Методическая разработка
методическая разработка

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_20._metodicheskaya_razrabotka.doc495.5 КБ

Предварительный просмотр:

(методическая разработка занятия по курсу
«Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»)

Автор:

Боргардт О.Ю.

г. Энгельс

Тема: АУКЦИОН ЗНАНИЙ, ИЛИ «КАК НАКОПИТЬ НА ЛЮБИМУЮ ИГРУШКУ»

Цель: сформировать элементарное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи; отработать навыки покупки товара на заработанные или сэкономленные деньги.

Формы проведения: аукцион знаний.

Педагогические средства: викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра-соревнование, игра-размышление, кроссворд, чтение художественной литературы.

Оборудование:

– компьютер;

– проектор;

– экран;

Товары на аукционе:

  • пачка сока (начальная цена – 5 фишек);
  • апельсины;
  • игра « Больница»;
  • детский компьютер.

Материал:

  • карты-схемы;
  • картинки с видами спорта;
  • протокол «банка»;
  • слова к кроссворду;
  • фишки (купюры);
  • презентация.

При проведении занятия в форме аукциона воспитатель должен знать правила организации подобных форм работы с детьми. Предлагаем проведение аукциона знаний по технологии, разработанной И.А. Сигитовой, методистом МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 276 Тракторозаводского района г. Волгограда.

«Интеллектуальный аукцион» проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Игра рассматривается как форма диагностики и средство развития интеллектуальных способностей. Лучше всего планировать игру тематическую (по виду деятельности, образовательной области ОО программы или блоку дополнительной). Дети должны четко знать правила перед началом игры.

Правила аукциона:

  • Аукцион-продажа соревнование (кто больше заплатит, тот и купит).
  • Знаниями на аукционе зарабатываются фишки-деньги для покупки товара, который предлагается (выставляется на аукцион). Это своеобразный стимул (больше знаешь – больше шанса заработать, чтобы купить приглянувшейся товар).
  • Хранители и распорядители капитала – воспитатели или сам ребенок. Если игра проводится как состязание между возрастными группами (команды), то деньгами распоряжается воспитатель, если ребенок выступает покупателем и зарабатывает самостоятельно, он и распоряжается собственным капиталом.
  • Сохраненный капитал переходит на следующий аукцион (порядок накопления капитала). Возможны открытия счетов в центробанке («управляющий» фиксирует оставшуюся сумму, и она может быть приплюсована в следующей игре к заработанному капиталу).
  • Участвуют в торгах только при наличии капитала.
  • Цену можно искусственно поднимать, завышать для азарта или «разорения» соперника.


Если подобные игры известны детям, перед началом игры следует напоминать только те правила, которые дети чаще всего нарушают. Как правило, ведущий оглашает все правила.

Если игра проводится как диагностический срез, воспитателю необходимо подбирать вопросы в соответствии с пройденным материалом по образовательной области программы или определенной теме.

Вопросы на аукционе должны быть четко сформулированы, возможны вопросы – выборы (или – или), нежелательны вопросы-рассуждения (они приведут к дискуссии, а цель «аукциона»: заработать и купить).

Роль денег могут выполнять любые заместители (фишки, «куклы», талоны и т. д.).

Воспитатель может внести в игру дополнительные правила для определенной группы детей. Например:

  • За важные дополнения вручается приз – «капитал».
  • За неправильный ответ – изымается фишка.
  • С торгов удаляются дети, нарушающие дисциплину.

Торги проводятся, когда дети правильными ответами заработали капитал.

Алгоритм торгов:

  • Называется и показывается товар.
  • Назначается стартовая цена (1–2 фишки, это зависит от количества заработанных «денег-фишек»).
  • Товар должен подняться в цене; если этого не происходит, он снимается с аукциона (с продажи).
  • Повышение цены происходит путем соревнования покупателей (кто больше заплатит).
  • Если после повышения цены не происходит следующих предложений по увеличению цены, звучит удар молотка «Товар продан!».


Ход игры

Воспитатель (ведущий аукциона) объявляет правила аукциона. По ходу занятия демонстрирует слайды презентации.

(Слайд № 2)

  • Аукцион – продажа вещей или ценных бумаг по правилам конкурса: покупает тот, кто больше заплатит.
  • Знаниями на аукционе зарабатываются фишки-деньги для покупки товара. Вы их будете получать за каждый правильный ответ.
  • Хранителями и распорядителями заработанных денег (капитала) будете вы.
  • В торгах участвуют только те дети, которые заработали капитал (деньги).

