты членов семьи» Лепка «Животные и птицы района» |
Игровая деятельность | Подвижные игры: «Часовой» татарская народная игра «Перехватчики» татарская народная игра «Башмакчы» татарская народная игра «Птицелов» русская народная игра «Дедушка» русская народная игра Дидактические игры: «Найди отличия» «Собери пазл» «Расскажи по картине» «Найди флаг Апастовского района» «Найди герб Апастовского района» «Разгадай ребусы» «Разрезные картинки» |
Чтение художественной литературы | «Моя Родина (из воспоминаний детства)» М.Пришвин. «Что мы Родиной зовём?» В.Степанов «Булышчы» Р.Миннуллин «Туган авыл» Г.Тукай «Берегите родную природу» О.Емельянова |
Познавательно – исследовательская деятельность. Таблица 2
Познавательно- исследовательская деятельность | Задача | Форма деятельности | Развивающая среда |
«Наш район, посёлок, село» | Выявить знания детей об Апастовском районе, посёлке Свияжском и селе Бишево. | групповая | Иллюстрации, фотографии. |
«Назови кто» | Познакомить детей с главными людьми Апастовского района, детского сада. | групповая | Портреты главы района, заведующей детского сада, воспитателей группы и др. |
«Наш детский сад» | Закрепить знания детей о детском саде, о работниках детского сада. | групповая | Фотографии детского сада и его сотрудников, план детского сада и группы. |
«Мой адрес» | Формировать умение детей называть свой домашний адрес, посёлок (село), номер дома, квартиры, телефона, закрепить знание права о неприкосновенности жилища. | групповая | Мяч |
«Кто и в какой стране живёт?» | Расширить знания детей о мире, о людях, которые населяют его. Развитие речи, логического мышления. Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей. | групповая | Иллюстрации стран мира и населения этих стран. |
«Наш район» | Закреплять знания детей об Апастовском районе, административных зданиях района и в ближайшем окружении детского сада. | групповая | Фотографии и иллюстрации района и администра - тивных зданий. |
«Как я помогаю дома?» | Формировать представления детей о домашних обязанностях женщин и мужчин, мальчиков и девочек. Воспитывать желание оказывать помощь людям. | групповая | Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. |
«Узнай по описанию кто это» | Закрепить знания детей о животных и птицах родного края. Прививать любовь к родному краю, Родине. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. | групповая | Картинки и иллюстрации с изображением животных и птиц родного края. |
«Отгадай профессию» | Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. | групповая | Карточки с изображением людей разных профессий. |
«Кто, что делает?» | Формировать навык подбора глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | групповая | Карточки с изображением людей разных профессий. |
«Жилище человека» | Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, к малой Родине. | групповая | Иллюстрации и фотографии – жилище человека. |
«Подбери узор» | Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к татарским и русским национальным традициям. | групповая | Карточки с нарисованным узором, разрезные узоры. |
«Подбери наряд кукле» | Знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, воспитывать уважение и любовь к родному краю, его культуре и традициям. | Групповая | Кукла, национальные костюмы для куклы, картинки с изображением народных костюмов. |
«Народные промыслы» | Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским и татарским национальным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы, воспитывать уважение к культуре родного края. | Групповая | Картинки с предметами народного творчества. |
«Из чего построен дом?» | Совершенствовать знания о строительных материалах, умение логически мыслить, воспитывать бережное отношение к собственному дому. | Групповая | Изображения различных жилищ человека. |
«Найди флаг Апастовского района» | Закреплять знание государственной символики Апастовского района. Воспитывать уважение и любовь к родному краю. | Групповая | Карточки с флагами разных стран |
Заключительный этап проекта (Май).
- Подведение итогов.
- Создание лэпбука «Бишево – мой край родной», «Минем туган ягым – Апас», «Мой дом – моя крепость».
- Создание картотеки игр по нравственно – патриотическому воспитанию.
Список используемой литературы.
1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2. М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3. Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4. О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5. Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6. В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1991.
9. http://tatcenter.ru/district/apastovskij-rajon/
10. http://tatfrontu.ru/content/apastovskiy-municipalnyy-rayon-respubliki-tatarstan
11. https://realnoevremya.ru/articles/78986-opisanie-i-istoriya-apastovskogo-rayona-tatarstana
12. https://www.sunhome.ru/poetry/stihi-pro-maluyu-rodinu
13. https://www.ederevnina.ru/?p=2490
14. https://aromatyschastya.ru/stixi-o-rodine-dlya-detej
15. https://www.tikitoki.ru/rasskazy-dlya-detey/luchshie-rasskazy-dlja-detej-o-rodine
16. Давыдова Ю.Х. Современное состояние правовых институтов по защите прав несовершеннолетних детей в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015.
17. Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореферат дис. ... док. юрид. наук : 12.00.03 / Институт государства и права Российской академии наук. М., 2013.
19. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-puteshestvie-po-poselku-1006068.html
20. http://ext.spb.ru/skype/4040--q-q-.pdf
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ НА ТЕМУ:
«Моя малая Родина – мой мир».
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Картотека подвижных татарских
и русских народных игр.
Часовой (татарская народная игра).
Выбирают водящего. Остальные участники игры выстраиваются за ним попарно, держась за руки.
Как только водящий скажет: «Последняя пара, вперед!», оба играющих, стоящих позади всех, разъединяют руки, бегут один слева, другой справа, чтобы как можно быстрее занять место впереди колонны. Водящий же стремится поймать или запятнать одного из них. Если это удается, он вместе с запятнанным встает впереди колонны, образуя новую пару. Оставшийся без партнера участник игры становится водящим. Игра начинается вновь.
Последняя пара устремляется вперед только по сигналу водящего.
Что в корзинку мы берем.
Дид. задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«ЧУМА УРДӘК, ЧУМА КАЗ»
Цель: Формировать дружеские отношения.
Дети встают, парами взявшись за руки, лицом друг к другу /в центре зала/. Ведущий стоит перед играющими детьми. На слова: «Чума урдәк, чума каз» - дети покачивают руками вправо - влево в такт музыки. «Тирән күлне ярата, шул, ярата» - дети поднимают руки вверх не расцепляя их. Ведущий проходя под поднятыми вверх руками, берет любого ребенка с чьей - нибудь пары и ведет его в конец стоявших детей. Оставшийся ребенок становиться ведущим.
1 куплет. Чума урдәк, чума каз, /2 раза/
Тирән кулне ярата, шул, ярата. /2 раза/.
2 куплет. / Имя ребенка/ Марат үзенә иптәш эзли, /2 раза/
Белмим кемне ярата, шул, ярата /2 раза/.
Камильне ярата, шул, ярата /2 раза/.
Перехватчики
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать.
Любим прыгать и скакать.
Раз, два.три, четыре, пять.
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры.
Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
«Жмурки» (Кузбайлау уены)
Чертят большой круг, внутри него на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают места в ямках-норках. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!»- и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.
”Кәрия-Зәкәрия”. Балалар, кулга-кул тотынышып, түгәрәкләнеп басалар. Уртага бер бала чыга. Түгәрәктәгеләр бер якка хәрәкәт итеп җырлыйлар. Җырларда уртадагы баланың укуда, хезмәттә, җыр-биюдә булган сәләте, уңганлыгы мактала:
Бу бик яхшы биюче,
Бу бик яхшы биюче,
Аның биюе матур,
Аннан үрнәк алыгыз.
Җырдан соң түгәрәктәгеләр туктап калалар, кул чабып, такмак әйтәләр:
Кәрия-Зәкәрия, коммая,
Кәрия-Зәкәрия, коммая,
Кәри комма, Зәкәр комма,
Зәкәрия коммая
Бу вакытта уртадагы бала бер иптәшен алып әйләнеп тора. Әйләнеп туктагач,
чакырган иптәшен калдырып, түгәрәккә баса. Тагын җыр башлана:
Бу бик яхшы җырлаучы,
Бу бик яхшы җырлаучы.
Аның җырлавы матур,
Аннан үрнәк алыгыз.
Шулай йөзүче, укучы, буяучы һ.б. дип төр
«Башмакчы». Балалар түгәрәк ясап басалар. Өлкәннәрдән берәү уенны оештыручы була. Ул, кулына бер башмак алып (башмак уйнаучы балаларның аяк размерыннан зуррак булырга тиеш), уртага баса. Җырлый:
Төрле һөнәр беләбез,
Матур итеп тегәбез;
Асыл төсле җепләр белән
Башмак башын чигәбез.
Балалар аңа каршы, түгәрәк буйлап йөреп, җыр җырлыйлар:
Әй, башмакчы, башмакчы,
Үзең оста такмакчы.
Син җырлама такмагын,
Бир кияргә башмагын.
Горелки (Огарыши, Столбом, Парами).
Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.
Птицелов. (под.группа)
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
«В лесу, во лесочке,
На зелёном дубочке.
Птички весело поют,
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас возьмет,
Птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.
Правила игры: Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Дедушка.
Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга. Все играющие, ходят по кругу и поют:
Уж ты дедушка седой,
Что сидишь ты под водой?
Выглянь на минуточку.
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
Прогулка по ручью.
Цель. Приобретение навыков совместных действий, сплочение группы, развитие внимания, ловкости.
