Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_-_muzey.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Основными задачами воспитания и обучения детей дошкольного возраста является обеспечение оптимального и доступного этому возрасту всестороннего развития. При обучении детей с нарушением слуха главной задачей является формирование словесной речи как средства и познания окружающего мира. Формирование речи может полноценно осуществляться лишь на основе всестороннего развития. В то же время успех общего развития детей находятся в зависимости от уровня развития их словесной речи.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом развития познавательной и речевой активности детей. Окружающая среда является для любого ребенка условием и источником развития. Под руководством взрослого, как посредника, дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. Таким образом, от активности взрослых зависит активность детей. Успешность познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста зависит от активности взрослых. Следует отметить, что это относится как к детям с нормальным слухом, так и тем, у кого имеются значительные нарушения слухового анализатора.
Педагоги, работающие с детьми с нарушением слуха, должны проявлять творческий подход к организации окружающего пространства данных детей.
Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха – это многоплановый процесс. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие реализацию этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения является организация слухо-речевой среды в группе детского сада.
Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего педагоги группы, специалисты дошкольного учреждения, родители,
Основными условиями создания слухо-речевой среды являются:
— мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
— формирование у детей потребности в речевом общении;
— поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был
их уровень
— контроль за речью детей со стороны взрослых;
— соблюдение единых требований к речи взрослых.
Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда не только компонент процесса формирования речи, но и то условие, благодаря которому выявляется результативность речевого развития детей.
Практическая деятельность является условием, средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении. В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателей которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.
Педагоги должны проявлять инновационно – творческий подход к организации окружающего пространства.
Создание мини – музея, помогает создавать условия, которые стимулируют развитие познавательной, эмоциональной и речевой активности дошкольников с нарушением слуха. Благодаря использованию правильно подобранных методов и приемов работы, наполнением дидактическими играми, и пособиями.
При создании музея листьев мы учитывали:
- Возрастные и индивидуальные (специфические) особенности детей с нарушением слуха;
- Доступность предъявляемого материала;
- Дозированность подачи тематического материала;
- Чередование видов и способов деятельности;
- Задействование всех сохранных видов анализаторов;
- Мотивационный принцип.
Для того, чтобы у ребенка появилось желание узнавать самостоятельно, а, следовательно, и задавать вопросы, необходимо создание наглядного и разнообразного материала. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Она доставляет радость и удовольствие ребенку. Для детей с нарушенным слухом игра способствует не только умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет постепенно преодолевать отставание в развитии от нормально слышащих детей, которое связанное с недоразвитием речи и словесного общения.
Поэтому при создании музея были использованы разнообразные, увлекательные методы и приемы: дидактические игры, загадки, беседы, наблюдение, возможность рассматривать предметы, ощупывать их, рисование по трафарету и шаблону, по памяти, по образцу, по подражанию, лепка из пластилина и глины.
Одним из принципов создания и работы нашего музея является активное участие педагогов образовательного учреждения, самих детей и их родителей. Все, и дети, и взрослые, с интересом и пониманием отнеслись к процессу создания музея.
Экскурсии в нашем музее листьев можно проводить в несколько этапов. И это не только рассказ, но и проведение игр. При рассматривании листьев с разных деревьев, можно поиграть в игру «Чей листочек?». Целью которой, является найти и назвать дерево, к которому относится лист. Можно рассмотреть изображение листа в виде тени «Чья это тень?». Собрать изображение листьев из 4 – 8 частей. Эти игры позволяют закрепить в словаре детей относительные прилагательные, образованные от существительных: лист дуба – дубовый, лист березы – березовый и т.п.
Одной из тем беседы является использование листьев человеком. Это и лекарственные травы, образцы которых принесли дети, и листья лавра - это всегда зеленые листья. Они не меняют цвет при засыхании. Можно использовать лавровый лист при приготовлении пищи для аромата. А еще лавровый лист обозначает силу, мужество, выносливость. Из этих листьев делают венок и награждают победителей, героев. Показываются картинки с изображением венка победителя. В словарь детей вводятся слова: лавровый венок, венок героя, победителя.
Дети, опираясь на картинки, составляют рассказ о пользе листьев в природе. Полученные на занятиях знания о причинно – следственных связях в природе помогают провести беседу о том, что происходит с листьями с приходом зимы. Когда осенью листья опадают, они не лежат просто на земле, а становятся «одеялом» для корней растений и мелких насекомых, которые зимой впадают в спячку. Дети рассматривают пособие «Одеяло из листьев». Весной и летом дети перемещают насекомых наверх листьев.
Еще можно рассмотреть строение листочка. У него есть прожилки, по ним весной и летом бежит сок. Так листочек питается. А осенью сок перестает поступать в листья, и поэтому они меняют цвет и опадают. Дети рассматривают листья с помощью лупы и сравнивают с настоящим листочком.
Далее рассматриваются листья, засушенные детьми и красивые картины из этих листьев. Листья могут приносить нам радость не только летом, когда можно спрятаться в их тени от жаркого солнца, но и сенью мы любуемся красивыми листьями разного цвета. И эту красоту можно сохранить на всю зиму. Как художники мы можем сделать картины из листьев. И они будут радовать нас зимой. Здесь предлагается поиграть в игру «Листья для художника». Дети составляют по образцу и самостоятельно разные картины, тем самым способствуем развитию абстрактного мышления.
Таким образом, познавательной и речевой деятельности у детей с нарушением слуха – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разных факторов: любознательности, усидчивости, воли, мотивации, и важным условие является окружающие условия, приемы и методы обучения и воспитания. Все занятия строятся с учетом возможности развития и расширения объема памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря.
Литература:
1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
4.Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду», - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении слуха
Консультация раскрывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха....
План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Музей-это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, котораяпосылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания». ...
Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...
Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...
«Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: повышение своего творческого уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.Задачи:Развивать...