Методическая разработка образовательной деятельности.
методическая разработка (подготовительная группа)
Данное занятие является частью системы мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и предполагает ознакомление детей с сохранением культурного наследия во времена Великой Отечественной Войны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербург
Методическая разработка образовательной деятельности.
Тема:
«Культурное наследие Санкт-Петербурга или как прятали Ленинград»
с детьми старшего дошкольного возраста
ГБДОУ №20
Кировского района Санкт-Петербурга
Богданова Н.В.
Санкт-Петербург
2019
Методическая разработка образовательной деятельности
«Культурное наследие Санкт-Петербурга или как прятали Ленинград»
с детьми старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
Мероприятие рассчитано на работу с детьми 6-7 лет. Занятие проводится со списочным составом детей в 18 человек. Дети уже имеют представление о Великой Отечественной Войне и о подвигах советских солдат. Данное занятие является частью системы мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и предполагает ознакомление детей с сохранением культурного наследия во времена Великой Отечественной Войны.
Цель: создание условий для формирования у детей духовно-нравственных ценностей в процессе знакомства с героическими поступками жителей родного города.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей о Великой Отечественной Войне;
- дать знания о героических действиях жителей Ленинграда по сохранению культурного наследия;
- формировать правильное отношение к войне.
Развивающие:
- способствовать речевому развитию в монологических высказываниях;
- развивать мышление, воображение, нравственные качества дошкольников.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну;
- воспитывать умение детей работать в малых группах.
Ожидаемые результаты: сформировано чувство гордости и уважения к ветеранам ВОВ, нравственные ценности в отношении событий ВОВ, уважение к культурному прошлому России. Воспитано желание беречь, и приумножать культурное наследие родной страны. Пополнен речевой словарь новыми словами и выражениями. Активизированы психические процессы: память, мышление, воображение.
Средства: билеты, презентация «Как прятали Ленинград», набор разрезных картинок с изображением зданий Эрмитажа, Исаакиевского собора, Михайловского и Екатерининского дворцов.
Сценарий мероприятия
- Организационный момент.
Воспитатель:
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
Мы занятие начнем,
Новых знаний наберем.
- Сюрпризный момент.
Звучит вступительная мелодия из музыкального произведения «В далеком, тревожном военном году».
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в кинотеатр на очень интересный старинный фильм. Но чтобы получить билеты на это кино, нужно правильно ответить на несколько вопросов. Напомните, пожалуйста, как нужно отвечать на занятии.
Дети: не выкрикивать, поднимать руку, не вскакивать.
Воспитатель: Верно. Тогда внимательно слушайте вопросы:
- в каком году началась, и закончилась Великая Отечественная война? (1941 – 1945 гг.)
- сколько лет Дню Победы в ВОВ в следующем (2020) году?(75 лет)
- с какой страной воевала Россия? (С Германией)
- почему началась война? (Германия хотела захватить чужую процветающую страну)
- что такое подвиг? (Героический поступок)
- как называют солдатов, которые воевали в ВОВ и дожили до наших дней? (Ветераны)
- за что городам давали почетные звания Города-Герои? (за героизм и мужество)
За каждый ответ давать двум-трем первым ответившим детям билеты.
Воспитатель: все получили билеты?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда проходите в «зал», занимайте места.
Дети рассаживаются на подушечки перед экраном проектора.
Воспитатель: Раньше кино было беззвучным, люди не умели ещё озвучивать его, поэтому я буду комментировать каждый кадр.
Слайд 1 – заставка «Как прятали Ленинград».
Воспитатель: эта история о нашем городе и его жителях, которые в военные годы спасали своими силами памятники архитектуры и ценные вещи, эта история о Ленинграде. Так раньше назывался Санкт-Петербург.
Слайд 2 – В первый год войны Ленинград был взят немецкими солдатами в блокаду. Это значит, что город окружили, и не впускали, и не выпускали из него ни одного человека. В город не поступала провизия, начался голод, появились проблемы с отоплением. Многие люди погибли. Таким образом фашисты хотели вынудить город сдаться. Но всё-таки наш народ силен духом. Собрав все силы, немецких солдат выгнали из города. Блокада продолжалась два с половиной года.
Слайд 3 – Во время войны под обстрел попадало абсолютно всё. И чтобы сохранить красоту зданий, памятники знаменитым людям, жители Ленинграда решили прятать их от глаз фашистов. Они маскировали здания и скульптуры: укрывали их мешками с песком в несколько рядов, фанерными щитами, бревнами.
Слайд 4 - Те памятники, которые можно было снять, оборачивали тканью, и зарывали под землю до окончания войны. Но памятники великим полководцам оставляли всё же на виду. Это было сделано для того, чтобы вдохновлять русский народ на борьбу с врагом.
Слайд 5 – Чтобы замаскировать большие здания, приходилось шить большие полотна под цвет растительности на всю крышу. Вплетали даже деревья. Так с высоты авианалетчикам не было видно зданий.
Слайд 6 – Но если крышу можно было спрятать, замаскировав ее, то купола и шпили, которые блестели золотом на солнце, решено было выкрасить в серый цвет, чтобы они сливались с небом.
Слайд 7 – Самая трудная маскировка была у Петропавловского Собора. Чтобы закрыть шпиль Собора, в ноябрьскую стужу два альпиниста поднялись по лестнице, и смогли укрыть тканью верхушку и фигурку ангела на шпиле.
