"Знакомство с мордовской одеждой" (конспект занятия в старшей группе)
план-конспект занятия (старшая группа)
"Знакомство с мордовской одеждой" (конспект занятия в старшей группе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_mordovskoy_odezhdoy.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе на тему:
«Знакомство с мордовской одеждой»
Цель: знакомство с мордовской национальной одеждой.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Программное содержание:
1. Познакомить детей с мордовской национальной одеждой.
2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи.
3. Обогащать и активизировать словарь детей.
4. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа.
Методические приёмы: беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, итог занятия.
Материалы и оборудование: инсценирована выставка старинной одежды: панар – ожаки, нула, фарък, крганят; подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей одежду»: (карточки размера (30 на 40) на одной нарисован панар, на другой нула, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету панара и нулы);ленты атласные, бусины.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; посещение Краеведческого музея; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной мордовской одежде.
Ход :
1 часть:
В: - Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся с ними.
Р: -Здравствуйте!
В:- А теперь поздороваемся на мордовском языке.
Р: - Шумбратадо!
В:-Тячи минь мархтонт пофтама музеи, коса ванцасьс мокшень сядонголень щапнень. Но прежде чем повомс аредалять фтасаськ кода лемоц республикать, коса минь эрятама?
Р:-Минь эрятама Мордовияса.
В:-А кодо лемоц Мордовиять столицанц?
Р:- Мордовиять столицац городсь Саранск.
В: - А сейчас Маша прочитает для нас и для наших гостей стихотворение на мордовском языке
Стихотворение «Мокшень крайняй».
В:-Ребят, с мордовским языком мы уже знакомы, я вас познакомлю с мордовской национальной одеждой. И так, сегодня я хочу пригласить вас в музей. А кто напомнит, что такое музей?
Р:- Для хранения вещей люди создали музей.
В:- Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в музее?
Р:- В музее нельзя толкаться, громко разговаривать, нельзя экспонаты трогать руками.
В:- Давайте пройдем с вами в первый зал, где представлена «Мокшанская женская праздничная одежда»
(Манекен с женской праздничной рубахой с надписью «Праздничная одежда»)
2 часть:
В:- Ребята, это мордовская праздничная женская рубаха. А кто знает, как рубаха звучит по- мордовски?
Р:- По мордовски рубаха – это панар.
В:- Правильно, Маша. Рубаха по-мордовски называется панар. А эта рубаха называется панар-ожаки, из-за вышивки рукавов. Такие рубахи одевали по праздникам. А на свадьбы девушки вышивали их сами.
На рубаху девушка завязывала фартук. Как по- мордовски называется фартук?
Р:-По мордовски фартук - фартък.
В:-Давайте и мы завяжем нашей мордовочке фартук. Дети, в народе говорят, что мордовочку сначала слышат, а потом видят. Как вы думаете, почему?
Р:- Так говорят из-за украшений, которые она носит.
В:- А какие украшения знаете вы?
Р:- Бусы, колокольчики.
В:- Давайте оденем бусы нашей мордовочке. А как они называются по-мордовски?
Р: - По- мордовски бусы – это кърганят.
В:- А вот колокольчики по-мордовски называются сёкт. Давайте с вами произнесём.
Р:- Сёкт.
В:- Дети, мордовские женщины всегда носили головной убор – платок. А по мордовски – это шамурвай. Давайте вместе скажем - шамурвай.
Р: - Шамурвай.
В:- На ноги мордовки надевали сапоги – кямот. Но в сапогах они ходили только по праздникам, а в такие дни носили лапти.
В:- Ксюша, скажи как звучит по- мордовски это слово.
Р:-По мордовски лапти - это карьхт.
В:- Правильно, карьхт. Вот и нарядили мордовочку. Вот в таком наряде они ходили на праздники, и всегда пели и танцевали. Но пели они не только по праздникам, но и когда работали, отдыхали, вышивали… А мордовские песни всегда отличались своей мелодичностью, певучестью. И как они исполнялись, мы сейчас послушаем. Давайте теперь и мы с вами поиграем – отдохнем.
Физкультминутка.
В: - Мы сейчас встанем в круг и будем передавать лапти (карьхт) друг другу под музыку, на ком остановится музыка, тот и показывает элемент мордовского танца.
В:-Ребята, наша экскурсия продолжается. Проходим во второй зал, где представлена «Повседневная женская одежда». В повседневную женскую одежду входили мордовское платье, фартук и платок. А кто скажет и покажет на манекене - названия этих вещей на мордовком языке?
Р:- Мордовка сначала одевала нулу, потом завязывала фартук и на голову завязывала руця.(ребенок показывает на маникене).
В:- Ребята, у нас в музее случилась беда. Одежда старинная современем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете? Панар-ожаки, фартук и нула износились.
В:- Задание: мальчики зашивают фартук, а девочки – панар и нулу.
Дидактическая игра «Зашей одежду»
В:- Встаньте около понравившегося элемента мордовской одежды и подберите правильную заплатку. Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки), чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки.
В:- Дима, почему ты положил именно эту заплатку на дырочку?
Р:-Потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и фартук красный.
В:- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Скажите, а какая одежда на мне, праздничная или повседневная?
Р:- На вас праздничная мордовская одежда.
В: - А как вы догадались?
Р: - Потому, что на вас панар-ожаки, фартък, сёкт, крганят.
В:- Правильно. Дети, проходим в третий зал, где представлена «Мордовская мужская одежда». В старину мужчины наряжались в рубаху-панар с вышитым воротом. Ещё они подпоясывали его поясом. Одевали они льняные штаны и лапти.
В: - Ребята, на этом наша экскурсия в музей закончилась. Понравилось вам в музее? А теперь, давайте вернёмся снова в группу.
3 Часть:
В:- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу.
В:- Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами на столах лежит атласная лента и бусины. Нужно сделать украшение для мордовки, собрать бусы.
В: - У всех получили разные бусы. Молодцы!
Возьмите свои работы домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели.
Итог:
- С чем мы познакомились? (Со старинным праздничным мордовским костюмом).
- Что нового узнали?
- Какие новые слова?(панар – ожаки, сект, шамурвай).
В:- Пришло время прощаться. Давайте попрощаемся с нашими гостями на мордовском языке.
Р:-Васедемазонк!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: «Знакомство с ножом как столовым прибором». В старшей группе.
Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...
Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с животными жарких и холодных стран"
Дать представление о диких животных жарких и холодных стран. ...
«Мордовские узоры» (конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому развитию - рисование)
Задачи:«Познание»: Расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия, продолжать знакомить с культурой мордовского народа, формировать представления о народах, насел...
Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»
Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...
«Мордовская национальная кухня» (открытый обед) старшая группа
Знакомство с традиционными блюдами мордовской кухни, способами их приготовления....
Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет) с использованием фрагмента уголка сюжетно – ролевой игры «Дрессировщик-укротитель» Тема занятия: «Знакомство с животными жарких стран»
Цель: Способствовать возникновению игры на темы наблюдений из окружающей жизни. Закреплять представления детей о профессии циркового артиста- дрессировщика хищных зверей (укротителя). Закреплять...
Конспект занятия по обучению детей мордовскому (эрзя языку) «Весна» ( Тундо) старшая группа №9
Программное содержание: Познакомить детей с новыми эрзянскими словами, закрепить знание ранее изученных слов, формировать правильное произношение слов и слогов, воспитывать любовь к природе родного кр...