Содержание. Ведущий рисует мелом на полу две линии, которые обозначают извилистый ручеек.
Ширина его должна изменяться, но нужно следить, чтобы дети могли шагать вдоль «ручья», расставив ноги.
Дети отправляются в поход. Они выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где начинается их путь, и медленно передвигаются вдоль «ручья», ступая по его берегам. Тот, кто «попал ногой в воду», встает в конец цепочки.
Перетягивание.
Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.
По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.
Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
Картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию.
Игра «Герб района»
Цель: закрепить представление детей о гербе района; уметь выделять герб района из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба района; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба района в разобранном варианте.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть герб района и отметить отличительные особенности от гербов других городов и районов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб района. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб района из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
Игра «Флаг района»
Цель: закрепить представление детей о флаге района; уметь выделять флаг района из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением флага района; контурный шаблон этого же флага; «мозаика» флага района в разобранном варианте.
Ход игры:
Детям предлагается рассмотреть флаг района и отметить отличительные особенности от флагов других городов и районов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики флаг района. Дети собирают флаг без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать флаг района из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
Игра «Путешествие по Апастовскому району»
Цель: знакомить с Апастовским районом РТ
Материал: альбом фотографий района
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей района, предлагает назвать их.
Игра «Сложи герб из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе района
Материал: Изображение герба района, состоящее из 4-8 фрагментов.
Ход игры: Воспитатель перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.
Игра «Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Игра «Птицы нашего района»
Цель: знакомить детей с птицами родного района
Материал: карточки с изображениями птиц
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем районе или нет.
Игра «Нарисуй узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским и татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.
Игра «Одень куклу»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре
Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.
Игра «Сортируй узоры»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским и татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки народных промыслов
Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.
Игра «Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским и татарским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.
Игра «Животные нашего района»
Цель: знакомить детей с животными родного района
Материал: карточки с изображениями животных
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями животных, просит назвать и определить, живет животное в нашем районе или нет.
« Мой адрес...»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, квартиры, телефона, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я
живу на ... улице», ребёнок продолжает, называя свою улицу, и передаёт мяч
соседу и т. д
«Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают
«Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего района, памятниках и достопримечательностях
Материал: иллюстрации, фотографии Апастовского района, посёлка Свияжский, села Бишево.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями.
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффиксы -ец.
Ход. Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут …
Китай – китаец, африка – африканец ...
Читаем вместе с детьми.
Тел турында.
Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел,
Икесе дә безнең өчен
Иң кирәкле, затлы тел.
Тел кешене дус итә,
Бер-берсенә беркетә.
Бел, балам, син рус телен
Һәм өйрән татар телен!
***
Свияга, дивная река,
В ней камыши, кувшинки,
Не широка, не глубока,
По берегам растут осинки,
Ольха, берёзка у реки,
В воде купает ива косы,
Там водомерки так легки,
Склонились над водой утёсы.
***
Кече абый солдат булып
Китте быел яз гына
Мин үзем дә солдат булам
Үсим генә ааз гына.
Әниемә булышам
(Л.Әмирханова)
***
Пөхтә итеп өйне җыям,
Гөлләремә су сибәм.
Курчакларымны йоклатам,
Еласалар, юатам.
Менә ничек тырышам,
Әниемә булышам.
Әнием белән кибеттән
Ипи-сөт алып кайтам.
Борчулы булса әнием,
Тынычлан, дип, юатам.
Менә ничек тырышам,
Әниемә булышам.
Булышчы
(Р.Миңнуллин)
Әниемә эш күп өйдә –
Мин шуңа да булышам.
Менә әле дә мин аңа
Чынаяклар юышам.
Булышам шул, юышам шул,
Мин бит инде булышчы.
Уф, арыдым ! һаман бетми !
Әнием , кил, булышчы !
***
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И с необъятными полями!
Привет тебе, народ родимый
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
С. Д. Дрожжин
Родная земля
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
П. Синявский
Кремлёвские звёзды
Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
С. Михалков
Родная земля
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
П. Синявский
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, И лесок,
В поле – каждый
Колосок,
Речки,
Небо надо мною –
Это всё моё, родное!
Наша Родина – Россия!
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова
Берегите родную природу
Велика Отчизна наша
И широк её простор.
Есть у нас луга и чащи,
Реки и громады гор.
И живут здесь вместе с нами
Цапли, лебеди, чижи,
Дятлы, иволги, жуланы
Черепахи и ужи,
Тигры, волки и медведи,
Лоси, зубры, кабаны… –
Наши давние соседи.
Мы их сохранить должны!