Слайд 8 – А для шпиля Адмиралтейства за одну ночь был изготовлен огромный чехол, который весил полтонны. Необходимо было укрыть его, т.к. шпиль являлся одним из главных ориентиров города для немецкой авиации.
Слайд 9 – Мосты и здания вокзалов маскировали под руины, обломки. Устанавливали деревянные конструкции, которые создавали видимость разрушений. Рельсы, чтобы не блестели, покрывали специальной защитной краской.
Слайд 10 – Как же Ленинградцы спасали свои заводы, которые хорошо просматривались с неба? Они сооружали из фанеры легкие конструкции, похожие на жилые дома. Так же маскировали и стадионы – прямо на поле возводили макеты жилых домов.
Слайд 11 – Ночью, как вы знаете, освещенный город очень хорошо виден. И чтобы отвести от Ленинграда обстрел с воздуха, был издан строжайший указ о полном затемнении. Чтобы ночью в квартире включить свет, жителям приходилось завешивать окна плотными одеялами, светлые лампочки сменяли на синие, окна подъездов красили зеленой краской. А чтобы и пруды не блестели в свете луны – туда добавляли специальный красящий порошок.
Слайд 12 - К сожалению, некоторые строения всё-таки серьезно пострадали. Так, сумев спасти ценности из музеев, не удалось избежать разрушений самих зданий и парковых насаждений, потому что боевые действия велись на их территории. Сгорел Большой Екатерининский дворец в царском селе, практически полностью сгорел Павловский дворец, очень сильно пострадал Петергоф.
Воспитатель: Вот какие наши земляки были – сильные духом, смелые, отважные, готовые рисковать своей жизнью ради сохранения культурного наследия.
Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго перенестись в то время и превратиться в самых настоящих солдат.
Физминутка «Бравые солдаты»
Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом
Левой – раз, и правой – раз, посмотрите все на нас!
Встанем смирно без движения, начинаем упражненье.
Руки вверх подняли – раз, выше носа, выше глаз.
Упражнение второе – положение рук иное (руки на поясе),
Будем делать повороты, выполнять с большой охотой.
Ну а третье упражненье – руки в плечи – круговые движенья,
Вперед – вперед, назад – назад это полезно для наших солдат.
А теперь сгибаем без труда, чтобы сила богатырская была.
Приступаем к туловищу мы, наклонов по восемь сделать должны.
Сначала два раза вперед наклонись, затем два раза назад – не ленись.
Вправо два раза и влево два раза ты наклоняйся,
Делай красиво – не ошибайся!
На ноги свои обрати ты вниманье, делай глубокие приседанья.
Теперь попрыгать очень нужно, пружиня вверх – скачите дружно!
Снова выровняли ряд, словно вышли на парад.
Выше ногу, тверже шаг, так в строю идет солдат!
Подходят к столам, на которых лежат разрезные картинки.
Воспитатель: Перед вами на столах лежат картинки известных зданий Санкт-Петербурга. Сейчас мы будем теми жителями города, которые спасали свое достояние. Мы будем восстанавливать разрушенные здания.
Дети делятся на 4 команды. На каждом столе лежат разрезные картинки нескольких зданий вразброс. Воспитатель дает задание каждой группе выбрать из множества кусочков выбрать только одно определенное здание.
1 группа – Екатерининский дворец;
2 группа – Исаакиевский собор;
3 группа – Михайловский дворец;
4 группа – Эрмитаж.
Дети после сборки называют, как правильно звучит здание.
Воспитатель: Давайте проверим, верно ли вы собрали здания?
Слайд 13 – Иллюстрации фасадов зданий.
Воспитатель: Все хорошо справились.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, много лет прошло с тех пор. Как вы думаете, можно ли забыть подвиг русского солдата? Как отобразились боевые действия на зданиях Санкт-Петербурга? Какое название раньше носил город Санкт-Петербург? Зачем прятали архитектурные сооружения и памятники? Как жители маскировали город? Что для этого делали? Как мы можем в наше мирное время сохранять здания? (Не рисовать на них краской из балончиков, не разрушать строения, периодически делать ремонт) Что значит блокада города? Верно, ли присвоено Санкт-Петербургу звание Города-Героя?
Ответы детей.
Воспитатель: Огромный героизм и стойкость проявили ленинградцы во время Великой Отечественной Войны. Давайте же не будем забывать это, и сохраним в своем сердце на века.
Список литературы
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. / М.: АРКТИ, 2007.
- Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
- Сульдин, А.В. Блокада Ленинграда. Полная хроника – 872 дня. Изд.: АТС, 2015. – 280 с., 112 ил.
- Архитектура Ленинграда в годы Великой Отечественной войны/электронный ресурс: https://vk.com/world_of_building?w=wall-120836807_25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников "Стирка и глажение белья"
формирование представлений об испарении воды. развитие способностей к преобразованию....
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (Художественно – эстетическое развитие, музыкальная деятельность): музыкальное занятие со здоровьесберегающими технологиями «Путешествие в сказочную страну «Здоровейка"
На данном занятии дети отправляются в путешесивме по сказочной стране "Здоровейка". В занятие включены здоровьесберегающие технологии....
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)
Цель: формировать первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...
Методическая разработка образовательной деятельности «Педагогическая находка» (образовательная область «Познавательное развитие»): образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Число и цифра 8 (
Цель: закрепление изученного материала по теме «Число и цифра 8»Задачи:Обучающие:1. Упражнять в количественном и порядковом счёте.2. Закрепл...
"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".
quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...