Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»
план-конспект занятия (старшая группа)
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»
Задачи
Образовательные: Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес. Расширять словарный запаса детей. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя.
Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект Нод | 37.66 КБ |
Самоанализ занятия | 29.69 КБ |
Презентация к занятию | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Почему чум похож на конус»
Задачи:
Образовательные: Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес. Расширять словарный запаса детей. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя.
Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям Севера.
Материал: Макет чума, фигуры конус, куб, полусфера, рис, вата, вода, фен.
Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.
Содержание непосредственной организованной деятельности.
I. - Ребята, как называется наш округ?
- Кто коренные жители ЯНАО?
- Чем занимаются коренные жители?
9 августа прошел праздник День коренных народов севера. В этот день проходят различные мероприятия, концерты, на которых показывают народные танцы, поют песни, участники рассказывают мифы и сказки своих народов, проводят обряды, а также презентовали традиционные народные костюмы и этноаксессуары.
- А чем занимаются кореные жители севера? (оленеводством) Значит, как называется их профессия? (Оленевод)
- Как называется жилище, в котором живут оленеводы?
Отгадайте загадку:
Среди северных снегов
Стоит домик без углов. (Чум)
- Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)
- Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)
Давайте соберем чум и убедимся что его легко построить.
Физминутка.
- На какую форму похож чум?
Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.
- У каждого народа есть свой дом, который они строят. Давайте с ними познакомимся.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Чум – простое, конусообразное сооружение.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
И сегодня мы с вами узнаем почему чум имеет форму конуса, а не другую.Почему ненцы решили жить в чуме, а не в юрте, например.Давайте подумаем какой бы формы мог быть чум.
- Конуса, куба и полусферы.
Сейчас какое время года? (осень). Какие осадки бывают осенью? (дождь)
– Возьмите стаканчики с водой – это дождь. Полейте на крыши. Что происходит.
- С конуса стекает быстро. С полусферы медленнее, на кубе осталась вода.
Воспитатель. – Какая крыша будет лучше осенью?
Рассуждения детей.
- После осени наступит? Мы с вами живем на севере, зима у нас какая? (долгая и очень много снега).
Сейчас проведем эксперимент: с какой фигуры легко будет скатывается снег и град.
У вас на столах 3 фигуры: куб, конус, полусфера. Возьмите щепотку риса – это у нас град, посыпьте его на вершины фигур. На какой фигуре остался град?
– Теперь возьмите кусочки ваты – это снег. Посыпьте на вершины. Что произошло?
- Снег с конуса скатился, на полусфере немного остался, на кубе осталось много снега. Значит с крутой поверхности чума легко скатывается снег.
2 эксперимент: какая форма самая устойчивая при ветрах, буранах.
Берем три фигуры: куб, конус, полусфера, фен. Каждую фигуру отмечаем где стоит, включаем вентилятор. Фигуры, кроме конуса сдвинулись. Это значит, что конусная форма придает устойчивость при метелях и сильных ветрах.
- Давайте сделаем вывод: Почему жители малочисленные народы Севера сооружают жилище, имеющее конусообразную форму? (Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег, град и дождь. А так же его легко собирать и разбирать.)
Самоанализ детей:
- Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? Что ты узнал?
Предварительный просмотр:
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности«Почему чум похож на конус»
Задачи:
Образовательные: Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес. Расширять словарный запаса детей. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе при сборе чума под руководством воспитателя.
Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям Севера.
Запланированное мероприятие состоит из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.
I -ую часть направила на мотивацию детей. Мотиваця была поставлена через проблему: почему чум имеет форму конуса, а не другую. Почему ненцы решили жить в чуме, а не в юрте, например. На данном этапе хотела вызвать интерес у детей к дальнейшей деятельности.
II-ую часть строила на использовании метода: игрового; наглядного, словесного, практического метода.
III часть- заключительная. Итог проводился в форме опроса.
НОД рассчитана на 25 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществлялось чередование видов деятельности.
Структура мероприятия выстроена таким образом, что все ее части взаимосвязаны между собой и соответствовали теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно - образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.
На протяжении всего времени проведения данного НОД прослеживалась интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социалино-комуникативное».
Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуаций. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.
Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы: - Почему? Как вы думаете?
Всем детям предоставляла возможность выдвигать свои предположения, дополнять высказывания других детей.
Была проведена словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
В течение практической работы прослеживалась доброжелательная обстановка, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось.
Таким образом, цель и задачи, поставленные на занятие – достигнуты.
Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, познавательного интереса.
Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всего занятия.
Речь детей связная, диалогическая, что соответствует возрастным особенностям детей.
НОД началась своевременно, по плану режимных моментов.
Предполгаемый риск: опасалась, что дети замкнутся, так как встречаются с незнакомым человеком и большой аудиторией.
Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что мне удалось достичь желаемого результата через реализацию всех поставленных задач.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей, эскимосов , коряков, эвенов, юкагиров.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:"Большое путешествие по Африке".
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Конструирование) "Как бумажный конус стал игрушкой"
НОД по познавательному развитию (конструирование) «Как бумажный конус стал игрушкой» для старшего дошкольного возраста с целью обучения воспитанников изготовлению игрушке...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Почему исчезают животные?»
Пополнение знаний у детей о причинах вымирания некоторых животных....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Рыбы Байкала»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Рыбы Байкала»...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Спасём лес».
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Спасём лес»....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша планета Земля»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша планета Земля...
План - сценарий непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в город Чистюлию»
План - сценарийнепосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в город Чистюлию»...