Олеся Емельянова
Что мы Родиной зовём
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов
Моя родина (Из воспоминаний детства) Пришвин М.М.
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...
Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес степь, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
«Туган авыл» Г.Тукай |
Тау башына салынгандыр безнең авыл, |
***
Шелест листвы под ногами.
Свежий воздух вокруг…
Хочется ходить кругами,
Слушая природы звук…
Фролова Ю.П.
«Мой край».
Здесь речка, лес, поля –
Все дышит и живет.
Здесь необъятная земля
Красотой пленит, зовет.
Здесь солнце играет
В шелковистой листве,
И воробышек летает,
Храня память о весне.
Здесь все мое, родное!..
Всюду сюда меня вело.
Здесь все такое дорогое –
Мой край, мое село!..
Фролова Ю.П.
Материалы для бесед с детьми.
Беседа на тему: «Родники и реки Апастовского района».
Родники – это водный источник, текущий из глубины земли, еще его называют ключом. Много на Апастовской земле полноводных, серебристых и резвых родников, бьющих среди гор и холмов. Когда едешь по трассе Казань-Ульяновск, то проезжаешь по улице деревни Семи-Ключи. Уже само это название невольно восхищает: по садам этой деревни, стоящей у подножия горы Сэзек, журча, звонко переговариваясь, текут семь родников, давая воду деревне и всем проезжающим.
Если проехать дальше по деревне Старые Индырчи, то сразу увидишь ухоженную, покрашенную и накрытую колонку. Говорят, в ней течет вода, которой нет равной. Уже 90 лет, не переставая, течет по трубам целебная родниковая вода из сруба колодца, поставленного еще во время земств. Все эти родники благоустроены в 2000 году.
Родники – одно из больших богатств природы. Они напоминают кровеносные сосуды земли; их существование придает чистоту духа. Пусть никогда не проходят равнодушно мимо этих шедевров природы, пусть берегут их и ценят!
Источник святых – он вытекает с вершины холма, который находится при въезде в Верхние Индырчи. По легенде, на месте источника одна за другой похоронены семь дочерей одного старца. Из источника бьет серебристо-чистая вода. Народ называл его «Источником святых» (Изгеләр чишмәсе).
Каратунский источник (Святой ключ) расположен в верхнем конце деревни Давликеево. Считается, что вода в нем целебная и сельчане по сей день ходят туда за водой.
Подгорный родник – вытекает из-под горной лужайки около деревни Куштово. Вода в нем чистая и очень холодная. Новый родник течет по деревни Куштово. Вода в нем вкусная и считается целебной.
Ручей Зирэкле расположен около деревни Мурзино. Из-за того, что на берегах его растет много ольхи (зирәк), его так и назвали. Раньше здесь стояла водяная мельница.
Родник Мислака (озерный родник) – протекает около деревни Среднее Балтаево и впадает в озеро, выкопанное в 1909 году, поэтому называется Озерным родником. Кошкин родник (песи чишмэсе) очень древний родник, берет начало на Кошкином холме. Родник деда Мифтаха находится в дерене Среднее Балтаево, назван в честь ухаживающих за ним людей.
Власов колодец. Колодец выкопан жителем села Бишево и назван по имени Павла Власова. В семье у него было 11 детей, имел он 20-25 га земли. На своей земле он нашел родник и вырыл колодец.
Сладкий родник протекает около той же деревни. Вода в нем была лечебной и целебной. Но, к сожалению, теперь на месте родника поле.
Река Бия. Небольшая река в Апастовском районе. Длина – около 30 километров. Во-первых, она берет начало и завершает свое течение в пределах одного района. Во-вторых, хотя и считается притоком Свияги, Бия впадает в Свиягу лишь во время весеннего половодья, в остальное же время она впадает в озеро Кара-Куль, расположенное близ села Кабы - Копры и являющееся, судя по всему, частью старицы Свияги. Река Бия имеет два притока: первый находится на дне глубокого оврага, именуемого Чертовым оврагом (Шайтан чокыры), второй, расположенный примерно в двух километрах от первого, также на опушке леса, начинается с родника Насыр бабая. На реке Бия расположены девять сел и деревень. По мнению некоторых ученых, название «Бия» произошло от слова «Бея», являющегося синонимом слова «бую» (пруд, запруда). Бия имеет отношение к лашманам, на ней устроило свой 20-ый стан (т.е. ночевку) войско Ивана Грозного, шедшее на Казань, на Бие произошло безжалостная порка «взбунтовавшихся» шамбулыхчинских крестьян.
