Мини – музей, как средство формирования речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Оксана Леонидовна Чуркина

Создание условий в дошкольном образовательном учреждении  для детей с нарушениями слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_-_muzey.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – музей, как средство формирования  речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

     Основными задачами   воспитания и обучения детей дошкольного возраста  является  обеспечение оптимального и доступного этому возрасту всестороннего развития. При обучении  детей с нарушением слуха главной задачей является формирование словесной речи как средства и познания окружающего мира. Формирование речи может полноценно осуществляться  лишь на основе  всестороннего развития. В то же время успех общего развития детей находятся в зависимости от уровня развития их словесной речи.

       Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом развития познавательной и речевой активности детей. Окружающая среда является для любого ребенка условием и источником развития. Под руководством взрослого, как посредника, дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. Таким образом, от активности взрослых  зависит активность детей. Успешность познавательной и речевой активности у детей дошкольного возраста  зависит от активности взрослых. Следует отметить, что это относится как к детям с нормальным слухом, так и тем,  у кого имеются значительные нарушения слухового анализатора.

 Педагоги, работающие с детьми с нарушением слуха, должны проявлять творческий подход к организации окружающего пространства данных детей.  

    Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха – это многоплановый процесс. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие реализацию этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения является организация слухо-речевой среды  в группе детского сада.

Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего педагоги группы, специалисты дошкольного учреждения, родители,
Основными условиями создания слухо-речевой среды являются:

— мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
— формирование у детей потребности в речевом общении;
— поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был
их уровень
— контроль за речью детей со стороны взрослых;
— соблюдение единых требований к речи взрослых.

    Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда не только компонент процесса формирования речи, но и то условие, благодаря которому выявляется результативность речевого развития детей.

   Практическая деятельность является условием, средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении. В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателей которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.

   Педагоги должны проявлять инновационно – творческий подход  к организации окружающего пространства.

Создание мини – музея, помогает создавать условия, которые стимулируют развитие познавательной, эмоциональной и речевой  активности дошкольников с нарушением слуха. Благодаря использованию правильно подобранных методов и приемов работы, наполнением дидактическими играми, и пособиями.

При создании музея  листьев мы учитывали:

  • Возрастные  и индивидуальные (специфические)  особенности детей с нарушением слуха;
  • Доступность предъявляемого  материала;
  • Дозированность подачи тематического материала;
  • Чередование видов и способов деятельности;
  • Задействование всех сохранных видов анализаторов;
  • Мотивационный принцип.

    Для того, чтобы у ребенка появилось желание узнавать самостоятельно, а, следовательно, и задавать вопросы, необходимо создание наглядного и разнообразного материала.  Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Она доставляет радость и удовольствие ребенку. Для детей с нарушенным слухом игра способствует  не только умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет постепенно преодолевать отставание  в развитии от нормально слышащих детей, которое  связанное с недоразвитием речи и словесного общения.  

     Поэтому при создании музея были использованы разнообразные, увлекательные методы и приемы: дидактические игры, загадки, беседы, наблюдение, возможность рассматривать предметы, ощупывать их, рисование по трафарету  и шаблону, по памяти, по образцу, по подражанию, лепка из пластилина и глины.

    Одним из принципов создания и работы нашего музея является активное участие педагогов образовательного учреждения, самих детей и их родителей. Все, и дети, и взрослые,  с интересом и пониманием отнеслись к процессу создания музея.

      Экскурсии в нашем музее листьев можно проводить в несколько этапов. И это не только рассказ, но и проведение игр. При рассматривании листьев с разных деревьев, можно поиграть в игру «Чей листочек?». Целью которой, является найти  и назвать дерево, к которому относится лист. Можно рассмотреть изображение листа в виде тени «Чья это тень?». Собрать изображение листьев из 4 – 8 частей. Эти игры позволяют закрепить в словаре детей относительные прилагательные, образованные от существительных: лист дуба – дубовый, лист березы – березовый и т.п.

        Одной из тем беседы является использование листьев человеком. Это и лекарственные травы, образцы которых принесли дети, и листья лавра -  это всегда зеленые листья. Они не меняют цвет при засыхании. Можно использовать лавровый лист   при приготовлении пищи для аромата.  А еще лавровый лист обозначает силу, мужество, выносливость. Из этих листьев делают венок и награждают победителей, героев. Показываются картинки с изображением венка победителя. В словарь детей вводятся слова: лавровый венок, венок героя, победителя.

Дети, опираясь на картинки, составляют рассказ о пользе листьев в природе. Полученные на занятиях знания о причинно – следственных связях в природе помогают  провести беседу о том, что происходит с листьями с приходом зимы. Когда осенью листья опадают, они не лежат просто на земле, а становятся «одеялом» для корней растений и мелких насекомых, которые зимой впадают в спячку. Дети рассматривают пособие «Одеяло из листьев».  Весной и летом дети перемещают насекомых наверх листьев.

     Еще  можно рассмотреть строение листочка. У него есть прожилки, по ним  весной и летом бежит сок. Так листочек питается. А осенью сок перестает поступать в листья, и поэтому они меняют цвет и опадают. Дети рассматривают листья с помощью лупы и сравнивают с настоящим листочком.

      Далее рассматриваются  листья, засушенные детьми и красивые картины из этих листьев. Листья могут приносить нам радость не только летом, когда можно спрятаться в их тени от жаркого солнца, но и сенью мы любуемся красивыми листьями разного цвета. И эту красоту можно сохранить на всю зиму. Как художники мы можем сделать картины из листьев. И они будут радовать нас зимой.  Здесь предлагается поиграть в игру «Листья для художника». Дети составляют по образцу и самостоятельно разные картины, тем самым способствуем развитию абстрактного мышления.

Таким образом, познавательной и речевой деятельности у детей с нарушением слуха – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разных факторов: любознательности, усидчивости, воли, мотивации, и важным условие является окружающие условия, приемы и методы обучения и воспитания. Все занятия строятся с учетом возможности развития и расширения объема памяти, внимания, восприятия, активного и пассивного словаря.

Литература:

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений.  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)

4.Рыжова Н.,    Логинова Л.,   Данюкова А. «Мини – музей в детском саду», - М.: ЛИНКА – ПРЕСС,  2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении слуха

Консультация раскрывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха....

План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Музей-это смесь искусства и истории,  филологии и басни, документа и романа, котораяпосылает нам через многие годы луч света и доносит  уникальные по ценности опыт и знания».  ...

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Доклад на педагогический совет «ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха"

             Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития р...

Консультация для педагогов На тему: ««Мини-музей»- как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини – музеями». «Мини» в нашем слу...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...

«Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего творческого уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.Задачи:Развивать...