Вопросы, отвечая на которые вы заработаете деньги (капитал), будут посвящены теме «Семейный бюджет» (Слайд № 3).


Правильный ответ – фишка от кота Белобока (Слайд №4).

Звучат фанфары. Ведущий объявляет начало. Все садятся, и ведущий объявляет первый раунд.

1-й раунд. «Отгадай загадку» (Слайд № 5)

Маленькая, кругленькая из кармана в карман скачет.

(Монета.)

В кармане держу я для денежки домик.

Но денежка эта свой домик не помнит –

Сегодня лежит она в доме своем,

А завтра ее в магазин отдаем.

И домик пустеет, и домик грустит:

«Когда же другая меня навестит?»

(Кошелек.)


Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в... (банке).

Из какого аппарата

Выдается нам зарплата?

(Банкомат.)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким... (доход).

И врачу, и акробату

Выдают за труд... (зарплату).

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

(Копилка.)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь... (товар).

2-й раунд. Игра «Я покажу – ты отгадай»

Ведущий вызывает по одному игроку из каждой команды, дает им картинки с изображением профессий. Члены команд по движениям игроков узнают профессию (доктор, водитель, парикмахер, повар, полицейский).

3-й раунд. «Угадай профессию»

Ведущий называет орудия труда, а дети определяют профессию.

  • Ножницы, расческа, фен (Слайд № 6).


  • Клюшка, шайба, шлем (Слайд № 7).

  • Половник, кастрюля, шинковка (Слайд № 8).


  • Мел, указка, учебник, ученики (Слайд № 9).

  • Свисток, жезл, фуражка, погоны (Слайд №10).

Дети поочередно отвечают, получая за правильный ответ фишку.

4-й раунд. Игра « Доход – расход»

Ведущий подходит к ребенку и задает вопрос: «Что это – доход или расход?».

  1. покупка хлеба в магазине;
  2. оплата коммунальных услуг;
  3. папа получил отпускные;
  4. оплата за детский сад;
  5. покупка игрушки;
  6. бабушка получила пенсию;
  7. дедушка выиграл в лотерею;
  8. поездка на курорт;
  9. сестра получила стипендию;
  10. поломался телевизор.

Ребенок определяет, к какой категории семейного бюджета относится данная ситуация, за правильный ответ получает фишку.

5-й раунд. Игра-размышление «Как сэкономить деньги семейного бюджета»

Ведущий задает вопросы.

– Как уменьшить затраты на коммунальные услуги?

(Экономить газ, свет, тепло.)

– Как еще можно уберечь семейный бюджет от лишних расходов?

(Бережное отношение к одежде, игрушкам, бытовой технике.)

– Как вы помогаете сберечь семейный бюджет?

(Не прошу много игрушек, конфет и т. д.)

– Значит, бережное отношение к воде, электроэнергии, газу дает возможность сэкономить, а это значит, и доход вашей семьи улучшиться. Вы сможете на эти деньги летом поехать на море с родителями на отдых, или посетить музеи, театр в городе. И хорошо, если в вашей семье будет под рукой план доходов и расходов.

Фишки выдаются за интересные рассуждения и умозаключения.

6-й раунд. «Экономический кроссворд» (слайд №11)

– Давайте вспомним слова, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения.

– Мама, папа, я – наша дружная… (семья).

– Ее получают бабушки и дедушки. (Пенсия.)

– Родители получают на работе… арплату).

– То, что тратит семья… (Расходы.)

– Сестра и брат за хорошую учебу в учебных заведениях получают… (стипендию).

– Бывает государственный, семейный. (Бюджет.)

– Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие. (Доходы.)

– Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.


Заключительный этап игры.

Ведущий подводит итоги (подсчет фишек).

– Вот вы своими знаниями заработали деньги – фишки, которые можете потратить на покупку товара (игрушки). Помните правила аукциона? Давайте их вспомним.

Дети вспоминают.

– Деньги вы можете не потратить, а отдать для совместной покупки или оставить как сбережение – для покупки более ценного и значимого для вас товара.

Торги

Ведущий представляет товар, сообщает стартовую цену, дети соревнуются и приобретают товар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...