Река Була (Бола). Левый приток реки Свияга. Длина 117,9 км. Площадь бассейна – 1587 кв. км. Исток на территории Чувашской Республики, на участке от д. Исакова до с. Бик-Утеево Буинского района Була протекает на границе Чувашской Республикой. Водосбор Булы – холмистая равнина, сильно пересеченная долинами притоков, балками и оврагами.
Река Свияга. Правый приток Волги. В Волгу впадает около Казани. Начало берет в Ульяновской области. Особенность Свияги в том, что она течет параллельно Волге (в 40-60 км, а в некоторых местах – 20-15 км), но против течения Волги. Длина реки 375 км (в пределах РТ 205 км). Местоположение: Дрожжановский, Буинский, Тетюшский, Апастовский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Верхнеуслонский, Зеленодольский районы РТ, Ульяновская область и Республика Чувашия. Характеристика объекта и его значение: Ширина реки 5 - 40 м, глубина 0,3 - 4,0 м, скорость течения 0,1 - 1,0 м/с. Река Свияга принимает 70 притоков, в том числе Була, Черемшан, Улема и другие, протекающие по территории Апастовского района. Река многоводная. Имеет хозяйственное и научно-познавательное значение.
Река Улема. Правый приток реки Свияга. Длина реки 72 км. Местоположение: Тетюшский, Апастовский районы РТ. Исток севернее с. Красные Дворики Тетюшского района РТ, устье у с. Шонгуты Апастовского района РТ. Характеристика объекта и его значение: Ширина реки 7 - 8 м, глубина 0,5 - 1,0 м, скорость течения 0,2 - 0,4 м/с. Улема принимает 24 притока. Река маловодна. Имеет хозяйственное значение. В 1934 году на берегах реки Улема московские студенты проводили большие раскопки. Во время этих раскопках они наткнулись на один из самых крупных палеонтологических находок – на череп доселе неизвестного животного. Его звали «улемозавром», по названию реки, на берегах который был обнаружен этот череп. Это животное считается самым первым крупным на свете животным среди позвоночных. По строению скелета он ближе всего подходит к млекопитающим. Здесь рядом с деревней Ишеево были найдены останки древних рыб, земных и водных растений. Самый привлекательный среди них загадочный лантазух, похожий и на рыбу, и на амфибию, и на рептилию.
Река Табарка. Река в Апастовском районе, левый приток р. Улемы. Длина 22.6 км, площадь бассейна – 87.5 км. Исток – у д. Тюбяк-Чирки, в 2.5 км.
Беседа с детьми на тему: «Отличие села от города».
Цели: дать детям представление о том, что такое город и село, чем они отличаются; дать детям знания об особенностях труда в городе и селе. Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине – России.
Развивать у детей память, логическое мышление, зрительное внимание и восприятие.
Закреплять у детей навыки связной речи, формирование грамматического строя речи, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас.
Развивающая среда: картины с изображением сельского и городского пейзажа; раздаточные предметные картинки с изображением предметов, относящихся к городу и селу (многоэтажный дом, автобусы, троллейбусы, подземный переход, одноэтажные дома, комбайн, трактор, домашние животные и т. д.).
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть две картины с изображением городского и сельского пейзажа.
Вопросы к детям: 1. Что вы видите на картинах? 2. На какой картине нарисован город? 3. На какой картине – деревня или село? 4. Как вы думаете, мы с вами живём в городе или селе? 5. Почему вы так решили? 6. Кто из вас был в деревне? Расскажите, какие в вашей деревне были дома. А какой был транспорт? Ответы детей.
Дидактическая игра «Скажи по – другому». Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных. Ход игры: дети должны сказать произнесённую воспитателем фразу по – другому.
Лексический материал.
Человек, живущий в городе, (какой… (городской).
Человек, живущий в деревне, (какой… (деревенский).
Житель села (какой… (сельский).
Почтовое отделение, находящееся в посёлке, (какое… (поселковое отделение).
Магазин в селе (какой… (сельский).
Дидактическая игра «А у нас, в деревеньке». Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов - к -, - чк -, - еньк -, - ок -, - ик -. Ход игры: вниманию детей предлагается небольшой рассказ: «Приехала к нам в гости из деревни бабушка. Она гуляла по большому городу и удивлялась, какие в нашем городе большие дома, длинные проспекты и большие площади». Воспитатель предлагает детям сказать произнесённые им слова ласково, как называет их добрая бабушка.
Лексический материал.
Деревня – деревенька.
Улица – улочка.
Город – городок.
Проспект – проспектик.
Дом – домик.
Воспитатель рассказывает детям о том, что и в городе, и в селе люди работают. Воспитатель обращает внимание детей на картинки и предлагает детям рассказать, где работают люди, - в городе или селе? (На одной картинке доят коров, а на другой – рабочие стоят у станков). Ответы детей.
