Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности, характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
(познавательно – исследовательская деятельность)
для детей дошкольной разновозрастной группы.
воспитатель Владимирова Татьяна Викторовна
Тема: Эта удивительная вода.
Цель: Создание целостного представления о воде, о её свойствах, в процессе решения проблемы.
Проблема: Помочь игрушке Капельке узнать, кто она и для чего нужна природе.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о свойствах воды: вода прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться, замерзать;
- обобщить знания детей о значении воды в природе;
- подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь.
Развивающие:
- развивать у детей устойчивый интерес к исследовательской деятельности, любознательность, наблюдательность;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, речевую активность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к воде.
Словарная работа: обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, бесцветная, опыты, жидкость.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
- Наблюдение за дождём, лужами, ручейками.
- Чтение художественной литературы: Г.Х. Андерсен «Русалочка» (в сокращении). А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (отрывки). Н. Рыжова «Волшебная вода», заучивание потешек о воде, К.И. Чуковский «Мойдодыр».
- Слушание звуков воды.
Работа с родителями:
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?».
Материал к НОД:
Демонстрационный: Мягкая игрушка «Капелька». Аудиозапись «Детский смех», звуки: моря, реки, дождя, песня «Капельки». Компьютер. Картинки: озеро, море, океан, река. Знаки: вода – жидкость; вода замерзает; вода не имеет цвета, вкуса, запаха. Знак «Берегите воду».
Раздаточный материал на каждого ребёнка: Значок «Я учёный». Пластиковые стаканы (по 2 штуки). Коктейльные трубочки. Стакан с молоком. Стакан сока. Салфетки. Кружка с питьевой водой. Пластиковая тарелочка. Мелкие игрушки. Кубики льда. Наклейка «Капелька».
Тезис: Берегите воду – это жизнь.
№ | Этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
В в о д н а я ч а с т ь | Организационный момент | Дети играют в группе, гости рассаживаются. Когда подходит время, даю установку. - Ребята, делу время – потехе час. Поиграли, пора и за дело приниматься. - А я вам помогу. | Убирают игрушки. Выполняют поручения. |
Игровая ситуация. Аудиозапись «В группе раздаётся детский сказочный смех». | - Послушайте, ребята, кто – то смеётся? Вы видите кого-нибудь? Давайте поищем и узнаем, кто это. - Ребята, кто это? К. Я не знаю кто я, потому что маленькая. Ещё вчера я сидела на тучке, а потом подул ветер и сдул меня вниз. Я летела, летела и попала к вам в детский сад. Ребята, расскажите мне кто я и для чего нужна природе. - Ребята, поможем капельке, расскажем ей, кто она и для чего нужна. - Присаживайтесь на стульчики. А капелька тоже присядет и будет вас внимательно слушать и всё запоминать. | Дети вместе с воспитателем ищут в группе того, кто смеётся (находят игрушку Капельку). Ответы детей. | |
О с н о в н а я ч а с т ь | Беседа «Где можно встретить воду». Выдвижение предположений. Исследовательская деятельность «Мы учёные». Опыт №1 «Вода жидкость». Опыт №2 «Вода прозрачная (не имеет цвета)». Опыт №3 «Вода не имеет запаха». Опыт №4 «Вода не имеет вкуса». Опыт №5 «Вода может замерзать». Делаем умозаключение. | - Как вы думаете, ребята, из чего состоит капелька. (Из воды). - А где можно встретить воду в природе, вы узнаете из музыкальных загадок? Я включу звуки воды, а вы угадайте, что это. (Озеро, река, море, океан, дождь). - Теперь Капелька будет знать, что воды на нашей планете много! Но она ещё хочет знать кому, и для чего нужна вода? Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. - А знаете ли вы свойства воды? Какая она бывает? (жидкая, твёрдая, холодная, горячая, не имеет вкуса, не имеет запаха). - А хотите проверить, правильно ли вы определили свойства воды? - Чтобы это проверить, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и провести опыты с водой, как настоящие учёные. - А что такое лаборатория? Кто там работает? (проходим в лабораторию) - Прежде чем приступить к работе, давайте поговорим о технике безопасности. (Нельзя пробовать ничего на вкус без разрешения, не разливать воду на стол и на пол, на себя, на товарища). I. Вода - это жидкость. - Перед вами стоят 2 стакана. Один – пустой, а в другом – вода. - Как можно проверить жидкая вода или нет? (Перелить её). - Даша, у тебя льется вода? А у тебя Варя? - А почему вода льется? - Правильно, вода – это жидкость, она жидкая. - А если бы вода была твердой, она смогла бы течь в реке, ручейке? - Вы сказали, что вода течет и льется, а она может литься из нашего крана? Почему? - Какой вывод можно сделать? (Вода это жидкость). Предлагаю вам вот такой знак, который обозначает, что