«Знакомство с русской национальной одеждой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мухаметшина Нурия Разябовна

Ознакомление с прошлым русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-znakomstvo_s_russkoy_nats_odezhdoy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Знакомство с русской национальной одеждой» для детей старшей группы.

Цель: Развивать у детей представление об истории цивилизации.

Задачи:

Образовательная область «Познание»

  • Познакомить детей с русской национальной одеждой.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи.
  • Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея).
  • Продолжать формировать просодику речи (сила голоса, ритм, темп), используя элементы логоритмики.

Образовательная область «Социализация»

  • Воспитывать эмоциональность и мимическую выразительность через психогимнастику.
  • Воспитывать культуру поведения.

Материал: Инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, кепка; подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей кафтан»: (2 карточки размера (30 на 40) на одной нарисован кафтан, на другой сарафан, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету кафтана и сарафана); индивидуальные карточки с заданием на каждого ребёнка.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; посещение Краеведческого музея г. Северодвинска «Русская изба»; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде.

Ход занятия:

1 Часть:

- Дидактическая игра «Здравствуйте»

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и скажет его ласково с доброй улыбкой. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.

- Вспомним наше правило: говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.

- Приготовьте ваши пальчики – помощники, расскажите потешку про Алёнку-малёнку

Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»

Алёнка-малёнка,

Платье из лёнка

Как хороша,

Девица – душа.

На головке кокошник

На ножках сапожки

А в ушах серёжки,

В руках лукошко морошки.

- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:

- Для чего нужна одежда?

- Что было бы, если бы одежды не было?

- Одежда – это хорошо или плохо?

- Когда одежда – хорошо?

- Когда плохо?

- Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.

- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать.

А теперь закройте глаза.

2 Часть:

Мы оказались с вами на выставке.

- Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин?) Для мужчин.

- Что это, ребята? Кепка. Давайте хором скажем: кепка.

- В старину на Руси мужчины носили кепки. Да и по сей день носят.

- Только сейчас кепки шьют разного фасона, разной формы, из разного материала.

- Посмотрите, теперь, на эту работу – это рубаха - косоворотка.

- Кто из вас догадался, почему она так называется?

-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка.

- Из каких слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)

- Аня, скажи: косой + ворот = косоворотка.

- Полюбуйтесь, ребята, на этот наряд, какой он красивый. Это кафтан (дети хором)

- Вероника, расскажи нам о кафтане.

Рассказ ребёнка: - Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава»

- Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо? (лениться, не стараться)

- Итак, что это такое? Кафтан.

- Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова?

- Маша. Повтори слово, повторяя звук «К»

- Молодцы!

Физкультминутка:

Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»

- Ребята, встанем в круг и споём песню, как в старину молодчики и девушки водили хороводы.

- А теперь пойдём в другой зал нашей выставки. Здесь тоже одежда. Как вы думаете для кого?

(для женщин)

- Что это, ребята?

- Рубаха.

- Кто хочет рассказать мне о ней?

Рассказ ребёнка: - Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. – Что такое орнамент?

- Узор, который повторяется.

- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан.

- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором.

- Это душегрея. Скажите хором: душегрея.

Рассказ ребёнка: - Душегрея короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан, расшивали её узором.

- Артём, скажи душегрея.

- Из каких двух слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)

(душа, греет)

- Что получилось?

- Почему она так называется?

-Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как - будто греет душу. Интересно?

Психогимнастика:

- А давайте немного поиграем.

- Девочки встаньте на ковёр, который слева от меня, мальчики справа.

- Девочки представьте, что вы надели на себя красивые рубашки, расписные сарафаны, узорные душегреи. Вы радостные красуетесь и крутитесь перед зеркалом.

- А мальчики восхищаются красивыми девочками. (Можно встать на одно колено перед девочкой, поцеловать руку и т.д.)

- Молодцы, у вас здорово получилось.

Дальше рассматриваем экспонаты.

- Ребята, как называются эти предметы?

- Головные уборы.

- Девушки на Руси носили кокошники. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова). Повторим ещё раз: кокошник.

- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором

Скажем: чепец. Повторите каждый по отдельности.

- А сверху чепца одевали платок.

- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?

(опозориться)

- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.

- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и девушки.

- Ребята, у нас на выставке случилась беда. Одежда старинная и со временем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете? Кафтан и сарафан износились.

- Задание: мальчики зашивают кафтан, а девочки – сарафан.

Дидактическая игра «Зашей кафтан»

- Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки), чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки.

- Маша, почему ты положила именно эту заплатку на дырочку? (потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и сарафан красный)

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

- Пора возвращаться нам в группу.

-А теперь закройте глазки.

3 Часть:

- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка? А в группе нас тоже ждёт сюрприз – загадка.

- Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами листочки, в них спряталась одежда. Можно отгадать, если соединить только зелёные точки.

- Вика, что у тебя получилось? (рубаха)

У всех получилась разная старинная одежда. Молодцы!

- Возьмите эти листочки домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели. Дома эту одежду украсьте красивым орнаментом и принесите в садик.

- А в саду мы организуем выставку одежды и пригласим полюбоваться детей из другой группы.

Итог:

- С чем мы познакомились?

- Что нового узнали?

- Какие новые слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание творческой личности через знакомство с русской национальной культурой.

Роль воспитателя в становлении личности воспитанника детского дома....

НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯН...

Конспект НОД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

. Этот материал познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к своему родному краю, к своей родине....

Конспект ООД со средней возрастной группой на тему «Знакомство с чувашской национальной одеждой»

Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.За...

Конспект занятия "Знакомство дошкольников с национальной одеждой бурят"

Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, игра...