Воспитатель продолжает свой рассказ; «В городе много заводов, фабрик, где люди делают машины, книги, игрушки и многое другое. В городе есть предприятия, где делают сыр, творог, кефир, сметану, йогурт, сливочное масло. Всё это делают из молока. А где берут молоко? Правильно, в селе, в деревне. Там люди выращивают домашний скот, доят коров, а молоко привозят в город, и мы с вами можем купить в магазине продукты, сделанные из молока.
В городе много заводов, где выпекают хлеб. А откуда берут муку для хлеба? Да, в селе выращивают пшеницу, рожь, из которой потом делают муку.
В селе на полях выращивают овощи, а в садах - фрукты очень полезные и вкусные, которые мы с вами очень любим и часто покупаем в магазинах в городе.
Но чтобы вырастить и собрать урожай, нужна разная техника – тракторы, комбайны.
А откуда же сельские рабочие их возьмут? Правильно, всю технику делают рабочие в городе.
Вот так и помогают друг другу жители города и села. (Весь свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций).
Динамическая пауза. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит, («Дом» изобразить двумя руками, крыша дома – пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом).
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повёрнуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы – вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу).
В этот домик приглашаем. («Дом»).
Дидактическая игра «Город – село». Дети размещают на доске под большой картиной – маленькие, на которых изображение относится к городу и объясняют, почему они так считают. Потом дети находят картинки, относящиеся к селу.
Подводится итог занятия. Дети рассказывают о том, что люди в нашей стране живут в городах, сёлах, деревнях. В городе много улиц с многоэтажными домами, много разного транспорта, люди работают на фабриках и заводах.
В селе и деревне улиц мало, дома не многоэтажные, транспорта мало. Люди выращивают пшеницу, рожь, разные овощные культуры, фрукты, ухаживают за разными домашними животными. Люди в городе и селе помогают друг другу.
Воспитатель даёт детям задание: выучить с родителями свой домашний адрес. Посмотреть, что нового, хорошего появилось у них возле дома для удобства людей (заасфальтировали дорожки, покрасили постройки во дворе, посадили деревья, отремонтировали подъезд и т. д.).
Беседа с детьми: «Улица, на которой я живу»
Цель: пробуждать в детях любовь к своему городу, улице на которой они живут, к своему дому
Задачи:
• формирование патриотических чувств; расширять представление о родном городе, в котором живут дети, воспитывать чувство ответственности за свой город, закреплять домашний адрес;
• закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь кого названа та улица, на которой они живут;
• совершенствование речи как беседы общения; помощь детям в построении высказывания; умении вести диалог с воспитателями и сверстниками;
• продолжать расширять представления об окружающем, стремление любоваться красотой архитектурных сооружений; формировать умение эстетически оценивать их.
Материал: презентация «Бишево – мой край родной».
Активизация словаря: жилые, общественные, кирпичный, деревянный, магазин, почта, больница, парикмахерская.
Ход беседы.
Ребята, я сегодня шла на работу и встретила мальчика, который стоял и плакал. Оказывается, он потерялся, его мама ушла, а он не знает свой домашний адрес.
- А вы знаете свой домашний адрес?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Какие здания есть на вашей улице?
- Какие здания мы называем жилые?
- Какие здания мы называем общественными?
- Какие общественные здания есть на вашей улице?
- Как выглядит дом, в котором ты живёшь?
- Из чего он сделан? (кирпич, дерево)
- Значит он какой? (кирпичный, деревянный)
- Возле вашего дома есть детская площадка?
- Что на ней построено?
- А ты ходишь поиграть на ней? С родителями или один?
- В какое время года ваша улица всего красивей? Или она тебе нравится в любое время?
- Что можете сделать вы, чтобы ваша улица стала чище и красивее?
Ребята, вы так много знаете о своей улице. Давайте мы сейчас с вами превратимся в птиц и увидим село Бишево и посёлок Свияжский с высоты птичьего полета. Включаю презентацию «Бишево – мой край родной».
Итог беседы: Давайте любить свой дом, свой двор, ведь это наша маленькая родина.
Материалы для подготовки к ОД.
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа из личного опыта «Дом, в котором я живу».
Цели:
- обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
- способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;
- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.
- развивать у детей логическое мышление и долговременную память;
- развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;
- развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;
- развивать общую моторику.
- воспитывать нравственные качества;
- формировать положительную установку детей на участие в занятии,
навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности
Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент. Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом).
Вводная часть. Дома бывают разные, давайте их назовём. Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки) Цель: образование относительных прилагательных.
Дом из кирпича – (кирпичный),
… из камня – (каменный),
… из дерева – (деревянный),
(Убираю картинки, оставляю одну).