вода жидкая. Отдадим его Капельке, чтобы она всегда помнила, что вода-это жидкость. Воспитатель прикрепляет на доске изображение крана с льющейся водой – первое свойство воды, определенное детьми. II. Вода прозрачная (не имеет цвета). - Посмотрите, а что налито во втором стакане. (Молоко). Молоко, какого цвета? А можно сказать, что вода тоже белого цвета? - Тогда, какого цвета вода? А как мы проверим, что вода прозрачная. (Нужно опустить ложечку, камушек, игрушку в воду и в молоко). - Какой вывод можно сделать? - В каком стакане ложечку видно, а в каком не видно? - Правильно, потому что вода не имеет цвета, она прозрачная. предлагаю обозначить это свойство воды вот таким знаком. Вывешиваю знак - перечёркнутые кляксы разного цвета. III. Вода не имеет запаха. - Показываю детям знак «Вода не имеет запаха». - Как вы думаете, что за свойство воды изображено на картинке? - Как это проверить? - Понюхайте воду. Пахнет ли вода? А теперь понюхайте сок? Чем он пахнет? А теперь снова понюхайте воду, пахнет она или нет? - Правильно, вода не имеет запаха. Вот мы и выделили еще одно свойство. В. – Милена, чего вода не имеет? Вывешиваю знак на доску. IV. Вода не имеет вкуса. - Как вы думаете, вода вкусная? Как это проверить? - Попробуйте воду. - Имеет ли вода вкус? А сейчас попробуйте сок, какой у него вкус? А теперь снова попейте воды, есть у неё вкус? - Правильно, вода не имеет вкуса. Предлагаю вот такой знак, который обозначает, что вода не имеет вкуса. V. Вода может замерзать. Трясу термос со льдом. - Как вы думаете, что там? - Да, вода может превращаться. Вчера я поставили воду в морозильную камеру. Как вы думаете, что произошло с ней? Предлагаю подержать кубики льда в руках. Что происходит со льдом? - Правильно, лед тает и превращается в воду. Вывешиваю знак «Вода может замерзать». - В природе, на нашей планете много воды, а вот чистой питьевой воды, которую человек может употреблять в пищу, на Земле мало, и её нужно беречь. - А как? Предлагаю вам вот такой знак, который обозначает, что воду нужно беречь. | Вывешиваю на доску картинки (озеро, море, река, океан, ручей, дождевая туча). Дети рассматривают картинки. Ответы детей. Дети рассаживаются за столы, перед ними стаканчик с водой и пустой стаканчик, салфетки Ответы детей. Дети выполняют опыт. Делают вывод: вода жидкая, она жидкость. Перед детьми стакан с водой и стакан с молоком, ложечка. Дети выполняют опыт, делают вывод: вода не имеет цвета. Дети выполняют опыт. Нюхают воду. Делают вывод: вода не имеет запаха. Дети пробуют воду на вкус. Делают вывод: вода не имеет вкуса. Дети рассматривают кубики льда, выясняют, что он прозрачный, холодный. Делают вывод: вода может замерзать. |
Если позволит время. Игра «Ходят капельки по кругу». | - Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Дети стоят врассыпную. С началом музыки или по сигналу дети танцуют на носочках врассыпную. С окончанием музыки или по сигналу, показываю детям картинку, где нарисованы пары, дети должны встать парами. Музыка звучит, дети ходят парами, по сигналу показываю картинку с двумя кругами, дети перестраиваются в два круга, звучит музыка, дети ходят в хороводе, показываю картинку с одним большим кругом, дети перестраиваются в один большой круг. | Дети выходят из – за столов, встают, выполняют движения в соответствии с правилами игры. | |
итог | Закрепление знаний о свойствах воды. Сюрпризный момент «Капелька дарит детям маленькие капли». | - Ребята, давайте напомним Капельке, кто она, где живёт? - Какие у неё есть свойства? - А можно прожить без воды? - Что нужно делать, чтобы на Земле вода не закончилась? - Капелька: Спасибо, ребята, я теперь всё о себе узнала и хочу открыть вам секрет, у вас в группе живут мои сестрёнки - капельки воды, найдите, где они живут, и прикрепите там вот такие капли. | Передают Капельку друг другу, рассказывают ей то, что узнали на занятии. Дети ходят по группе, находят, где есть вода, отмечают значком эти места (мойка, цветы, туалет, умывальная комната). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:"Большое путешествие по Африке".
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»ЗадачиОбразовательные: Способствовать расширению и углублению предста...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Рыбы Байкала»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Рыбы Байкала»...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Спасём лес».
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Спасём лес»....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша планета Земля»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Наша планета Земля...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность...

План - сценарий непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в город Чистюлию»
План - сценарийнепосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в город Чистюлию»...