- Каких домов не стало?
(Не стало деревянного дома, каменного дома)
- Остался, какой дом? (кирпичный). Из каких частей он состоит?
- Что можно о нём сказать, он какой? – высокий, светлый, уютный, тёплый….
Игра «Скажи наоборот» (с мячом) Цель: усвоение антонимов.
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Объявление темы. У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.
Беседа по вопросам.
- На какой улице стоит ваш дом?
- Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, из какого материала построен ваш дом, какая (ой) у вас квартира (дом)?
- Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)
- Почему возвращение домой для каждого человека это радость?
- Кого вы рады видеть у себя дома?
Физкультминутка «Маляры».
Маляры пришли втроём, шагают на месте
Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой
Был облезлый, скучный, голый – «красят»
Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой
Составление рассказов.
Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.
Рассказы детей. (Дети составляют рассказы)
Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».
Итог занятия.
- Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?
- Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)
Конспект занятия на тему: «Путешествие по поселку Свияжский»
с использованием ИКТ
Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного поселка; воспитывать любовь к нему; вызвать желание как можно больше узнать о поселке; объяснить, что дома бывают разные и они отличаются по внешнему виду.
Материал: крупные фотографии разных зданий поселка (д/сад, магазин, мечеть, СХП «Енали», АТП и т.д.); компьютер, проектор, презентация «Бишево – мой край родной», шест с разноцветными ленточками, руль, красный флажок.
Предварительная работа: экскурсия по поселку, конкурс рисунков на тему: «Мой любимый поселок».
Ход занятия: В: Ребята, к нам кто-то идёт (появляется Кукла Камила). Камила, почему ты такая грустная?
К: Как мне не грустить: вышла я погулять и заблудилась, потеряла свой дом.
В: Ребята, что же делать, как помочь Камиле?
Дети: Надо найти Камиле её домик.
В: Вы знаете дети, наш поселок -_Свияжский большой и в нем много домов. Дом – это жилище, которое защищает нас от жары и от холода, от ветра, дождя и снега. Дома бывают и у животных, и у птиц, только они не такие, как у людей. А человеческие дома – они разные бывают. Какие разные дома вы знаете? (высокие, низкие, деревянные, кирпичные, многоэтажные, одноэтажные).
Чтобы помочь Камиле отыскать её домик, мы отправляемся путешествовать, но наша поездка сегодня необычная, мы будем путешествовать по картинкам( выставляет на мольберт фотографию д/сада, синхронно идёт мультимедийный показ). Камила, это твой домик?
К: Нет, этот дом большой и кирпичный, а мой домик маленький и деревянный.
В: А вы, ребята, узнали что это за дом? (детский сад) Как называется наш сад? Расскажите, какой он? (большой, кирпичный, двухэтажный) Все ваши родители работают и чтобы вы не оставались дома одни, вас приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо тогда, когда они заботятся друг о друге.
К: А чем вы занимаетесь в детском саду?
Дети отвечают: В детский сад мы приходим утром, делаем гимнастику, завтракаем, играем, занимаемся. Очень весело живем. А когда мамы и папы приходят с работы, вечером идем домой.
В: Ребята, недалеко от детского сада построили очень красивое здание. Кто знает, что это? (магазин). Правильно.
В: В магазине очень красиво, там можно купить много разных продуктов. Мне особенно нравится покупать в нем торты, конфеты, печенье, сладкие булочки. Представьте себе, что у нас на воображаемом подносе лежат конфеты. Берем, разворачиваем, жуем. Вкусные? Берем по клюковке. Раскусили. Вкусные? (кислые). (Дети мимикой показывают свои ощущения)
К: Очень жалко, но это не мой домик.
В: Не волнуйся, Камила, мы обязательно найдем твой дом. Из магазина пойдем пешком по улицам. Вставайте парами, а я впереди с красным флажком. Смотрите, не отставайте, а то потеряетесь. А ты, Камила, внимательно смотри, может и увидишь свой дом.
Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать.
Чтобы место дать прохожим
С правой стороны мы ходим.
Красный впереди флажок
Виден нам как маячок.
Надо перейти дорогу
По пешеходному переходу.
К: Вон вдали виднеется еще какой-то дом.
Дети: Это медицинский пункт.
В: А кто там работает? ( врачи, медсестры). А что делают врачи? ( проверяют уши, рот, нос, слушают, делают уколы, прививки, выписывают лекарства, лечат зубы).
В: Ребята, а это что за здание? (СХП «Енали»). Там работают ведущие инженеры, технологи, геологи, начальники. А вот там находится «Мечеть». В ней проводят службы, читают намаз. Продолжаем наше путешествие. А что это за дом впереди? Камила, может это твой дом? (нет).
Дети: Это авто – транспортное предприятие, здесь ремонтируют машины, работают камазы.
(Камила увидила свой дом) К: Вот же мой дом! Спасибо, ребята, что помогли мне отыскать мой домик. До свиданья, ребята!
В: А вот мы уже в садике. Теперь самое время поиграть.
Поиграем в игру «Скажи наоборот». Мы видели, что дома бывают разные. А какие ещё бывают дома?
Большой - маленький
Светлый - темный
Чистый - грязный и т. д.
Нам очень интересно было гулять с Камилой. Но мы не закончили путешествовать по поселку. Есть ещё много интересных мест, в которых мы побываем в следующий раз. А вы подумайте, куда бы мы могли отправиться.
Коллективная аппликация по теме «Мой дом»
Образовательные области «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание»
Программное содержание: Учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; правильно располагать его на панно. Уточнить знания геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник). Закрепить название цветов, развивать цветовое восприятие, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Оборудование: картинка с видом посёлка, районного центра Апастово, конструктор, вырезанные заготовки (квадраты, прямоугольники, треугольники), кисточки, клей, салфетки, лист ватмана.
Предварительная работа: Игры детей в строительном уголке. Рассматривание иллюстраций на тему: «Наш любимый район, посёлок Свияжский». Беседа на тему: «Дом, в котором я живу»
Содержание занятия:
Вводная часть. Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, где мы живем?
Дети: В Апастовском районе, пгт. Апастово, посёлок Свияжский.
Воспитатель: А это город, посёлок или деревня?
Дети: посёлок городского типа.
Основная часть. Воспитатель: Молодцы! Да, пгт. Апастово – это значит: очень много разных домов, которые имеют разное назначение. Это - музей, магазины, учреждения, поликлиника, аптека, школа, детский сад и много жилых домов.
Воспитатель: Ребята, а кто строит дома?
Дети: Строители.
Воспитатель: Из каких же частей состоят дома?
(Воспитатель показывает собранный из конструктора домик и просит назвать детей части: стены, крыша, окошки.)
Воспитатель: А мы с вами будем строить не простые дома, а волшебные, потому что мы будем строить их из бумаги. Давайте выложим домики у себя на столах.
Сначала возьмем прямоугольник – это стена, затем треугольник – это крыша, а потом квадратики – это окошки.
(Предложить ребятам найти и назвать детали, приготовленные для наклеивания)
Воспитатель: Перед началом стройки давайте все вместе сделаем зарядку:
Физминутка. Строим, строим, строим дом.
По кирпичику кладём.
Чтобы ровным был наш дом,
Руки дружно мы потрем.
А потом еще встряхнём.
Мы присядем, дружно встанем,
Вокруг дома обойдём,
Глубоко сейчас вздохнём.
Тихо все к столу присядем,
И работать станем.
Практическая часть. Начинаем намазывать детали клеем. Для этого перевернем наши бумажные заготовки не цветной стороной вверх. Затем мы аккуратно намажем клеем прямоугольники, клей берём на кисточку небольшими порциями, не забываем промазывать края. Затем аккуратно накладываем их на этот лист ватмана (показать детям) и разглаживаем с помощью салфетки, чтобы не было лишнего клея. (Дети намазывают прямоугольники клеем и приклеивают их на ватман, далее то же самое проделывают с треугольниками и квадратами. В процессе работы уточнять у детей цвета выбранных фигур, следить за осанкой детей, за тем как дети держат кисточку, как используют салфетку, много ли набирают клея на кисточку и т.д.)
Воспитатель: Смотрите, какие разноцветные домики у нас получились!
Подведение итога: Готовую работу выставить в уголок «Наше творчество», порадоваться ярким красивым домикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...
Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"
Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...
Педагогический проект на тему: "Моя малая Родина"
Данный проект расширяет представления детей о городе, в котором они живут, дает представления о том, что такое герб, флаг, гимн, объясняет символику родного города, расширяет кругозор детей о достопри...
Нравственно- патриотический проект на тему: " Моя малая Родина"
Патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте - важнейшем периоде становления личности., ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к " малой Родине", ...
Проект на тему "Моя малая родина - Пестрецы"
Проект для детей старшей группы детского сада. Проект долгосрочный, способствует развитию и обогащению нравственных, эстетических и интеллектуальных, интегративных качеств развития ребенка. Вклю...
Проект по теме: «Моя малая родина – Республика Коми»
Познавательно-игровой проект....
Проект на тему: «Моя малая Родина» с детьми 6-7 лет
Проект на тему: «Моя малая Родина» с детьми 6-7 лет...